Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 4. Значение деятельности пифагорейцев. (01.03.2016) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Пифагор, биография, учение. 2. Гераклит, учение, значение деятельности. 3. Выводы.
Вопрос 1. Пифагор, биография, учение. Пифагор жил в первой половине 6 века до н.э. Его жизнь сильно мифологизирована. Родился на острове Самосе – современная Турция, где развивалась милетская школа. На острове правил тиран, поэтому Пифагор уехал. Фалес посоветовал уехать в Египет, чтобы учиться математике. Учился там 22 года, жрецы обладали знанием математиками. Египет захватила Персия, в том числе и Пифагора. Он попал в плен к персам, его отправили в Вавилон. Он там учился у жрецов Вавилона, которые наблюдали за небесными телами. Потом он сумел вернуться в Грецию в город Кротон, где основал свою знаменитую организацию – пифагорейский союз. Автор теоремы Пифагора, возможно разработали его ученики. Он был философом, математиком и руководителем секты «пифагорейский союз». Эта пирамидальная иерархическая структура, но отличие в том, что адепты в других организация помутнее сознание. А у Пифагора наоборот очищение: вегетарианство. Он избегал охотников и убийц. Пифагор говорил: «Не прикасайтесь к бобам», «не прикасайтесь к черному петуху». Первый ранг составляли те, кто выполнял бытовые запреты (не ешь то и другое). Следующая ступень – слушатели. Это учителя, но им запрещалось задавать вопросы. Вообще представители этого слоя молчат, они дают обет молчания. В конце для них ведут дневник. Котором записывают мысли за день. В определенный момент им можно задавать вопросы и заниматься математикой – это следующая ступень – математики. А на вершине Пифагор. Он говорил, что есть 3 типа существ: люди, боги и подобные Пифагору. Пифагор придумал термин философия (любовь к мудрости). Он считал, что мудрость недостижима, ею владеет лишь бог, а люди могут только стремиться к ней, то есть любить её – это и есть философия. Человек подобен кораблю, который идет за горизонт, чем дальше идёшь, тем дальше горизонт. Путешествую по Греции сам Пифагор услышал удары молота о наковальню, и Пифагор задался вопросом: от чего зависит высота звука молота? Между высотой звука и массой молота есть зависимость. И это можно исчислить. Это его самое большое открытие. Он говорит, что звук состоит из числа, природа звука есть число. Он задается вопросом, что есть первоначало космоса. И отвечает – это число. Если первоначало звука есть число, то весь мир состоит из числа. Начало всего число 1. 1 в геометрии является точка. 2 – это прямая, ограниченная 2 токами. 3 – это плоскость, ограниченная 3 точками. 4 – это трехмерная фигура, пирамида с треугольным основанием (тетраэдр). И получается священная сумма – 10. Она означает основные фигуры мироздания. Весь мир – это сочетание этих фигур. Число само конфигурирует мир. Душа тоже состоит из чисел. Пифагорейцы верят в переселение душ, и характер переселения зависит от того, какую жизнь он прожил. В математике пифагорейцев нет нуля, следовательно, отсутствует пространство между нулем и единицей, то есть нет ½ и т.д. Нуля нет. Так как он задает пустоту, ничто. «Природа не терпит пустоты» - так говорили древние греки. Целью пифагорейской математики – приближение к богу. А бытовые процессе с нулем их не волновали. Поэтому. Когда один из учеников, Гипос, открыл иррациональные числа, его придали забвению при жизни. Признали умершим и воздвигли гробницу. Гипос обиделся и увел учеников. Нуль – это изобретение индусов. Назывался « шунията » – то есть пустота. Они переходили в европейскую культуру и укоренялись, а у греков нет. Пифагор заставлял делать резонаторы – деревянный ящик, на который натянута струна. И ученики вычисляли зависимость между длиной струны и высотой звука. Так они постигали мир. Пифагору казалось, что они создали цельное мировоззрение. И на происхождения стихий – он говорил, что это есть числа. Их можно представить геометрически – икосаэдр, тетраэдр, додекаэдр. Но стихии не предельные, они состоят из чисел. Космос – это совокупность сфер, посередине Земля, тоже сферическая. Сфера – символ совершенства. К внутренним сторонам сфер прикреплены солнце, луна и звезды. И они вращаются вокруг неподвижной Земли. Сферы стекловидные и они звенят. Но звук простым смертным не доступен, только интеллектуалы могут услышать. Гармония сфер. Про Пифагора ходили анекдоты про воскресение. Значение учения Пифагора: был сделан ряд открытий (таблица умножения, геометрические фигуры и т.д.), он прокладывает дорогу теории музыки, кибернетика во многом обязана Пифагору. Если мр-3 формат: двоичный код.
Вопрос 2. Гераклит, учение, значение.
Гераклит умер в 460 до н.э. Гераклит жил в горах, в уединении, ходя был потомком царского рода из города Эфес, что тоже в Малой Азии. Гераклит не создает школу в отличие от Фалес и Пифагора, не то чтобы школа ему не нужна, он был честолюбивый. Он имел ужасный характер, от него уходили. И его учение считалось темным, трудным для понимания. Прожив в уединении, он создал теорию космоса и теорию первоначала. Кроме того, он говорит о устройстве мышления. Первоначалом мира является огонь, вечно живой огонь. Огонь – это принцип рождения и разрушения. Воду мы можем представить статичный, воздух тоже, но огонь не стоит на месте, н вечно пляшет. Если первоначало огонь, то и сам мир динамичен. Всё обменивается на огонь, и огонь на всё. Подобно тому, как золото на товар и товары на золото. От Гераклита дошли только обрывки, поэтому мы его знаем в цитатах. Он объясняет стихии. Смерть земли – рождение воды. Смерть воды – рождение воздуха. Смерть воздуха – рождение огня. Космос ждет катастрофа, считает Гераклит, его ждет пожар. «В одну и туже реку нельзя войти дважды». Гераклит показывает двойственность всех явлений. В том смысле, что река остается сама собой, но при этом меняется. Она та же и одновременно не та же. И это относится ко всему. К человеку тоже – изменение психики. В мире сталкиваются противоположности, говорил Гераклит. Везде в мире мы видим эти противоположности: зама и лето. День и ночь, сухое и влажное, горячее холодное, мужское и женское и т.д. Морская вода и жизнь и смерть, для рыб жизнь, для человека смерть. Идет постоянная борьба двух начал. Первый шаг младенца – это первый шаг к его смерти. Гераклит говорит, что борьба – это закон жизни. Жизнь определила одних рабами, а других свободными. Гераклит говорит, что лучник оттягивает тетиву – это сопротивление. Потом лучник слушает свист – гармония. Скрытая гармония сильнее явной, но люди её не видят, они видят только конфликт. Гармонию видит бог, для него всё гармонично и справедливо. Тут он повторяет Пифагора, которого он не любил. Здесь начинается учение о познании Гераклита. Гераклит задается вопросом, может ли человек познать космос. Он считает, что может, так как у всех людей есть душа. Душа бывает двух видов: 1. Влажная или тяжелая; 2. Сухая или легкая (огненная душа). Огонь тянется в верх. И душа мыслящего человека тянется вверх как огонь. Гераклит называет такую душу – логос (учение, слово, понятие, мировой закон). Когда перевили библию – «вначале было слово» - то есть бог творил словом. Влажная душа не может жить с богом – это души пьющих людей, глупцов. Эти души не способны к познанию. Глаза и уши плохие свидетели истины. Но глаза лучше ушей. То есть Гераклит относится с подозрением к чувственному познанию. Логос и логика – надежный источник познания. Люди верят сплетням и народным певцам, поэтому таким как Гомер и Гесиодом нужно наказание за небылицы. Эрудиция – это не разум, многознание уму не научает. Иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенфана и Гиготея. Главное, это логика – непротиворечивость суждений и последовательность. Моральные идеи Гераклита: людям не стало бы лучше, если все желания сбылись. Он говорит, что большинство желаний – неразумны. У людей нет фантазии и выдумки, всё примитивно. Люди находятся в рабстве у страстей, их исполнения – потеря души. При этом он говорит, что великие люди ищут вечную славу. Один равен 10 000, если он лучший. От сюда и вытекает аристократия – власть лучших.
Вопрос 3. Выводы.
Гераклит создал новую теорию первоначала. И она в общем-то утратила актуальность, но в процессе создания теории он открыл двойственность, учение о двойственности – диалектика – представление о двойственности всех явлений и процессов и что эта двойственность и является причиной изменений. В дальнейшем это учение будет использовано Гегелем и Марксом.
Тема 5. Элеаты. (14.03.2016) 1. Ксенофан, жизнь, учение; 2. Парменид, жизнь, учение; 3. Зенон, жизнь, учение.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы