Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Государство и церковь. Светские и теократические государства ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: - наличие религиозной системы; - иерархическийхарактер, централизация управления: - разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: - наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями: - режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви характеризуется: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания и т п 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную ПОМОЩЬ. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (напр, брачно- семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Для режима отделения непквн от государства (Россия. Франция. Германия) характерно: 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность. 2.Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства. 4. Свобода выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу. Статья 14 Конституции современной России гласит: 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одною человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земною божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает: 1. Признание верховного божества. передающего полномочия государственного управления особым лицам 2. Авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества. 3. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 4. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации. 5. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов 6. Деспотические и абсолютистские формы правления. 7 Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства. 8. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви даст лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти
Функции и принципы права. Функции права- это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни обществ: ). Можно выделить 2 группы критериев, которые лежат в основе дифференциации права. Внешние (социальные) - политическая - право в своих формах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы - экономическая - право устанавливает «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности. - воспитательная - право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц. формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. - культурно-историческая. - социального контроля. - информационная. 2. Внутренние; - вытекающие из самой природы права, способов воздействия на поведение людей, особенности форм реализации. - охранительная, -применение к правонарушителю предусмотренных в нормах права мер принудительного воздействия. - регулятивная (упорядочивает общественные отношения), - заключается в установлении позитивных правил поведения, организации общественных отношений, координации социальных взаимосвязей. - Регулятивная статическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, достигается путем закрепления их в тех или иных институтах - Регулятивная динамическая функция - это направление правового воздействия установленными позитивными правилами поведения, предоставления прав и обязанностей субъекта отношений. Принципы права - это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. 1.К общеправовым принципам относятся. - справедливость - соответствие роли лица в обществе и его социальноправового положения: это соразмерность между деянием и наказанием: заслуженным поведением и поощрением: преступлением и наказанием. - гуманизм - конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство - юридическое равенство граждан перед загоном и судом - законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права, принятое в конкретном обществе всеми и повсеместно. - демократизм - в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государством и общественными делами, защищать свои права и свободы. Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми, к ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях: в уголовном праве – презумпция невиновности: в трудовом праве – принцип свободы труда: в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, гак как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы