Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные правовые системы современности.



Большинство авторов в современной юридической литературе выделяются следующие правовые семьи (исходя из совокупности юридических и социально-исторических критериев):

1) семья общего права;

2) романо-германская правовая семья;

3) обычно-традиционная правовая семья;

4) мусульманская правовая семья;

5) индусская правовая семья.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие на основе римских, канонических и местных правовых традиций.

В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, большинство государств Центральной и Южной Америки, право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда.

Черты романо-германской правовой семьи:

1) Закон является единственным источником права. Признаются только писанные источники права.

2) Кодифицированность законодательства по основным отраслям права.

3) Правовая норма понимается как общее предписание или модель поведения. Степень абстракции правовой нормы обычно вырастает по мере увеличения юридической силы акта.

4) Суд рассматривается как орган применения права. Однако в XXв. происходит эволюция такого подхода, в результате чего судебная практика стала рассматриваться источником права.

В качестве источников (субсидиарного характера) права в этих странах теперь признаются также общие принципы права и обычай.

5) Структура романо-германского права предусматривает деление права на публичное и частное.

7) Преобладание материального права над процессуальными.

Англосаксонская правовая семья или семья общего права уже в течение длительного времени охватывает право Великобритания, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и др. стран.

Черты англосаксонского права:

1) Это право традиционно создавалось и создается судьями и по своей природе и содержанию является судейским правом.

2) По сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный казуальный характер это система доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия «кодифицированного» права.

4) Общее право придает повышенную роль и значимость процессуальному праву.

Английское право по своей природе это не право принципов, наоборот, это право процессуалистов и практиков.

5) Общее право отличается довольно высоким уровнем независимости судебной власти по отношению ко всем другим государственным властям.

6) Общее право характеризуется обвинительным характером судебного процесса. В связи с этим в Англии отсутствует институт государственного обвинения.

Обычно-традиционная правовая система сегодня охватывает страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и некоторые другие.

В странах этих регионов сегодня традиционное право является не самостоятельной правовой системой, а лишь подсистемой национального права. Здесь традиционное право и европейские правовые модели в определенных сферах действуют параллельно. Структуру самого традиционного права характеризует дуализм норм (юридический и религиозно-нравственный характер).

Основные характеристики обычного традиционного права:

1) Это незавершенное право или предправо с точки зрения системности.

2) Правопонимание еще слитно с космическим миропониманием.

3) Юриспруденция еще неизвестна как сфера профессиональной деятельности.

4) Единственный источник права – обычай; отсутствует вертикальная соподчиненность норм.

5) Крайне слабая роль государства в формировании и реализации права.

Индусское право – это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем.

Свое название индусское право получило от факта применения его к индусам. Под индусом при этом обычно понимают члена общины, основанной на варно – кастовой основе, в том числе и вне Индии, следующего основным религиозным постулатам древнеиндийской цивилизации.

Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной степени доминирует религиозная доктрина – индуизм.

Черты обычного индусского права:

1) право присутствует здесь в зародышевой форме;

2) слитность с религией и моралью;

3) многозначность понятий, присущая начальному этапу становления права;

4) власть короля носит подчиненный характер;

5) закрепляется неравенство индусов перед Богом и законом.

В период установления английского колониального господства в Индии трансформация индусского права осуществлялась преимущественно с помощью судебного прецедента.

Мусульманское право как система норм в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII- X вв. в Арабском Халифате и основано на религии – исламе.

Источники мусульманского права:

1) Коран – откровения бога Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммеду и обращенные к правоверным мусульманам;

2) Сунна – предания, рассказы о жизнедеятельности Пророка, столь важные для интерпретации и пояснения Корана;

3) Иджма – согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного;

4) Кияс – аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

Именно нормы, содержащиеся в Коране и сунне, составляют божественное право ислама, или шариат.

Характерные черты мусульманского права:

1) Главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридических начал.

2) Мусульманское право, как любое традиционное право, возникает как право личное, а не территориальное. Оно отличается казуистичностью, противоречивостью, пренебрежением к абстрактным формулам.

3) Нет четкого деления на отрасли права, в том числе, на публичное и частное право. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина.

Мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти.

4) Мусульманское право возникает не «снизу», из практики, а «сверху», из доктрины. Роль государства здесь лишь косвенная.

5) Акты правителя исламского государства играют подчиненную роль в системе источников мусульманского права (законы уже содержаться в Коране и сунне).

6) Со второй половины XIX в. мусульманское право подверглось вестернизации. Следствием этого процесса явилось восприятие им ряда европейских правовых институтов, использование европейских форм права, кодификации и т.д. Однако в конце XIX в. в ряде стран происходит резкий поворот в сторону исламизации.

7) Степень влияния мусульманского права на законодательство стран мусульманского Востока различается в зависимости от сфер общественной жизни.

Наибольшее влияние мусульманского права – в сфере так называемого личного статуса (семейное право, наследственное право).

В меньшей степени – в конституционном, уголовном праве.

В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионы масс людей.

Публичное и частное право.

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Любая норма права в любой отрасли объединяет в себе (по смыслу общеправового принципа формального равенства) оба начала: публично -правовое и частно – правовое.

«Смысл деления права на публичное и частное состоит в том, чтобы выразить правовое значение и общественной пользы, и частной пользы (общественного и частного благ, интересов, воль) в их взаимосогласованном единстве» (Нерсесянц).

Общая воля, представленная в норме права – это и есть правовая форма сочетания публичных и частных интересов.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

институционального (наставнического);

пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

43. Материальное и процессуальное право.

 

В системе права различают две группы правовых общностей - материальное и процессуальное право.

Нормы материального права закрепляют исходные права и обязанности субъектов права. Нормы процессуального – определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, права и обязанности субъектов процессуально – правовых отношений.

Критерии деления норм на отрасли и институты:

- предмет правового регулирования;

- метод правового регулирования.

Предмет – определенный вид общественных отношений. Это содержательная сторона правовых норм.

Метод правового регулирования – различные способы правового воздействия со стороны государства на общественные отношения.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право - порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное право представлено большинством отраслей - гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей - например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое - в составе гражданского права, космическое и атомное право - в составе международного права.

Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем. Процессуальное право: представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.

 

44. Права человека: понятие и классификация. Поколения прав человека.

Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.

Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Как справедливо замечает проф. Лукашева, непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерением», то есть правами индивида.

Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга.

Права и свободы человека и гражданина разделяются на:

базовые (неотчуждаемые),

основные (конституционные)

общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина.

Права человека также можно поделить на:

1) личные + политические;

2) социально — экономические;

3) культурные + коллективные.

Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные

Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

Право на жизнь

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на достоинство личности

Право на неприкосновенность частной жизни

Право на неприкосновенность жилища

Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

Право на национальную и культурную самоидентификацию

Свобода совести и свобода мысли

Свобода передвижения и выбора местожительства;

Свобода выбора национальности и языка общения

Право на судебную защиту

Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

Право на имя

Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[5])

Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода информации)

Свобода средств массовой информации (доступ к информации)

Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Право на объединение (свобода союзов)

Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на гражданство

Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Право на участие в отправлении правосудия

Социально-экономические

К социально-экономическим правам относятся:

Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

Право на частную собственность

 

Трудовые права (право на труд и свободу труда)

Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

Право на социальное обеспечение

Право на жилище

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на справедливое взимание налогов

Культурные

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

Право на образование

Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

Право на участие в культурной жизни

Академические свободы

Право на благоприятную окружающую среду

(так как деление прав человека не однозначен, еще можно посмотреть такое http: //www.urok123.org/node/62)

 

 

Поколения прав человека.

В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.

Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др.

Второе поколение - социальные, экономические и культурные права:

право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение;

право на отдых; право на образование и др.

Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты:

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).

На основании этих документов человек стал субъектом международ-ного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь