Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений законов и иных нормативных актов, в соответствии с их иерархией, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата, что отражается в двустороннем взаимном соблюдении норм права, повышая правовую культуры населения и развитию принципов демократии. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в государстве, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма. При фактическом несоблюдении принципа законности,, она считается формальной, в результате чего власть в государстве поддерживается иными средствами, обычно, входящими вразрез с демократическими принципами. Основными принципами законности являются: 1) верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона – т.е. иерархия источников права; 2) соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность; 3) обеспечение формального равенства всех граждан перед законом и судом; 4) всеобщность требования исполнять нормы права, как единственного регулятора общественных отношений, санкционированного государством. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, к гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония; 5) единство законности - понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны, в особенности, что касается соблюдения норм процессуального характера. 6) решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность, неотвратимость наказания за правонарушения; 7) неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного Суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.), что должно обеспечить правовую справедливость, включая основные принципы уголовного и административного права, как неприменение несуществующего наказания за преступление, или привлечение к уголовной ответственности в отсутствие предусмотренного состава преступления. Гарантии законности. Это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства. Виды гарантий: 1) правовые - совершенствование законодательства; - надзорно-контрольные мероприятия; - судебный контроль; - прокурорский надзор; - общественный контроль. 2) Формирование сознания (правовая грамотность) 3) Организационная работа - политические (эффективная политическая система); - культурные (правовая культура, юридическая техника); - экономические. Правопорядок – это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итоговое воплощение законности в реальные общественные отношения. Общественный порядок – это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которое обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни. Упорядоченная система всех правовых отношений – это и есть правопорядок. Правопорядок – часть общественного порядка. В установлении общественного порядка имеют значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные, нормы общественных организаций и др.). Юридический позитивизм. Позитивизм (легизм, нормативизм) (Остин, Амос, Шершеневич, Кельзен, Маркс, Энгельс). – направление юриспруденции, которое фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности. Это учение основывается на анализе и оценке правовых нормы с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы, которая как бы «отделяется» от существующих правовых отношений. Таким образом, право рассматривается либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов. Результатом развития позитивизма, определенным его ответвлением, является нормативизм. Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила " должного поведения. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, который обеспечен принудительной силой государства. Возникновение П.ю. относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции П.ю., для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. П.ю. пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII - XVIII вв.. Начало теоретическому обоснованию П.ю. положил английский юрист Джон Остин (1790-1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу " Определение предмета юриспруденции" - первую часть своих лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его " Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась школа, получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др. Предметом юриспруденции, поОсти-ну, является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести); в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы, соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий - источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. - путем анализа их содержания и логического объема. Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания. Юриспруденция, писал он, " имеет дело с позитивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи". Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками П.ю., выступавшими за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных юридических дисциплин. По учению Остина, позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть " совокупность норм, установленных политическими верхами". Его источник - воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Остин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой момент может их изменить - в противном случае он не суверен. Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных предписаний. В первой половине XIX в. идеи П.ю. получили распространение во Франции, где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права. Отождествив право с законом, экзегезы свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и комментированию действующего законодательства. Результатом их творчества явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу. Значительно расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому же времени относится зарождение П.ю. в России. Виднейшими его представителями являлись: в Германии - Карл Бергбом (1849-1927). во Франции - Аремар Эсмен (1848- 1913). в России-Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912). П.го. претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца XIX - начала XX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии и социологии (например, Г.Ф. Шершеневич социологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Во-вторых, на рубеже XIX-XX вв. последователи П.ю. отказались от многих положений императивной теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства. Согласно последней, нормы позитивного права обращены к самому государству. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы