Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
Либо я найду путь, либо проложу его! Ф. Сидней Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно-значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс). Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире. Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т. п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты: – готовность выполнять учебные задания; – стремление к самостоятельной деятельности; – осознание выполняемых действий; – устойчивость внимания к предмету активности; – стремление повысить свой личный уровень и др. Различают два уровня активности. Первый, низший уровень активности обеспечивает достаточно продуктивную исполнительскую, воспроизводящую деятельность человека, совершаемую в системе, где он является преимущественно управляемым объектом. Это - активность объекта, или объектная активность, имеющая адаптивный, исполнительский характер. Она обеспечивает процесс социальной адаптации. Пример: человек получил задание покрасить стену. Он выполнил это задание досрочно. Это - исполнительская активность. На втором, высшем уровне активность является первопричиной, источником деятельности ребенка, имеющей творческий, преобразующий характер. Это – активность, идущая от воли субъекта, или субъектная активность, которая отличается: – спецификой внутренних качеств и состояний субъекта непосредственно в момент действования - наличием внутренней мотивации деятельности целеполагания, планирования, предвидения (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией); – произвольностью, т.е. обусловленностью собственной целью и волей субъекта (в отличие от ролевого, конформного поведения); – надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей (в отличие от ограничения действий в узких рамках заданного); – автономизацией - устойчивостью и самостоятельностью деятельности в отношении принятой цели (в отличие от адаптации - пассивного приспособления к той обстановке, в которой приходится действовать объекту). В субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельности и собственного выбора. Пример: этот же человек не только покрасил стену, но и расписал ее - сделал на ней рисунок, орнамент. Это - творческая субъектная активность. Через субъектную активность выступают такие важнейшие качества личности, как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность и т.п. Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: – самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы; – отстаивать свое мнение; – принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; – ставить вопросы своим товарищам и учителям; – рецензировать ответы товарищей; – оценивать ответы и письменные работы товарищей; – заниматься обучением отстающих; – объяснять более слабым ученикам непонятные места; – самостоятельно выбирать посильное задание; – находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; – проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; – решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести: – игровые технологии, – технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; в них ребенок выводится в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска выхода; – интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.); – технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной социальной активности, самозащитных качеств личности). Активные методы обучения. В педагогической литературе 70-90 гг. ХХ века широко использовался термин « активные методы обучения »( АМО ). Им обозначались методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, выделяющиеся активностью обучаемых. В данном пособии АМО названы технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как « технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся ». К классу технологий, в той или иной мере использующих познавательную субъектную активность, относятся и технологии свободного воспитания, развивающего обучения и некоторые другие. В данной главе рассматриваются Игровые технологии ● Игровые технологии в дошкольном периоде ● Игровые технологии в младшем школьном возрасте ● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте & Организационно-деятельностныеигры & Школа-театр & Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.) & Внеклассные ролевые игры & Финансово-экономические деловые игры & Игровые автоматы Проблемное обучение & Частично-поисковый метод & Технология учебного исследования & Эвристическое обучение Технология современного проектного обучения & Метод жизненных заданий, метод исканий & «Дальтон-план» Е. Паркхерст & Кейс-стади (case-study) метод Интерактивные технологии ● Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) ● Технология проведения дискуссий ● Технология «Дебаты» ● Тренинговые технологии & Дискурсия & «Семейный круг» (Овчарова Р.В.) & Урок – проблемный семинар (В.В. Гузеев) & Психолого-педагогическое консультирование 5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) & Суггестивное обучение & Натуралистический метод & Интенсивы & Аудио-визуальный метод & Аудиалингвальный метод (Ч. Фриз и др.) & Суггестокибернетический метод & Технология «Активизация резервных возможностей личности и коллектива при освоении иностранного языка» (Г.А. Китайгородская) & «Школа памяти» С. Гарибяна 5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) & Использование принципа опорных конспектов (С.Д. Шевченко) & Вариативная технология применения графов (Б.И. Дегтярев) & Использование широкого ролевого участия (В.М. Шейман) & Технологии шаталовского типа по школьным учебным предметам Рекомендуемая литература 1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М., 1991. 2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. 3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. 4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
Игровые технологии Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре, которая особенно сильно проявляется в детском возрасте. По определению, игра - этовид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: – развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); – коммуникативную: освоение диалектики общения; – самореализации в игре как полигоне человеческой практики; – игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; – диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; – функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; – межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; – социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову): – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); – творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); – эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); – наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разумной школы» детства.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: – в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; – как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; – в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); – как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 30).
Рис. 30. Классификация педагогических игр. Виды педагогических игр В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых наличествует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию « вольные » (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игры и т.п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения содержания. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 9697; Нарушение авторского права страницы