Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности архитектуры и градостроительства 14 - 16 вв.
Искусство развивалось в сложных и неблагоприятных обстоятельствах. Развитие тогдашней архитектуры связан прежде всего с городами. Города как центры торговли и ремесленничества были важным фактором общественного прогресса. Градостроительство активно внедрялось, к тому же главным требованием оставалась обороноспособность. В градостроительстве использовались традиции древнерусской архитектуры, в частности строительная техника, конструктивные приемы. Город состоял из крепости (детинца), которая размещалась на холме или горе, и подзащитных населенных участков, которые формировались у подножия, - посадов и низменностей. Наверху жила феодальная аристократия, под горой - ремесленники, торговцы, низшие слои населения. Рыночная площадь в основном занимала центральное место городской территории. Планирование городов было свободным, определялось прежде особенностями рельефа местности. Элементы регулярной планировки городов появляются на украинских землях с середины 14 в. с началом распространения магдебургского права. Многие города в течение 14 - 15 вв. получили Магдебургское право (Львов, Луцк, Кременец, Житомир, Киев и др.), которое дало им ряд привилегий. В городах, получивших такое право, разрешалось ставить ратушу на главной площади для выборных органов власти (управа). Вокруг ратуши и торговой площади возводились храмы, общественные и жилые здания. Однако даже в таких городах регулярно планировалось только центр города, тогда как застройка пригородов сохраняла свободный характер. Следует отметить, что регулярная городская сеть всегда возникала на месте уже существующего поселения, поэтому даже эти города демонстрируют смешанный тип планировочной структуры. Специфику строительства 14 - 16 вв. определяла оборонная цель архитектуры, поскольку проблема защиты была крайне важной. В оборонительную систему входили крепость и замок, в основе архитектуры которых оставались древние русские традиции, обогащенные влияниями Западной Европы. Готические элементы в архитектуре Украины. Готика проникла на территорию Украины через соседние страны, в том числе через Польшу и Венгрию. Европейское готическое искусство коснулось Закарпатья, Галичины и в определенной степени Волыни. Сочетание готических элементов с древнерусскими традициями обусловили самобытность и оригинальность готической архитектуры Украины. Готика в украинской архитектуре не было широкое распространение. Возможно, такое представление ошибочно, потому что много памятников не сохранили первобытных форм, были уничтожены пожарами. Однако основная причина заключается в том, что функционирование готики как стилевой системы в Европе совпало с периодом строительного упадка в Украине, а во время интенсивной застройки наших городов (15 в.) Сутки готики в европейских странах уже прошла. Стиль готики, царивший в Европе, в Украине имел характер переходного стиля, он оказывал нашим сооружениям большей легкости, с напряженной динамикой удлиненных форм, будто стремились вверх - в пространство. Итак, архитектура Украины, сохраняя в основе давние традиции, под влиянием европейской культуры обогащалась новыми художественно-конструктивными элементами. Развивались градостроительство, гражданская и культовая архитектура. Потребность в защите от внешних и внутренних врагов повлияла на строительство каменных церквей и монастырей, замков, оборонных ансамблей городов и сел. Во второй половине 16 в. ренессанс распространился в украинских землях, значительная часть которых находилась в составе Речи Посполитой. К этому времени относятся первые образцы нового стиля, близкие канонам Высокого Возрождения. В то же время происходил синтез ренессанса с местными украинскими традициями, сформировался галицкий ренессанс. Влияние градостроительной и архитектурной практики европейского Возрождения сказался на украинском зодчестве уже в начале 16 в. Лучшие условия для этого были в западноукраинских землях, где восстанавливались старые и закладывались новые города, основой которых часто были магнатов крепости (Броды, Жовква, Бережаны, Меджибож, Тернополь и др.). Регулярную планировку в соответствии с ренессансных требований характерно прежде всего для Львова и Каменца-Подольского. В плане каждый город имел вид прямоугольника, разделенного на две части - места проживания основных общин - русской, польской, армянской. В центре каждой части - рыночная площадь, от которой параллельно расходятся улицы, в центре города - большая площадь с ратушей. Во Львове основные въездные ворота соединялись широкими магистралями, что было одной из самых черт в тогдашнем европейском градостроительстве. Конец 17 - нач. 19 в. характеризуется в украинской архитектуре значительным ростом объема строительства, распространением нового стиля - классицизма. Классицизм предоставлял всем градостроительным мероприятиям государственного официального характера. В рамках этого стиля в определенной степени оказались исторически прогрессивные строительно-архитектурные тенденции времени. Торжественная простота домов, площадей, улиц содержала глубокие эмоциональные импульсы. Развитие архитектуры в значительной мере обусловлен прогрессом строительной техники. В это время постепенно внедряются в строительство металлические конструкции, однако, по-прежнему распространено было и деревянное строительство. Архитектура Гетманщины распространилась в период возникновения Казацкой республики под руководством Богдана Хмельницкого (прав. 1648 - 1663), она отличается строгостью и лаконизмом. В период Руины (1663 - 1687) строительная активность поддерживается в Слободской Украине. Здесь сформировалась слобожанская школа (1680-е гг.), Которая отличается тесным взаимодействием с архитектурой Московского государства. Храмовая архитектура Слобожанщины соединила украинский пространственный динамизм с декоративностью русского барокко. Мазепинское барокко (1687 - 1730) связано с государственнической и меценатской деятельностью Ивана Мазепы. В правление гетмана Даниила Апостола (1727 - 1734) в Киевской области возникает специфическое «киевское рококо», а в Чернигово-Северской земли в этот период сформировалась Северская школа. Достопримечательности позднего украинского барокко строятся в период последнего гетмана Кирилла Разумовского (прав. 1750 - 1763). После смерти императрицы Елизаветы, покровительницы гетмана, национальная стилистика искусственно вытесняется с украинского монументального зодчества. Однако память о национальном стиль сохранялась в Украине длительное время. Элементы украинского барокко изредка использовали при возведении культовых и гражданских сооружений в течение 19 в., В зданиях украинского модерна и послевоенной советской архитектуры. Итак, украинское барокко распространяется в 17 в. и достигает расцвета в 18 в. Для барочных сооружений характерны многоярусность, монументальность объемов, пластическая выразительность фасадов, торжественность и пышность декора. Архитектура украинского барокко является проявлением эстетического воплощения национального менталитета и веры в осуществление государственных идей. Во многом благодаря такому содержания архитектуры 17 в. ее называли казацким барокко. В развитии украинского барокко можно выделить западную и восточную школы. Для региона, который находился под польским влиянием, характерна западная школа, национальные признаки стиля оказались здесь незначительно. Освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого влияние на развитие архитектуры. Именно в это время сформировались основы нового украинского архитектурного стиля. Однако ситуация гражданской войны приводит к снижению строительной активности и усиления монументальной составляющей в виде сооружений. Немногочисленные сохранившиеся постройки этого периода отличаются упрощенным планированием, приземистость, узкими окнами-бойницами. Декором зачастую являются лепные украшения фронтона. В начале формирования нового стиля составными элементами архитектуры барокко были давние традиции и архитектурные влияния соседних стран. Образцом культовой архитектуры раннего украинского барокко (переходного периода от ренессанса до барокко) является Ильинская церковь в Суботове Черкасской области (1653), построенная по приказу гетмана Богдана Хмельницкого в его имении как родовая церковь. К выдающихся меценатов в истории Украины принадлежал Иван Мазепа (1639 - 1709), гетман Войска Запорожского (1686 - 1709), председатель казацкого государства. Искусство его времени называют казацким барокко, а также мазепинским. В период правления Ивана Мазепы в Украине относительно нормализовалась политическая обстановка, поэтому развернулось активное строительство. Финансирование Мазепы способствовало построению большого количества храмов. Конструктивное и художественное решение этих монументальных сооружений получило специфического вида - национального стиля, в частности в декоре появляются «государственные» элементы - гербы, вензеля, трезубцы. Характерной особенностью храмов стали ярусность, грушевидная форма куполов, расположенных по оси «восток - запад» в трехкупольной церквях и по кресту - в пятикупольным. Конструкцию древнеукраинского пятисрубный храма были объединены с типом барочной базилики, а основной художественный проявление заключался в живописном внешнем декорировании барочными скульптурными орнаментами. В 18 в. в Украине в больших городах восстанавливается храмовое строительство, ведется реконструкция разрушенных сооружений. В 18 в. в Киеве выдающиеся архитектурные сооружения были созданы по проектам иностранных зодчих. С 1730-х гг. В Украине работали такие выдающиеся архитекторы, как немец Иоганн Шедель, итальянский архитектор Бартоломео Растрелли, русский Иван Мичурин, Украинцы Степан Ковнир, Федор Старченко, Иван Зарудный. По проекту выдающегося архитектора Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) в стиле барокко была построена Андреевская церковь. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли ей всеобщее признание и славу. Церковь была заложена 1744 на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска в связи с приездом императрицы Елизаветы I в Киев. Место для строительства было выбрано так удачно, что небольшая по размерам, легкая и изящная церковь заняла доминирующее положение, она возвышается над Подолом и прилегающими днепровскими склонами. Этот эффект архитектор усилил, спроектировав высокий фундамент. Лучшие достижения гражданской архитектуры прослеживаются в Киеве и нескольких крупных городах, где работали выдающиеся архитекторы. На гражданскую архитектуру повлияло дворцовое строительство Петербурга и Москвы, а также распространено на Волыни и Правобережье строительство, которое принадлежало к так называемому барочного классицизма, по которому стилевая двусмысленность была проявлением новых эстетических потребностей, симптомом отрыва от декоративной перенасыщенности барокко и осознанного возвращения к ордерной системе. Монастырские комплексы, отдельные сооружения требовали нового понимания связи с окружающей средой и введением высотных сооружений для организации ансамбля. В Киеве в середине 18 в. было построено два дворца - Королевский, или Мариинский (1755, архитектор П. Неелов), и Кловский (1754 - 1758, архитекторы П. Неелов и С. Ковнир). Шедеврами барокко Галичины считают церковь Святого Юра и Доминиканский костел во Львове. Деревянная архитектура эпохи барокко является уникальным явлением национального зодчества. О деревянном светское строительство 17 в. свидетельствуют лишь описания и художественные изображения, храмовое строительство представлено рядом сохранившихся памятников Волыни, Галичины, Закарпатья. Каждая территория использовались только определенные средства строительства, но самое важное - у них доминирует собственное неповторимое художественно-образное решение. В Украине в конце 17 в. организуются местные школы деревянного зодчества: Волынская, Подольская, галицкий, гуцульская, бойковская, буковинская, лемковская, надднепрянская, Слобожанщины. При всех местных различиях деревянную храмовую застройку западных областей можно свести к двум основным видам: храмы тризрубни (триподильна), когда срубы поставлены по оси, один за другим (распространены на Волыни и равнинной Галиции), и храмы пятисрубный (п ' ятиподильна), когда срубы поставлены по кресту (распространены у гуцулов). В Галичине распространился тип деревянной тризрубна церкви с тремя верхами. Лучшим образцом галицкой школы стала церковь св. Юрия в Дрогобыче. На деревянное церковное строительство негативно повлиял приказ Синода 1801, что вводил запрет на «малороссийский стиль». Традиции национального зодчества, близкие по форме к древнеславянских, хранились преимущественно в западно регионе, в частности на Закарпатье. Классицизм (от лат. Classicus - образцовый, образцовый) - художественный стиль и направление в европейском искусстве 17 - нач. 19 в., Ориентированный на формы античной классики и присущие им величие, спокойствие, торжественность. Для него характерно стремление к ясности и чистоты пропорций, уравновешенности и гармонии форм. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присущи прямые четкие линии, уравновешенные формы, отделка элементами классической древности - строгими колоннами и античными деталями, портиками и фронтонами на фасадах. В его основу положен формы античной архитектуры как идеальный (классический) эстетический идеал. Основные компоненты архитектуры классицизма - симметрично-осевая композиция зданий, геометрически четкое и удобная планировка помещений, широкое применение ордера и т. Ведущее направление архитектуры классицизма - градостроительство. Архитектура классицизма в Украине было три этапа развития, каждый из которых обозначен специфическими чертами: а) ранний классицизм (1760 - 1780-е гг.) - Переход от барокко и формирования новых стилевых норм; б) зрелый, или высокий, классицизм (1790 - 1830-е гг.) в) поздний классицизм (1840 - 1850-е гг.) - упадок стилевых форм и появление архитектурных черт другого стиля. Реконструкция Киева (1787) проводилась по генеральному плану, ведущим исполнителем которой был архитектор Андрей Меленский, ученик Джакомо Кваренги. В творчестве этого архитектора нашел воплощение стиль классицизма. Как губернский архитектор, он на протяжении 1799 - 1829 pp. работал над реализацией плана превращения Киева, объединив три большие его районы - Старый княжеский город, Подол и Печерск, что превратило столицу в современный европейский город. А. Меленский определил главную магистраль Киева - Крещатик с прилегающими улицами, которые начал застраивать, творчески используя сложный рельеф территории. С присоединением 1793 в Правобережной Украине Киев потерял пограничный характер, получив условия для экономического и культурного развития. В то время город был преимущественно деревянным. Активное развитие архитектуры в стиле классицизма НЕ затормозил традиционного сооружения деревянных церквей по всей территории Украины, особенно во второй половине 18 в. Классицизм в определенной степени способствовал активизации церковного строительства, в котором оказался длительный национальный строительный опыт. Итак, в архитектуре 18 - нач. 19 в. преобладал стиль классицизма. Национальное своеобразие украинского классицизма оказалась в сохранении цветовой гаммы сооружения, типичной для барокко - голубой с белым и золотым. В класицистичному стиле возводились жилые постройки, административные учреждения, образовательные учреждения и театры. Вопросы 1. Назовите основные черты архитектуры украинского барокко. 2. Определите основные черты архитектуры классицизма. 3. Определите особенности украинского ренессансной архитектуры. 4. Определите специфику деревянной культовой архитектуры барокко.
Лекция № 24 Тема лекции: Архитектура Европы и Северной Америки середины 19-20 ст. ст. План лекции: Архитектура Западной Европы и США середины и конца 19 в. - Первой трети 20 в. Содержание лекции Со второй половины 19 в. теряется стилевое единство архитектуры. Европейская архитектура прошла определенный цикл развития: античность, Средневековье, Возрождение, барокко, затем снова обратилась к античности в формах классицизма и еще в большей степени исчерпала ее эстетику. Архитектура этого времени имела сложную стилистику, в которой переплетались классические формы обращения к прошлому, что обусловило бессистемное смешение разных стилей - поверхностное подражание художественно-архитектурных форм по искусству прошлого. В середине 19 в. впервые за всю историю европейской культуры модными стали все стили одновременно. Так сформировалась эклектика (греч. Eklektikos - тот, что выбирает) - произвольное сочетание художественных элементов различных стилей. Отличительной особенностью эклектики является синтез разнородных стилевых элементов в одном здании. Иногда происходит механическое, произвольное сочетание разностилевых элементов, однако в эклектике также прослеживаются свои эстетика и неповторимость, свой «умный выбор». Этот стиль «впитывает» лучшие черты и детали различных стилей, что в совокупности создает целостную гармонию. Важную роль играло функциональное назначение здания. Театры обычно строили в формах необарокко, университеты - в стиле неоклассики, католические соборы строили в неороманском или неоготическом стилях. Однако очень часто одно сооружение сочетала черты нескольких стилей, поэтому не удается определить ее стиль. В жилой застройке также доминирует эклектика, как правило, общий вид застройки определяли вкусы заказчиков - владельцев земли. Бозар (от фр. Beaux-arts - изящные искусства) - художественный стиль 19 - нач. 20 в., Продолжает развитие классических традиций, в противовес национальному романтизма. Стиль возник как альтернатива «романтическим стилям», прежде всего неоготици и бидермайер, мастера пытались возродить и переосмыслить наследие ренессанса и барокко. Каноны боз-ара были сформированы в парижской Школе изящных искусств, отсюда происходит название стиля. Основой боз-ара является синтез элементов итальянского ренессанса и французского барокко. Для зданий этого стиля характерны массивность форм, богатый декор с использованием лепки, барельефов, скульптуры. Бозар - это стиль театров, академий, банков, библиотек. Самые известные здания в стиле боз-ар: Гранд-Опера и вокзал д'Орсэ в Париже, дворец Линдерхоф у Мюнхена, Центральный вокзал в Нью-Йорке, Центральный вокзал в Антверпене, Оперный театр в Одессе, Оперный театр в Будапеште. Бурный технический прогресс в строительстве привел к революции архитектурной формы. В 1851 г.. Пакстон строит «Хрустальный дворец» из стальных конструкций и стекла, а в 1888 по проекту Густава Эйфеля построено башню высотой 312 м. Эти сооружения были предвестниками конструктивного обновления архитектуры. В конце 19 в. в Европе сложился стиль модерн, возникший из необходимости создать новое направление, в соответствии с современными потребностями.
Архитектура в стиле модерн (сецессия ) На рубеже 19 - 20 вв. возникает стиль модерн, который выражал протест художников против смешения стилей, бесконечного повторения мотивов прошлого. Этот стиль имеет много названий: «сецессия», «сецессион» в Австрии, «ар-нуво» во Франции, «югенд-стиль» в Германии, «стиль либерти» и в Италии, «модерн стайл» в Англии, «стиль Тиффани »в США. Однако модерн не было поддержки от государства, поэтому и не получил официального статуса. Изящество, камерность модерна делает его непригодным для масштабных зданий и государственных учреждений, а обращение к мотивам языческого прошлого сделало это направление запрещенным в культовой архитектуре. Модерн и эклектика сосуществовали в европейской культуре в начале 1920-х гг., Когда их сменил конструктивизм. Модерн (франц. Moderne - современный) - стиль в европейском и американском искусстве конца 19 - нач. 20 в., Для которого характерны лаконизм форм, подчеркивание структурных элементов, создания необычных декоративных эффектов. Для модернизма характерно стремление создать подчеркнуто новый «современный» художественный стиль. Для архитектуры модерна характерен отказ от подражания любых форм прошлого, в частности ордерной системы и ее элементов (колонн, волют, фронтонов и т.д.). Главная роль отводилась красивым плавным линиям, копировались природные формы, прежде всего растительные, с подчеркиванием их динамики. Отличительными признаками модерна является внешняя декоративность, невиданные ранее детали, подчеркнуто природный растительный орнамент. Для отделки использовались изогнутые стебли цветов, покосившиеся лепестки, извилистые водоросли, часто среди растений располагались женские фигуры, крылатые феи. Создатели модерна свободно использовали ассиметричные формы и композиции. Оконные и дверные проемы заполняли причудливыми изгибами, которые органично вплиталисяся в живую пластику зданий нового стиля. Большую роль в формировании стиля модерн сыграло использование новых строительных материалов - железобетона, стали, чугуна, металла, стекла, керамики, а также функциональное назначение здания. Большое значение в формообразования модерна отводилось пластичности. Архитекторы пытались в формах домов найти образ, адекватный духовным устремлениям людей своей эпохи. На эстетику новой архитектуры повлияли свойства железобетона приобретать любой формы. Новое понимание пластичности для модерна заключается в том, что оно характеризует не столько декор, как это было раньше, сколько лепка самых архитектурных масс. Архитекторы модерна, с одной стороны, тяготели к рациональных конструкций, применяя железобетон, стекло, керамику, а с другой - пытались преодолеть сухой рационализм строительной техники, обращаясь к причудливого декора. Несмотря на откровенную декоративность модерна, декора всегда в композиции отводится второстепенная роль. Модерн подчеркивает «ненужность», «неутилитарнисть» декора, в нем щедро представлены мотивы флоры и фауны, но всегда в их символическом значении. С помощью метафоричности художественного мышления стиль модерн пытался противопоставить себя натуралистическим тенденциям 19 в. Ведущими архитекторами стиля модерн были Анри Ван де Вельде, Орта в Бельгии, Антонио Гауди в Испании, Гимар во Франции, Йозеф Гофман в Австрии, Федор Шехтель в России, Владислав Городецкий, Василий Кричевский, Иван Левинский в Украине. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Он построил четыре здания в Брюсселе (три из них сегодня гостинице), которые включены в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО: дом профессора Е. Тассель, что считается первым в мире сооружением в стиле модерн; дом ван Етвельде; дом Сольвей и свой собственный, где размещена экспозиция Музея В. Орта. В своих проектах архитектор активно использовал новые материалы - металл, стекло и т. Железным несущим конструкциям он оказывал необычных форм, напоминающие фантастические растения. Итак, современный сформировался в условиях бурного развития индустриального общества и распространился на территории Европы в конце 19 - нач. 20 в. Архитектура модерна отличалась отказом от прямых линий и углов, доминированием более «естественных» линий, использованием новых технологий (железобетон, металл, стекло). Она характеризовалась стремлением к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьера. Все конструктивные элементы - лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались. Архитекторы обращались к капризного декоративизма и символов в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьера и фасадов. На рубеже 19 - 20 вв. европейские художники отказываются от традиционных форм выразительности и ищут новые эстетические изобразительные средства, отличные от реалистичных. В это время возникает большое количество непохожих между собой художественных направлений, которые принято называть термином «модернизм». Модернизм (фр. Moderne - современный, новейший) - общее название художественных течений 20 в., Для которых характерен разрыв с традиционным художественным творчеством и поиск новых художественных форм и эстетических принципов. Модернизм характеризуется разрывом с идейными и художественными принципами классического искусства, отказом от воспроизведения чувственно-конкретной действительности, предметности мира, его правдоподобности, отображения обобщенных образов и форм реальной жизни. Модернизм - это новое искусство, демонстративное противопоставление его содержания и форм классическому искусству, воплощение в них субъективного миропонимания. Он стал своеобразной художественно-эстетической реакцией на экономическую, политическую, духовную кризис буржуазного общества 20 в. Идеологическим обоснованием модернизма стал символизм. Появление модернизма как художественной системы обусловили декаданс - кризисные явления в культуре (пессимизм, бегство от реальной жизни, игнорирование социальных проблем) и авангардизм - новаторские художественные направления, представители которых призвали распрощаться с наследием прошлого и создать что-то непохожее на традиционное искусство. Архитектурный модернизм - совокупность архитектурных стилей 20 в., Для которых свойственны решительно обновление форм и конструкций, отказ от стилей прошлого. Сущность модернизма заложена в самом названии - это создание нового ( «модерн» означает «новый»). Период охватывает начало 1900-х годов - 1970 - 80-е гг. (В Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термина «архитектурный модернизм» соответствуют английские понятия «modern architecture», «modern movement», или «modern». Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как функционализм, конструктивизм, рационализм, структурализм, ар-деко, метаболизм, брутализм, хай-тек и тому подобное. Выдающиеся представители архитектурного модернизма - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер. Основные принципы архитектурного модернизма: использование самых современных строительных материалов и конструкций; рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход); отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений; «Интернациональный» характер сооружений. Образное выражение «поэзия из бетона и стекла» хорошо передает общий характер сооружений модернизма. В архитектуре модернизма были использованы новые технико-конструктивные средства. Строились сооружения с подчеркнуто индивидуальным видом и асимметричной композицией. Архитекторы модернизма стремились к разнообразию в размещении окон, дверей. Они вводили в отделке фасадов большие витражные поверхности стекла. В современные здание как составлена из помещений различной формы и различного назначения. Загадочную игру света и тени на фасадах создавали выступающие вперед или отступающие вглубь объемы, разноцветные материалы, пилястры, рельефы, различные фантастические орнаменты. Вытянутые, особой утонченности формы господствовали в каждом элементе интерьера. Архитекторы модернизма считали, что функциональность, полезность является основой нового стиля. Сооружение прежде всего должна соответствовать практическим потребностям, а уже потом решать художественные задачи. Комфорт и удобство в организации пространства - первоочередная задача здания. Поэтому в модернизме появляется новый принцип возведения домов - «изнутри наружу»: то есть сначала планируется внутреннее пространство, формирующее внешний вид здания. Модернизм является исключительно конструктивным: за фасадом дома можно предсказать его внутреннюю структуру. Поскольку основным в модернистских стилях стала организация интерьера, то во внешнем виде это неизбежно привело к асимметрии планов и фасадов, к свободной багатообьемнои композиции, принципиально отличается от нормативных классических зданий. Окна в домах модернизма, как правило, различные по конфигурации и размеру, могут быть расположены на разных уровнях, исходя из структуры внутреннего пространства. Здание отличается свободным составлением плана, живописной равновесием вместо строгой симметрии. Особенности архитектуры 20 в. определились влиянием ряда факторов: интенсивной урбанизации, промышленного строительства, рост численности населения городов, что вызвало переуплотнения застройки, многоэтажность, уменьшение количества озеленения и др. Возникли проблемы, которых не знали предыдущие эпохи. Каждый из направлений развития архитектуры на свой лад откликнулся на эти проблемы. В конце 1910-х гг. Группа европейских художников, среди которых были Вальтер Гропиус, Шарль Ле Корбюзье, Людвиг ван дер Роэ, разработали концепцию нового стиля. К поиску принципиально новых решений в строительстве архитекторов «подтолкнули» стремительный технический прогресс и распространение радикальных социальных учений. Художники отказались от всякого декора как буржуазной избыточности, стены стали гладкими, окна - большими, силуэты - подчеркивается геометрическими. Также изменились технологии строительства: теперь здания возводились из железобетона, стекла и металла. Философию архитектуры модернизма изложены в постулате Ле Корбюзье: «Дом - машина для жилья». В этой «машине» не должно быть ничего лишнего, а пространственные решения и формы должны соответствовать их функциям. Эта концепция, пропагандировала бережливость, быстро стала популярной. С середины 20 в. «Машины для жилья» строятся во всем мире, сводятся целые улицы, микрорайоны, города. Основой городского пейзажа становятся бесконечные ряды одинаковых сооружений. В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, наиболее заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложен Чикагская школа - направление в американской архитектуре, сложившееся в 1880-е годы в Северной Америке с центром в Чикаго. Характеризовалось стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений-небоскребов. Наиболее выдающийся представитель направления - архитектор Луис Салливен. Обобщая идеи рационалистического направления в эстетике американского романтизма (Р. Эмерсон, Г. Торо, Х. Гриноу), Л. Салливен провозгласил «форма в архитектуре следует функции». Развернувшееся в Чикаго после пожара 1871 строительство выявило необходимость новых решений. Предшественником небоскреба Чикагской школой стала здание страховой компании, построенное в 1883-85 гг. В Чикаго Уильямом Ле Бароном Дженни (1832-1907). В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, облицованный кирпичом. Архитекторы «чикагской школы» создавали здания, соединяющие ясность композиции целого с выразительной пластикой деталей отражает логику конструкции.нував тип высотной офисного здания с минимумом декора - небоскреб. Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуре века ХХ-го. Вопросы 1. Определите особенности архитектуры 19 в. 2. Проанализируйте стилевые проявления эклектики. 3. Высветлите специфику архитектуры в стиле модерн. 4. Назовите выдающихся архитекторов «чикагской школы». Лекция № 25 Тема лекции: Архитектура Европы и Северной Америки середины 19-20 ст. ст. План лекции: Архитектура Западной Европы и США после 1 мировой войны. Содержание лекции На рубеже 19 - 20 вв. технический прогресс выдвинул серьезные проблемы перед архитектурой. Развитие промышленности, рост городов и населения привели к необходимости поиска новых архитектурных решений, новых стилей, поскольку модерн уже не отвечал современным требованиям. Надо было искать новые подходы и к планированию городских ансамблей. В 1898 г.. Англичанин Эбенизер Говард сформулировал концепцию «город-сад», которая представляла систему небольших зеленых городов с индивидуальными постройками вокруг крупного промышленного города. Согласно замыслу автора, она должна сочетать преимущества проживания в городе с естественным видом. Эта идея вызвала большой интерес в мире, но осталась нереализованной. Зарождались новые градостроительные проекты, в том числе «промышленный город» французского архитектора Тони Гарнье с использованием железобетона, стальных каркасов и стекла. В частности Гарнье предложил разделить город на функциональные районы - промышленный и жилой, между которыми должны содержаться железнодорожная станция и зеленый район. Происходил бурный процесс механизации строительства. В 1920-е гг. В архитектуре и градостроительстве доминирует архитектурный рационализм, наиболее значительным направлением которого стал функционализм. Термин «функционализм» употребляют как синонимичные понятия «модернизм» и «интернациональный стиль», а также как тождественный «рационализма». Возникают идеи типизации, стандартизации, отказа от декора (Ле Корбюзье, В. Гропиус, А. Лоос). В период между мировыми войнами сформировались два течения в городском строительстве: урбанизм и дезурбанизма. Ле Корбюзье, воплощая урбанистическую идею, разработал проект реконструкции Парижа ( «План Вуазен») как «города будущего» (комбинация небоскребов, свободных зеленых пространств и сложной сети транспортных артерий). Дезурбанисты развивали идею города-сада, то есть планирование ансамблей из городов, парков, нетронутой природы, транспортных магистралей; центр большого города занимали небоскребы. Дезурбанисты (французские архитекторы Эжен Бодуэн, Марсель Лодсом, немецкий архитектор Бруно Таут, американские - Ф. Л. Райт и В. Хоэн) разрабатывали проекты небольших городов (не более 32 тыс. Человек) вокруг крупных городов (но не более 60 тыс. Жителей ). Это должны быть промышленные рабочие поселки или крупные жилые комплексы в пригородах. Англичанам особенно импонировала идея города-сада. Бруно Таут вообще выступал против городов, считая иеальнимы поселка на 500 - 600 человек, Ф. Л. Райт предложил каждой семье выделить акр земли для обработки, современный скоростной транспорт обеспечит общения, а телевизор - информацию. В реальной практике эти два течения часто переплетались. Возникли города-спутники, старые города развивались от центра к периферии, постепенно в центре оставались только административные здания (Большой Лондон, Большой Париж, Большой Нью-Йорк). Отделение пешеходных и транспортных потоков основан дезурбанистамы. Даже в Англии, единственной стране, которая сохранила в архитектуре исторические стили (неоготику, неоклассику и др.), Победил в 40-е гг. Функционализм (возможно, и потому, что в Англии поселились немецкие архитекторы-эмигранты, бежавшие от нацизма, - В. Гропиус, Э. Мендельсон). Функционализм - направление в европейской архитектуре 20 в., Разновидность рационализма, сторонники которого требовали строгого соответствия сооружений функциональному назначению. Зодчие провозглашали лозунг - «форма должна четко соответствовать назначению». Основная цель функционализма - рациональное проектирование в соответствии с социальными и бытовыми функциями зданий. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы