Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Место философии в системе культуры. (02.02.2016)



Тема 1. Место философии в системе культуры. (02.02.2016)

Вопросы:

1. Сознание: индивидуальное, общественное.

2. Формы общественного сознания. Религия, искусство, наука, философия.

3. Общее и различное у философии и других форм общественного сознания.

4. Разделы философии.

5. Примеры философских проблем.

6.

Вопрос 1. Сознание: индивидуальное, общественное.

Сознание – это способность психики к целеполаганию, к научению, к обучению. Но большинство людей делает всё неосознанно. Целеполагание организовано в соответствии с потребностями.

Ценность – это предмет, обладание которым считается приоритетным для индивида (пример: норковая шуба – это материальная ценность).

Общественное сознание – это набор системы ценностей, целей, трансляции ценностей (воспроизводство), практик обретения ценностей и т.д. Индивидуальное сознание строится вокруг индивидуальных ценностей. Общественное сознание строится вокруг общественных ценностей. Индивидуальное сознание варьируется, общественное сознание объективно.

 

Вопрос 2. Формы общественного сознания. Религия, искусство, наука, философия.

Формы общественного сознания:

Религия – это форма общественного сознания, производящая связь между человеком и абсолютными ценностями. По большей части связь с богом, но есть и религии без бога – конфуцианство, буддизм.

Религии транслирует свой опыт в поколениях с помощью таких институтов, как церковь, система религиозного образования (приходские школы – христианство, хедера – иудаизм).

Религия возникает с появлением человека разумного, а именно с кроманьонцем, 100 -70 тыс. лет до н.э.

Искусство – это форма общественного сознания, объективирующая субъективные художественные образы творца (творческой личности) в соответствие с понятиями прекрасного и безобразного (перевод из субъективное в объективное).

Искусство транслирует, передает ценности с помощью картинных галерей, музеев, театров, системы художественного образования.

Ценность искусства прямо пропорционально оригинальности. Оно передает ценности, а не знания. Появилось вместе с религией.

Наука – это сфера общественного сознания, производящая объективное теоретическое знание о действительности или об мире.

Наука транслирует свой опыт с помощью таких институтов, как системы высшего образования и среднего образования, научно-исследовательских учреждений.

Широком смысле наука появляется в неолите, примерно 8 тыс. лет до н.э. в. В узком смысле – 17-18 века, ньютоновская физика.

Философия – это форма общественного сознания, производящая знания о придельных основаниях и законах развития бытия, общества, мышления, ценностей.

Философия транслирует своё знание через систему высшего образования и академических учреждений (институт философии).

Берет своё начало в древнем Китае в 7-8 веке до н.э., в Индии в 7-6 веке до н.э., в Древней Греции – 7-6 века до н.э.

Существует три понятия:

Предмет (объект) – то, что изучают.

Метод – способ достижения результата.

Язык – это знаковая система, средство трансляции знания.

Эти 4 формы можно развести по этим понятиям.

Религия:

Предмет. Абсолют (бог, нирвана, социальная гармония и т.д.).

Метод. Система ритуалов, обрядов, житейских норм. Работает с психоэмоциональной сферой.

Язык. Конкретно-образный язык (притчи и истории, иконы и т.д.).

Искусство:

Предмет. Понятие прекрасного и безобразного, возвышенного.

Метод. Воздействие на психа-эмоциональную сферу, преимущественно через зрительный канал.

Язык. Конкретно-образный.

Наука:

Предмет. Действительность (формы материи: живая(биология) и неживая (химия, физика), науки об обществе (социология, экономика)).

Метод. Эксперимент – это исследование объекта в контролируемых условиях; археологические данные, письменные источники (работа с архивами), включенное наблюдение. В социологии, например, это опрос, интервью и т.д.

Язык. Абстрактность. Понятия имеют одно фиксированное значение, поэтому наука старается говорить на языке математики.

Философия:

Предмет. Мышление.

Метод. Абстрактно-логических рассуждений.

Язык. Абстрактно-логический.

Метафора, объясняющая отношение философии к науке.

Человек смотрит на действительность. Наш взгляд зависит от среды, через которую он смотрит (воздух, например). Философия смотрит через оптику (призму) на этот предмет. Например, логика, понятие истины, что формирует взгляд на мир.

«Философия - это мышление о мышлении» А.М. Пятигорский.

 

Вопрос 3. Общее и различное у философии и других форм общественного сознания.

Вопрос на экзамене. Что может быть предметом философии и предметом науки?

Ответ: бог.

Специфика философских понятий – это многозначность. Например, субстанция – это неизменяемый элемент. Вещество имеет много форм. Так и философия, как вещество.

Вопрос для экзамена. Проблема бога может быть предметом философии и религии, но в чем отличие?

Ответ: в религии бог существует, в философии рассуждают нет он или есть.

Вопрос 4. Разделы философии.

Разделы философии подразделяются в соответствии с предметом (об этом будет позже).

 

Вопрос 5. Примеры философских проблем.

Давайте сравним проблемы философии и науки, например. Для науки проблема может состоять в создании лекарства против рака. Лекарство может быть одно, нет различных вариативных подходов.

В философии другие проблемы. Например, проблема эвтаназии. Это двоякая проблема. Так как для одних — это убийство, для других помощь и т.д. То есть существует вариативность решений.

 

Тема 2. Генезис философии. (09.02.2016)

 

1. Абстрактно-логическое и конкретно-образное мышление.

2. Миф, его функции, мифологическое сознание.

3. Факторы разложения мира.

4. Специфика Древнегреческого общества.

5. Вывод

 

Тема 3. Досократики: милетская школа. (16.02.2016)

1. Миф, наука, философия: общее и различное.

2. Особенности древнегреческого мифа.

3. Фалес.

4. Анаксимандр.

5. Анаксимен.

6. Вывод.

Вопрос 1. Миф, наука, философия: общее и различное.

 

Наука работает на абстрактно-логическом языке и не требует эмоциональное отношение. Любое положение требует доказательств, кроме аксиом. Наука располагает только одной истиной, одним правильным ответом.

Наука работает по принципу «или-или». Она отталкивается от субъектно-объектного подхода. Соответственно есть познающий субъект или объективная реальность. Задача субъекта заключается в том, чтобы познать законы, по которым этот мир существует.

Ничего этого в мифологическом сознании нет, всё определено, во всем есть дух. Мифологическое сознание отрицает природу как неживое, неживую материю. Наука выдвигает гипотезы. И для того, чтобы доказать или опровергнуть ставят эксперимент – искусственно воспроизводит законы Вселенной – микровселенная, а учёные микробоги.

Философия как тип знания. Общее у философии и науки:

1. абстрактный язык, язык обобщений (бытие, небытие, субстанция). Эти понятия не требуют эмоционального отношения.

2. Логика. Любое рациональное знание требует логических доказательств. Вопрос существования бога ли эмбриона и т.д. Логичность общая черта философии и науки.

3. Они занимаются поиском истины. Но философия предполагает несколько решений.

4. В философии есть гипотеза, но отсутствует эксперимент, который оперирует материальными телами, только умозрительный.

5. Законы, закономерности. Философия: структура общества, бытия.

6. Миф противоположен философии. Хотя бы потому что он не ставит проблемы. Как устроено мышление. От куда всё взялось – для мифа нет проблем, вопросов, есть только ответы.

Наука и философия – это формы рефлексии.

Рефлексия – это субъектно-объектное различение в рассуждении о чем-либо. Это вопрос на экзамене.

Но чтобы это понятие получилось, нужно понимание об объекте.

 

Вопрос 3. Фалес.

 

Это города Милет и Эфес, где шла очень жесткая гражданская война между представителями разных партий. Основателем школы был Фалес. Он вошел в историю как Фалес Милетский. Один из 7 мудрецов, которых выделяет Платон. Фалес очень интересовался астрономией и геометрией, ему приписывают вычисление высоты пирамиды Хеопса. Не поднимаясь на неё. Он измерил длину тени пирамиды в полдень. Египтяне были в шоке, так как они не додумались, ходя их цивилизация старше. Он доказывал теоремы, смотря на светила, он предсказал солнечное затмение. Он думал, что солнце крутится вокруг Земли за 365 дней. А месяц – 30 дней. Нашел длину радиуса Земли и расстояние до солнца. Он имел натура-философские взгляды. Он говорил, что первоначалом всего следует считать воду, из которой сё исходит и в которую всё обращается. Его собственная аргументация не известна. Так как его труды не сохранились. Только в трудах поздних авторов. Пища для живого – влажная. Влага дает жизнь. Если камень сжать под прессом, то потечет вода, по его мнению. Поэтому он заключил, всё живое – есть вода.

Что есть вода для Фалеса? Это трудный вопрос. Это не смесь газов, это не жидкость, которая течет из-под крана, это нечто, сама жизнь. Это одухотворяющая природа, это принцип текучести и изменчивости. Смена времен года характеризуется разными состояниями воды и т.д.

Афоризмы Фалеса:

«Что легко – советовать кому-то»

«Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других»

«Всё полно богов»

Но не олимпийцы, а вселенная. Вода - это душа космоса, так как космос живой.

 

Вопрос 4. Анаксимандр.

 

Родился около 6 века до н.э., умер около 546 до н.э. Все работы утрачены. Он написал труд «о природе». Он отошел от представления о воде как о первоначале. Например, как из воды может родится огонь, как из холодного может родится горячее.

Новое понятие ввел «беспредельное» - по-гречески «апейрон». Он не определял его ни как воздух, ни как воду и т.д. Оно лишено свойств. Он учил, что части изменяются, а целое остается неизменным. Из апейрона выделяются противоположности: горячее и сухое, влажное и сухое и т.д.

Он считал, что Солнце – чистейший огонь. Генезис – первые животные появились в влаге, покрытые кожурой, потом вышли на землю. И это в 6 веке до н.э.! Это напоминает теорию эволюции, в не божественное происхождение.

 

Вопрос 5. Анаксимен.

 

Это ученик и последователь Амоксимандра. Изучал астрономию. Переработал учение учителя. Происходил из города учителя. Он считал, что всё из воздуха. Воздух и есть начало всех вещей. Он бесконечен, и по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем сгущения или разряжения воздуха. Он называет процесс валяния. Он считал, что все вещества – это разные сгущения воздуха. Сначала камень и земля, вода, воздух, огонь. Из валяния сначала произошла земля – плоская, поэтому плавает по воздуху. А вокруг неё кружатся светила, они часть земли, оторвавшиеся от неё. Солнце тоже, но нагревшееся. Воздух породил богов. От куда воздух? Древние греки считали, что сознание помещается в легких, когда уходит дыхание, из человека уходит душа. Следовательно, дух (дыхание) и есть жизнь.

Вывод. У Анаксимена воздух – не кислород, не газы. Это одушевленность материи, принцип изменчивости и текучести.

 

Вопрос 6. Вывод.

 

Развернулась дискуссия о том, как классифицировать этих древнегреческих философов. Их современники называли физиологи, то есть природоведы. Разные ученые пришли к разным выводам:

1. Это примитивная наука. Но сразу вопрос – где эксперимент? Они ничего такого не делали, не скручивал воздух. Для науки материя неживая. А у Фалеса и Анаксимена всё живое, и вода, и воздух. Но общее было. Они придерживались одного взгляда. Не много версий – а одна. Искали аргументы. Миф аргумента не ищет.

2. Примитивная философия. Гипотеза есть, эксперимента нет. Но возникли аргументы против, так как у Фалеса и Амоксимена нет вопросов о мышлении.

3. Позиция А.Ф. Лосева – это модернизированная мифология. Содержит в себе миф и философию. Их стремление одушевлять всё. Полноценная философия такого не имеет. Это переходная форма от мифа к философии.


Вопрос 3. Выводы.

 

Гераклит создал новую теорию первоначала. И она в общем-то утратила актуальность, но в процессе создания теории он открыл двойственность, учение о двойственности диалектика – представление о двойственности всех явлений и процессов и что эта двойственность и является причиной изменений. В дальнейшем это учение будет использовано Гегелем и Марксом.

 

Тема 5. Элеаты. (14.03.2016)

1. Ксенофан, жизнь, учение;

2. Парменид, жизнь, учение;

3. Зенон, жизнь, учение.

 

Тема 1. Место философии в системе культуры. (02.02.2016)

Вопросы:

1. Сознание: индивидуальное, общественное.

2. Формы общественного сознания. Религия, искусство, наука, философия.

3. Общее и различное у философии и других форм общественного сознания.

4. Разделы философии.

5. Примеры философских проблем.

6.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь