Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковнослужители, правила, их касающиеся. Чины церковнослужителей.



Церковнослужители - низшие клирики. Их степени ус­танавливаются самой Церковью (она может вводить новые и упразднять). На свои должности церковнослужители назначаются, в степени - поставляются чином хироте­сии - руковозложения, которое совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать настоятели - архимандриты и игумены (14-е VII Вселенского). Степени церковно­служителей. Степени низших клириков введены в жизнь Церкви исторически, с само­го начала - не существовали. В Апостольский век были лица, исполняющие их обязан­ности (миряне, служившие привратниками храма, блюстителями порядка за богослу­жением, чтецами, и действовали под началом диаконов). Число должностей со време­нем увеличивалось, постепенно - стали низшей правительственной иерархией Церкви. Из мирян - в клирики. В латинских Церквах - быстрее, чем в греческих. На Востоке иподиаконат в III веке получил большое распространение. (Слово " иподиакон" впер­вые на Востоке встречается у Евсевия в " Церковной истории" (ок. 325 г.) + об анагно-стах (чтецах) и экзорцистах (заклинателях). Их степени упоминаются в Апостольских правилах, в канонах Антиохийского и Лаодикийского Соборов. Аколуф (" спутник", " служитель своего господина в пути" ) - в 1-е два века не представлял состояния или чина. Позже стали назначаться в помощь иподиаконам. Первоначально помогали при­нимать жертвенные дары - хлеб и вино, наблюдали за чистотою священных сосудов, исполняли обязанности алтарников. Экзорцисты, или заклинатели - обладали осо­бой харизмой - даром заклинания злых духов, не зависимо от степени. В эпоху гоне­ний (I - начало IV вв). этот дар был распространен среди христиан. С вхождением за­клинаний в чин Крещения необходимость в степени отпала. Лекторы (чтецы (греч. анагност)) - появление чина связано с чтением Св.Писания за богослужением. В пер­вые века - все читали, потом - самые искусные, подчинены диаконам и вошли в со­став низшего клира. В кон.II в. - становится должностным лицом. На Западе: Низшая из существующих - остиарии, привратники. В 1-е три столетия - не было особой степени, обязанности возлагались на мирян, а затем - на иподиаконов (субдиаконов). На Западе в IV столетии остиариат приобретает значение клирикальной степени, уста новлен порядок посвящения. Аколуфы, экзорцисты, лекторы и остиарии есть и ныне, но не исполняют тех обязанностей, которые связаны с ними в древности. При совершении богослужения - прислуживают миряне, особенно часто мальчики. Тради­ционная католическая доктрина всем церковнослужительским степеням усваивает апостольское происхождение (как производным от диаконской). В Православной Ц-ви -не считаются богоучрежденным институтом. Остались - иподиаконы и чтецы; по-ставление в обе совершается в день диаконской хиротонии. В Сербской Церкви - во­обще нет клириков. Чин певца - на Западе не вошел в иерархию клириков; на Восто­ке - некоторое время певцы посвящались и причислялись к клирикам. Пение апо­стольского века - всенародное. Позже - особые певцы. Отделение певцов от чтецов -15-е, 23-е, 24-е Лаод. и только на Востоке. II в., в эпоху гонений, на Западе - т.н. фоссоры, или копиаты, " труждающиеся" (гробокопатели) - гл. обязанность - забота о правильно устроенном погребении и охране мощей. Составляли особую коллегию. На Востоке - только в IV в. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставля­лись через хиротесию. В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла. Еще в древней Церкви - эксцепторы. Обязанность - составление стенографических мученических актов. Герменевты - и миряне, и клирики, и особенно часто - чтецы -переводили Св. Писание и поучения предстоятеля во время богослужения там, где об­щины были смешанными греко-латинскими по языку или в их состав входили люди, державшиеся местных языков. Вдовы, диаконисы, пресвитериссы, - женщины, не младше 40 лет. Это было всего лишь благословением на исполнение церковного слу­жения.

Классификация препятствий к священству.

Священнослужители - дух. руководители и на­ставники народа. Должны быть - глубина и крепость веры, высокий нравственно, с безупречной репутацией. Несоответствие - препятствие. Катол. право (а за ним и правосл.) разли­чает - 1) абсолютная неспособность к посвящению (incapacitas) - даже если ру­коположили, то - недействительно. 2) неправильность, т.е. недостаток, препятст­вующий, но допускающий диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. Безусловно неспособны - некре­щеные (т.к. не члены церкви) и женщины (по I Кор. 14: 34 - в храме да молчат). Ви­ды препятствий. Некоторые канонисты разделяют на: 1) обусловленые недостатками рукополагаемого; 2) связанные с совершением преступлений. Если кандидат даже не совершил уголовное преступление, но каноническое, напр. 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (Апост. 62, I Всел. 10, Анкир. 3); 2) ересь (I Всел. 19, Ка­ноническое послание Афанасия к Руфиану); 3, ) оскопление себя и других; 4) все т.н. плотские грехи (нарушение 7 заповеди) (Апост. 61, Неокес. 9, 10) - и подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения. На практике различие между нравственными недостатками, и т.н. недостатками веры, с одной стороны, и преступлениями - с другой, провести трудно, т.к. вторые невозмож­ны без первых. Поэтому более удобная классификация: 1) препятствия физического характера; 2) препятствия духовного характера; 3) препятствия социального характе­ра. Препятствия физического характера. 1) возраст - для служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, жизненный опыт. Для диаконства - 25 лет, для пресвитерства - 30 лет, диаконисе - 40 лет (14-е Трулл.). Иподиакон - 20 лет (15-е Трулл.). Поставленные ранее - извергались сана (15-е Трулл.). Епископство - каноны молчат. По ныне действующему Уставу РПЦ - в диаконы и пресвитеры - по достижении гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства - не моложе 30 лет. 2) состояние здоровья или телесные недостатки. Препятствия духовного характера. 1) недостаток веры: неофиты (1 Тим. - о еп-пе) недавно крещен. (3-е Лаод.); прежде отпадавшие от веры (10-е I Всел.); " клиники" ; не обративш. всех домашних (Тит. 1: 6; 45-й Карфаген.). Обратившиеся от ереси. 2) нравственные пороки: совершившие тяжкие грехи (убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия (61-е Апост.). Невольные убийцы (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Ростовщики (можно, если освободится от страсти (14-е Вас.Вел.). 3) от­сутствие необходимых знаний. Препятствия социального характера. 1) семейное положение: женатые на вдове, второбрачные, жена не христианка или прелюбодеица. 2) обя­занности перед государством: участник прав-ва, военный, осужденный. 3) общественная репутация: актер, ростовщик, держатель казино и т.д.

Требования к кандидату священства. Препятствия физического и социального характера.

Священнослужители - дух. руководители и на­ставники народа. Должны быть - глубина и крепость веры, высокий нравственно, с безупречной репутацией. Препятствия физического характера. 1) возраст - для служения необходимы зрелость ума, твердость убеждений, жизненный опыт. Для диаконства - 25 лет, для пресвитерства - 30 лет, диаконисе - 40 лет (14-е Трулл.). Иподиакон - 20 лет (15-е Трулл.). Поставленные ранее - извергались сана (15-е Трулл.). Епископство - каноны молчат. Древние " Апостольские постановления" (11, 1) - 50 лет. Фотиев " Номоканон" -35 лет, как исключение - 25 лет. Но - в церковной истории - случаи поставления во епископа лиц, не достигших 20 лет. Чтецы - в канонах не говорится. «Номоканон» -дозволяет 8-летних детей. Толкование Вальсамона - иногда в чтецы ставили и 3-летних младенцев. По ныне действующему Уставу РПЦ - в диаконы и пресвитеры - по достижении гражданского совершеннолетия (т.е. в 18 лет), а кандидаты епископства -не моложе 30 лет. 2) состояние здоровья или телесные недостатки. Физические недостатки и недуги сами по себе - не препятствие (можно и с одним глазом, или с по­врежденными ногами (77-е Апост.)), а только те, которые затрудняют священнослуже-ние (напр, глухота, слепота и проч.( 78-е Апост.)). Скопцы - если по болезни или от варваров, то можно, если сам или добровольно - нельзя (1-е I Всел. с толкованием Зонары). Б клир не допускаются лица, страдающие душевной болезнью (79-е Апост.). Католическое право расширительно толкует условия к рукоположению, связанные с телесными недостатками, запрещая посвящать горбатых, хромых, карликов, лишенных левого глаза (т.н. канонического глаза - oculus canonicus), а также указательного пальца правой руки. Препятствия социального характера. 1) семейное положение. Католики - не допускают незаконнорожденных (в православии - можно, если ведут жизнь достой­ную (" Пидалион", " Афинская Синтагма" ). Требование - абсолютная моногамия. Не до­пускаются - второбрачные и имевшие наложниц (17-е Апост.), по толкованию Зонары - если до крещения, то грех прощается, если после крещения, то не допускаются к священству; женатые на: вдове, или отверженной от супружества (оставленной - т.н. пассивная бигамия), или блуднице, или рабыне, или позорищной (актрисе - В.Ц.) (18-е Апост.); вступившим в брак с близкой родственницей - племянницей (19-е Апост.); связанные браком с нехристианками и вообще с неправославными женами (Зб-е (45) Карф.). Не допускаются - продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодея­нии. Если у рукоположенного жена впадет в прелюбодеиство - он должен развестись, если нет - не может служить (8-е Неокес). Епископ - безбрачие (13-е Трулл, ). У като­ликов - со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. 2) обя­занности перед государством. Не допускаются к епископству - занимающиеся " де­лами народного управления" (81-е Апост.), упражняющиеся в воинском деле (83-е Апост.), лишенные свободы по судебным приговорам, В древности - не допускались рабы (Апост. 82), крепостные. 3) общественная репутация. Должен быть " доброе свиде­тельство от внешних" (I Тим. 3: 7). Не могут быть - ростовщики (14-е Вас. Вел.; б-е Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф.), содержатели игорных домов. В случае необходимо­сти или ввиду выдающихся качеств кандидата законной церковной властью могут быть допу­щены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часты - в отношении возраста.

Требования к кандидату священства. Препятствия духовного и социального характера.

Священнослужители - дух. руководители и на­ставники народа. Должны быть - глубина и крепость веры, высокий нравственно, с безупречной репутацией. Препятствия духовного характера. 1) недостаток веры. Не допускаются: неофиты (1 Тим. - о епископе, чтоб не был из новообращенных) и не­давно крещеные (3-е Лаод.); прежде отпадавшие от веры (10-е I Всел.); обратившие­ся в исключительных обстоятельствах (напр, из-за страха смерти), в случае тяжкой болезни - в т.н. " клиниках" (по 12-му Неокес. - можно таковых рукополагать если об­наружатся добродетели и не будет более достойных); пришедшие от язычников, обра­тившиеся из порочных (разве что по благодати (80-е Апост.)); кто не смог обратить всех своих домашних (Тит. 1: 6; 45-й Карфаген.). Обратившиеся от ереси - после тща­тельного рассмотрения (напр, павлиане, если перекрестятся (19-е 1 Никейск.)). 2) нравственные пороки.. " Епископов... поставляти... которые с давнего времени ис­пытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову" (12-е Лаод.). Требова­ния: смирение, миролюбие, кротость. " Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен" (Тит. 1: 7-8). Не допускаются: совершившие тяжкие грехи, подлежащие публичному покаянию (убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия (61-е Апост.). Невольные убийцы (Вас. Вел. 43; 5 прав. Григ. Нисск.). Ростовщики (можно, если освободится от страсти (14-е Вас.Вел.). 3) от­сутствие необходимых знаний. Требуются - учительность, умение наставлять пасо­мых. Должен быть " Силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1: 9). Т.о. нужны основательная подготовка, твердое знание вероучения. Должен: знать Псалтирь (и клир поучать из нее), иметь усердие с размышлением читать Св.Писание и Правила и поучать народ (2-е VII Всел.). В настоящее время - кандидаты в основном готовятся в духовных школах. Препятствия социального характера. 1) семейное положение. Католики - не допускают незаконнорожденных (в православии - можно, если ведут жизнь достой­ную (" Пидалион", " Афинская Синтагма" ). Требование - абсолютная моногамия. Не до­пускаются - второбрачные и имевшие наложниц (17-е Апост.), по толкованию Зонары - если до крещения, то грех прощается, если после крещения, то не допускаются к священству; женатые на: вдове, или отверженной от супружества (оставленной - т.н. пассивная бигамия), или блуднице, или рабыне, или позорищной (актрисе - В.Ц.) (18-е Апост.); вступившим в брак с близкой родственницей - племянницей (19-е Апост.); связанные браком с нехристианками и вообще с неправославными женами (Зб-е (45) Карф.). Не допускаются - продолжающие сожитие с женою, уличенной в прелюбодея­нии. Если у рукоположенного жена впадет в прелюбодеиство - он должен развестись, если нет - не может служить (8-е Неокес). Епископ - безбрачие (13-е Трулл, ). У като­ликов - со времен папы Григория VII все клирики связаны обетом безбрачия. 2) обя­занности перед государством. Не допускаются к епископству - занимающиеся " де­лами народного управления" (81-е Апост.), упражняющиеся в воинском деле (83-е Апост.), лишенные свободы по судебным приговорам, Б древности - не допускались рабы (Апост. 82), крепостные. 3) общественная репутация. Должен быть " доброе свиде­тельство от внешних" (I Тим. 3: 7). Не могут быть - ростовщики (14-е Вас. Вел.; б-е Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф.), содержатели игорных домов. В случае необходимо­сти или ввиду выдающихся качеств кандидата законной церковной властью могут быть допу­щены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часты - в отношении возраста.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Основные расчетные величины индивидуального пожарного риска
  2. IV. Порядок разработки дополнительных противопожарных мероприятий при определении расчетной величины индивидуального пожарного риска
  3. Абсцессы брюшной полости. Причины, клиника, диагностика, лечение.
  4. В работе ставится цель - изучить влияние переменного параметра в одной из параллельных ветвей на величины и фазы токов ветвей и источника питания.
  5. ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕВМАТОИДНОГО АРТРИТА
  6. Векторные и скалярные величины в теории электромагнитного поля
  7. Величины мышечной силы правой и левой рук в группах мужчин
  8. Величины, характеризующие магнитное поле в вакууме и веществе
  9. Виды вибрации и причины их возникновения
  10. Виды и причины правонарушений. Предупреждение правонарушений.
  11. Вопрос 1. Политическая раздробленность Руси в ХII–XIII веках (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли).
  12. Вопрос 4 Основные причины и закономерности возникновения государства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь