Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы отношения РПЦ к инославию». Важнейшие положения этого документа.



1. Церковное право как научная дисциплина. Задача, метод и система церковного права. Богочеловеческая природа Церкви (два аспекта в жизни Церкви). Этимология понятия: на славянских и германских языках " церковь" восходит к греческому «Дом Господень», а по-латыни и в языках романских - " ε κ κ γ η σ ι α " - общественное, или на­родное, собрание. Как Тело Христово Церковь никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество подчиняется общим условиям земного порядка: вступа­ет в отношения с гос-вами и др. обществ. образованиями. Область права охват. и внутрицерковную жизнь, устр-во Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви. Свои основн. законы Церковь получила от Христа, другие - издавала сама, властью, которую Он вручил ей. Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церк­ви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и отношения с другими обществен­ными союзами, религиозного или политического характера, составляют ЦП. Право. " Право" - предельно широкое и ключевое понятие в юридической науке. Определение " Дигест" Юстиниана: " Право есть творчество в области доброго и равного". Наука но­вого времени XVII-XX вв. дает более содержательные, но более узкие, односторонние определения. Напр.: " Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой". В юридической науке XX в. сложилось несколько школ; социологическая, психологическая, феноменологическая, нормативная. Любое право, в т.ч. внегосударственное, обычное или церковное, заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях по отношению к нарушителям установленного правопорядка. Задачей права является регулирование взаимоотношений между людьми, живущими в обществе, путем установления равно обязательных для всех пра­вил поведения. Разграничение морали и права. От морали право отличается по преимуществу общественным характером, в то время как мораль, не лишенная обще­ственного содержания, носит личностный характер. Церковное право как явление церковной жизни и как научная дисциплина. Взаимоотношения в Церкви регули­руются как внутренними мотивами людей и нравственными заповедями, так и обще­обязательными нормами, нарушение которых влечет применение санкций, хотя и со­вершенно особого характера. Церковному праву тоже присущ характер принудитель­ности, но меры принуждения отличаются от гражданских. Даже самые тяжкие приме­няются еще и для духовной пользы, самого нарушителя. Существование в Церкви об­щеобязательных законов не противоречит христианской свободе (права и обязанно­сти! ). Систематическое изложение права, которым регламентируется жизнь Церкви, составляет предмет науки " Церковное право" (или каноническое право). «Канон» (κ α ν ώ ν ) - кроме буквального (инструмент для проведения прямых линий) имеет зна­чение " образца, правила". В НЗ - в смысле " правила" христианской жизни + перечень Священных Книг, и список клириков, и особый литургический жанр. Предмет ЦП - ка­ноны в смысле дисциплинарных постановлений - правил апостольских, соборных, и святоотеческих. Каноны следует отличать, от оросов - догматических определений Со­боров, и от законов, изданных гражданской властью. В западной юридической лите­ратуре церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисцип­лины. Каноническое право - все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вс. Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, каса­ется оно церковных или гражданских дел. А церковное право - это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя. На Востоке: каноническое = церковное право. Задача - построить систему церковного пра­ва. Включает в себя: 1) восстановление исторического процесса формирования дейст­вующего ЦП одновременно с историей развития церковных институтов; 2) изложение нормы права, в основу которого должны быть положены не абстрактные схемы, ра­ционалистически выводимые из. априорных принципов, а та норма, догма права, кото­рая совпадает с положительным законодательством Древней Церкви - Правилами Апо­столов, Соборов и Отцов; 3) изложение действующего ныне положительного права от­дельных поместных Церквей; 4) критический анализ существующего церковного уст­ройства, критерием для которого являются, с одной стороны, древние каноны, а с дру­гой - реальные потребности современной жизни. Метод - историко-догматический (проф. А. С. Павлов). Надо восходить к неточным началам каждого церковно-юридического института и потом следить за всеми фазисами его исторического разви­тия, постоянно и точно отличая, те местные, национальные, политические влияния, под действием которых он достиг настоящего своего вида + постоянно иметь в виду связь церковного права с самым существом Церкви, с догматическими основаниями церковно-юридических институтов. Т.о. право Церкви предстанет перед нами как живое, в своем жизненном росте, со своим собственным характером. Такой метод ясно покажет, что следует признавать в праве Церкви существенным и неизменным и что случайным и несущественным, и как далеко можно идти в церковных преобразованиях, не каса­ясь существа Церкви и не колебля оснований ее права. Система ЦП: " Институции" св. Юстиниана уже устарели (абстрактная схема, по которой право разделяется на 3 отдела: лица, предметы и действия). Система Бернарда Павийского (12 в.) - уста­рела (предметная рубрикация: «судья» - учение о носителях церковной власти, «суд» - о судопроизводстве, «клир» - о правах и обязанностях духовенства, «брак» и «пре­ступление» - учение о церковных преступлениях и наказаниях). Цыпин предлагает (опираясь на системы церковного права, разработанные в новое время), следующий план курса: 1) источники канонического права; 2) церковное устройство (клир и ми­ряне, монашество); 3) органы церковного управления (во Вселенской и поместной Церквах, в епархии и на приходе); 4) виды церковной власти; 5) взаимоотношения Православной Церкви с инославными церквами и государствами. Научные дисцип­лины (богословские, юридические и исторические), смежные с ЦП. Как цер­ковная наука, каноническое право органически связано с системой богословских дис­циплин: экзегетикой, экклесиологией, нравственным и пастырским богословием, литургикой, патрологией и церковной историей. Как юридическая дисциплина - входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обыч­ным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. К изучению церковно-правовых источников привлекаются: археология, дипломатия, текстология, палеогра­фия.

2. Источники церковного права. Привести примеры.

Принято различать: материальные (лица и институты, создающие правовые нормы) и формальные(доку­менты, памятники, в которых изложены эти нормы) источники. Материальные: 1)Пер­воисточник - Божественная воляИисуса Христа. Учение Христа носит и правовой характер (устройство Церкви, способы поддержания церковного ми­ра и благочиния, средства восстановления попранного церковного порядка и т.п.). Божественное право(jus divinum) - это правовые заповеди Спасителя и постанов­ления, изданные апостолами (напр. крещение (Мф. 28: 19), Евхаристии (Лк. 22: 19); апостолам и священству - власть разрешать грехи (Мф. 18: 18); право получ. содержание от пасомых (Лк. 10: 7); о браке (Мф. 19: 5-9); суд над согрешившими братьями (Мф. 18: 15-17); отношение к гос.власти (Мф. 22: 21); о епископах и диаконах (1 Тим. 3: 1-13); об отнош. к гос. власти (Рим. 13: 1-7)), содержащиеся в Св. Писании, а также Св. Предание. 2) Церковь как источник своего права.Вытекает из Божеств. воли, т.к. законны только права и нормы, которые не противоречат ей или прямо вытекают из нее. Условность границы, отделяющей Бо­жеств, право от церковного права в узком смысле, которое отдельные канонисты наз­ыв-т чел-ским правом Церкви. Церковь - Богочеловеческий организм, двуприродное начало Церкви - взаимодействие сторон. Отождествлять Божественное право с церковным нельзя. Божеств. воле (и Вселенской Церкви) присуща непогрешимость. Но - мнение отдельных епископов, высших властей, органы поместных Церквей и т.д. - могут погрешать. Божественное право и церковное зако­нодательство имеют границы: 1) Божественное право нельзя отождествлять с определенными типами формальных источников (напр. только со Св. Писанием); 2) критерием Божественности права является не неизменяемость, а не­погрешимость правовых норм. Формальные: Каноны. Созданы Богочеловеческой Церковью. Состав: Правила Св. Апостолов, каноны 6-ти Вселенских и 10-ти Поместных Соборов и правила 13-ти Отцов. Соборы- орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Непогрешимы. Некоторые (напр. проф. Суворов) ограничи­вают непогрешимость Соборов их догм, определениями - оросами, не распространяясь на соборные каноны (т.к. изменяемые). Но: непогрешимость φ неизменяемость. Цер­ковное правотворчество существует в той области, которая уже урегулирована прави­лами Соборов. Частное церковное законодательство. Развивалось после основного Канонического корпуса. Не имеет общецерковного авторитета. Применение его огра­ничено границами епархий или автокефальных Церквей. Статуарное право - пра­во корпораций, не обладающих самостоятельной законодательной властью (уставы и статусы монастырей, церковных братств и обществ и т.п.) Оно осуществляется не в силу прав, принадлежащих им самим по себе, а по полномочию церковных инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. Обычай. Действует и вне цер­ковной сферы. В Др. Церкви отождествлялся с Преданием. Чтобы имел законную силу, необходимо его соблюдение в церквной области, имеющей законодательную автоно­мию: поместной Церкви, в епархии или монастыре и т.п. Требуется - разумность и из­вестная давность. Мнения авторитетных канонистов. Т.н. «советы мудрых», значе­ние - источник права. Они вошли в " Дигесты". Их сочинения, в виде ответов на вопро­сы, канонических трактатов или толкований на каноны, стали включаться в церковно-законодательные сборники. Особый авторитет: византийские канонисты XII в.: Ари-стин, Зонара и Вальсамон, XIV в. - М. Властарь. Государственное законодательство по церковным делам. В области внешнего права Церкви, т.е. ее правового положения в.государстве и гражданском обществе, воля гос. власти является суверенным законодательным источником. По внутрицерков-ному праву: разные мнения, может государство вмешиваться или нет. Католическая Церковь в принципе отвергает. Протестантские, канонисты эпохи Реформации и нового времени - гос. власть является полномочным органом внутрицерковного законодатель­ства (не зависимо от принадлежности к вере). Православие - глава государства в принципе никогда не признавался более чем мирянином или совокупный голос всех мирян. Церковные акты, изданное гос.властью имеют силу в связи с признанием их церковной властью (+ православность законодателя). Симфония часто нарушалась. При Петре I - «Духовный регламент» архиеп. Феофана (Прокоповича), протестантский образец власти. После - преобразование в «Синод».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь