Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Расположение рисунка в пространстве.



Особенности рисунка Интерпретация
Рисунок по средней линии, чуть выше и правее. Норма.
Ближе к верхнему краю листа. Чем выше, тем выше самооценка: - неудовлетворенность своим положением в обществе; - потребность в признании и продвижении; - тенденция к самоутверждению.
Ближе к нижнему краю листа. Чем ниже, тем ниже самооценка: - неуверенность в себе, подавленность; - нерешительность, отсутствие самоутверждения; - не заинтересованность в признании; - фиксирование на препятствиях на пути к цели.
Сдвиг рисунка вправо. Акцентуирование будущего, мужских черт характера: - стремление к контролю над собой; - экстраверсия. Сильный сдвиг рисунка вправо: - возможно «бунтарство»; - неподчинение стереотипам.
Сдвиг рисунка влево. Акцентуирование прошлого: - принятие вины на себя; - застенчивость; - интроверсия; - возможно недостаток активности; - тенденция к рефлексии, к размышлениям.
Рисунок, выходящий за срез листа. Занимает 2/3 листа.     Может не подчиняться семантическим закономерностям.
Маленький рисунок в левом верхнем углу листа. Высокая тревожность: - склонность к фантазированию; - избегание новых переживаний.

Расположение головы.

Направлена вправо. Устойчивая тенденция к действию: - планируемое осуществляется; - настроен на реализацию своих намерений;
Направлена влево. - склонность к рефлексии; - нерешительность, возможно – избегание трудностей; - фиксации на какой-либо ситуации прошлого.
Положение «анфас». Прямота, бескомпромиссность, возможно – эгоцентризм.
Две и более головы у животного. Противоречивость тенденций.

 

Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего они символизируют социальную среду тестируемого.

Интерпретируя пространство, обратите внимание на свои ощущения, вызванные рисунком. Например:

«Шаткость – Устойчивость», что связано с самооценкой.

«Подвижность – Статичность», что связано с активностью.

«Целостность – Противоречивость», что связано с особенностями мышления и т.д.

Характер линии.

Перекрывающие друг друга линии. Легкая напряженность.
«Запачканные» рисунки. Повышенная тревожность.
Размытость контуров рисунка. Неуверенность.
Несоединенные углы, фрагментарность линий, незаконченность, оборванность рисунка. Невротизм, возможно усиление шизоидных тенденций.
Недорисованность конечностей. Невротизм.
Непомерное увеличение костей, стоп.
Паутинообразная, без нажима линия. Экономия энергии. Снижение тонуса.
Продавленная линия. Гипертонус мышц. Возможно тревога.
Наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей. Возможно тревожность.
«Падающие» линии. Истощаемость. Низкий тонус. Возможна депрессия.
Поднимающиеся линии. Склонность к трате энергии. Возможно агрессивность.

Характер контура (Границы «Я» и социума).

Фигура круга (незаполненного). Замкнутость. Закрытость внутреннего мира.
Затемнение линий контура «запачкивание». Страх, тревога.
Наличие щитов, заслонов, линий удвоения. Опасение, подозрительность.
Контур фигуры – с шипами, иглами, выступами, прорисовка их. Агрессия.
ВНИМАНИЕ! Сопоставьте графологические аспекты интерпретации (линия, контур) с расположением рисунка в пространстве (защита, агрессия).
Верхний контур. Защита против лиц, имеющих власть, запрещающих, принуждающих (взрослые, учителя, родители и т.д.).
Нижний контур. Защита против насмешек младших. Боязнь осуждения.
Боковые контуры. Готовность к самозащите.
Количество, расположение, характер острых углов в рисунке. Степень агрессивности.
Контур как «оболочка». Символ контроля со стороны «Я» за собственной аффективностью.
Укрупнение рисунка. Повышение аффективности, эгоцентризма.
Уменьшение рисунка. Повышение самоконтроля. Возможна депрессия, угнетенность.
Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура. Хороший контроль аффективности.
Увеличенные по интенсивности рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура. Повышение возбудимости, плохая контролируемость аффективных проявлений.
Ощущение ригидности, хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка. При длительно подавляемой эмоциональности.

Содержательный аспект.

Значение деталей лица.

Уши «усиление». Заинтересованность в информации, интерес к мнению окружающих о себе.
Рот – приоткрыт в сочетании с языком: -без прорисовывания губ; -с прорисовыванием губ. Болтливость. Большая речевая активность. Чувственность.
Рот, открытый без прорисовывания губ и языка, особенно зачерненный. Быстрое возникновение страхов, недоверия.
Рот с зубами. Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная, т.е. грубость в ответ на порицания.
Глаза (увеличенные или с резкой прорисовкой радужки). Символ переживания страха, скрытая тревожность.
Ресницы. Демонстративность, заинтересованность в восхищении окружающих.
Увеличенный размер головы (в соответствии с фигурой в целом). Рациональное начало. Ценит эрудицию в себе и других.
Рога. Защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками (когти, щетина, иглы) – определить характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.
Перья (усиление в рисунке). Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически. Чувственность, подчеркивание своего пола, ориентация на свою сексуальную роль.

Опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент и пр.).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме.

Основательность. Обдуманность принимаемых решений, рациональность, опора на существующую информацию.
Неосновательность (слабая выраженность ног, лап). Возможна поверхностность, импульсивность принимаемых решений.
Характер соединения ног с туловищем.
Точно, тщательно. Слабо, небрежно. Не соединены совсем. Характер контроля за своими выводами и рассуждениями.
Повторяемость форм ног, лап, элементов в опорной части. Конформность, стандартность суждений.
Разнообразие форм ног, лап, элементов в опорной части. Своеобразие, самостоятельность решений и установок, возможна креативность.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (крылья, щупальца, бантики, завитушки и т.д.)

Функциональные. Уверенность в себе, увлеченность своей деятельностью. Желание активного сотрудничества с окружающими может сочетаться с неделикатностью в отношении их.
Украшающие. Демонстративность, возможно манерность.

Хвосты.

Вверх. Уверенность, бодрость.
Вниз. Недовольство собой, раскаяние.
Вправо. Отношение к своим действиям и поведению (положительное или отрицательное, в зависимости от того, повернут хвост вправо или влево).
Влево. Отношение к своим мыслям, решениям.

Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, длинные, разветвленные и т.д.

Количество изображаемых деталей.

Примитивный абрис. Спад общей энергии, астенизация, соматика.
Необходимое количество деталей, дающее представление о животном. То же с заполнением контура. Усложнение конструкции. Постепенное увеличение общей энергии.
Большое количество деталей сверх необходимого. Сильная энергизация, снижение тревог.

Тематический аспект.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь