Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические вехи развития арт-терапииСтр 1 из 8Следующая ⇒
И.В. Сусанина Введение арт-терапию Учебное пособие Москва Когито-Центр УДК 615.851 ББК 88 С 90 Рецензенты: Д.И. Шустов — профессор, доктор мед. наук, заведующий кафедрой психиатрии РГМУ им. И.П. Павлова Ю.В. Егошкин — профессор кафедры психологии РГУ им. С.А. Есенина Сусанина И.В. С 90 Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2007. — 95 с: ил. Пособие знакомит читателя с бурно развивающимся в настоящее время направлением научной и практической деятельности — арт-терапией. Рассматриваются культурные предпосылки и история становления арт-терапии как метода терапевтической практики, ее возможности и механизмы воздействия. Анализируются основные особенности и этапы арт-терапевтического процесса, описываются различные формы арт-терапии, ее основные техники и направления. Рекомендуется студентам, обучающимся по специальностям «Социальная работа», «Социально-культурная деятельность». ББК 88 И.В. Сусанина, 2007 «Когито-Центр», 2007 ISBN 5-89353-215-5 Предисловие Язык искусства — красок, линий, форм и образов — говорит нам о том, что очень сложно выразить при помощи слов. Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Арт-терапия, как профессиональная деятельность, — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения. В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов. Появление арт-терапии, этой специфической деятельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы. Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40—50-х годах прошлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятельности. В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа канд. мед. наук А.И. Ко-пытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте практической психологии «Иматон»); проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педагогического мастерства в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, профессора Д.М. Аебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере образования; в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе психологического или медицинского образования). Арт-терапия как научный метод возникла в условиях западной культуры. Существенные социально-экономические, культуральные, социально-психологические различия, сложившиеся между двумя политическими мирами, объясняют трудности становления профессиональной арт-терапевтической деятельности в России. Однако перспективы развития арт-терапии в России связаны и с социально-экономическими условиями жизни страны, и с укреплением демократических основ государства и общества, и с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество, преодолением социально-культурных барьеров, возникших в советскую эпоху. Особый интерес представляет развитие арт-терапии в контексте социально-культурной деятельности. Подобный опыт уже десятилетиями существует во многих странах мира в форме открытой студийной работы. Деятельность открытых арт-студий направлена, прежде всего, на развитие творческого потенциала самых различных групп населения, а также на оказание им психологической поддержки. В отличие от традиционных студий изобразительного искусства (изостудий), достаточно распространенных в деятельности советских клубов, открытые арт-терапевтические студии ставят перед собой задачу не обучения навыкам изобразительного творчества, а, прежде всего, раскрытия креативных возможностей людей. В России данная работа лишь начинает развиваться, и, прежде всего, в мегаполисах. Однако существуют примеры студийной работы и в региональных центрах. К ним относятся: работа в направлении данс-терапии, проводимая Г.Д. Виноградовой с группами людей с ограниченными возможностями (на базе Рязанского Дворца Молодежи и выставочного зала Рязанского отделения союза художников России), а также работа в области визуальной арт-терапии, проводимая И.В. Сусаниной с группами бывших участников боевых действий (на базе санатория ветеранов войн в п. Солотча), а также с людьми с ограниченными возможностями, организованная на базе художественного салона «На Старом Перекрестке». Деятельность открытых арт-студий пока еще не имеет специальной профессиональной ниши, и существующий опыт является результатом воли и усилий тех, кто нуждается в такой работе, и тех, кто способен оказать такую помощь. Однако со временем эта работа должна стать частью действительности российской жизни, — так, как это произошло в индустриально развитых странах мира. Стартовым моментом, безусловно, является подготовка специалистов в этой области, формирование профессионального статуса арт-терапевта. В мировой образовательной практике арт-терапия является последипломной образовательной ступенью. Профессиональное образование в области социально-культурной деятельности максимально близко по своей направленности в качестве базового для подготовки арт-терапевтов открытых студий. Данное учебное пособие предлагается для студентов университета культуры и искусства в качестве ознакомления с основами арт-терапевтической деятельности, как одним из перспективных направлений их дальнейшей специализации. Креативность и арт-терапия Творческий процесс является интегрирующим элементом в арт-терапии. Креативность — это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Создание художественных продуктов не только помогает раскрыть творческий потенциал личности, но и улучшить здоровье и самочувствие. Существует множество научных представлений о креативности. Идеи о том, что такое креативность, что побуждает ее развитие, кто способен быть креативным, давно волнуют человечество. В начале XX века 3. Фрейд высказал мысль о том, что творческий процесс — это ответ на потребность разрешить внутри-личностные конфликты. Фрейд в основном был сосредоточен на причинах проявления креативности и в меньшей — на сущности самого творческого процесса. К. Юнг считал, что творческий процесс базируется на двух модальностях: психологической и визионерской. На психологическом уровне содержание произведения искусства относится к сфере сознания: художник изображает то, что он видит вокруг себя. Визионерский уровень творческого процесса связан с частью психической жизни, которую Юнг назвал коллективным бессознательным. Юнг верил в то, что великие произведения искусства являются великими именно потому, что в них запечатлены в виде различных художественных форм архетипы, некие прообразы коллективного бессознательного, имеющие универсальное значение, несущие трансцендентный смысл. Таким образом, Юнг считал, что лишь гениальные художники, такие, как Л. да Винчи, Микеланджело, Пикассо, способны к созданию визионерских произведений. Современная точка зрения на креативность предполагает, что этим качеством обладает каждый человек. Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства связаны именно с проявлением высокой креативности. Однако творческий процесс используется повседневно в тех случаях, когда требуется разрешить проблему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сделать жизнь особенной. Креативность часто определяется как способность принести что-то новое и уникальное в существование, как союз противоположностей, впечатлений, идей и понятий, которые кажутся подчас нереальными. Креативность включает такие качества личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию. Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием (особенно в части иррационального в личности), авантюризмом и азартом. Креативность является формой ниспровержения барьеров, разрушением границ и отвержением общепринятых правил. Креативный процесс характеризуется осознанием ограничений в мышлении, отношением к миру. Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и представлениям. В этом смысле креативность тесно связана с такой личностной чертой, как смелость. В художественном творчестве и в любой другой деятельности, не являющейся только репродуктивной, смелость создать что-то новое и уникальное может сопровождаться чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой. В последние десятилетия креативность стала определяться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим этого. К. Роджерс придавал максимальное значение в развитии креативности игре, спонтанной самоактуализации личности, раскрытию человеческого потенциала. Стадии творческого процесса Несмотря на годы исследовательской деятельности в области изучения сущности креативности, творческого процесса, до конца неясно, каким образом происходит создание творческого продукта. Существует много теорий, но все они включают следующие стадии творческого процесса. Подготовка Подготовка включает, прежде всего, сбор информации, инструментов, материалов для создания чего-то нового. В художественном процессе это стадия сбора материалов и обдумывание идей. С одной стороны, вы испытываете воодушевление и любопытство по отношению к тому, что собираетесь создать, а с другой стороны, пока еще не ясна цель и тема. Это стадия экспериментальной работы с материалами, красками, образами и формами. Происходит встреча и конфронтация различных материалов, идей, препятствий и проблем. Эта стадия включает также намерение создать что-либо. Необходимость этого намерения определяется в выявлении направления творческого процесса, его цели и смысла. В использовании искусства как терапии это может быть намерение лучше узнать себя посредством художественного самовыражения, изменить свою жизнь, разрешить какую-то проблему. Инкубация Стадия инкубации является одной из самых критичных. Она включает в себя не только работу, но и отдых, медитацию. Наступает измененное состояние сознания, в процессе которого происходит создание творческого продукта. Теряется чувство времени, и все проблемы уходят из плана сознания. Стадия инкубации может проходить очень трудно, так как вы можете потерять надежду или почувствовать себя совершенно застрявшим и разочарованным. Вы можете потерять уверенность в себе, веру в то, что что-то путное может прийти в голову. Иногда рациональность побеждает, и вы можете вернуться к тому, что вы уже знаете, к чему-либо, что вы уже создали прежде, или к какому-нибудь стереотипному представлению. П. Пикассо заметил, что любой акт творчества одновременно является и актом разрушения. Р. Мэй также указывал на то, что в творческом процессе вы разрушаете то, во что верили прежде, но посредством этого разрушения вы становитесь способны изменить самого себя. В течение фазы инкубации вы можете создать мысленный образ будущего творческого продукта, однако он может измениться в процессе дальнейшей работы. Для того, чтобы воспринять все те новые идеи, которые могут прийти, необходимо отпустить рациональное мышление, дать свободу собственной интуиции, импровизации и дать возможность захватить себя игрой. Иллюминация Стадия иллюминации — это стадия, когда приходит озарение. Неожиданно и спонтанно приходит решение проблемы или ответ на поставленный вопрос. Это время открытий и время радости и удовлетворенности тем, что удалось создать. На этой стадии художественный продукт может быть еще незавершенным, однако вы испытываете чувство уверенности от уже достигнутого результата. Верификация Эта стадия включает проработку деталей и завершение проекта. Это рациональный процесс, в котором художественное выражение получает окончательную форму. Помимо перечисленных стадий творческого процесса, существуют их индивидуальные вариации. Знание этих вариаций, их понимание особенно важны именно в арт-терапевтическом процессе. В частности, уровень креативности зависит от степени увлеченности тем, в чем вы хотите преуспеть, и того, насколько значима или не значима для вас данная деятельность. То есть значительную роль в креативности играет мотивация, а также используемые материалы и среда. Создание портфолио В процессе арт-терапевтической деятельности необходимо позаботиться о наличии портфолио, включающем созданные клиентами художественные образы. Хранение работ в папке, обеспечение их сохранности продиктовано следующими причинами. Прежде всего, необходимостью возвращаться к просмотру спустя какое-то время. Это позволяет увидеть изменения, которые произошли с личностью в процессе арт-терапии. Просмотр работ, с другой стороны, помогает людям начать ценить те художественные образы, которые они создали. Арт-терапевт, таким образом, не только с уважением относится к своим клиентам, но к тем работам, которые они создают. Уважение, проявляемое к творческим способностям и творческому самовыражению участников арт-терапевтических сессий, является одним из самых существенных элементов арт-терапии. Побуждение людей сохранять свои работы в хорошем состоянии и в хороших условиях вызывает у них чувство ценности их творческих способностей и созданных ими художественных образов. Папки для хранения работ могут быть разных форматов, из разных материалов, промышленные или самодельные. Таблица. Материалы, используемые в арт-терапии
Визуальный дневник Визуальный дневник предлагается вести участникам арт-терапевтических сессий как домашнюю работу. Визуальный дневник может представлять собой обычный художественный альбом, в котором можно делать регулярные зарисовки или создавать коллажи. Процесс ведения визуального дневника помогает участникам арт-терапии постоянно быть настроенными на создание художественных образов, развитие идей и визуального языка. Визуальный дневник выполняет ту же функцию, что и дневник, в котором записываются сокровенные мысли, идеи, описываются чувства. Ведение дневника помогло многим людям пройти через трудные эмоциональные периоды жизни, серьезные болезни, травмирующие потери. Кроме того, ведение дневника — это творческий процесс самовыражения, исследование собственного отношения к миру. Дневник — это то доверительное «лицо», которое помогает раскрыть и выразить наиболее важное в жизни. В дополнение к созданию художественных образов в визуальном дневнике очень важно записывать те или иные комментарии, а также придумать названия своим работам. Листы дневника обязательно должны быть пронумерованы, на каждом необходимо указывать дату.
Журнал спонтанных образов Создание образов на постоянной основе открывает возможности для самопонимания и самовыражения. Идея о регулярном создании спонтанных образов и фиксировании комментариев по поводу их содержания была описана Маргарет Намбург. Ведение журнала спонтанных образов часто предлагается в виде домашнего задания. Посредством создания образов несколько раз в неделю (или ежедневно) можно обнаружить сходство в выбранных темах, цветах, формах, развивать свой визуальный язык, свой уникальный путь работы с материалами. Создание мандал Создание мандалы означает рисование образа, имеющего внутри круговое пространство. Это может быть сделано при помощи любых материалов: красок, масляной пастели, сухой пастели, цветных карандашей. Однако в связи с тем, что цвет имеет большое значение при создании мандал, необходимо выбрать те материалы, где существует достаточное их разнообразие. Хотя работать можно внутри круга любого размера, некоторые считают, что размер круга важен сам по себе. Арт-терапевт Джоан Келлог, авторитет в области рисования мандал, полагает, что круг должен быть 30 см в диаметре. Дело в том, что средний диаметр человеческой головы приблизительно такого же размера. Однако можно использовать круги большего или меньшего размера. Допускается использование линованной в клетку бумаги для создания мандалы. Мандалы с квадратом внутри Юнг называл репрезентацией себя. Возможно создание мандал как на темной, так и на светлой бумаге. Используя бумагу разных цветов, можно обнаружить совершенно разный выбор цветов, материалов. Ведение журнала мандал Рисование мандал — это один из процессов, который наиболее эффективен в случае продолжительного периода времени. Ведение журнала мандал может быть особенно интересным опытом, так как образы часто меняются и развиваются с течением времени. Трудно заметить какие-либо изменения в рисунках мандал при наблюдении в течение дней или даже недель, однако в течение более продолжительного периода спонтанного рисования мандал будут заметны отличия в используемых цветах, формах и содержании в сравнении с теми, что создавались вначале. Выбирая альбом для ведения журнала мандал, необходимо учитывать, какие материалы будут использоваться при их создании. При использовании цветных карандашей оптимально подходят небольшие альбомы (18x24 см), в случае использовании красок и пастелей удобнее будут альбомы больших форматов. Некоторые арт-терапевты считают, что в мандалах можно обнаружить специфические символы. С того момента, как мандалы стали представляться как универсально значимые изображения и выражать внутренние состояния психики, многие полагают, что они отражают смысл через цвета, формы и символы. Система понимания мандал была разработана Дж. Келлог и включает тринадцать типов мандал, известных как большой круг мандалы. Особые рисунки внутри мандал, используемые цвета отражают стадии внутреннего развития личности, индивидуальность, духовный уровень и личностный стиль взаимодействия с окружающим миром. При ведении журнала мандал необходимо датировать каждый рисунок, пытаться давать ему название, комментировать созданное изображение. Арт-терапия в группах Художественная деятельность традиционно представляется как деятельность сугубо индивидуальная, когда художник находится один в студии, пространстве, отделенном от окружающего мира. С другой стороны, существуют исторические факты, свидетельствующие о том, что те или иные художественные продукты были созданы группами людей. В частности, исцеляющие ритуалы часто сопровождались художественной деятельностью всего сообщества людей и одновременно включали аспекты художественного воображения, являющиеся частью этого уникального опыта. Например, индейцы навахо создавали картины из песка для особых излечивающих целей, и частью этого процесса было присутствие на нем и наблюдение за ритуалом друзей и родственников исцеляемого. Визуальные объекты и образы часто использовались группами людей для награждения, чествования отличившихся или в память каких-либо событий. Арт-терапевт часто практикует с группами людей. Многие клиники имеют арт-терапевтические программы или арт-медицинские программы, рассчитанные на группы людей, имеющих ментальные или физические заболевания. И многие социальные службы предлагают групповую арт-терапию для людей, перенесших травмы, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, инфицированных спидом. В основном программы ведутся арт-терапевтами, психологами, социальными работниками, консультантами, хотя есть и такие, которые проводятся художниками, предоставляющими свои студии для работы с пациентами. В психиатрических клиниках терапия зачастую проводится в группах. При этом нередко люди работают индивидуально над своим художественным замыслом, создавая собственные спонтанные образы, но одновременно с остальными членами группы. Рисование в парах Рисование а парах представляет собой работу двоих людей в одном пространстве. Так, занимаясь с детьми, арт-терапевт может рисовать на одном листе вместе с ребенком, или же матери и ребенку может быть предложено работать на одном листе бумаги, для того чтобы пронаблюдать характер их взаимодействия. Другой вариант рисования в парах — рисование двоих на одном листе, но абсолютно молча. Это побуждает людей к невербальному диалогу на бумаге. После того, как процесс рисования заканчивается, арт-терапевт может задать вопросы участникам о том, что они чувствовали и думали во время совместной деятельности. В дополнение к рисованию работа в парах может быть и в области живописи, скульптуры, коллажа или конструирования. Семейная арт-терапия Семейная арт-терапия — один из самых популярных методов групповой работы с родителями, супружескими парами и детьми. Так как семья является по своей сути группой, семейная арт-терапия имеет много сходства с другими арт-психотерапевтическими группами. Семейная арт-терапия впервые появилась в 60—70-х годах прошлого века, когда арт-терапевт Ханна Квитковска использовала серию художественных заданий для того, чтобы оценить характер взаимодействий в семье и обнаружить наиболее распространенные темы общения среди членов семьи. Ее работа с семьями в Институте психического здоровья привела к росту и развитию семейных арт-терапевтических техник приблизительно в то же время, когда семейная терапия становилась популярным методом лечения в США. Семейная арт-терапия может помочь семьям осознать и разобраться в следующих вопросах: семейном взаимодействии, особенностях общения членов семьи, происхождении семьи, истории семьи, текущих семейных проблемах, индивидуальных проблемах членов семьи. Арт-терапия может предоставить семье новый опыт общения и самовыражения и дать терапевту информацию о том, каким образом взаимодействуют члены семьи и как они разрешают свои проблемы. Сталкиваясь с новой ситуацией (в данном случае, это совместное рисование), семья может реагировать теми же самыми эмоциональными проявлениями, которые характерны для обычной жизни. Создаваемые образы могут предоставлять инсайт о том, как члены семьи воспринимают друг друга, а также каким образом семья, как целое, влияет на каждого своего члена. Семейная арт-терапия может использоваться в самых разнообразных ситуациях. В основном, семьи приходят на арт-терапию для того, чтобы помочь одному из членов семьи. Когда существуют проблемы с одним из членов семьи, когда он находится в состоянии дистресса, обычно и вся семья подвергается этому фрустрирующему воздействию. Так, семейная арт-терапия может использоваться для работы с семьей, один из членов которой — человек с ограниченными возможностями, инвалид, либо хронически больной ребенок, либо родитель-алкоголик, либо трудный подросток. В каждом случае арт-терапия может применяться для исследования того, как члены семьи воспринимают «идентифицированного пациента», как каждый видит проблему и ее разрешение. Эффект от использования семейной арт-терапии — в ее способности предоставить соответствующие средства для самовыражения и коммуникации всем членам семьи. Бывает сложно использовать традиционные вербальные методы психотерапии при контакте с детьми в силу того, что она нередко вызывает у детей чувство тревоги. Художественная экспрессия может предложить наиболее подходящие средства для участия в терапии, так как искусство является естественным средством самовыражения для детей. Техники семейной арт-терапии В большинстве случаев семейный арт-терапевт предлагает художественные задания на основе потребностей и целей терапии. Невербальные командные художественные задания Арт-терапевт Хелен Лэндгартен описывает технику, которую она назвала «невербальное командное художественное задание», деятельность, в которой членам семьи предлагается выбрать партнера и создать совместный рисунок на одном и том же листе бумаги. Например, в семье из четырех человек ( двоих родителей и двоих сыновей) мать и старший сын могут образовывать одну команду, а папа и младший сын — другую. Каждой из команд предлагается создать картину, не общаясь друг с другом (вербаль-но или мимически). После того, как образы созданы, участники могут разговаривать друг с другом. Семейное рисование или коллаж Семье предоставляется большой лист бумаги, на котором предлагается создать рисунок или коллаж совместными усилиями. Задание может быть вербальным или невербальным. Тему определяет арт-терапевт, например, предлагает: «Нарисуйте себя, живущими на острове», или же ее выбирает сама группа. Арт-терапевт может сопровождать процесс и обычно интервьюировать членов семьи после того, как процесс создания образа завершен. В зависимости от контекста и цели арт-терапии арт-терапевт может сделать ударение на интерпретации содержания созданного художественного образа или же на процессе групповой динамики. Генограммы Семейная арт-терапия часто бывает направлена на исследование и коррекцию способов взаимодействия между членами семьи. Семейные терапевты в таких случаях интервьюируют членов семьи об истории семьи, о характере всех домочадцев, взаимоотношениях между членами семьи. Генограммы используются для того, чтобы визуально продемонстрировать генеалогическое дерево за последние три поколения. Генограмма буквально предоставляет картину семейных взаимосвязей и помогает как семье, так и терапевту понять источник любых проблем между партнерами, родителями и детьми. Традиционно генограммы используют простые формы для обозначения членов семьи: круги для обозначения женщин и квадраты для обозначения мужчин. Простые линии применяют, чтобы показать связь между родителями и их детьми. Семейный арт-терапевт может помочь индивидуально или семье в целом построить традиционную генограмму или побудить их создать творческую генограмму или коллаж. Например, каждый может выбрать свои цвета или символы для представления членов семьи и их взаимоотношений. Целью является не только создание семейного древа, которое описывает членов семьи, но также использование материалов для создания личных символов родителей, сестер и братьев, родственников, что может помочь раскрыть бессознательные ожидания. Приложения Рисованные пятна Данная техника начинается с использования образов, напоминающих тест Роршаха, представляющий собой проективную диагностическую методику. В данном случае не ставится диагностическая задача, однако работа начинается с создания своих собственных пятен при помощи красок и бумаги, как некий спонтанный дизайн. Материалы: три листа белой бумаги размером 45 х 60 см (бумагу допускается разрезать на меньшие листы, если это удобно для клиента), акварельные краски, кисть, емкость для воды, а также сухая или масляная пастель. 1. Приготовьтесь работать быстро в течение первой части этого задания. Возьмите бумагу и художественные материалы и расположите их на горизонтальной рабочей поверхности. 2. Используя большую акварельную кисть, опустите ее в воду, а затем в одну или несколько акварельных красок. 3. Нанесите на бумагу по крайней мере три спонтанных акварельных пятна. К тому времени, когда вы закончите третье, первое должно высохнуть. 4. Посмотрите на свое первое пятно, попробуйте повернуть рисунок в разных направлениях и попытайтесь разглядеть в спонтанном рисунке какой-то образ, выглядящий как реальный объект: лицо, человек, животное или пейзаж. Используя сухую пастель, прорисуйте этот образ, сделайте его более конкретным, дополняя его деталями. 5. После того, когда вы почувствуете, что работа закончена, дайте ей название. Проделайте то же самое с двумя другими пятнами. Рисование мандал Материалы: белая бумага размером 30 х 45 см, черная бумага размером 30 х 40 см (допускается разрезать ее на более малые размеры квадратной формы), сухая и масляная пастель (используйте и ту и другую для прорисовки деталей или более обобщенного изображения). Тарелка диаметром приблизительно 25 см для изображения окружности, карандаш и линейка для изображения прямых линий. Так как рисование мандал является релаксирующей деятельностью, данное задание имеет смысл начать с прослушивания спокойной инструментальной музыки для создания соответствующего настроения. 1. На листе белой бумаги, используя тарелку в качестве направляющей, нарисуйте окружность. Окружность можно нарисовать и от руки. 2. Используя художественные материалы, нарисуйте внутри окружности все, что вы захотите (линии, формы, цветные пятна). Вы можете начать с центра, вы можете разделить пространство внутри окружности тем или иным способом. Вы можете выйти за пределы окружности. В рисовании мандал нет никаких жестких правил, и работу можно продолжать до тех пор, пока вы не почувствуете, что она завершена. 3. Когда вы закончите рисование, поставьте точку на вершине своего рисунка и стрелкой обозначьте направление. 4. Повторите то же самое, используя черную бумагу. 5. Прикрепите рисунок к стене и постарайтесь придумать название работе и подписать ее с обратной стороны рисунка или прямо на рисунке. Вы можете также дать короткое описание рисунка, тех форм и красок, которые вы использовали, а также идею рисунка. Возможно, что вы увидите разницу между мандалами, изображенными на белой и черной бумаге. Цвета проявляются совершенно различным образом на черном фоне, и вы можете заметить, что на черной бумаге вы выбирали более светлые краски при рисовании мандалы. В последующем интересно использование серебристых, золотистых тонов пастели и других люминесцентных тонов. Карта чувств Материалы: большой лист бумаги, цветные карандаши или маркеры. 1. Попытайтесь выразить следующие шесть чувств на бумаге: ненависть, удовольствие, грусть, страх, любовь по отношению к вам, вашу любовь к кому-то. Используйте разные цвета для выражения различных чувств. Попытайтесь представить, как каждая эмоция выглядит, ее размер и форму. Попытайтесь не использовать пиктограммы для изображения чувств. 2. Когда вы закончите работу над изображением чувств, попытайтесь увидеть взаимосвязь в созданных вами рисунках, как те или иные образы соотносятся друг с другом. Имеют ли какие-то из них общие линии, детали, цвета? Сравните их по размеру. Есть ли рисунок, над которым вы работали большую часть времени? «Живописное изображение ваших чувств» Живописная техника является наиболее пригодной для изображения чувств, эмоций, так как краски — наиболее текучий материал. Несмотря на то, что не существует магической формулы для изображения беспокоящих вас эмоций и нахождения состояния благополучия, спонтанная живопись может помочь вам разобраться в ваших чувствах и выразить их. Приготовьте ряд поверхностей, таких как, акварельная бумага, картон размером 27 х 35 см. Используйте акриловые или темперные краски, используйте цвета, передающие ваше настроение, или просто рисуйте спонтанно. Просто рисуйте. Начните двигаться вместе с кистью. Смотрите, что получается. Ничего не произойдет, если вы не начнете рисовать своим собственным способом. Начните работу так, будто вы танцуете всем своим телом, а не только используете пальцы или кисти рук. Используйте свои руки со всей силой своего тела. Смотрите на формы, которые появляются, и подумайте, что вы можете сделать с ними. Расслабьтесь и найдите свой собственный способ создания образов при помощи красок. Если вы продолжаете чувствовать напряжение, попытайтесь рисовать своей недоминантной рукой. Диалоги Выберите цвет, выражающий какую-то часть вашей личности, а затем объединитесь для работы с человеком, который выбрал другой цвет. Затем при помощи красок или пастели постарайтесь организовать диалог на бумаге в виде линий, каждый использует только свой цвет. Варианты: 1. Используйте цвета и формы, любые виды штрихов в качестве ответов на вопросы. 2. Попытайтесь изобразить в своем графическом диалоге какие-то конфликтные настроения. 3. Один человек начинает диалог на бумаге в виде какого-то изображения, затем останавливается, а другой продолжает рисунок с того места, где остановился первый. 4. Оба работают одновременно, взяв свою «линию» ведения диалога на бумаге. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы