Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы, регулирующие совершение Божественной Литургии и других последований.



Священнослужебная власть Церкви (potestas ministerii) обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение. Формы богопочитания могут различ-ся; различия в обрядах допускаются, но должно строго и точно выражать догматическое учение, веру Ц-ви. Карфаг. 116 - произвол в богослужении запрещается. Богослужения соверш. только: епископы и пресвитеры по воле епископа (Гангрс. 6 – анафема). Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения (Лаодик. 15). Богослужение совершается благообразно, благоговейно и в тишине, с соблюдением ясности и внятности в чтении и пении (Трулл. 75; Лаодик. 17). В воскресные и праздничные дни при общественном богослужении должны присутствовать все верующие (Трулл. 80 - прещениям, кто без благословных причин пренебрегает этим. Священнодействия, установленные Спасителем, как средства со­общений божеств. Благодати - Таинства; другие молитвословия, установленные Цер­ковью в силу власти от Основателя для призывания Божиего благословения - обряды. Главное богослужение - Божественная Литургия - Таинство Евхаристии. Принципы совершения: только в освященном храме; обязательно антиминс («вместо престола» - если в силу особых обстоятельств - вне храма, то он заменяет освящение храма; изо­бражение Спасителя во гробе, под ним вшита частица мощей, внизу антиминса - под­пись епарх. архиерея); в одном храме на одном престоле - Литургия 1 раз в день; священнослужитель не может совершать более одной Литургии в день - символ Еди­ной Голгофской Жертвы - образ Евхаристии). За причастие платы не взымать –Трулл. 23. Причащаясь - руки сложить во образ креста (Трулл. 101).

Каноны о посте, поведении в храме и церковном имуществе. Канонические принципы в них содержащиеся.

Классиф. поста: литургический и аскетический. Литургический пост - в этот день ц-вь не соверш. литургию, неуместно по событиям дня (в монастыре – нет литургии, нет обеда) – дни строгого поста (литург. пр. осв. даров – Трулл. 59.) - запрет литургического поста (Литургию надо совершать каждое воскресенье). В Трулл. 55, Апост. 63 – осужд. пост в субботу, впоследствии вошел в обычай Катол. Церкви. Трулл.13 - осуждается обязат. целибат для диаконов и пресвитеров. По воскресным дням и праздникам, в Великий пост по средам и пятницам - служить Литургию (Апост. 8; Трулл. 52, 80; Лаод. 49; Карф. 3). Аскетический пост: Апост. 69 – непостящ. в Св. 4-дес., среду и пятн., кроме немощи – извержен. Пр. Петра Александрийск. 15 – огов. пост в среду и пятн.(по Приданию), воскресн. – неколенопреклонный. Посты хранимы Ц-вью соблюдать строго (Гангр. 19), в воскрес. – ослабл. поста (Гангр. 18). Трулл. 56 – запрет на яйца и сыр в пост. Трулл. 67 – запр. крови (и приготовл.). Причащаться в алтаре могут только священники (Лаодик. 19); женщины не могут входить в алтарь (Лаодик. 44); если три воскресенья подряд не бывал на службе - да будет отлучен (Трулл. 80); причащаясь Тела и Крови - руки сложить во образ креста (Трулл. 101). Богослужение должно совершаться благообразно, благоговейно и в тишине, с соблюдением ясности и внятности в чтении и пении (Трулл. 75; Лаодик. 17). Не подобает псалмы не священные и книги не опред. каноном читать, а только В. и Н.З (Лаод. 59). Запрет на «агапы» в храме, или ложе постилать (Трулл. 74). Недопустимо присутствие животных в храме (Трулл. 88). В Трулл. 73 – запрещ. начертание креста на земле, попираемой ногами. Молящиеся в храме обязаны вести себя прилично святости храма, приходить к началу богослужения и оставаться в храме до окончания службы (Апост. 9 – наруш-й отлучать). Церковное имущество, как и всякое имущ-во, нуждается в управлении: не должно отдавать, продавать, ни отдавать в заклад (VII Всел. 12) (епископ или игумен); землю монастырскую не продавать; опись церковного имущества (отдельно от имущества епископа), и также на приходе (какое имущество церковное, какое - священника). Управление заключ. в контроле за сохранностью и в распоряжении по назначению. В Древней Церкви имуществом христианской общины - епископии - управлял епископ, обычно с помощью диаконов. Еп-п давал отчет в своем управлении лишь Богу. Но Антиох. 24 – опись имущества церковного, гласное. Антиох. 24 - иметь эконома как свидетеля домостроительства церкви дабы не падало нарекание на священство. С появлением приходов управление приходским имуществом ложилось на приходское духовенство, а с возникновением монастырей - на монастырских настоятелей, причем под началом настоятелей и в монастырях учреждалась должность эконома. В Русской Православной Церкви в синодальную эпоху Святейший Синод управлял хозяйственными делами через хозяйственное управление, архиерей - через эконома, настоятели монастырей - через эконома. Что касается приходских церквей, то распоряжение имуществом в них возлагалось на причт и старосту как представителя мирян. В настоящее время в Русской Православной Церкви существует Хозяйственное управление при Синоде, а в монастырях, духовных школах и других церковных институтах имеются должностные лица, в компетенцию которых входит управление имуществом. Приходское имущество находится в распоряжении приходских советов, избираемых приходскими собраниями. Но употребление ризничных предметов при богослужении зависит от усмотрения причта. Относительно священных сосудов и ризничных вещей, освящ. и употребл. в богослужения, запрещ. употреблять на житейск. нужды (Апост. 73, 72; Двукр. 10).

 

Заключение брака, его регламентация. Тематика канонов, касающихся брака. Препятствия к браку.

Определение: рим. юрист Модестин (III в.): " Брак - это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве". Содержится в Фотиевом " Номоканоне" (IX в.), " Син­тагме" Властаря (XIV в.), в греч. правовых сборниках, «Кормчей» и т.д. Церковь - по­заимствовала и христиански переосмыслила. " Оставит... отца и мать... " (Быт. 2: 24). "...что Бог сочетал, человек да не разлучает" (Мф. 19: 5-6). Прекращение - только по вине прелюбодейства (Мф. 19: 9). Брак - Таинство (Еф. 5: 22-25, 31-32). I в. - хри­стиане как римские граждане вступали в брак по гражданским законам - условие -по взаимному согласию. По форме - устно или письменно (в виде договора) или выра­жено делом - переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал «сговор», или обручение. О намерении - объявлялось в Церкви. Истинный брак совершался пред ли­цом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией (Тертуллиан). Т.о. цер­ковное благословение + гос.юридический договор. Заключение брака в Византии. 428 г. - имп.Феодосии II (408-450 гг.) и Валентинан (425-455 гг.) - брак заключается путем выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. С нач. 14 в. совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церк­ви. На основании законов Льва Мудрого, Алексея Комнина и Андроника Палеолога: 1) начиналось с заявления жениха и невесты или их родителей, которое они излагали своему епископу или его хартофилаксу (делопроизводителю). Если были препятствия - у архиерея испрашивалось особое разрешение на венчание, 2) выдавалось предпи­сание на имя приходского священника совершить браковенчание при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему. Церковное обручение, за которым сле­довало реальное начало брачных отношений, рассматривалось как действительное за­ключение брака (если кто женится на обрученной - прелюбодействует (98-е Трулл.). Возрастной предел: 12 лет для невесты и 14 - для жениха. Гражданское обручение - второе место - " несовершенное обручение". Обрученный, лишившийся невесты и вступавший в брак с другой - второбрачный. Если гражданское обручение соверша­лось родителями детей до 7 лет - церковного значения не имело. В старшем возрасте, иногда = церковное обручение. Лицо, обручившееся посредством гражданского об­ряда в возрасте старше семи лет, а потом женившееся на другом лице, не м.б. рукопо­ложено по причине второбрачия. Заключение брака в Русской Церкви. Народ долго считал венчание принадлежностью браков князей и бояр, продолжал придержи­ваться языческих обычаев (умыкания и купли невест). Свидетельства о таких браках -в лит. памятниках до кон. XVII в. Духовенство должно было венчать нецерковные браки, даже если уже были дети. Заключение браков: 1) обращение жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. 2) епископ выдавал просителю указ (т.н. венеч­ную память, или " знамение" ) на имя священника с предложением " обыска" (выявления препятствий). За выдачу " знамени" взималась пошлина (до 1765 г.). Особенность – в XVII в. - обручения сопровождались т.н. " зарядом" - договором о выплате неустойки в случае расторжения. 1775 г. - Синод издает указ о совершении обручения в одно вре­мя с венчанием. Исключение - императорская фамилия. Синод. эпоха - венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Желающий вступить в брак должен объявить об этом приходскому священнику (письменно или устно), указав свои имя, фамилию, чин, состояние, а также имя и фамилию невесты. Священник объявляет в храме (после Литургии). Прихожане сообщают о препятствиях (если есть, если нет -запись (обыск) в обыскную книгу, что препятствий к браку не открылось); в случае второбрачия - консисторский указ о расторжении первого брака и разрешение всту­пать в новый брак. Чинопоследование: в храме, жених, невеста и не менее 2-х сви­детелей (подтверждали акт браковенчания подписями в метрической книге). Вне хра­ма - только в порядке исключения. 1918 г. - отделение Церкви от государства, за­ключение брака переходит в ведение гос-ва, а венчание - по желанию. Отсутствие родительского - теперь не является препятствием (условие - брачный возраст и со­стоят в гражданском браке). Препятствия к браку, связанные с кровным родством. Условное препят­ствие. 1) Наличие близкого кровного родства между женихом и невестой, даже внебрачного (Левит. 18: 7-17, 20, 17; у римлян; 19-е Апост.). Расторгались (вплоть до 7-й степени бокового кровного родства). В России - не соблюдались буквально. Запрет- 4-я степень бокового кровного родства, выше - разрешалось. 2) сближение двух родов через брак их членов приравнивалось к кровному родству, хотя это было от­ношение свойства. Тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять

- отношения не допускаются (до 4-й степени свойства - 54-е Трулл.), позже - до 6-й степени свойства (вошел в Кормчую). Синод (1810) - безусловный запрет браков меж­ду двухродными свойственниками распространился лишь до 4-й степени. Еще т.н. фиктивное свойство - возникает между родственниками обрученных лиц. Византий­ское право ограничивало препятствия к браку, вытекающие из фиктивного свойства, 1-й степенью: запрещались браки между одним из разведенных супругов и детьми другого супруга от нового брака. Препятствия к браку, связанные с отношениями свойства. 1) Возникают из сближения двух родов через брак их членов. Тесть и зять, свекровь и невест­ка, отчим и падчерица, шурин и зять - отношения не допускаются (до 4-й степени свойства - 54-е Трулл.), позже - до б-й степени свойства (вошел в Кормчую). Синод (1810) - безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распро­странился лишь до 4-й степени, Еще т.н. фиктивное свойство - возникает между род­ственниками обрученных лиц. Византийское право ограничивало препятствия к браку, вытекающие из фиктивного свойства, 1-й степенью: запрещались браки между одним из разведенных супругов и детьми другого супруга от нового брака. 2) возникают так­же из отношений гражданскго родства - усыновления. В Риме и Византии - запрет до гражданского совершеннолетия; в IX в. - введена церковная форма усыновления -запрещены браки в родстве по усыновлению до 7-й степени. Б России - усыновление -гражданский акт, формально - препятствий не было (моральные). Препятствия к браку, связанные с отношениями духовного родства. За­прещалось - воспреемникам (53-е Трулл.) и родне до 3-й степени (в X в. - наличие духовного родства до 7-й степени включительно). Синод (1810) -запрет между вос­приемницей и восприемником, а также родителями последнего. По греч.законам - за­прещено " духовным брату и сестре" (воспринятых одним и тем же восприемником) и их потомки до 7-й степени духовного родства.


Поделиться:



Популярное:

  1. Delphi. Основные характеристики и терминология
  2. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  3. II. ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО
  4. II. Основные расчетные величины индивидуального пожарного риска
  5. VIII. Основные направления просветительской, популяризаторской и коммуникативной деятельности библиотек
  6. XVI. Основные правовые системы современности.
  7. А. Жизненный цикл продукта и его основные стадии. Оценка конкурентоспособности продукта
  8. Авторитарный режим: основные черты и виды
  9. АДАПТАЦИИ К ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
  10. Анатомо-физиологические особенности кроветворения, классификация, основные синдромы.
  11. Анатомо-физиологические особенности, основные синдромы и классификация
  12. Архитектура Возрождения. Классические традиции. Центрические храмы, базилики. Городские дворцы и виллы. Основные мастера. Скульптура эпохи Возрождения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь