Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ПИКТОГРАММЕ.
Под названием «особые феномены» описываются разнообразные, подчас довольно тонкие и недоступные для поверхностного наблюдателя особенности выполнения метода, в том числе, высказываний испытуемого, эмоциональных и других поведенческих реакций - всего того, что остается за пределами формализованной оценки ответов и анализа основных количественных соотношений. При изучении «пиктограммы» можно выделить большую группу подобных неформализуемых факторов анализа, как общих для «пиктограммы» и теста Роршаха, так и специфических для «пиктограммы». Эти факторы, по аналогии с тестом Роршаха., обозначаются как «особые феномены». А. ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ. Данный тип реакций является общим для многих методик (ассоциативный эксперимент, тест Роршаха, методика незаконченных предложений) и является проявлением тормозящего действия аффекта на интеллектуальные процессы... В «пиктограмме» шоковые реакции проявляются в виде удлинения латентного времени, изменении характера выбранного образа(в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностей - более тщательная отработка рисунка, сильный нажим, реже - резкое уменьшение размера рисунка на «травмирующее» понятие. Крайним проявлением шоковой реакции является отказ от выбора образа — локальный отказ. Причиной последнего могут быть и чисто интеллектуальные затруднения. Парадоксальные отказы (отказы на «легкие понятия») обусловлены убеждением испытуемого, что все понятия имеют непосредственное отношение к нему. Так, испытуемый отказывается выбрать образ на понятие «тяжелая работа», поскольку он «любит всякую работу, никакая работа не тяжела». Б. НЕФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ТИПЫ ОБРАЗОВ. Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл понятия, а звучание слова. Например, автомобиль «Победа», электропила «Дружба», сом на понятие «сомнение». Более сложны и реже встречаются образы - ребусы, где слово составляется из первых букв изображаемых предметов. МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР. Для запоминания понятия изображено несколько предметов, не объединенных в единую композицию. Обычно это набор адекватных атрибутивных образов. Данный феномен не является редкостью и имеет диагностическую ценность лишь тогда, когда в разъяснении имеется нарушение логической связи. ВЫХОЛОЩЕННАЯ СИМВОЛИКА. Эта категория образов рассмотрена выше при описании техники ретестирования. НЕДИФФЕРЕНЦИРУЕМЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. Испытуемый не в состоянии объяснить, что же именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно. От «выхолощенной символики» данный феномен отличается тем, что рисунки не являются геометрическими значками, это крайне неудачные попытки изобразить что-либо конкретное. Недифференцируемые изображения почти абсолютно специфичны для больных с органическим поражением головного мозга, изредка они встречаются у больных шизофренией в состоянии обострения. В. УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВЕННЫХ И СЛОВЕСНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ. Употребление букв в «пиктограмме» запрещено инструкцией, появление буквенных обозначений является следствием недостаточности внимания, либо, чаще – негативистических тенденций, что обычно выясняется при ретестировании. Здоровые испытуемые, как правило, органично включают надпись в рисунок, например, на понятие «победа» рисуют календарь с надписью «9 мая». Редко рисунок заменяется надписью. У больных шизофренией употребление букв часто имеет вычурный характер, с деформацией, «сдваиванием» букв, приданием буквам сходства с изображением человека или животного. Г. СПОНТАННЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ. Чаще всего свидетельствуют о состоянии тревоги, внутренней неуверенности, являются также проявлением интеллектуальных затруднений либо эмоциональной «шоковой» реакции. Особняком стоят обстоятельные, авторитарные спонтанные разъяснения лиц с эпилептоидными чертами. Замечания испытуемых могут иметь экстрапунитивный, либо интрапунитивный характер (типа «критики тестирования» и «самокритики»). Д. СТЕРЕОТИПИИ, ПЕРСЕВЕРАЦИИ И СХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ. Типическая и атипическая стереотипия и персеверации описаны выше. Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Так, испытуемая Л., нумеруя рисунки, напротив №16 (понятие «дружба») ставит №14 (понятие «справедливость»). Проявлением персевераторных тенденций является феномен единой системы, который заключается в том, что при построении образа на последующее понятие испытуемый использует предыдущий образ. При этом испытуемый может прямо использовать выполненный рисунок, видоизменяя либо дополняя его. Так, испытуемый на понятие «печаль» рисует девушку, садящую у окна, на понятие «счастье» пририсовывает солнце, лучи которого освещают окно, на понятие «любовь» пририсовывает цветы на подоконнике. Е. ФРАГМЕНТАЦИЯ — испытуемый изображает лишь фрагмент образа, прямо говоря о своем замысле и подчеркивая невозможность реализации последнего. Ж. ДУБЛИРОВАНИЕ — испытуемый рисует на одно понятие несколько идентичных рисунков. 3. ЗАМЕНА — выбрав образ для опосредования, испытуемый зачеркивает рисунок и рисует новый. Появление тревоги, либо невозможности планирования в ситуации эксперимента. И. ФЕНОМЕН ВОЗВРАТА. При предъявлении следующего понятия испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой. K. ПРИВНЕСЕНИЕ ЦВЕТА. Не пользуясь цветными карандашами, испытуемый в разъяснении упоминает о цвете. Например, нарисовав цветок на понятие «разлука» описывает его как «желтый цветок». Л. СПОНТАННАЯ НУМЕРАЦИЯ — нумерует рисунки. М. СПОНТАННАЯ ПУНКТУАЦИЯ — рисунки разделяются запятыми. ГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АНАЛИЗА Обращают внимание прежде всего на размер рисунков («микрография», «макрография»), стабильность размеров рисунков («осцилляция», «расширение», «сжатие» «локальное сжатие» - уменьшение размеров рисунка на одно понятие). Расположение рисунков на листе бумаги может быть правильным (горизонтальным и вертикальным, слева направо, сверху вниз), «обратным». Общая упорядоченность композиции варьируется от «сверхупорядоченной» — подчеркнуто правильное расположение рисунков, соблюдение одинаковых расстояний между рисунками и размеров рисунка, до осциллирующей и «хаотической» — рисунки беспорядочно разбросаны на листе бумаги, значительно отличаются размерами, расстояния между ними колеблются от значительного до «наложения» одного рисунка на другой. Крайнее проявление «сверхупорядоченной» композиции – с малым размером рисунков, расположенных по краю листа – «краевое расположение», равномерным чаще слабым нажимом линии, картина может дополняться спонтанной нумерацией рисунков. Нажим линии может колебаться отслабого, едва заметного, до сильного, рвущего бумагу, при этом подобные колебания могут быть в одном протоколе исследования, указывая на склонность испытуемого к импульсивным разрядам. Упорядоченность композиции отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Нарушения композиции в «пиктограмме» могут отражать как стойкие особенности характера, так и актуальное психическое состояние больного «атипичные гипоманиакальные синдромы». В последнем случае, при повторных исследованиях, после нормализации психического состояния нормализуются и графические характеристики «пиктограммы». «Органический графический симптомокомплекс» - наклон фигуры более 5 градусов от вертикали, дрожащая, не совпадающая и пересекающаяся линия. Эти признаки обладают высокой специфичностью при органических поражениях головного мозга. ПИКТОГРАММЫ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ИСПЫТУЕМЫХ.
Практически все испытуемые легко осмысливают инструкцию к методике, подчиняются ее требованиям. Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем интеллекта зачастую подвергают инструкцию сомнению, указывая на то, что метод говорит скорее «вообще о способностях человека». Лица с низкой нормой интеллекта испытывают, как правило, значительные трудности при выполнении «пиктограммы», однако метод в целом доступен и для них. В приложении приводятся нормативные данные по важнейшим количественным показателям «пиктограммы», обработанные методом вариационной статистики, что позволяет судить о допустимом диапазоне колебаний показателей. Внутри нормативной группы и, особенно при сопоставлении «основной» и дополнительных групп, выявляются существенные различия, которые зависят от уровня интеллектуального развития и особенностей личности испытуемых. При этом факторами, чувствительными к уровню интеллектуального развития, являются: умение выбрать рисунок для опосредования, каков бы он ни был, принадлежность образа к группе адекватных, наличие «удачных оригинальных» образов. Показателями интеллекта являются также степень выраженности стереотипии, наличие «сценоподобных» образов и их число, наконец, продуктивность опосредованного запоминания. Особенности мотивации также оказывают влияние на все эти показатели: повышение уровня мотивации (при высоком уровне интеллектуального развития) приводит к увеличению числа геометрических и метафорических символов, оригинальных образов, уменьшению выраженности стереотипии, а иногда к смещению стереотипизирующей установки. Может снизиться показатель адекватных образов, но показатель продуктивности запоминания остается высоким. Неспособность к планированию, неустойчивость характера, эгоцентризм, проявляются увеличением числа индивидуально значимых образов, где открыто проецируются желания и потребности, а иногда и асоциальные привычки испытуемых. Эти же факторы приводят к снижению показателя адекватных образов и, что существенно, к снижению продуктивности запоминания — здесь особенно много «приблизительных» воспроизведений. Напротив, неуверенность в себе, обсессивно-компульсивные проявления «обедняют» результаты исследования, лишая их элемента оригинальности, уменьшая количество эмоционально насыщенных метафорических символов, обеспечивают максимально высокий показатель адекватности и высокую продуктивность опосредованного запоминания. Однако наиболее демонстративно особенности аффективности и характерологические черты проявляются в «особых феноменах», а также графических характеристиках «пиктограмм» здоровых испытуемых. Шоковые реакции, степень их выраженности, позволяет судить о характере эмоциональных реакций и контроле над ними, высказывания испытуемых могут указать на внутреннюю неуверенность, тревожно-депрессивную установку на исследование, могут позволить сделать вывод о типе реакции на фрустрацию. Употребление букв в ряде случаев указывает на негативистические тенденции. Степень стабильности графических характеристик варьирует в зависимости от скованности или свободного поведения испытуемых в ситуации эксперимента, а также отражает характерологические особенности. Однако при всей вариабельности данных внутри нормативной группы у нормативного протокола имеется ряд постоянных характеристик: А.. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий выбора. Б. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах психически здоровых людей. B. Высок показатель адекватности, обязательным является наличие, по крайней мере, двух или трех стандартных образов. Г. Высокая продуктивность опосредованного запоминания. Д. Для нормативных протоколов характерна бедность «особыми феноменами» — отказы и шоковые реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов «пиктограммы» встречаются редко и легко могут быть изменены при ретестировании. Е. Стереотипия выражена за счет повторения изображений человека. Прямые персеверации отсутствуют. Ж. Для протоколов психически здоровых людей характерна «оптимальная» упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся «пиктограмма» в подавляющем большинстве случаев уменьшается на одной стороне стандартного листа.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 4385; Нарушение авторского права страницы