Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русский стиль в архитектуре XIX-XX веков.
Храм Христа Спасителя - пример русско-византийского стиля В середине XIX и в начале XX веков возрождение интереса к древнерусского зодчества породило семейство архитектурных стилей, часто объединяются под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.
Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, который работал в середине XIX века. К числу главных его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлевский дворец (1838-1849). Во внешней отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века - крылышками, шатрами, кокошниками и т. Д Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянском зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Одними из самых ярких зданий псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). В начале XX века получает развитие " неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге " неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных зданиях Владимира Покровского, Степана Кричинским, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневский на Плуталовой улице). Архитектура начала XX века. В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовали в это время архитектурных течений. Кроме русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию с Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся русским архитектором, который работал в стиле модерн является Шехтель. Самая известная его работа - особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) - основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живет своей ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре предоставил дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомков в Псковской губернии. Свое развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассика - сооружение в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине. Послереволюционный период. Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина. Им создается проект т. Н. Башни Татлина, посвященной III Интернационала. В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке. Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойденным теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Основоположником стиля в России был Аполлинарий Каэтанович Красовский. Лидером течения был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую «Обмас» (Объединенные мастерские) при ВХУТЕМАСе. После революции широко востребованным оказался и Щусев. В 1918-1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально выполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Самым известным произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В 1930 году было построено новое здание из железобетона, облицованный природным камнем гранита лабрадоритом. В его форме можно видеть органический сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко. Несмотря на значительные успехи советских архитекторов в создании новой архитектуры, заинтересованность власти в их работе постепенно начинает угасать. Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «прохождении буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». С 1930-х годов авангардные течения в советской архитектуре затихают. Сталинская архитектура. Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетики, которая характеризуется расположением монументальным формам, часто граничит с гигантоманией, жесткой стандартизацией форм и техник художественного образа. В 1934 году создается Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединял творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами и с помощью которых осуществлялся контроль за деятельностью архитекторов. Среди советских архитекторов данного направления можно выделить Бориса Михайловича Иофана, Дмитрия Николаевича Чечулина, Льва Владимировича Руднева и др. В целом, в сталинской архитектуре прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями. В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В конце 1940-х - начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Это Главное здание МГУ на Воробьевых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Отель «Ленинградская». Также среди достопримечательностей сталинской архитектуры выделяют комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро, также был задуман проект Дворец Советов. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Вторая половина XX века. 4 ноября 1955 выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стиля сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». На смену сталинской пришла функциональная типичная архитектура. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получившие название «хрущевки» на имя Никиты Сергеевича Хрущева.
В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственного Кремлевского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. В 1960-х годах снова появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. С 1965 по 1979 проходил строительство Белого дома в Москве, по конструкции сходного с постройками начала 1950-х годов. Типичная архитектура продолжала свое развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объемах существует и в современной России. Современная Россия. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля за архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствования западных образцов, впервые появляются современные небоскребы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити. Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас.
Задание 1. Дайте общую характеристику русской архитектуры 18-начала 20 вв. ст. 2. Осветите особенности русского стиля в архитектуре XIX-XX веков. 3. Проанализируйте особенности русского барокко и классицизма. 4. Охарактеризуйте русский архитектура начала XX века.
Лекция № 22 Тема лекции: Архитектура Киевской Руси, России и украинском земель X-XIX вв. План лекции: Пейзажные парки царских резиденций у Петербурга.
Содержание лекции Крупнейший культурно-исторический центр России - Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, возвращенных Росси в результате Северной войны. Архитектурную славу Санкт-Петербурга составляют не только грандиозные ансамбли и достопримечательности архитектуры, но и пригородные дворцово-парковые комплексы, которые являются шедеврами мирового зодчества и садово-паркового искусства. Дворцы и парки Петродворца и Ломоносова, Гатчины и Стрельны, Пушкина и Павловска, грозные форты Кронштадта и полные лиризма старые усадьбы являются яркими страницами архитектурной летописи Санкт-Петербурга. Суровая и разнообразная северная природа Петербургских окрестностей, конечно, была несравнима с богатой и живописной природой средней России. Это обстоятельство наряду со стремлением Петра I к порядку во всем и упорядоченности, стало одной из причин проявления большой заботы о сохранении и приумножении богатств зеленых насаждений путем посадок деревьев ценных пород, а также преобразования и облагораживание существующих лесных массивов. Широкий размах дворцового и усадебного строительства, планирования большого количества парков, посадки деревьев, развитие системы дорог, мелиоративные работы, гидротехнические сооружения - все это наложило отпечаток на формирование ландшафта окрестностей Петербурга. К середине XVIII в., Дворцово-парковые ансамбли и другие архитектурные комплексы, основанные в Петровский период, получили значительное развитие и нашли торжественно праздничный вид, характерный для стиля русского барокко. Их окружением стали регулярные парки, имела симметрическую планирования, прямолинейные аллеи, подстриженные деревья и кустарники и изобилие павильонов, фонтанов с множеством скульптур, стали частью произведений садово-паркового искусства. За первые 60 лет XVIII в., Были созданы 4 грандиозных барочных дворцово-парковых ансамбля - в царском селе, Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме и десятки небольших дворцов с садами и парками. Обращение российских зодчих в 60 г.. XVIII в., К наследию античного искусства привело к формированию в архитектуре нового направления - русского классицизма. В садово-парковом искусстве это проявилось в разбивке парков пейзажного типа, планирование и характер композиций зеленых насаждений, создавали впечатление естественной природы. В этот период появляются дворцы и пейзажные парки в Гатчине, Царском селе, Павловске и Петергофе. Вторая часть и середина XIX в., Ознаменовались созданием новых парков, дворцов, павильонов и значительным перестройкой царских и других резиденций возникли в XVIII в. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга расположены на южном побережье Финского залива. Их возникновение связано с укреплением завоеванных в начале 18 века земель Прибалтики и строительством крепости Кропшлот. Продвижение на кораблях по непредсказуемомому финском залива было опасно, поэтому Петр Iпредпочитал большую часть пути пройти по суше. На пути его следования, по давней традиции, были построены путевые дворцы или «попутные комнате». Основание одной из таких «Светлица» дало начало блестящему дворцово-паркового ансамбля Петергофа (ныне Петродворец). Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петров двор) был впервые упомянут в походном журнале. В 1711 году там был построен первый деревянный дворец Петра I. Образцом для подражания стал французский Версаль. Определяющим ландшафтом была близость моря, с которым дворец, парки и фонтаны связаны каналами. Петровская идея царского дворца была воплощена архитекторами Ж. Леблоном, Н. Микетти, М. Земцовым: дворец в стиле барокко Петровского был построен на кромке высокой террасы и выдали, видно с моря. Большой или Нагорный дворец был остановлен дубовой и ореховой мебелью, картинами европейских мастеров. От петровского времени сохранился Дубовый кабинет императора. Обустройство двух парков - Верхнего и Нижнего - шло параллельно строительству Большого дворца. Верхний парк в петровские времена был занят фруктовым садом и огородом, Нижний был распланирован как регулярный парк. Регулярные парки создавались на основе строгой симметрии, починить правил планировки садов: деревья и кустарники подстрижены в виде шаров, пирамид, кубов, газоны, цветники и ставки приобретают правильную геометрическую форму, аллеи пересекаются под прямыми углами или лучевую планировку «звездой». Регулярные парки было принято украшать различными парковыми «выходками» - павильонами, беседками, скульптурами, главной парковой «затеей» Петергофа стали фонтаны и каскады. Большой КАСКАД- (1715-1724гг) - включает 64 фонтана, 255 скульптур и самая скульптура Б. Растрелли «Самсон раздирает пасть льва». Нижний парк - искрился множеством фонтанов, струю фонтанов были причудливые по рисунку, аккомпанементом воды служила музыка, водой приводились в движение фонтанные фигуры. Любимые развлечения Петра - фонтаны шутихи, неожиданно обдавайте гостя водой. Начало системе обеспечивает водой 187 Петергофский фонтанов и 4 каскада, было положено самим Петром. Идея была воплощена русским инженером - Туволчиним. За 10 лет со дня основания Петергофа были построены три дворца (Монплезир, Верхние палаты и Марли), павильон Эрмитаж, каскад с гротами, декорированный золочеными статуями. Монплезир - любимый дворцовый павильон Петра и первое сооружение нижнего парка. Он был возведен на искусственно насыпанной террасе. Центральный зал и галереи обшиты дубовыми панелями, на стенах картины. Морской фасад Монплезира, дополнила открытая терраса, на которой установлена российская светская статуя - медное изображение Нептуна. В зданиях этого времени нашли отражение новые художественные решения, основанные на еще большем обращении к культурному наследию русского зодчества, но и архитектуры других стран разных исторических эпох. Несмотря на длительные сроки формирования пригородных дворцово-парковых ансамблей, некоторые общие закономерности, присущие каждому из них сохранялись. Именно благодаря этому они и нашли оригинальные архитектурно-художественные и ландшафтно-планировочные особенности. Эрмитаж - второй дворцовый павильон, построенный на берегу залива, для веселья царского окружения, окруженный с четырех сторон рвом, через который был, перекинут подземный мост. Подземный механизм поднимал наверх стол, накрытый на 14 персон. Парковые павильоны с подъемными механизмами стали появляться в других царских резиденциях и богатых дворянских усадьбах. Павильон Марли. Изящный двухэтажный дворец Марли является центральным сооружением западной части Нижнего парка. Свое название, как Монплезир и Эрмитаж, Марли получил из французского языка. Так называлась одна из резиденций французских королей в городке недалеко от Парижа, которую Петр посетил во время своих путешествий по Европе. От дворца Марли в разные стороны расходятся три аллеи (Малибанская, Березовая и Марлинского), рассекающие парк с запада на восток и ведут к фонтану «Ева», павильона «Эрмитаж» и львиной каскада. Кроме этого в Марлинский комплекс входят Марлинский пруд и Секторальные ставки, Партерный сад и сад Венеры. Секторальные ставки сначала представляли собой один полуциркульным ставок. Его разделили на четыре сектора тремя кирпичными перегородками, в результате чего он и получил свое название. Большой дворец. Большой дворец не всегда имел тот пышный и величественный вид, который характерен для него сейчас. В 1714-1721 годах на этом месте был возведен Верхние палаты, которые, по сравнению с тем Большим дворцом, который нам известен, были очень скромными. Здание Верхних палат еще при жизни Петра много раз перестраивалась, но настоящий размах строительство получила только при императрице Елизавете Петровне. К моменту восхождения ее на престол, старый дворец ее отца уже совершенно не соответствовал вкусам растущего царского двора. Поэтому Елизавета поручила итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли возвести на месте старого дворца новый, что и было им сделано. В 60-х годах 18 века на смену стилю барокко пришел новый стиль - классицизм, и Большой дворец начали снова перестраивать в соответствии с требованиями новой архитектурной моды. В этот период над интерьерами Большого дворца работали архитекторы Валлен-Деламот и Фельтен. Петергоф - Сады и парки Многочисленные парки Петергофа не менее знаменитые, чем его фонтаны и дворцы. Прогуливаясь по Петергофу, можно и не догадываться, что переходишь из одного парка в другой. Многие парки даже и не воспринимаются посетителями как таковые, потому что не похожи на парк в стандартном понимании этого слова - скорее на лес с проложенными по нему аллеями. Такие парки называются пейзажными. В 18 веке территория, на которой впоследствии раскинулся колонистских парк, была пустынной. В то время она называлась «Охотный болотом» - из пернатой дичи, которая водилась здесь в кустарниках. При императоре Николае I неподалеку от «Охотного болота» были построены дома, предназначенные для немецких колонистов, именно этот факт и отразился позже в названии парка. В 1838 году болото было осушено, а на его месте был вырыт большой и глубокий пруд. Длина ставка составляла 470 метров, ширина - 300 метров, а максимальная глубина его была 2 метра. Берега пруда были укреплены огромными валунами и ограждены мощной дамбой, на этой плотины была устроена аллея. Пруд был наполнен водой с Ропшинских ключей. Колонистских ставок до сих пор служит бассейном, кормит восточную группу фонтанов Нижнего парка. Парк Александрия - один из крупнейших парков в Петергофе и в мире, его площадь составляет 115 гектаров. Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка, от которого его отделяет каменная стена, прорезана зверскими, Никольский и морскими воротами. С другой стороны парк Александрия граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница парка проходит вдоль шоссе Петербург - Ораниенбаум, а северная его граница проходит по берегу Финского залива. Одновременно с парками рос и формировался город Петергоф. Так в течение двух столетий был создан Петергофский дворцово-парковый комплекс. Огромные дворцово-парковые ансамбли и отдельные памятники архитектуры, расположенные в пригородах Санкт-Петербурга, несмотря на индивидуальный характер каждого из них, в совокупности представляют собой целостный грандиозный архитектурно-художественный комплекс, единство которого определено исторической, композиционной и функциональной связью всех составляющих его частей с архитектурой города на Неве.
Петергоф. Парк Александрия
Пейзажный парк Екатерининского дворца
Царское село. Большой пруд. Задание 1. Дайте общую характеристику пейзажных парков царских резиденций. 2. Осветите особенности пейзажного стиля в архитектуре XVII-XИX веков. 3. Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе. 4. Охарактеризуйте дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. Лекция № 23 Тема лекции: Архитектура Киевской Руси, России и украинском земель X-XIX вв. План лекции: Особенности архитектуры Украины Содержание лекции Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 3006; Нарушение авторского права страницы