Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характеристика основных теорий происхождения государства и права.



 

Теологическая Г результат божественной воли. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности Г: вся власть от бога. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу Г невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально Г возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции Г.

Патриархальная - Г это большая семья. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое Г, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, Г и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Авторы: Аристотель, Конфуций.

Договорная - Эта теория предполагает социальное предназначение Г. Получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории Г возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – Г. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа (если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это - договор подчинения; если между населением, то - договор объединения.). В противном случае народ имеет право на восстание.

Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт Г для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение Г. (с марксисткой точки зрения Г есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Г появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – Г. Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство).

Теория насилия - Г возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). Но многие учёные придерживаются мнения, что навязать государственность никакой силой невозможно, если само население ещё " не созрело". Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории Г и права второй половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и Г они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов Г: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Психологическая - Г итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий. объясняет причины возникновения Г свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания Г из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется Г для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

Расовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает Г. Автор: Жозеф Артур де Гобино.

Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество. Крупнейшим представителем теории был Г.Спенсер, считает Г результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование Г в соответствии с законами органической эволюции.

На процесс возникновения Г оказывает воздействие множество факторов. Каждая из теорий абсолютизирует роль одного из факторов. Лишь их объединение может дать ответ.

Теории происхождения права

1)Примирительная теория - её придерживаются западные научные круги, Берман, Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

2) Регулятивная - этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

3) Теологическая - право есть результат божественной воли, и оно устанавливается на земле через божественного пророка (фараон, монарх).

4) Теория естественного права - у каждого человека с рождения есть определённый набор естественных прав (свобода, равенство). С развитием общества естественные права начинают гарантироваться законами государства, эти законы и образуют право, которое, таким образом, изначально должно быть направленно на защиту интересов и прав личности.

5) Историческая теория - право возникает на основе эволюции общества, возникает оно спонтанно, выделяется из народного духа, народного сознания. Законодатель должен облекать в юридическую форму то, что уже существует. Из этой теории следует, что право не универсально, право каждого народа уникально, и " работает" лишь для данного народа. Право это объективное явление.

6) Марксистская - право это возведённая в закон воля господствующего класса, один (господствующий) класс видоизменяет обычаи для подчинения другого класса. Все эти процессы обусловлены экономическим фактором.

7) Теория специализации - право обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобретает личностный характер

 

7. Понятие государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato, образованный от латинского status. До этого использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), ciwitas (государство-город), res publica (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д.

Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

Государство – особая политико-правовая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию и ее население, располагает для этого органами публичной власти, осуществляет сбор налогов и обладает суверенитетом.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость.

Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и законов; в существовании тем или иным образом организованной политической власти. " Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно" (Государь)

Сущность государства - это организация политической власти (социальный институт). Смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Сущность государства проявляется в его функциях.

Морозов Л.А. отмечает, что в настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1)классовый;

2)общесоциальный.

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые " общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу.

Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.

Жан Боден рассматривал государство как " правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".

В современный период распространена точка зрения, что государство — это социальный организм, политический способ существования гражданского общества.

Важным для понимания сущности государства является уяснение его целей, задач и социального назначения.

Все это фиксирует лишь отдельные стороны социальной сущности государства. Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общепризнанных принципах и нормах.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь