Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни обществаСтр 1 из 24Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций
Красноярск 2007
УДК 1 (075.8) ББК 87я73
Авторы-составители: Кузнецова Марина Федоровна – кандидат философских наук, доцент Пфаненштиль Иван Алексеевич – доктор философских наук, профессор
Кузнецова, М.Ф., Пфаненштиль И.А. Философия: конспект лекций. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. – 203с.
Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата в рамках разработки УМКД Института фундаментальной подготовки на кафедре философии и методологии науки СФУ. Пособие состоит из двух разделов: 1 – история философии (основные направления, школы и этапы исторического развития), 2 – философские проблемы и категории. Освещены основные моменты истории философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы, общества и человека, проблемы познания и сознания, показана специфика и взаимодействие науки и техники, прогнозы будущего развития цивилизации. В ходе изложения материала учтены межпредметные связи и возможности формирования основополагающих компетенций, прописанных в современных стандартах высшего образования. Конспект лекций может быть использован преподавателями философии для чтения лекций по дисциплине для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата, а также студентами этих же направлений для самостоятельной теоретической подготовки к семинарским занятиям и в целом для освоения дисциплиной.
УДК 1 (075.8) ББК 87я73
© Сибирский федеральный университет, 2007 Содержание Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. История философии 6 Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества 6 Лекция № 2. (продолжение темы) 12 Лекция № 3. Античная философия 24 Лекция № 4. Средневековая философия 33 Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения 43 Лекция № 6. Немецкая классическая философия 55 Лекция № 7. Современная западная философия 67 Лекция № 8. Русская философия 78
РАЗДЕЛ II. Философские проблемы и категории 91 Лекция № 9. Учение о бытии (онтология) 91 Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика) 101 Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования 113 Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия) 124 Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) 136 Лекция № 14. Проблемы сознания 146 Лекция № 15. Познание (гносеология) 160 Лекция № 16. Научное познание 175 Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники 181 Лекция № 18. Будущее человечества (философский аспект) 193
Библиография 201
Предисловие
Настоящий курс лекций был построен исходя из того, что высшее техническое и естественнонаучное образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также и фундаментальную, социально-гуманитарную и прежде всего философскую подготовку будущих бакалавров и инженеров. Одной из важнейших тенденций развития современного общества является гуманитаризация основных сфер деятельности человека, в том числе и его образования. Сегодня мы все больше осознаем, что наша жизнь определяется «качеством» нашего сознания. А «качество» сознания – это не только научные знания, информация о мире, это еще и отношение к миру, к другим, самому себе. Все это – проблемы мировоззрения, которые не решаются в рамках какой-нибудь одной науки, а решаются совместными силами науки и философии. Важным моментом является и то, что философия как нельзя более точно соотносится с формированием тех основополагающих компетенций, которые прописаны в современных стандартах высшего образования: общенаучные (способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике общенаучные и философские методы в различных видах профессиональной и социальной деятельности; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи логически оформить его результаты), инструментальные (готовность работать с информацией из различных источников; владение навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики), социально-личностные и общекультурные (способность и готовность к социальному взаимодействию с обществом; к сотрудничеству и социальной мобильности; способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии; способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, к анализу своих возможностей; способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и лично значимых философских проблем; способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества; способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу). Ориентированность лекционного курса на различные направления технического и естественнонаучного бакалавриата отражена в подборе лекционного материала. Особенностями курса являются: во-первых, широкий диапазон охвата истории мировой философской мысли, а, во-вторых, интеграция философско-гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического знания, отражение межпредметных дисциплинарных связей. Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата в рамках разработки УМКД Института фундаментальной подготовки на кафедре философии и методологии науки СФУ. Пособие может быть использовано преподавателями философии для чтения лекций по дисциплине для указанных направлений, а также студентами этих же направлений для самостоятельной теоретической подготовки к семинарским занятиям и в целом для освоения дисциплиной. Организационно-методические указания, представленные в обозначенном УМКД, окажут помощь преподавателям и студентам в выборе приоритетов и расстановке акцентов при освоении теоретическим материалом данного курса.
РАЗДЕЛ I. История философии Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества
План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии. 5. Философия в структуре мировоззрения. 6. Проблема метода в философии. 7. Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.
Лекция № 2. (продолжение темы)
Функции философии. Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции. 1. Мировоззренческая функция. Обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов на мир и место человека в нем с рациональных, понятийных позиций, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Ни одна частная (специальная) наука не выполняет данной функции. Специальные науки имеют своим предметом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древней притчи. «Однажды трое слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому – ногу а третьему – хвост. «Ну как, теперь вы знаете, что такое слон? » – спросили их. «О. да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея», – ответил первый слепой. «Это что-то большое, как колонна», – отозвался второй, ощупывая ногу слона. «Это что-то тонкое и длинное, как веревка», – сказал третий». В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь под одним углом зрения остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук, определенных областей культуры. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, такую задачу решает философия. «Ее задача – писал В.С. Соловьев – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство». Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о разуме, о познании, о нравственности и т.п. Развитие специальных наук, прежде всего научные революции, приводит к смене картины мира, что, в свою очередь, ведет к возникновению новых идей и подходов в философских учениях, связанных с наукой. Например, значимые естественно-научные открытия XIX – XXвв. (клеточное строение организма, эволюционная теория, общая теория относительности и др.) явились важными факторами построения современной картины мира. 2. Гносеологическая функция (напомним: от греч. gnosis – знание). В теории познания отношение «мир – человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. В противоречивом взаимодействии субъекта и объекта познания постигается истина. Вопрос о том, что такое истина, есть один из вечных вопросов гносеологии. Исследуя проблему истины и ее критерия, ее внутреннюю диалектичность, философия выполняет гносеологическую функцию, вносит тем самым свой вклад в познание. Здесь стоит отметить, что в теории познания сложились два основных направления: эмпирическое и рационалистическое. Сторонники эмпиризма (от греч. empeiria – опыт) единственным источником знания считают опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма (от лат. ratio – разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения, опыта, эксперимента. Очевидно, что оба эти направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека. 3. Методологическая функция заключается в том, что философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира. 4. Интегративная функция. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами, столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную систему. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе. 5. Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», проповедуемый многими философами со времен античности, свидетельствует о важности критического подхода по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании, а не абстрактный нигилизм. Также следует помнить, что цель критики – не оскорбление или умаление достоинств критикуемого объекта, а его коррекция. Критика должна быть корректной, а не агрессивной, и вести должна к совершенствованию и постижению истины, а не к самоутверждению. 6. Аксиологическая функция (греч. axia – ценность) выражается в ориентации на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей. Как правило, в такие моменты истории и развития общества наблюдаются всплески интереса широких масс к различным философским и религиозным учениям. 7. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде, чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. 8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться, например, «планетарная этика» Рерихов; «русский космизм» К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса; «ноосферная концепция» В.И. Вернадского и др. Следует подчеркнуть, что все функции философии взаимосвязаны. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и прогностическую и т.д. Вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания. Перечисленными функциями содержание философии не исчерпывается. В зависимости от сферы приложения философии выделяют также и теоретическую, онтологическую, культурологическую, логическую, эвристическую, герменевтическую, чувственно-эстетическую, культурно-воспитательную, координирующую и др. функции. Важность выполняемых философией функций точно отметил в своем высказывании такой русский философ как Г. Челпанов: «… самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний». Философия хотя и не дает однозначных ответов, но учит думать и размышлять. Изучение философии призвано помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды у человека в более продуманное, обоснованное миропонимание, мировоззрение.
Исходные принципы средневековой философии Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, от которого он не может избавиться или убежать; он решает те задачи, которые перед ним поставило Время. Человек, родившийся в первых веках нашей эры, находился в ситуации некоторой безнадежности, разочарованности блеском и суетой мира сего. Это был человек отчаявшийся, разуверившийся в богах, звездах, космосе, астрологии, осознавший в полной мере ничтожность, преходящесть и неполноту собственной жизни. Подобно одинокому, уставшему путнику после долгого странствия, человек больше не верит в собственные силы и осознает свою ограниченность. Это значит – человек жаждет утвердиться в такой реальности, которая была бы прямо противоположна существующей. Что может утолить жажду, придать силы, вселить радость? Только то, что неизмеримо выше природной человеческой реальности, – то, у чего нет начала и конца, нет смерти; эта иная реальность бесконечна, вневременна, всеведуща и всесильна; своей благой провиденциальной волей она ведет человека от рождения к исходу. Эта реальность есть Бог. Как только человек приходит к подобному выводу, он начинает выстраивать свою жизнь в новой перспективе. Все, что составляет его жизнь, все, что он в ней делает, теперь соотносится с иной – подлинной – реальностью: подобно тому, как горизонт, являясь частью пейзажа, придает ему глубину и бесконечность, так и чувство вездеприсутствия Бога, кардинально изменяя жизненные ценности, придает им новую смысловую насыщенность. Древний грек тоже знал «божественное», и все-таки это был абсолютно другой опыт. Для грека, которого впоследствии станут именовать язычником, высшую реальность составляла совокупность психотелесных элементов или Космос. Теперь же подлинной реальностью является нечто принципиально иное: не телесное и даже не психическое. Теперь подлинная реальность возникает из отношения человека к Богу. Мир христианина составляют только Бог и человек – лицом к лицу. Они связаны между собой особым отношением, которое можно было бы определить как моральное, а еще лучше – как сверхморальное. Человек осознает свою абсолютную зависимость от Высшего Существа и рассматривает свое бытие исключительно как творение. Новое понимание абсолютной реальности можно обозначить понятием «монотеизм» (гр. monos – один, единый, единственный и theos – бог). Единственность и единость Бога в христианстве подчеркивается тезисом о творении ex nihilo («из ничего»). Античное представление о Боге предполагало наряду с ним существование некой субстанции (материи, небытия, хаоса), из которой производится, «лепится», творится мир. Из первоначального хаоса греческие боги выводят мир, точнее сказать, приводят первоначальный хаос в гармонию, в порядок, в то, что называется собственно «Космос». В противовес такому пониманию христианство утверждает: Бог творит мир «из ничего», т. е. нет ничего такого, что предшествовало или существовало бы наравне, наряду с Богом. Мысль Его, Его воля и желание создать мир становятся единственным основанием для происхождения всего сущего, а значит, Бог – абсолютно свободная, ни от чего не зависящая сущность. Отсюда вытекает следующее важнейшее положение средневекового миросозерцания: поскольку человек – образ и подобие Божие, постольку его бытие, так же как и божественное, свободно, хотя оно и является, как все на свете, творением. А так как Бог в христианстве – Личность (св. Троица), то и человек в христианском опыте тоже личность. Поэтому нет ничего удивительного, что одним из излюбленных методов и приемов философии средневековых мыслителей становится исповедь («Исповедь» Августина), автобиографическая повесть («Утешение философией» С. Боэция, «История моих бедствий» П. Абеляра). Другими словами, философскому рассуждению предпосылается обращение к глубинным истокам и переживаниям личности, очень часто выливающимся в молитвенное обращение к Богу. Вообще, интерес к внутреннему миру человека, его постоянные самонаблюдение, анализ и самооценка – заслуженные достоинства христианской культуры. Единственная подлинная реальность для нее – это Бог и душа. Душа – традиционное понятие, обозначающее в средневековой мысли «Я». Св. Августин, прототип сложившегося христианина, обращенного из язычника, скажет: «Бог и душа влекутся друг к другу. – И нет ничего кроме этого? – Ровно ничего». Принцип откровения. Для истинного христианина все, что мирское, не представляет особого интереса. Отсюда пренебрежение к делам мира сего – к политике, экономике, наукам, свойственное первым векам христианства. Такая позиция совершенно логична для того, кто стремится быть только христианином. Понятно, что категории греческой философии, выработанные в ходе анализа космической псевдореальности, здесь ничего не стоят. И хотя сам Св. Августин рассматривал Платона как лучшее введение в христианскую веру, платонизм никоим образом не есть христианство и в своих основных смыслах прямо ему противоположен. В абсолютную реальность, каковой для христианина является Бог, невозможно проникнуть с помощью разума. Разум – одна из способностей, дар естественной природы человека, которым он обладает с рождения. Платоновские идеи – эйдосы – более или менее доступны человеческому разумению; их познание как раз и раскрывает, что есть человеческий разум по своей сути. Но Бытие христианского Бога настолько запредельно, или трансцендентно, как выражаются в философии, что между ним и человеком нет прямого пути. Чтобы познать его, нужно родиться как бы во второй раз – духовным рождением, нужно, чтобы Бог возжелал открыть себя человеку. Бог как Откровение – наиболее характерный атрибут христианского Бога. Идея Откровения, равно как и творения, – специфический христианский опыт, совершенно новый на фоне греческой мудрости. Обратим внимание: в Откровении не субъект – человек – в результате своей деятельности познает объект – Бога, а наоборот, объект – Бог – позволяет, чтобы субъект познал Его. Это удивительный тип познания: здесь не человек стремится овладеть истиной, но, напротив, истина стремится овладеть человеком. Как говорил Августин, само наше обращение к Богу – это уже дар Божий. Итак, в широком смысле слова, Откровение есть тот новый, духовный опыт, который отличает христианина от язычника. В философском отношении Откровение обозначает, что существует нечто, чего принципиально Поскольку весть о Боге запечатлена в главном источнике для христианина – Библии, постольку исходным пунктом всякого теоретизирования становится текст Священного Писания. Авторитет Писания (канон которого окончательно сложился в IV в.) в средневековом стиле мышления неизмеримо превосходит значимость любого философского текста. Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Поэтому средневековая философия (особенно в первые века христианства) есть прежде всего философская экзегеза (истолкование), интерпретация священного текста. Отсюда подлинная философия отождествляется с теологией (гр. theologia < theos бог + logos учение). Еще Климент Александрийский во II–III вв. сформулировал основной тезис раннего средневековья: «Философия – служанка богословия».
Философия Нового времени. Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания. Начиная с XVI в. активно развивается естествознание: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. Расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание человека. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками переносятся и на исследование общества. В самостоятельные отрасли выделяются в этот период времени обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология. Для онтологии (общей теории бытия) этой эпохи характерны такие черты, как механицизм – абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат. deus – бог) – признание Бога первопричиной развития природы, силой давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал формой дистанцирования от религии в эту эпоху. Деизм – это учение, которое признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога. Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея и Иоганна Кеплера, а также открытые Исааком Ньютоном законы классической механики. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами Европы этой эпохи являются: Ф. Бэкон (1561-1626) – Англия, Р. Декарт (1596-1650), Б. Паскаль (1623-1662) – Франция, Б. Спиноза (1632-1677) – Голландия, Г. Лейбниц (1646-1716) – Германия. В эпоху Нового времени продолжается идущая еще от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления трансформировались в новую эпоху в эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – (от греч. empeiria – опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. Рационализм (от лат. ratio – разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм – на математические. Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэкона является «Новый Органон» (в честь «Органона» Аристотеля). Лозунгом философа стал афоризм «знание – сила». Бэкон считал, что цель научного знания в принесении пользы человеческому роду, в практической значимости знания. Знание – сила, а эта сила выражается, прежде всего, в стимулировании человека к действию. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами – искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. 1. Первый вид заблуждений – «идолы рода». Они «вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же указывают на свои ошибки. 2. Второй вид заблуждений – «идолы пещеры» – происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф.Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего собственного субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений. 3. Третий вид заблуждений – «идолы рынка» – проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представителями и мнениями. Они, как считал Бэкон, наиболее тяжкие из всех, т.к. «они внедрены в разум согласованием слов и имен». 4. Четвертый вид заблуждений – «идолы театра» – связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, - в будущем их будет еще больше. А потому «истина – дочь времени, а не авторитета». Кроме засоренности сознания людей от идолов, Бэкон считал главным препятствием на пути изучения природы схоластическую философию. Бэкон говорил, что схоластика плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, т.е. на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что, пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного знания вещей и законов природы. Ф.Бэкон считал, что для эффективного познания мира необходимо правильно выбрать метод этого познания. Именно Ф. Бэкона считают основоположником эмпирического метода, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы познания, как анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным же методом познания Бэкон считал индукцию – движение от единичного к общему. Становление рационализма связано с именем французского математика Рене Декарта, или Картезия. Основные сочинения Декарта: «Рассуждение о методе», «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Главенствующая роль в процессе познания отведена Декартом дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. Истинным, по Декарту, может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно существую» – гласит основополагающий тезис Декарта. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнение, в философии Декарта, – это не путь отрицания познаваемости мира, а путь поиска достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных сфер. В своей работе «Рассуждение о методе» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. А создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», даст возможности построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив ее от случайности. Им были выведены основные правила рационалистического метода: 1) принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению; 2) каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа); 3) в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза); 4) требуется полнота перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено. Главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции – движению от общего к частному. Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от лат. substuntia – сущность) – это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Например, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей. Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной прежде всего). Главными атрибутами духовной субстанций являлось мышление, материальной – протяженность. Способностью мышления обладает только духовная субстанция. В центре философии Декарта, как и философии Нового времени в целом, находится размышляющий субъект. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Бенедикт Спиноза – нидерландский философ-материалист, критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Спинозы – тождество Бога и природы, то есть он определил субстанцию как причину самой себя. Такое слияние Бога и природы называется пантеизмом. Но Бог, у Спинозы, это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы – видоизменения субстанции. По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой. Субстанция едина, модусов – бесчисленное множество. Движение же не является следствием какого-то божественного толчка, ведь природа – «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Основными сочинениями Спинозы были «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об очищении интеллекта» В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Человек – существо, в котором модусу протяженности – телу – соответствует модус мышления – душа. И по тому и по другому модусу человек – часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постичь ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость». В работе «Трактат об очищении интеллекта» Спиноза различает четыре способа приобретения знания. 1. Посредством первого способа мы получаем знания понаслышке. Этот способ Спиноза сразу отбрасывает, упоминая о нем лишь с целью исчерпать все пути, по которым человек приобретает знания, а также потому, что этот способ – единственный метод религии, которая ссылается на авторитет священного писания и священного предания. 2. Вторым способом мы приобретаем знания из беспорядочного опыта, то есть опыта, который не определяется разумом и где наблюдение носит случайный характер. Этот способ познания Спиноза ограничивает житейским обиходом. Для истинно научного исследования такой метод не пригоден потому, что на его основе можно понять лишь случайные признаки, а не сущность. Поэтому этот метод должен быть исключен. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы