Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тенденции эклектики в украинской архитектуре 19 в.



19 в. характеризуется быстрыми темпами роста городов, большими масштабами застройки, прежде всего жилой и промышленной. Осуществлялась реконструкция крупных городов, выравнивались улице, менялась их сеть, развивалась сеть дорог, сносились даже застроены кварталы и ансамбли для решения экономически целесообразных коммуникаций. Строились фабрики, заводы, административные, торговые сооружения, вокзалы, больницы, школы, магазины, банки, спортивные и развлекательные заведения, выставочные залы. В городах росла численность населения за счет сельских жителей, которые были вынуждены искать здесь работу, поэтому возросли потребности в жилье, строились бараки, доходные дома, приюты. Все эти процессы влияли на развитие архитектуры, новые конструктивные возможности соединились с новыми творческими идеями. На форме сооружений сказалось внедрение новых строительных технологий и материалов (бетон, железо, железобетон, кирпич, алюминий, стекло). К тому же индустриальные и технологические нужды преобладали над эстетическими.

В течение первой половины 19 в. ведущим и определяющим стилем оставался классицизм, выражаясь в отдельных сооружениях дворцового типа, окруженных скверик.

Со второй половины 19 в. теряется стилевое единство украинской архитектуры. В середине 19 в. сформировалась эклектика (греч. eklektikos - тот, что выбирает) - произвольное сочетание художественных элементов различных стилей. Эклектику называют также историзмом. Отличительной особенностью эклектики является сочетание разнородных стилевых элементов в одном здании. Направления эклектики сложно систематизировать, обычно в их названиях используют приставку «нео» (лат. - Новый) или «псевдо» (лат. - Фальшивый): неовизантийский стиль, псевдоготика, неоклассицизм, необарокко, неорококо, неомавританском стиль, также выделяют романтизм и боз-ар. Общий вид застройки определяли вкусы заказчиков, важную роль играло и ее функциональное назначение. Театры обычно строили в формах необарокко, университеты - в стиле неоклассики, православные храмы возводили в византийских или древнерусских традициях. Однако очень часто одно сооружение сочетала черты нескольких стилей, поэтому не удается определить ее стиль. В жилой застройке также доминирует эклектика.

В этот период полностью определились центры крупных городов: Крещатик (Киев), проспект Свободы (Львов), ул. Сумская (Харьков). Развитие столицы и крупных городов обусловила новые требования к административных зданий, внешний вид которых должен соответствовать их назначению. В большинстве губернских городов Украины эти сооружения построены в классических формах (Киев, Одесса, Полтава, Чернигов, Днепропетровск, Львов). Особое внимание уделялось вокзалам как своеобразном «лицу» города. Крупные железнодорожные станции помещали мощные дебаркадеры - конструкции из железа и стекла, закрывают перроны. Так выглядит вокзал во Львове, построенный по примеру Вены.

Важной задачей в каждом городе было создание садов и парков, озеленение пешеходных улиц. Таким образом в урбанистический пейзаж вводили фрагменты живой природы. Парки и сады были предназначены для прогулок и отдыха. В частности, во Львове создано парки перед Университетом, на Высоком Замке, Стрыйский парк, в Киеве - Владимирскую горку.

В этот период работали выдающиеся архитекторы, среди них - выпускники Петербургской академии художеств (П. Алешин, А. Бекетов, В. Городецкий, В. Николаев, В. Рыков), Петербургского института гражданских инженеров (А. Вербицкий, А. Кобелев) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (Жуков), а также архитекторы, которые приехали из России (Л. Бенуа, Ф. Лидваль, В. Покровский, И. Фомин, А. Щусев, В. Щуко). Во Львове работали в основном воспитанники Венской академии. Все они сыграли значительную роль в создании высокопрофессиональной школы украинской архитектуры.

В развитии архитектуры большое значение имели достижения прошлых веков, в частности эпохи Возрождения. Традиции ренессансной архитектуры использовали в строительстве учебных заведений, государственных учреждений, театров, музеев, библиотек. Возведение сооружений в стиле ренессанса продолжалось еще в течение всего 20 в.

В стилевых нормах ренессанса по проекту Виктора Шретера построено Киевский оперный театр (1898 - 1901). В ренессансно-барочном стиле построен оперные театры в Одессе (1884 - 1887, архитекторы Г. Гельмер, Ф.Фельнер), Львове (1897 - 1900, архитектор С. Горголевский), Черновцах (1905, архитекторы Г. Гельмер, Ф. Фельнер).

Оперный театр в Одессе - один из красивейших театров Украины - является образцом стиля боз-ар, для которого характерен синтез элементов ренессанса и барокко. Авторы проекта - немецкие архитекторы мюнхенской школы Герман Готлиб Гельмер и Фердинанд Фельнер. Внешний вид здания отличается пластической выразительностью, сложностью вертикальных и горизонтальных членений, выступов и ниш, большим количеством аркад, лоджий, колонн, пилястр. На фасаде широко использованы ордерные мотивы: первый этаж опоясывают парные тосканские колонны, а второй - ионические. Роскошно украшенный интерьер: огромные холлы, фойе, лестничные марши обогащенные балюстрадами, скульптурными деталями и позолотой.

В 19 в. продолжалась развитие Киева. Авторами плана развития города (1837) стали инженер Л. Шмегельский, архитекторы В. Беретти и Л. Станзани. По этому плану прокладывались новые улицы, формировались новые поселения, сооружались многоэтажные дома, располагавшиеся сплошным фронтом. В оформлении фасадов преобладали стилевые черты Ренессанса. В результате улицы Крещатик, Владимирская, Николаевская, Фундуклеевская, Большая Васильковская, Бибикивским бульвар (ныне - бульвар им. Тараса Шевченко) получили одинакового стилевого характера. Усилилось использование классики в нач. 20 в., Ее активным сторонником был архитектор И. Фомин.

В начале 20 в. Крещатик стал центральной улице Киева. Здесь были построены общественные здания: биржа, банки, крытый рынок, центральный телеграф, пассаж, купеческое собрание. Архитектор В. Николаев участвовал в сооружении самых зданий Киева - Оперного театра, городского музея, здании бывшего Купеческого собрания (1882, теперь - Киевская государственная филармония), ресторана «Лейпциг» на перекрестке Владимирской и Прорезной, трапезной Киево-Печерской лавры (1900). Архитектурный облик центра Киева определили сооружения таких известных архитекторов, как А. Шилле, В. Николаев, В. Городецкий, А. Кобелев, А. Андреев, Л. Бенуа, Ф. Лидваль. Наряду с Крещатиком проложены улицы Николаевская, Меринговская, Ольгинская и Новая. На этих улицах по проектам архитекторов Э. Брадтмана, В. Городецкого и Г. Шлейфера были созданы значительные архитектурные сооружения: гостиница «Континенталь» (1897), цирк Крутикова (1898 - 1903), театр Соловцова (1898, теперь - Украинский академический театр имени Ивана Франко). На холме над театром расположен особняк архитектора Владислава Городецкого (1901 - 1903) - экзотическая сооружение, благодаря скульптурной декорации (Е. Саля) известна как «дом с химерами». Он не имеет стилевого единства. Здесь декоративные барочные элементы сочетаются с готическими и модерна. Тогда В. Городецкий решал сооружения в различных стилях, оставив в истории архитектуры Киева исключительные достижения. Одной из лучших улиц Киева является Владимирская с ее скверами и парком, свободным расположением жилых и общественных зданий, театра оперы и Педагогического музея (1944, архитектор П. Алешин), библиотеки Киевского национального университета (1944, архитектор В. Осьмак), бывшей Ольгинской гимназии (1914, архитектор П. Алешин). На улице Владимирской находятся древние памятники архитектуры, определили характер стилистики новых форм - классицизм, ренессанс, барокко.

Владимирский собор, находящийся на бульваре Тараса Шевченко, возведенный в русско-византийском стиле, который навязывался тогда как обращение к формам «национального стиля». Храм строился долго - в течение 1862 - 1895 гг. Первоначальный план сооружения разработал И. Штром, впоследствии проект был переработан архитекторами П. Спарро, А. Беретти и Р. Бернгардта. Затянутое строительство завершил В. Николаев. Это - трехнефное крестово-купольная постройка, которую венчает семь куполов. Вид собора является подражанием византийских образцов 10 в., Однако здесь имеется интенсивное членения фасадов, многогранность объемов, рельефный декор. Чрезмерное наслоения элементов различных исторических периодов вместе с декоративным перенасыщением привело к потере целостности архитектурного образа. Славу собора принес живопись. Интерьер расписывали выдающиеся украинские (В. Котарбинский, П. Сведомский, М. Пимоненко) и российские художники (В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель). Малярное убранство собора стало выдающимся явлением монументального искусства того времени. 1929 по инициативе Народного комиссариата просвещения собор превращен в Антирелигиозный музей, в 1990-х гг. Вновь открыт для прихожан.

Новый жилой район формировался на Шулявке (когда рабочая, неустроенная окраина), где построен первый в тогдашней России Политехнический институт (1898 - 1902, архитекторы И. Китнер, П. Реутов, А. Кобелев и др.). В те же годы студенты закладывали парк. Институт построено на одном из холмов близ Брест-Литовского шоссе. Так появился большой градостроительный ансамбль этого района.

Активно развивалось строительство в других городах. В тогдашней Украины после Киева крупнейшими городами по численности населения и значению в торговом, промышленном и культурной жизни были Одесса и Харьков.

В других крупных городах застройка в течение 20 ст. происходила также в стилевых нормативах неоклассицизма, неоукраинських форм.

Город Львов теряло средневековую замкнутость и превращалось в город с широкими бульварами, улицами, многоэтажными домами. В последней четверти 19 - начала 20 вв. закончилось формирование нового центра Львова проспект Свободы, площадь Адама Мицкевича, проспект Тараса Шевченко. Появились новые улицы и несколько площадей. В течение второй половины 19 - начала 20 вв. были построены масштабные сооружения административного, культурного, учебного назначения, преимущественно в ренессансно-барочном стилевом решении. В стиле неоклассицизма архитектор Юлиан Захаревич построил главный корпус Львовской политехники (1873 - 1877, теперь - Национальный университет «Львовская Политехника»). Сооружение акцентирована выступающим коринфским портиком.

Распространение модерна. Специфика национального модерна

В конце 19 - начале 20 вв. в мировой и украинской архитектуре происходит становление нового направления, получившего название «стиль модерн». Его основой является динамичность формы, отказ от ордера и эклектичных заимствований элементов других стилей. Для сооружений раннего модерна характерны избыточность декора на фасадах, отсутствие четкости силуэта. Значительную роль в формировании модерна сыграли использования новых строительных материалов - железобетона, металла, стекла, керамики - и функциональное назначение здания. В украинской архитектуре ярким примером раннего модерна является собственный дом архитектора Владислава Городецкого в Киеве. Завершением дома служат многочисленные статуи с изображением морской флоры и фауны.

Украинский модерн удачно совмещал отечественные национальные традиции, характерные пропорции народного сельского дома и деревянной церковной архитектуры с современным пониманием удобства. В декоре широко применялись мотивы украинской вышивки, деревянной резьбы.

В архитектуре украинского модерна начала 20 в. различают два основных направления: народный и рационалистический модерн. Используют также термины «конструктивный модерн», «декоративный модерн», «романтический модерн». Народный модерн отмечается ярко выраженным стремлением к романтизму, красочной живописностью, в значительной декоративностью. Украинский народный модерн распространенный на Харьковщине и Полтавщине. В этом стиле в предреволюционный период строились больницы, школы и т. Лучшей постройкой был Дом земства в Полтаве, построенный 1905 - 1909 гг. (Арх. В. Кричевский).

Рационалистический модерн характеризуется подчеркнутым вниманием к функционального назначения сооружения; ему свойственны сдержанность в применении декора, плоскостная пластика фасадов, меньший восторг романтическими атрибутами в виде башен, декоративных бань и тому подобное.

В этом стиле строили мосты, промышленные здания. На основе рационалистического модерна сформировались конструктивизм и функциональный метод проектирования. В стиле рационалистического модерна сведены в частности школа им. И. Котляревского в Полтаве (1903 - 1905, архитекторы Е. Сердюк, М. Стасюк), городская железнодорожная касса на улице Пушкинской (1912 - 1914, архитектор А. Вербицкий), Бессарабский крытый рынок (1909 - 1912, архитектор Г. Гай) в Киеве.

Одной из самых известных зданий Киева в стиле модерн является Дом с химерами, не имеет аналогов в мировой архитектуре. Автор Владислав Городецкий построил этот дом в течение 1901 - 1904 гг. Как доходный дом с помещением для своей семьи. Дом с химерами - кирпичное сооружение с украшениями на мифологические и охотничьи сюжеты. Свое название здание получило через скульптурные украшения, тематика которых - животный наземный и подводный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.

Фасады здания построен в стиле конструктивного модерна: тяжелые граненые объемы, гладкие стены, большие прямоугольные окна и т. Дом спроектирован в форме куба: со стороны улицы Банковой он имеет три, а со стороны площади Ивана Франко - шесть этажей. В свободной планировке использован принцип функциональной взаимосвязи изолированных групп помещений (парадных, жилых, хозяйственных), что характерно для богатым домом начале 20 в. Интересно использование высокого парапета на крыше, что позволило практически «спрятать» кровлю - первая «бескровельным» сооружение в украинской столице.

 

 

Модерн как общеевропейский стиль сделал весомый вклад в тогдашнюю украинскую архитектуру. Модерновые тенденции захватывали украинских зодчих, и это отражалось в первых сооружениях, где наблюдается доминирование европейских канонов. Однако дальнейшее развитие искусства модерна приобретает выразительный национального характера, ярче проявляются черты, присущие украинскому архитектурной школе. Такая тенденция в общем наблюдается в тех странах Европы, которые стремились к национальному самоутверждению. Постепенно украинские архитекторы обращаются к освоению в рамках неоромантической области модерна отечественной архитектурного наследия, особенно деревянной культовой архитектуры и сооружений барочной эпохи.

В Украине в нач. 20 в. активизируются поиски национального стиля, обусловленные объективными процессами оживления национально-освободительного движения, развития самосознания народа Украины. Во многих городах тогдашней Украины модерн приобрел национальные черты, заимствуя мотивы из народной деревянного строительства - формы крыш, оконных и деревянных проемов со скошенными верхними углами, майоликовые вставки с национальной орнаментикой и другие декоративные элементы народного искусства. Элементы традиций народного строительства вносили в свои проекты выдающиеся художники Иван Левинский, Василий Кричевский, Константин Жуков и их последователи. Украинский национальный модерн распространенный на Харьковщине и Полтавщине. В этом стиле в предреволюционный период строились больницы, школы, комплексы селекционных станций, некоторые сооружения в Миргороде, Чернигове и других городах.

Народность в искусстве означает отражение в нем уклада народной жизни, психологии самого народа, использование фольклорного, этнографического материала как отражение народного духа, национальной специфики. Дмитрий Леонтьев отмечает, что украинский модерн проявился в «народном» примитивизме форм и силуэтов, широком использовании наивного геометрического орнамента, облицовочной плитки и высоких черепичных крыш.

Знаменательным событием тогдашнего художественной жизни страны стало возведение Дома земства в Полтаве (1903 - 1908) по проекту Василия Кричевского. Этот дом является выдающимся образцом архитектуры украинского модерна. В создании проекта земской управы В. Кричевский опирался на древние традиции украинской народной архитектуры. Глубокие знания в области этнографии и истории народного искусства позволили художнику искусно применить архитектурные каноны народной стройки. Во внешнем виде и в оформлении интерьера широко использованы мотивы народного декоративно-прикладного искусства: цветочные узоры, изображения мирового дерева, восьмигранные гербовые щиты. Стилистика народной архитектуры прослеживается в произведениях других архитекторов того времени.

Примером соответствии традициям народной стройки является сооружение Харьковского художественного училища (1913) по проекту К. Жукова; Доходный дом в Екатеринославе, построенный В. Хренников; школа имени И. Котляревского в Полтаве (1903 - 1905, архитекторы Е. Сердюк, М.Стасюков) церковь в Плишиивцях (1902 - 1906, архитектор И. Кузнецов) художественная школа в Волчанске (архитектор К. Жук). По эскизам художника А. Сластена построено здание Миргородского курорта с высокой башней перед входом (1914 - 1917) и школу в блинах (1909 - 1911). В стиле национального модерна строили в Екатеринославе, Харькове, Чернигове и др.

В истории архитектуры Львова большая заслуга строительного и архитектора Ивана Левинского (1851 - 1919), который был сторонником современной национальной архитектуры. И. Левинский работал вместе с архитекторами Т. Обминский, А. Лушпинский, В. Нагорным. Эти мастера построили исключительные по красоте сооружения, украшенные народным орнаментом и формами, заимствованными из народного искусства. Как архитектор Иван Левинский имеет большие заслуги прежде всего в разработке вопросов планирования и парцелляцию строительных грунтов, как автор мастерски разработанных планов крупных фрагментов застройки Львова. В частности И. Левинский занимался участками индивидуальной жилой застройки. Виллу с прилегающим садом он считал идеальным жильем цивилизованного человека в свое время намеревался распланировать всю Кастеливка, исходя из принципов, близких к концепции города-сада. Памятник из того периода - квартал в начале улиц И. Котляревского и ген. Чупрынки (И. Котляревского, д. №№ 2 и 4; И.Нечуя-Левицкого, 20; Кольберга, 4 и 6, строительство велось в течение 1889, 1890 и 1891 pp.). Архитектор мечтал застроить этот земельный участок красивыми виллами с просторными солнечными комнатами - среди зелени и цветов.

В конце 19 в. во Львове начался строительный бум - если в начале века во Львове проживало 45 тыс. человек, то в конце - 212 тыс. Реагируя на это, И. Левинский, по сути, создал целое фабричный городок, где производилось все, что шло на строительство: искусственный камень, кафельные печи и майолика, изделия из гипса, столярные, плотничьих и слесарные изделия, черепица; добывался песок, функционировала система оптовых складов, магазинов, лесопилку и даже жилые постройки для рабочих. И. Левинский организовал весь производственную цепочку - от архитектурного проекта до окончательной сдачи объекта. И. Левинский, как и Моррис, понимали и то, что без общественной мобилизации и самоорганизации реализовать эти планы невозможно. Эстетический максимализм Морриса сделал его социалистом - он активно участвует в политической борьбе на стороне социал-демократов. Так же и Левинский организует на фабрике своего рода профсоюз, а в конце жизни завещает треть собственности фабрики ее работникам. Союз просуществовал до 1939

Одной из лучших сооружений, в которой удачно соединили архитектурные формы модерна с мотивами украинского народного орнамента, является здание страхового общества «Днестр» во Львове, на улице Русской (теперь - седьмая поликлиника). Сооружение построено 1905 И. Левинским, Т. Обминский, А. Лушпинский. Весь дом пышно декорирован лепниной, керамикой, а островерхие крыши напоминают бойкивски храмы. Эта группа архитекторов построила в 1914 - 1916 pp. здание Высшего музыкального института имени Н. Лысенко на ул. Шашкевича (теперь - музыкальное училище). Декоративная отделка большого и малого залов выполнил художник М. Сосенко (1915). И. Левинский был автором проекта четырехэтажного дома филиала Научной библиотеки по ул. Н. Лысенко. По его проекту построен в 1906 - 1908 pp. гимназию (теперь - ул. генерала Чупринки) и бурсу Украинского педагогического общества (теперь - корпус Украинского государственного лесотехнического университета). В строительстве также принимал участие архитектор Т. Обминский. Это здание вместе с сооружением «Днестр» принадлежат к лучшим произведениям украинской сецессии: трапециевидные проемы окон, крыши с уступами, башня, подобная колокольни, в фронтонах - сецессионные очертания.

Итак, украинский архитектурный модерн существовал на протяжении почти сорока лет (1903 - 1941). Общая тенденция модерна в Украине может быть определена как стремление к самобытности на почве развития местных традиций и переосмысления их в соответствии с требованиями того времени, создания новых форм, в которых сочетаются национальные и интернациональные черты, отмечаемые тяготением к новаторству, вызванного новыми социальными, техническими и эстетическими требованиями.

Вопросы

1. Охарактеризуйте тенденции эклектики в украинской архитектуре 19 в.

2. Раскройте специфику развития архитектуры Львова во второй половине 19 в.

3. Определите особенности национального модерна в украинской архитектуре.

4. Назовите архитектурные сооружения, построенные в стилях модернизма.

Лекция № 28

Тема лекции: Архитектура Украины 19-20 вв.

План лекции:

Научно-технический прогресс в развитии современной архитектуры Украины

Содержание лекции

С 1920-х годов и почти до конца 20 в. продолжалась советская эпоха, наполненная надуманной идеологией, тоталитаризмом, ограничением свободы, в том числе и свободы творчества, а независимое мнение каралась тюрьмами и смертью. Архитектура должна выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько отображать статус «великой державы», быть символом могущества советской власти. В ней планировалось осуществить еще невиданные градостроительные замыслы, согласно новому историческому периоду, новые типы конструктивных решений и форм архитектуры.

В 1920-х гг. В СССР в архитектуре утвердился конструктивизм как новый авангардное направление искусства.

Конструктивизм (лат. Constructio - построение) - художественное направление 20 в. в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, основанное на идее сближения искусства с достижениями науки и техники и на функциональной целесообразности.

Для него характерны рациональная целесообразность, экономичность, лаконизм в средствах выражения, геометризм, монолитность внешнего вида. Конструктивизм отличается полным отказом от криволинейности в сочетании со смелым компоновкой объемов. Конструктивистские сооружения - это сложные композиции из различных по высоте и ширине прямоугольников, образующих расчленены фасады, застекленные подвесные галереи, запутанную систему Внутренней дворов, коридоров и террас. Выразительными примерами конструктивизма Днепрогэс, ансамбль площади Дзержинского и Госпрома (Харьков), социалистический город (Запорожье).

Конструктивизм получил поддержку в государстве и стал главным градостроительным направлением в Советском Союзе. Это направление наиболее ярко проявился в новостройках Харькова - тогдашней столице Украины. Здесь созданы ансамбль центра города в виде круглой площади с комплексом административных организаций и учреждений. Среди сооружений площади - здание Госпрома (1925 - 1929, архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, М. Фельгер) и дом проектных организаций (1930 - 1932, архитекторы С. Серафимов и М. Зандберг-Серафимова). В этих сооружениях использованы последние достижения строительной техники и новые архитектурные формы.

Госпром (Дом государственной промышленности) является признанным шедевром конструктивизма и символом «социалистической» архитектуры. Это первое здание в мире, полностью выполнена из железобетона, первый советский 13-этажный небоскреб. Госпром не является одной зданием, это целый ансамбль из трех корпусов, соединенных между собой исключительными для своего времени подвесными переходами. Каждый из корпусов расчленяется на множество различных прямоугольных объемов, которые создают игру светотени на углах и застекленных плоскостях. Центральный шестиэтажный блок с главным входом окружают две одиннадцатиметровых башни-корпуса высотой 68 м. Боковые корпуса нарастают уступами к среднему и создают выразительную динамическую композицию, очень сложную, необычную и живописную. Издалека Госпром выглядит как целый город.

Влияние ансамбля на тогдашнюю архитектуру был значительным. В стиле конструктивизма построено много других сооружений Харькова - Краснозвездный театр (1933 - 1938, архитектор В. Пушкарев), почтамт (1928 - 1930, архитектор А. Мордвинов), Дворец культуры железнодорожников (1928 - 1932, архитектор А. Дмитриев). В формах фасада воплощено структуру плана. Здесь сплошное господство стеклянных плоскостей и металлических вертикалей характеризует пафос социалистического строительства.

В других городах также строили многочисленные рабочие общежития и дворцы культуры в традициях конструктивизма Дворец труда - Днепропетровск (1926 - 1932, архитектор А. Красносельский), общежитие ХТЗ " Гигант" - Харьков (1926), Дворец культуры завода «Большевик» - Киев ( 1931 - 1934, архитектор Л. Мойсевич), санаторий им. Ф.Э. Дзержинского - Одесса (20-е гг., Архитектор А. Дубинин) и др. Во всех городах Украины возводили жилые постройки. Показательным является строительство жилого городка Харьковского тракторного завода и создание вокруг него санаторной зеленой зоны шириной полкилометра. Донецк в начале 30-х гг. Был полностью реконструирован по проекту архитектора П. Головченко. Центральная магистраль города была застроена большими общественными учреждениями по бокам - Дом Советов, театр, библиотека и др.

В промышленном строительстве ведущее значение имело строительство Днепрогэса (1927 - 1932, архитекторы В. Веснин, М. Колли, Г. Орлов, С. Андриевский). Проект строительства разрабатывался на конкурсной основе, в нем приняли участие ведущие архитекторы Москвы и Украины. Комплекс сооружения объединил плотину, силовую станцию ​ ​ - на правом берегу Днепра, трехкамерный шлюз - на левом. Плотина имеет форму напряженной дуги длиной 760, 5 м, расчлененной стойками на 47 проемов. Стойки высотой 60 м вверху объединены двухъярусным мостовым переходом. Конструкция величественная и спокойная; при грандиозности всего сооружения гармоничность пропорций производит сильное впечатление. Так современная архитектура выражала динамизм времени.

В 1932 г.. ЦК ВКП (б) принял Постановление о перестройке литературно-художественных организаций и создания творческих союзов, в том числе Союза архитекторов Украины (1933). Подготовку архитекторов осуществляли архитектурные факультеты в Киеве, Харькове, Одессе, а с 1939г. - Во Львове.

С середины 1930-х гг. Прослеживается отход от конструктивизма и возвращения к классике. После перевода столицы УССР из Харькова (1934 год.) В Киев был разработан проект генерального развития города. Увеличилось строительство административных, промышленных, учебных и жилых сооружений. Во всех проектах настоятельно пропагандировалось возвращение к классической архитектуре. Предыдущий период архитектуры стали называть аскетично-примитивным, когда возводились дома-коробки. Классика воспринималась как интернациональная, зодчие обращались к архитектуре античности, ренессанса и классицизма.

По проекту Иосифа Лангбарда в 1936 - 1939 pp. было осуществлено оформление Правительственной площади в Киеве. Грандиозный ансамбль площади не был завершен, однако, к сожалению, было снесено Михайловский Златоверхий собор.

Постановления правительства призвали к созданию красивых, удобных, экономически целесообразных домов. На Первом Всеукраинском съезде архитекторов Украины (1937) определили принципы т. Н. социалистического реализма в архитектуре. Настоятельно рекомендовалось сочетание идейности и правдивости художественного образа с соответствием каждого сооружения техническим, культурным и бытовым требованиям, так как советская архитектура должна стремиться к созданию технически и экономически совершенных сооружений, отражающие величие идей и стремлений эпохи.

Яркими примерами классической архитектуры являются здания Совета Министров (1935 - 1937, архитектор И. Фомин) и Верховной Рады (1936 - 1939, архитектор В. Заболотный) в Киеве. Фасад первой сооружения полукруглый, горизонтально разделен на две части: нижнюю - пьедестал и верхнюю - расчлененной рустованными полуколоннами с бронзовыми коринфскими капителями. Центральный корпус насчитывает десять этажей, боковые крылья - семи-, восьмиповерхови. Внутренняя система планирования коридорная, с двусторонним размещением рабочих помещений. Интерьеры дома почти лишены декоративно-художественного оформления. Официально помпезный вид сооружения является красноречивым символом времени.

Здание Верховной Рады Украины расположен в парковой зоне, на высоком берегу Днепра. Он отличается сплошной кубической формой, простотой объема, компактностью силуэта, особо не выделяется размерами среди соседних домов. Здание имеет всего три этажа, здесь сочетаются классическая схема общей объемно-пространственного построения с национальным декором (в оформлении интерьеров). Дом спроектирован в строгом прямоугольно-симметричной форме, его венчает купол с металла и стекла (его диаметр около 16 м). Стеклянный купол с освещаемым плафоном обеспечивает помещение естественным светом. В центре купола размещены хрустальную люстру, по форме напоминает подсолнечник, мотив которого часто используется в украинском народном искусстве. На основе национальных мотивов в освещаемый плафон зала введено цветное стекло. Плоская кровля сооружения придает ей композиционной гармонии. Фасад здания Верховной Рады подчеркивает торжественный восьмиколонный портик.

Эти два сооружения - выдающиеся произведения тогдашней архитектуры Киева. В каждой по-разному использованы принципы классической архитектуры и решена художественно-образная система форм.

Одновременно с использованием классики прослеживаются обращения к модерну и поиски национальных форм (преимущественно в декорировании). Это говорит о музей Т.Шевченко в Каневе (1934 - 1937, архитекторы В. Кричевский, П. Костырко), жилой дом на бульваре имени Т.Шевченко в Киеве с использованием декоративных мотивов древнерусского зодчества (1936 - 1937, архитектор А. Смык). С элементами барокко (спаренные пилястры и колонны) на Брест-Литовском проспекте построен дом Торговой академии (1939, архитектор Д. Дяченко).

В 1930-х гг. В крупных городах распространилось строительство жилых многоэтажных сооружений, обусловлено требованиями экономичности, создание лучших условий жизни людей. Тогда же началось скоростное строительство по типовым проектам школ, детских садов, яслей, магазинов, кинотеатров. Лучшим оригинальным проектом была постройка театра в Донецке (1935 - 1940, архитектор А. Котовский), где использованы классические формы с ордерной системе.

После войны 1941 - 1945 pp. началось восстановление городов и сел Украины. В Киеве собирались выдающиеся архитекторы тогдашнего Советского Союза - А. Щусев, К. Алабьян, Л. Руднев и др. Проект восстановления Крещатика разрабатывал А. Щусев, обращаясь к архитектурному наследию барокко. Проектируя Крещатик - главная магистраль Киева - были объединены стилевые черты модернизированной классики с элементами украинского народного искусства в керамическом декоре. В восстановлении Крещатика участвовали также архитекторы П. Алешин, В. Заболотный, А. Власов, А. Добровольский, В. Елизаров, Б. Приймак, А. Заваров, А. Малиновский. Работы продолжались до 1956 г.. Застройка Крещатика имеет немало положительных черт - пространственность, светлый колорит, живописность, озеленение.

При восстановлении многих городов Украины ориентировались на учет стандартизации конструктивных элементов. Были разработаны проекты крупноблочных домов, массовое строительство которых велось по типовым проектам.

В традициях классической ордерной системы с обязательными портиками с фронтонами построен театры в Полтаве (1957), Тернополе (1953 - 1955), Чернигове (1956), Запорожье (1953). Избыточность классических форм - тяжелые колоннады, портики - применяли во многих домах отдыха, санаториях, школах, даже жилых домах, было значительным преувеличением, непониманием целесообразности использования стиля.

В 60 - 90-х гг. 20 в. произошел переход к индустриальным методам строительства, крупноблочных и крупнопанельных зданий. Предпочтение отдавалось не отдельным домам, а большим комплексам. Новая стилевая направленность строительства утверждалось соответствующими постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1954 - 1955). На художественную выразительность сооружений влияли строительные материалы - бетон, железобетон, металл, стекло. В 60 - 70-е гг. Появляются первые проявления новой образности. Новизной форм поражал Дворец спорта в Киеве (1958 - 1960, архитекторы М. Гречина, А. Заваров) - четырехэтажное конструкция из стекла, алюминия и бетона. Здесь сплошной стеклянный фасад «растворенный» железобетонными стойками, отсутствует декор. Архитектурные решения создают впечатление легкости и пространства, в холлы благодаря алюминиевым стеклопакетам проникает равномерное дневной свет.

Классические традиции еще ощутимы в надземных и подземных станциях метро первой и второй очереди. Однако в последующих стройках станций заметно стремление внести в их образы черты современности, связать с особенностями окружающей среды. Архитектурных повторений в сооружении станций не предусматривалось ни в Киеве, ни в Харькове, хотя прослеживается влияние метрополитенов Москвы и Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург).

Гостиницы, санатории, детские лагеря строились с учетом раскрытия фасада к свету (гостиница «Славутич» (Киев, 1965 - 1972, архитекторы В. Ладный, Г. Кульчицкий), лагерь «Морской» (Артек, 1962, архитекторы А. Полянский, Д. Вичухин, Н. Гиговська)). Речные вокзалы сводили в классических традициях (Киев, 1961; Черкассы, 1963). В здании киевского Дворца школьников (1962 - 1965, архитекторы А. Милецкий, Е. Бельский) доминируют стекло и металлические конструкции (как и в Бориспольской аэропорта).

Архитекторы продолжали обращаться к формам украинской народной архитектуры, чаще всего в построениях пансионатов (1963, Яремче, Ивано-Франковской обл.), Ресторанов с поэтическими названиями ( «Мельница», «Мельница»).

Начиная с 60-х гг. 20 в. особенно распространилось строительство жилых районов вокруг крупных городов. Оно проводилось по типовым проектам, что повышало темпы строительства и снижало его стоимость. Однако такие однотипные смутные сооружения отличались отсутствием каких-либо эстетических элементов, творческого начала, связи с природой.

В 1980-х гг. В архитектуре Украины наметилось определенное преодоление стереотипов массового жилищного строительства, направление его в эклектической архитектуры 19 в. с ее скульптурным убранством, красотой внешнего решения. Сложным был путь к новизне в сооружениях административных, в частности театральных, которые без колонных портиков считались вне традиции. Однако постепенно в театральных зданиях исчезали колонны, портики, фронтоны, фасады членятся пилонами (Театр в Черкассах, 1965; Театр драмы и музыкальной комедии имени М. Щепкина в Сумах, 1978). По-настоящему новаторскими сооружениями стали концертные залы «Украина» в Харькове (1963, архитекторы В. Васильев, Ю. Плаксиев, В. Реусов, инженер Л. Фридган) и Киеве (1970, архитекторы Е. Мариченко, П. Жилицкого). Концертный зал в Киеве (ныне - Национальный дворец иск


Поделиться:



Популярное:

  1. АДАПТАЦИИ К ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
  2. Вопрос №1 Современные тенденции смертности населения в экономически развитых и развивающихся странах.
  3. Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции.
  4. Выявить тенденции в изменении потребительских предпочтений.
  5. Инженерия знаний. Поле знаний. Стратегии получения знаний. Теоретические аспекты извлечения знаний. Методы структурирования знаний. Новые тенденции инженерии знаний.
  6. Интегративные тенденции в психотерапии.
  7. Невротизация – это состояние эмоциональной нестабильности, которое может привести к неврозу и невротической тенденции в поведении личности.
  8. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
  9. Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.
  10. Основные тенденции автоматизации управления кадрами
  11. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИКЕ РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
  12. Основные тенденции в эволюции института президентства


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1433; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь