Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Миф, наука, философия: общее и различное.



 

Наука работает на абстрактно-логическом языке и не требует эмоциональное отношение. Любое положение требует доказательств, кроме аксиом. Наука располагает только одной истиной, одним правильным ответом.

Наука работает по принципу «или-или». Она отталкивается от субъектно-объектного подхода. Соответственно есть познающий субъект или объективная реальность. Задача субъекта заключается в том, чтобы познать законы, по которым этот мир существует.

Ничего этого в мифологическом сознании нет, всё определено, во всем есть дух. Мифологическое сознание отрицает природу как неживое, неживую материю. Наука выдвигает гипотезы. И для того, чтобы доказать или опровергнуть ставят эксперимент – искусственно воспроизводит законы Вселенной – микровселенная, а учёные микробоги.

Философия как тип знания. Общее у философии и науки:

1. абстрактный язык, язык обобщений (бытие, небытие, субстанция). Эти понятия не требуют эмоционального отношения.

2. Логика. Любое рациональное знание требует логических доказательств. Вопрос существования бога ли эмбриона и т.д. Логичность общая черта философии и науки.

3. Они занимаются поиском истины. Но философия предполагает несколько решений.

4. В философии есть гипотеза, но отсутствует эксперимент, который оперирует материальными телами, только умозрительный.

5. Законы, закономерности. Философия: структура общества, бытия.

6. Миф противоположен философии. Хотя бы потому что он не ставит проблемы. Как устроено мышление. От куда всё взялось – для мифа нет проблем, вопросов, есть только ответы.

Наука и философия – это формы рефлексии.

Рефлексия – это субъектно-объектное различение в рассуждении о чем-либо. Это вопрос на экзамене.

Но чтобы это понятие получилось, нужно понимание об объекте.

 

Вопрос 2. Особенности древнегреческого мифа.

 

Древнегреческие мифы. Мифы про богов-олимпийцев. Будто бы в первобытные времена появился бог Уран, который породил Кроноса. Кронос поразил Зевса. Но у Кроноса была плохая привычка – он глотал детей. Вместо Зевса ему дали камень. Потом Зевс победил отца и породил других богов.

Каждый бог – природная стихия. Эта религия была для большинства Греков. Но нельзя сказать, что боги были абсолютным авторитетом, потому что они человекоподобные и наделены всеми пороками, которые имеет человек – зависть, ревность, алчность, мстительность и т.д. Человека поэтому надеется на свой разум и чувство справедливости, они видят, что справедливость стоит выше богов и людей. Боги обладают всемогуществом и вечной молодостью. Он не может спросить у священника: «А как надо жить? ». Но тем не менее богохульство карается законом.

Наряду с общей религией существовала и сектантская, элитарная больше. Эта религия получила название «орфизм», от имени Орфея, который искал Эвредику в царстве мертвых. Они верили в душу, как безмерную субстанцию, бессмертное начало, которое не умирает вместе с телом, а сохраняет свою индивидуальность и странствует по телам. Метомпсехоз – так называлось вера в переселение душ. И был цикл, примерно 1200 лет, когда он снова рождался человеком. Отголоски этого мифа есть у Платона, который верил, что души порочных людей рождаются женщинами.

Важно, что у человека есть первоначало, оно не изменяемо и стабильно. И вся его жизнь, как потусторонняя, так и эта связана с деятельностью души.

И в зависимости от того, какую жизнь человек проживет, в такое тело он и селится в будущем. Это индоевропейский миф.

Также они верили, что у космоса есть душа. Он живой, космос дышит и пульсирует (наводнения, землетрясения и т.д.). Космос – это увеличенная опия человека (леса – волосы, реки – кровь, вены и т.д.). Потом получилось, что эти воззрения попало в общество резких социальных конфликтов – греческое общество малазийского побережья (Анталия). Там бушевала гражданская война, одни режимы сменяли другие, сена правителей была каждые 5 лет. Политическая жизнь Древней Греции была циклична. Мы сейчас верили в прогресс общества – движение по восходящей. У Греков было движение по кругу: аристократы - демократия – монархия – тиран - аристократы.

Кто-то из греков додумался, что социальные процессы копируют природные процессы. И то и другое циклично. Верили в людей золотого, серебряного и железного века.

Тут родилось понятие первоначала, древние греки называл это «архе». Это нечто неизменное, из чего собственно родился мир и вселенная. Оно не изменяется и содержится абсолютно во всем. Демокрит считал, что это атомы.

И это не имело ничего общего с богами-олимпийцами. Оно лишено личности, у него нет воли, нет страстей, оно безразлично ко всему. Оно живет в согласии с некоторым законом, оно всегда стабильно и одинаково.

Подход придумали мыслители 7-6 веков до н.э. Именно малоазийские греки. Звали их:

1. Фалес.

2. Анаксимандр.

3. Анаксимен.

 

Вопрос 3. Фалес.

 

Это города Милет и Эфес, где шла очень жесткая гражданская война между представителями разных партий. Основателем школы был Фалес. Он вошел в историю как Фалес Милетский. Один из 7 мудрецов, которых выделяет Платон. Фалес очень интересовался астрономией и геометрией, ему приписывают вычисление высоты пирамиды Хеопса. Не поднимаясь на неё. Он измерил длину тени пирамиды в полдень. Египтяне были в шоке, так как они не додумались, ходя их цивилизация старше. Он доказывал теоремы, смотря на светила, он предсказал солнечное затмение. Он думал, что солнце крутится вокруг Земли за 365 дней. А месяц – 30 дней. Нашел длину радиуса Земли и расстояние до солнца. Он имел натура-философские взгляды. Он говорил, что первоначалом всего следует считать воду, из которой сё исходит и в которую всё обращается. Его собственная аргументация не известна. Так как его труды не сохранились. Только в трудах поздних авторов. Пища для живого – влажная. Влага дает жизнь. Если камень сжать под прессом, то потечет вода, по его мнению. Поэтому он заключил, всё живое – есть вода.

Что есть вода для Фалеса? Это трудный вопрос. Это не смесь газов, это не жидкость, которая течет из-под крана, это нечто, сама жизнь. Это одухотворяющая природа, это принцип текучести и изменчивости. Смена времен года характеризуется разными состояниями воды и т.д.

Афоризмы Фалеса:

«Что легко – советовать кому-то»

«Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других»

«Всё полно богов»

Но не олимпийцы, а вселенная. Вода - это душа космоса, так как космос живой.

 

Вопрос 4. Анаксимандр.

 

Родился около 6 века до н.э., умер около 546 до н.э. Все работы утрачены. Он написал труд «о природе». Он отошел от представления о воде как о первоначале. Например, как из воды может родится огонь, как из холодного может родится горячее.

Новое понятие ввел «беспредельное» - по-гречески «апейрон». Он не определял его ни как воздух, ни как воду и т.д. Оно лишено свойств. Он учил, что части изменяются, а целое остается неизменным. Из апейрона выделяются противоположности: горячее и сухое, влажное и сухое и т.д.

Он считал, что Солнце – чистейший огонь. Генезис – первые животные появились в влаге, покрытые кожурой, потом вышли на землю. И это в 6 веке до н.э.! Это напоминает теорию эволюции, в не божественное происхождение.

 

Вопрос 5. Анаксимен.

 

Это ученик и последователь Амоксимандра. Изучал астрономию. Переработал учение учителя. Происходил из города учителя. Он считал, что всё из воздуха. Воздух и есть начало всех вещей. Он бесконечен, и по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем сгущения или разряжения воздуха. Он называет процесс валяния. Он считал, что все вещества – это разные сгущения воздуха. Сначала камень и земля, вода, воздух, огонь. Из валяния сначала произошла земля – плоская, поэтому плавает по воздуху. А вокруг неё кружатся светила, они часть земли, оторвавшиеся от неё. Солнце тоже, но нагревшееся. Воздух породил богов. От куда воздух? Древние греки считали, что сознание помещается в легких, когда уходит дыхание, из человека уходит душа. Следовательно, дух (дыхание) и есть жизнь.

Вывод. У Анаксимена воздух – не кислород, не газы. Это одушевленность материи, принцип изменчивости и текучести.

 

Вопрос 6. Вывод.

 

Развернулась дискуссия о том, как классифицировать этих древнегреческих философов. Их современники называли физиологи, то есть природоведы. Разные ученые пришли к разным выводам:

1. Это примитивная наука. Но сразу вопрос – где эксперимент? Они ничего такого не делали, не скручивал воздух. Для науки материя неживая. А у Фалеса и Анаксимена всё живое, и вода, и воздух. Но общее было. Они придерживались одного взгляда. Не много версий – а одна. Искали аргументы. Миф аргумента не ищет.

2. Примитивная философия. Гипотеза есть, эксперимента нет. Но возникли аргументы против, так как у Фалеса и Амоксимена нет вопросов о мышлении.

3. Позиция А.Ф. Лосева – это модернизированная мифология. Содержит в себе миф и философию. Их стремление одушевлять всё. Полноценная философия такого не имеет. Это переходная форма от мифа к философии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь