Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Использование техники «каракули» в создании спонтанных образов



Техника «каракули» имеет самое непосредствен­ное отношение практически к каждому индивиду. Каждый человек в раннем детстве пытался создавать какие-либо образы, используя каракули.

Дети в возрасте приблизительно восемнадцати месяцев делают свои первые пометки на бумаге и в какой-момент начинают осознавать, что они способ­ны контролировать свои штрихи, «почеркушки». В возрасте двух лет большинство детей создают ри­сунки, которые психологи называют «каракули»; при­чем часть исследователей классифицируют эти кара­кули и относят их к разным типам. Так, наиболее часто дети создают каракули, которые выглядят как точки и хаотичные линии, которые со временем ста­новятся более ориентированными, вертикальными или горизонтальными, а также циркулярными.

Таким образом, рисование каракулей — это есте­ственная точка отсчета в арт-терапии, то, с чего на­чинал свою изобразительную деятельность каждый человек, и то, что будет наиболее естественной изоб­разительной деятельностью для тех взрослых, кто не имеет достаточного изобразительного опыта и не знает, с чего начать.

Перед началом упражнений, связанных с техни­кой «каракули», рекомендуется также использовать релаксационные упражнения (прослушивание со­ответствующей музыки с закрытыми глазами, ме­дитация).

Работа со спонтанными образами

Для многих людей процесс свободной работы с материалами при создании каракулей и спонтанных образов является творческим, расслабляющим и ос­вобождающим. В целом опыт работы в изостудии достаточно сильно отличается от опыта работы в рамках использования техники «Каракули» в арт-терапевтической деятельности. Существенным раз­личием является ориентация деятельности в изосту­дии в основном на процесс изучения, на присутствие определенных правил, которые сковывают, ограни­чивают творческое самовыражение. В то же время многие начинающие в рамках арт-терапевтической деятельности смогли раскрыть свои творческие воз­можности именно благодаря отсутствию всякой рег­ламентации изобразительной деятельности.

Несмотря на то, что сам процесс создания спон­танных образов обладает терапевтическим эффек­том, очень часто арт-терапевты помогают людям вы­ходить за пределы процесса в поиске смысла тех или иных созданных образов. Они используют разнооб­разные методы.

Каждый из созданных образов может быть очень значимым, однако целесообразно проанализировать серию работ, создаваемых в процессе нескольких арт-терапевтических сессий. Если исследовать содержа­ние работ, начиная с самой первой, то можно заме­тить, что язык созданных образов постепенно услож­няется. Для того, чтобы можно было проследить эволюцию в создании образов, рекомендуется ком­ментировать и датировать каждую работу. Коммен­тарии могут касаться впечатлений от созданных об­разов, использованных цветов, форм, композиции, также необходимо дать название работе, возможно сочинение историй, стихов, посвященных созданно­му художественному образу. В том случае, когда ни­чего не приходит автору в голову, ему следует при­крепить работу к стене, рядом с тем местом, где он часто может ее видеть. Возможно, что через несколько дней ему придет в голову комментарий к ней.

Приступающему к работе над созданием спонтан­ных образов также рекомендуется задать себе воп­росы, а затем в созданных образах попытаться раз­глядеть ответы на них. Такая установка не всегда срабатывает, однако может помочь в интерпретации образов.

Журнал спонтанных образов

Создание образов на постоянной основе откры­вает возможности для самопонимания и самовыра­жения. Идея о регулярном создании спонтанных об­разов и фиксировании комментариев по поводу их содержания была описана Маргарет Намбург.

Ведение журнала спонтанных образов часто пред­лагается в виде домашнего задания. Посредством создания образов несколько раз в неделю (или ежед­невно) можно обнаружить сходство в выбранных темах, цветах, формах, развивать свой визуальный язык, свой уникальный путь работы с материалами.

Мандалы и создание спонтанных образов внутри круга

Круг является наиболее естественной формой, которая используется в арт-терапии, так как это наи­более важный образ, проходящий через всю челове­ческую историю и восходящий к происхождению Вселенной. Спираль Млечного пути, орбиты планет, вращающихся вокруг солнца, и движение луны по небу — все это «небесное эхо» постоянного присут­ствия кругов. Дети раскрывают для себя, что они способны создавать циркулярные формы, аркообраз­ные, закрученные линии и спирали на бумаге.

Это универсальная основа художественного раз­вития каждого ребенка, вбирающая в себя мировой опыт. Изображение ребенком круга является наибо­лее ранним представлением о себе, своей личности.

Циркулярные формы в арт-терапии часто отно­сят к мандалам. На санскрите слово «мандала» озна­чает священный круг, и в восточной культуре специ­фические мандалы используют для медитации на протяжении веков. Буддистская Калачакра, также известная как колесо времени, возможно, одна из наиболее известных мандал, символически иллюст­рирует целостную структуру Вселенной. Мандалы представляются как голограммы космоса, в равной степени как и карты индивидуального сознания. Мандалы и циркулярные формы традиционно исполь­зуются в целительных церемониях во многих культу­рах. Например, индейцы навахо создают мандалы из песка для исцеления от болезней. Размеры таких ман­дал таковы, что возможно разместить внутри них пациента для проведения очищающего ритуала.

Карл Юнг познакомил западный мир с понятием мандалы. Он заметил, что его пациенты часто спон­танно создавали круги, и стал использовать слово «мандала» для их описания. Юнг имел свой собствен­ный опыт создания мандал в период первой мировой войны (1916—1920). Занимаясь рисованием мандал, он пришел к выводу, что мандалы отражают един­ство противоположностей, служат выражением са­мости и представляют собой символическое изобра­жение личности.

Мандалы относят к форме, которая является про­екцией человеческой психики в данный момент вре­мени и, соответственно, представляет потенциал воз­можных изменений и трансформаций личности. Многие верят в то, что когда образ мандалы появ­ляется спонтанно в сновидениях или искусстве, это показатель движения в направлении того, что Юнг называл индивидуация, или самоактуализация. Юнг также считал, что люди, спонтанно создающие ман­далы или видящие мандалообразные сновидения, компенсируют таким образом психологические рас­стройства, травмы. Юнг полагал, что образ манда­лы символизирует все человеческое бытие и отно­сится к потребности людей разрешить внутренние конфликты и противоречия. Другими словами, ког­да кто-то охвачен внутренними противоречиями, он создает образы мандал в своих сновидениях или спонтанном искусстве.

Рисование мандал и личностная трансформация

Для многих людей, страдающих от эмоциональ­ных и физических проблем, образ мандалы, возника­ющий в той или иной форме спонтанно, является знаком изменения и трансформации. Часто это ас­социируется с ощущением целостности, роста или Рождением чего-то нового. Это может быть также сигналом нового понимания самого себя.

Образ мандалы часто появляется в чьей-либо экс­прессивной деятельности, когда он (или она) стоят на пороге драматических изменений и сложной жиз­ненной ситуации. Люди, испытывающие серьезные болезни или жизненный кризис, могут спонтанно со­здавать мандалы, когда начинается их физическое и эмоциональное исцеление.

Создание мандал

Создание мандалы означает рисование образа, име­ющего внутри круговое пространство. Это может быть сделано при помощи любых материалов: красок, мас­ляной пастели, сухой пастели, цветных карандашей. Однако в связи с тем, что цвет имеет большое значение при создании мандал, необходимо выбрать те матери­алы, где существует достаточное их разнообразие.

Хотя работать можно внутри круга любого раз­мера, некоторые считают, что размер круга важен сам по себе. Арт-терапевт Джоан Келлог, авторитет в области рисования мандал, полагает, что круг дол­жен быть 30 см в диаметре. Дело в том, что средний диаметр человеческой головы приблизительно тако­го же размера. Однако можно использовать круги большего или меньшего размера. Допускается исполь­зование линованной в клетку бумаги для создания мандалы. Мандалы с квадратом внутри Юнг назы­вал репрезентацией себя.

Возможно создание мандал как на темной, так и на светлой бумаге. Используя бумагу разных цветов, можно обнаружить совершенно разный выбор цве­тов, материалов.

Ведение журнала мандал

Рисование мандал — это один из процессов, кото­рый наиболее эффективен в случае продолжительного периода времени. Ведение журнала мандал может быть особенно интересным опытом, так как образы часто меняются и развиваются с течением времени. Трудно заметить какие-либо изменения в рисунках мандал при наблюдении в течение дней или даже недель, однако в течение более продолжительного периода спонтанного рисования мандал будут замет­ны отличия в используемых цветах, формах и содер­жании в сравнении с теми, что создавались вначале.

Выбирая альбом для ведения журнала мандал, не­обходимо учитывать, какие материалы будут исполь­зоваться при их создании. При использовании цвет­ных карандашей оптимально подходят небольшие альбомы (18x24 см), в случае использовании красок и пастелей удобнее будут альбомы больших форматов.

Некоторые арт-терапевты считают, что в мандалах можно обнаружить специфические символы. С того момента, как мандалы стали представляться как универсально значимые изображения и выражать внутренние состояния психики, многие полагают, что они отражают смысл через цвета, формы и символы. Система понимания мандал была разработана Дж. Келлог и включает тринадцать типов мандал, известных как большой круг мандалы. Особые ри­сунки внутри мандал, используемые цвета отражают стадии внутреннего развития личности, индивиду­альность, духовный уровень и личностный стиль вза­имодействия с окружающим миром.

При ведении журнала мандал необходимо дати­ровать каждый рисунок, пытаться давать ему назва­ние, комментировать созданное изображение.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. 1.-ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИНАМИКИ
  2. III. 3. ПОСТРОЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ АНАТОМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
  3. А. И. Черевко. Расчет и выбор судовых силовых трансформаторов для полупроводниковых преобразователей. Севмашвтуз, 2007.
  4. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта
  5. Алгоритм формирования техники двигательных действий легкоатлетических упражнений. Характеристика и технология обучения технике легкоатлетического вида из школьной программы (по выбору).
  6. Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов
  7. Анализ тенденций развития уровня техники
  8. Аналого-цифровые преобразователи
  9. Аналого-цифровые преобразователи
  10. АППРОКСИМАЦИЯ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ
  11. Аэробика с использованием оборудования
  12. Б. ТЕХНИКИ МАССИРОВАНИЯ ГРУДЕЙ, ПРЕДВАРЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЯЙЦАМИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь