Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Периодизация развития архитектуры. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1. I период: VI – IV тыс. до н.э. характеризуется появлением земледелия, первыми поселениями, соответственно первые строительные сооружения. 2. II период: III – II тыс. до н.э. – появляется гончарство; · 2000 – 1000 тыс. г.до н.э.—ранний; Этот период характеризуется наличием таких древних городов, как Эль-Мирадор (2 600 г. до н.э.—1000 г.до н.э.). Жили в нём ранние Майя. Они Представлены главным образом монументальной архитектурой (храмы-пирамиды, гробницы, дворцы со ступенчатым – «ложным» сводом, стеллоподобными каменными плитами и алтарями срезными изображениями), имели рельефы, фрески. Но одновременно остатки лёгких глинобитных хижин с высокими крышами из пальмовых листьев или снопов тросника, глиняная посуда, орудия труда из базальта, кремния и обсидиана, костяные проколки – то есть весь набор вещей, характерный для простого быта земледельца. Майя уже на этот период владели иероглифами и календарём, которые появились в доклассический период, пользовались каллиграфией и живописью. Но имея достаточно бедную не плодородную землю, народы Майя разрабатывали земельные делянки на террасах, перенося землю с болот. Майя сотворили мифы о Боге – «маисовый бог», боготворили красный цвет – символ жизни, символ крови. Красным цветом покрывалась нижняя часть храмов, и тема жизни была излюбленная темой жрецов. Частые жертвоприношения объясняются тем, что кровь – основа жизни людей, даёт жизнь земле. В 16 веке сюда пришла католическая церковь и принесла христианство и примером жителей города стал символ –распятие Христа. · 1000 – 500 г.до н.э. – средний; Другая характерная черта классической архитектуры майя – планировка зданий вокруг прямоугольных двориков и площадей. Первые признаки подобной планировки появляются в горной Гватемале ещё в 1000 – 500 гг.. до н.э. Но широкое её распространение приходится на позднеархаический этап культуры майя, то есть 500 – 50 гг. до н.э. Подобная планировка свойственна почти всем крупным майяским памятникам (постройка группы «Е» в Вашакатупе, в том числе знаменитая пирамида «Е- VII – cуб»; архитектурные комплексы Тикаля, Алтар –де – Сакрифисьоса и др.). Примечательно и то, что планировка ряда памятников майя эпохи цивилизации зародилась ещё в позднеархаических архитектурных ансамблях. Строители эпохи попросту расширяли старые холмы-фундаменты, включив их в новые более крупные сооружения. В конце архаического периода в крупных селениях майя – ритуально-административных центрах (протогородах) – возникает своеобразный архитектурный комплекс, получивший название «акрополь». Появление акрополя отражает важные социально-политические сдвиги внутри общества майя и знаменует собой сложение раннеклассовых государственных образований. Акрополи были обнаружены в позднеархаических слоях Цибильтуна на Юкатане (400-300 гг. до н.э.) и в Тикале (200 0100 гг. до н.э.). · 500 г. до н.э. – 1 век н.э. – поздний. Жители города построили Храм Ягуара (II век н.э.) и это положило началом династии забытых царей. А культура Эль-Мирадора пришла в упадок через частое использование извести. Жители использовали известь везде и в больших количествах. Известь производится при высокой температуре. Для производства извести-порошка, который жители планировали использовать для строительства одного здания, необходимо сжечь приблизительно 1000 акров лесов. А это отсутствие леса, следовательно, и пищи. Это высушивание болот в низинах храмов, загубленное сельское хозяйство и … голод. 3. III период: 1500 г. до н.э. характеризуется главным образом монументальной архитектурой -- храмы и дворцы со ступенчатым (ложным) сводом. 4. период: IX – XVI в.(1519 г.).—завоевание Америки испанцами. Характеризуется постепенным ослаблением значения жречества и возрастанием роли военно-административной знати. Соответственно уменьшается и прекращается сооружение пирамид. Сооружаются здания административные и дворцовые.
Расцвет зодчества приходится на I – IX вв. н.э., получившая в истории древнеамериканской культуры название «классического периода». Это период появления и развития раннерабовладельческих государств, в которых особое могущество приобрело жречество. Таким образом, грандиозных культовых центров в городах-государствах стало основным видом крупного монументального строительства. При широком географическом охвате древнеамериканской цивилизации (Центральная Америка, Южная Америка, о.Пасха) в архитектуре этого региона выделяются сооружения и архитектурные комплексы городов Центральная Америка – современная Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор. Строительная техника.Архитектура Древней Америки -- это применение простейших конструкций – массива стены и стоечно-балочных систем перекрытий. Клинчатые распорные арки и своды не применялись. Все перекрытия помещений осуществлялись с помощью балок и плит или посредством ложных сводов, имевших достаточно-широкое распространение. Часто употребляется свод острого профиля со стрелой подъема = h поддерживающих стен. В стенки свода не редко заделывали деревянные стяжки. Имели место плоские смешанные конструкции перекрытий из дерева и камня: по деревянным балкам укладывается слой щебня, пропитанного известковым раствором. Кладка массивных стен велась из необработанного камня в сочетании с облицовочным слоем. Ядро стен, пирамид, платформ состояло из крупного щебня и земли, залитых с утрамбовкой известковым раствором. Облицовочный слой делался из камня или толстого слоя известковой штукатурки, окрашиваемый затем в белый (иногда красный) цвет. Применялся в строительстве и обожжённый кирпич, применялись орнаментика и скульптура в монументальном строительстве, и резьба по камню. У истоков развитой каменной архитектуры майя стоит, вероятно, типичная хижина майяского земледельца, которая в почти неизменном виде сохранилась до сих пор у индийского населения Юкатана. Стены её построены из вертикально врытых в землю столбов или жердей и покрыты слоем глины и белого стука. Высокая островерхая крыша с круглыми скатами изготовлялась из листьев пальмы или из снопов тростника. Крутые и высокие крыши делались для того, чтобы облегчить сток воды и не допустить её проникновения внутрь дома во время ливней в сезон дождей. Обычно это удлиненное прямоугольное здание с одним внутренним помещением, дверь – единственный источник воздуха и света – делали посредине длинной передней стены. На узорчатых верхушках таких каменных зданий часто видна имитация продольной балки, характерной для тростниковых и лиственных крыш, что, по-видимому, послужило прототипом для создания ступенчатого свода каменных зданий. Это сходство ещё больше усиливается благодаря наличию внутри каменных зданий со ступенчатым перекрытием деревянных поперечных балок, служивших дополнительным креплением для крыши-свода. Первоначальное ядро любого классического города майя состоит из прямоугольной, мощённой камнем площади, окружённой со всех сторон важнейшими храмами, общественно-административными зданиями и стелами. Зарождение этого вида планировки относится, как отмечалось выше, к познеархаическому времени (500 г. до н.э. – рубеж нашей эры) и лучше всего прослежено на материалах архитектурной группы «Е» в Вашактуне. Судя по историческим источникам, в центре многих раннеземледельческих поселений Мезоамерики находилась прямоугольная площадь со священным деревом – местом общеплеменных собраний, религиозных обрядов и выборов очередного вождя. Вокруг такой площади стояли обычно и главные святыни племени: хижина вождя (а после смерти – могила вождя) и святилище с фетишем племенного бога. Позднее священное дерево заменяют каменные стелы, а скромные деревянные хижины главы племени и божества племени – каменные колоссы городских центров. Известный археолог Дж.Эндрюс (США) считает, что в основе комплекса «прямоугольная площадь -- храм» лежит столь естественное у всех земледельческих народов представление «расчищенный участок земли (поле) – хижина». Согласно представлениям майя 16 века, земля имела плоскую прямоугольную форму, напоминая тем самым расчищенный в джунглях участок ---«мильпу». По углам и в центре земли стояли «мировые деревья», ориентированные по странам света и служившие опорой для небесного свода из тридцати слоёв, или ярусов. Таким образом, концепция «расчищенный участок (мильпа) – хижина» -- это как бы искусственное воспроизведение человеком модели вселенной. Точно такая же идея заложена и в основу планировки любого майяского города (мощённые прямоугольные площади, ориентированные по сторонам света и окружённые главными храмами и дворцами). И, следовательно, древний город майя – это также своеобразная модель вселенной. Несколько больше сведений о характере «догородских» крупных поселений майя конца I тыс. до н.э. даёт нам Тикаль. Прежде всего, в ходе многолетних раскопок здесь удалось получить некоторое представление о динамике развития этого памятника. В среднеархаическое время (600-300 гг.дон.э.) на территории Тикаля существовал земледельческий посёлок площадью от 12 до 25 га без каких-либо признаков монументальной архитектуры. Уже в конце этого периода площадь поселения увеличилась до 3.8.кв.км. Тогда же появляются первые культовые сооружения и первый вариант будущего Северного акрополя. К тому же этот комплекс похож на группу из трёх храмовых пирамид, разбитых вокруг прямоугольного двора в Вашактуре. Таким образом, скорее всего, ранний майяский город и происходит по прямой линии от крупных поселений – вероятно, племенных центров, мест пребывания верховного вождя и местонахождения святилища главного божества племени. Все архитектурные и археологические признаки города майя ) каменные храмы и дворцы со ступенчатым сводом, планировка вокруг прямоугольных дворов и площадей, акрополи) появляются в комплексе к рубежу нашей эры. Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторых пирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищами важнейших богов местного пантеона, а сама пирамида была лишь высоким и монолитным каменным постаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще ряда таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящей династии (открытие А.Рус-Луилье в Храме Надписей в Паленке и др.). В ряде случаев археологи смогли доказать, что первоначально сооружалась гробница, а уже над нею возводилась высокая ступенчатая пирамида, увенчанная сверху храмом. Между храмом и гробницей иногда осуществлялась прямая связь либо с помощью специальной трубы, либо с помощью лестницы, пробитой сквозь толщу пирамиды. Это, по-видимому, означает, что в комплексе «храм – пирамида – гробница» главную роль играет именно царская гробница, а храм, выстроенный над ней, является в действительности заупокойным храмом в честь обожествлённого правителя или его предков. Длинные многокомнатные каменные постройки, возведённые на низких платформах и разбитые вокруг нескольких внутренних прямоугольных двориков, -- так называемые дворцы, как удалось доказать в ходе недавних археологических раскопок, действительно служили резиденциями правителей майя. И эти пирамидальные храмы, и дворцы составляют до 95% всей монументальной архитектуры майя. Кроме этих построек археологами были найдены · пышные захоронения майяских аристократов и правителей I тыс. н.э.; · расписная полихромная керамика; · монументальная скульптура; · алтари; · дворцово-храмовые архитектурные комплексы; · Жилища рядовых общинников ит.д. При изучении планов городов I тыс. до н.э. Центральной области майя сразу же бросается в глаза несколько постоянно повторяющихся моментов: 1. Наличие чётко выраженного ритуально-административного ядра (теменоса) с ансамблями важнейших архитектурных построек – храмами, дворцами и т. д., сгруппированными вокруг прямоугольных дворов и площадей, которые ориентированы, как правило, по сторонам света. Теменос плотным кольцом окружают жилые кварталы, но чем дальше от центра, тем беднее дома и реже застройка. 2. Отсутствие чётко выраженных внешних границ, поскольку во многих случаях наружной линии укреплений (стен, рвов, валов, палисадов) в городах майя не найдено. 3. Деление города, вернее его центрального ядра на несколько крупных архитектурных комплексов, или групп, состоящих из монументальных сооружений -- храмов, святилищ, дворцов и других общественных построек, разбитых вокруг площадей. Назначение этих групп, их временное и пространственное соотношение пока остаются неясными. 4. Часто эти архитектурные ансамбли и группы соединены между собой системами широких и вымощенных камнем дорог-дамб, заметно возвышающихся над землёй. 5. В центральной области майя важнейшие ритуально-административные здания часто сосредоточены на вершинах искусственных холмов – «акрополей», которые господствуют над городом и в прямом и в переносном смысле. Иногда в наиболее крупных городах встречаются сразу несколько таких акрополей (Тикаль, Пьедрас-Неграс, Накуем). 6. Что касается жилых построек, то они на первый взгляд образуют беспорядочное и хаотическое скопление, без видимых попыток какой-то организации и намеренной планировки. Жилища обычно концентрируются небольшими группами по два-пять зданий, размещённых вокруг внутреннего прямоугольного двора. Последний, как и большие площади в центре города, почти всегда ориентирован по странам света. 7. Дома обычно стоят только на высоких местах: грядах холмов, буграх, выходах скалистых пород – словом, везде, где облегчён естественный дренаж. В болотистых низинах (бахос) построек не обнаружено. 8. Природные факторы – наличие источников воды (колодцы, реки, озёра и т.д.), рельеф местности (характер почв и т.д.) – также заметно влияли на общую планировку города. Ранние поселения Мезоамерики – это целые города с сотнями каменных памятников, часто наполовину заросшие тропическим лесом, -- сохранившиеся свидетельства древней цивилизации, существовавшей в Мезоамерике – регионе, включающем всю нынешнюю Мексику, и, отчасти, Гватемалу, Белиз и Гондурас, начиная уже с 900-х гг.до н.э. и до завоевания испанцами в 1519 г. Монументальные пирамиды, площади, храмы, площадки для игр, дороги для процессий и жертвенные алтари служили для исполнения религиозных ритуалов, от которых зависела вся повседневная жизнь. Огромные дворцы подчёркивали строгую социальную иерархию; правители использовали архитектуру для того, чтобы подчеркнуть собственное значение и обеспечить себе бессмертие. Большинство сохранившихся строений относится к цивилизации майя. Город сапотеков Монте-Альбана имел сложившийся административно – религиозный центр на вершине горы. Сооружения располагались по периметру огромной прямоугольной площади. В центре были культовые здания, а вокруг площади – храмы, пирамиды, жилища. Здесь же находилась площадка для игры в мяч. Пирамида Тахин. Пирамида квадратная в основании, состоит из семи уступов. На верхнем уступе расположено святилище. По восточной стороне пирамиды идёт широкая лестница с балюстрадой, украшенной орнаментом из прямоугольников. На сторонах пирамиды вырезаны в камне 365 ниш. Солнечный год—постоянная тема мезоамериканской архитектуры. План Теотикуакана (ок.150-650гг.). В плане город состоит из пересекающихся лини, с пирамидой Солнца в центре. Главная ось города –Дорога мёртвых, идущая от пирамиды Луны и пересекающаяся со второй осью на уровне цитадели. Таким образом, город был поделён на четыре части – планировка, позднее использовавшаяся ацтеками. Элемент талуд-таблеро – это строительная техника, которая появилась в строениях Теотикуакана. Внешняя наклонная секции, или талуба, поддерживается оштукатуренной прямоугольной панелью. Её использовали как фриз и украшали скульптурой. Профиль талуд-таблеромог повторяться много раз по ходу подъёма пирамиды. Эта форма ступенчатого фасада известна по всей Мезоамерике, с небольшими местными вариациями. Это одновременно эффективно и экономично. Элементы каркаса соединены тонкими панелями, образующими каменное ядро. Пирамида Луны в Теотикуакане (200г.) была посвящена богу Луны. Это гигантское строение на северном конце главной оси Теотикуакана. Каменная лестница проходила через четыре яруса, ведёт к деревянному святилищу на вершине. Возле пирамид стоят стелы в виде отдельно стоящих священных камней с различными рельефными изображениями богов, в том числе знаменитого Кацелькоатля, или пернатого змея. Более поздние стелы майя были с изображениями царей и служили скорее светскими памятниками, чем священными изваяниями. Классический период майяэто цивилизация, расцвет которой пришёлся на 500 – 900-е гг. до н.э. Данная цивилизация создала одни из самых значительных памятников Мезоамерики. Недавняя расшифровка иероглифов, запечатанных на ступенях, фризах, колоннах, стелах, алтарях майя, дала ключ к разгадке архитектуры этого народа, датировки отдельных зданий, имён правителей. Пирамиды часто строились на месте более ранних, повторяя их формы, и, в то же время, позволяя увеличить общую высоту конструкции. Стремление достичь наибольшей высоты – основное для архитектуры майя. Оно выражено в головокружительных лестницах, ведущих к богам. Другими важными особенностями архитектуры было изобретение ложного свода и искусно выполненные скульптурные композиции. Для данного периода характерно: · Жертвоприношение пленников в Паленке, о чём говорят множественные скульптурные панели, изображающие пленных вождей, коленопреклонных с явным выражением ужаса на лицах, украшают галереи восточного внутреннего дворика дворца. · Храм Надписей в Паленке (675 г.) с крутой лестницей с 9-ю ярусами, символизирующих 9 укреплений подземного царства, наверх, к святилищу. Скрытая лестница спускается в склеп, где похоронен царь. Каменная труба, проведённая вдоль лестницы позволяет мёртвому царю общаться с живыми. · В храме сводчатых входной портик с 5-ю пролётами, отделанными скульптурными из гипса и знаменитыми надписями – 62- иероглифов, повествующих об истории правителей Паленке. · Гребневые крыши, или кристерии, украшали вершины классических пирамид. Они состояли из 2-х перфорированных каркасных стен, прилегающих друг к другу, на которых крепились выполненные из гипса скульптуры богов и правителей. · Ложный свод и двойной ложный свод. · Стелы. · Алтарь. Для городов майя группы Пуук характерны то, что к концу классического периода майя в VIII веке роль городских центров перешла от религиозных сооружений к дворцам правителей. Возведённые на высоких цоколях, дворцы были очень сложно устроены, с многочисленными помещениями и огромными четырёхугольными дворами. Благодаря специфике местных условий, а также завоеваниям и слияниям отдельных царств, выделилось множество местных стилей. Наиболее значительная группа городов находилась в районе местности Пуук. Для них были характерны: · геометрический скульптурный декор, повторяющейся в мотивах орнамента с использованием символики, почерпнутой из космологии майя. · Расширенная типология – женский монастырь в плане прямоугольника, состоящий из 4-х дворцов на высоких платформах, на юге лестница во всю ширину фасада. · Дворцы с открытыми фасадными портиками с изобилием скульптурных изображений, · Дворец Масок, Дворцы Митлы. Близко по стилю к группе Пуук стоят города группы Ченес, расположенные южнее. К Х веку большинство городов майя пришло в упадок, и культурный центр сместился в Центральную Мексику, где влияние майя закрепилось в цивилизации тольтеков. Возникли два больших города – Тула и Чичен-Итца. Города всё чаще воевали, что привело к появлению таких храмов, как храмы воинов в Тула и Чичен-Итца. Каменное поле для игры в мяч в Чичен-Итца свидетельствует о жертвоприношениях людей. Эти традиции потом переняли ацтеки. Архитектура инков – это доколумбовая цивилизация инков Перу, Боливии, Эквадора, которая создавала монументальную архитектуру, начиная с 1100 г. и заканчивая испанским завоеванием в 1535 г. Они поклонялись богу Солнца и его земному воплощению – Инке. Изобразительность инков позволила им использовать во благо себе горный ландшафт Анд, устраивая свои города в стратегических пунктах, создавая сложную систему террас. Они сооружали религиозные или священные строения, такие как ушну , вокруг природных источников и скальных формаций. Скорее дипломаты, чем воины, они построили целую сеть дорог. Искусство кладки камня, как и использование золота, достигло своего пика в строительстве дворцов и храмов в XV веке. Для архитектуры инков характерны: · Могильные башни чуллпы, построенные вокруг озера Титикака; · Особая кладка инков; · Тамбо – домики, построенные на дорогах инков для отдыха посланцев (низкие, прямоугольные, без окон, источник света – трапециевидная дверь). · Дома дев солнца – монастырские школы (трапециевидные входы с двойными косяками). · Башни – святилища в центре разрушенного города инков, Мичу-Пикчу. · Город Мичу-Пикчу, построенный на высоте 2430 м, используя ландшафт.
Литература 1. Огюст Шуази. Всеобщая история архитектуры. – М.: Эксмо, 2008. – 704с. 2. Эмили Коул. Основы архитектуры. М.: «Арт-РОДНИК», 2004. 352 – С. 3.Всеобщая история архитектуры. В 12-и томах. Т.-1. М.: 1970. 4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М.: Стройиздат, 1984. 5. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т.Р.Забалуева.— М.: Эксмо, 2007. – 736 с. 6. История Древнего мира. Древний Восток. Египет / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, и др. – М.: Харвест, 1999. – 832с.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы