Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Терапевтические возможности арт-терапии



В 1974 году психолог Джером Франк сформули­ровал пять основных эффектов любой успешной пси­хотерапии, которая:

1) предоставляет новые обучающие возможно­сти как на познавательном, так и практическом уровне;

2) вселяет надежду на избавление от страданий;

3) предоставляет опыт успешной деятельности;

4) дает возможность преодолеть чувство отвер­женности;

5) пробуждает яркие эмоции.

Арт-терапия вполне соответствует этим пяти эф­фектам.

Во-первых, арт-терапия является очень эффектив­ным форматом для обучения. Она помогает увидеть новые перспективы в любой ситуации и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запомина­ния. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и та­ким образом воздействуют и на эмоциональную сфе­ру личности.

Во-вторых, как и другие терапии, арт-терапия вселяет надежду в избавление от душевных страда­ний. Вера в самоизменение и возможность чувство­вать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта.

В-третьих, арт-терапия, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как созда­ние какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.

В-четвертых, арт-терапия предоставляет челове­ку чувство контакта с другими людьми. Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я по­нимаю» резонирует через все великие произведения искусства.

В-пятых, художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве вызывают сильней­шие эмоции, такие, как любовь, ненависть, во­одушевление, страх. Те глубокие изменения, кото­рые являются целью в арт-терапевтическом процес­се, могут произойти лишь в случае способности вос­произвести эти чувства, понять и принять их.

Эффективные арт-терапевтические формы дол­жны соответствовать следующим требованиям:

— нацеленность на длительный эффект, что под­разумевает не только их способность вызывать изме­нения, но и поддерживать эти изменения длительное время — они не должны носить слишком рациональ­ный характер, так как последнее препятствует раз­витию эмоционального процесса;

— вселять чувство надежды — преодоление труд­ностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий;

— предоставлять успешный опыт в процессе пре­одоления препятствий;

— трансформировать эмоции, используя соответ­ствующие символы;

— пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Креативность и арт-терапия

Творческий процесс является интегрирующим эле­ментом в арт-терапии. Креативность — это средство личностного роста, самопонимания и восстановле­ния. Создание художественных продуктов не только помогает раскрыть творческий потенциал личности, но и улучшить здоровье и самочувствие.

Существует множество научных представлений о креативности. Идеи о том, что такое креативность, что побуждает ее развитие, кто способен быть креативным, давно волнуют человечество. В начале XX ве­ка 3. Фрейд высказал мысль о том, что творческий процесс — это ответ на потребность разрешить внутри-личностные конфликты. Фрейд в основном был сосре­доточен на причинах проявления креативности и в меньшей — на сущности самого творческого процесса.

К. Юнг считал, что творческий процесс базирует­ся на двух модальностях: психологической и визио­нерской. На психологическом уровне содержание произведения искусства относится к сфере сознания: художник изображает то, что он видит вокруг себя.

Визионерский уровень творческого процесса свя­зан с частью психической жизни, которую Юнг на­звал коллективным бессознательным. Юнг верил в то, что великие произведения искусства являются великими именно потому, что в них запечатлены в виде различных художественных форм архетипы, некие прообразы коллективного бессознательного, имеющие универсальное значение, несущие трансцен­дентный смысл.

Таким образом, Юнг считал, что лишь гениаль­ные художники, такие, как Л. да Винчи, Микеланджело, Пикассо, способны к созданию визионерских произведений.

Современная точка зрения на креативность пред­полагает, что этим качеством обладает каждый че­ловек. Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства свя­заны именно с проявлением высокой креативности.

Однако творческий процесс используется повсед­невно в тех случаях, когда требуется разрешить про­блему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сде­лать жизнь особенной.

Креативность часто определяется как способность принести что-то новое и уникальное в существова­ние, как союз противоположностей, впечатлений, идей и понятий, которые кажутся подчас нереальными. Кре­ативность включает такие качества личности, как спон­танность, воображение, оригинальность самовыраже­ния, открытость новому, интуицию. Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием (особенно в части иррациональ­ного в личности), авантюризмом и азартом.

Креативность является формой ниспровержения барьеров, разрушением границ и отвержением обще­принятых правил. Креативный процесс характеризу­ется осознанием ограничений в мышлении, отношени­ем к миру. Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и пред­ставлениям. В этом смысле креативность тесно связа­на с такой личностной чертой, как смелость. В художе­ственном творчестве и в любой другой деятельности, не являющейся только репродуктивной, смелость со­здать что-то новое и уникальное может сопровождаться чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.

В последние десятилетия креативность стала опре­деляться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим это­го. К. Роджерс придавал максимальное значение в раз­витии креативности игре, спонтанной самоактуализации личности, раскрытию человеческого потенциала.

Стадии творческого процесса

Несмотря на годы исследовательской деятельнос­ти в области изучения сущности креативности, твор­ческого процесса, до конца неясно, каким образом происходит создание творческого продукта. Суще­ствует много теорий, но все они включают следую­щие стадии творческого процесса.

Подготовка

Подготовка включает, прежде всего, сбор инфор­мации, инструментов, материалов для создания чего-то нового. В художественном процессе это стадия сбора материалов и обдумывание идей. С одной сто­роны, вы испытываете воодушевление и любопытст­во по отношению к тому, что собираетесь создать, а с другой стороны, пока еще не ясна цель и тема. Это стадия экспериментальной работы с материала­ми, красками, образами и формами. Происходит встреча и конфронтация различных материалов, идей, препятствий и проблем.

Эта стадия включает также намерение создать что-либо. Необходимость этого намерения определяется в выявлении направления творческого процесса, его цели и смысла. В использовании искусства как тера­пии это может быть намерение лучше узнать себя посредством художественного самовыражения, из­менить свою жизнь, разрешить какую-то проблему.

Инкубация

Стадия инкубации является одной из самых кри­тичных. Она включает в себя не только работу, но и отдых, медитацию. Наступает измененное состояние сознания, в процессе которого происходит создание творческого продукта. Теряется чувство времени, и все проблемы уходят из плана сознания.

Стадия инкубации может проходить очень труд­но, так как вы можете потерять надежду или почув­ствовать себя совершенно застрявшим и разочаро­ванным. Вы можете потерять уверенность в себе, веру в то, что что-то путное может прийти в голову. Иног­да рациональность побеждает, и вы можете вернуть­ся к тому, что вы уже знаете, к чему-либо, что вы уже создали прежде, или к какому-нибудь стереотип­ному представлению. П. Пикассо заметил, что лю­бой акт творчества одновременно является и актом разрушения. Р. Мэй также указывал на то, что в творческом процессе вы разрушаете то, во что вери­ли прежде, но посредством этого разрушения вы ста­новитесь способны изменить самого себя.

В течение фазы инкубации вы можете создать мыс­ленный образ будущего творческого продукта, одна­ко он может измениться в процессе дальнейшей ра­боты. Для того, чтобы воспринять все те новые идеи, которые могут прийти, необходимо отпустить раци­ональное мышление, дать свободу собственной инту­иции, импровизации и дать возможность захватить себя игрой.

Иллюминация

Стадия иллюминации — это стадия, когда прихо­дит озарение. Неожиданно и спонтанно приходит решение проблемы или ответ на поставленный воп­рос. Это время открытий и время радости и удовлет­воренности тем, что удалось создать. На этой ста­дии художественный продукт может быть еще незавершенным, однако вы испытываете чувство уве­ренности от уже достигнутого результата.

Верификация

Эта стадия включает проработку деталей и завер­шение проекта. Это рациональный процесс, в кото­ром художественное выражение получает окончатель­ную форму.

Помимо перечисленных стадий творческого про­цесса, существуют их индивидуальные вариации. Зна­ние этих вариаций, их понимание особенно важны именно в арт-терапевтическом процессе.

В частности, уровень креативности зависит от степени увлеченности тем, в чем вы хотите преус­петь, и того, насколько значима или не значима для вас данная деятельность. То есть значительную роль в креативности играет мотивация, а также использу­емые материалы и среда.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь