Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Понятие правосознания и его деформация



Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему:

«Деформация профессионального правосознания»

  Выполнил студент 2 курса заочной формы обучения группы ЮЗ-21 Огнев Вадим Сергеевич   Научный руководитель­­­­­­­­­­­­ профессор Юдина Т.Ф.   Дата защиты _______________ Оценка ____________________

 

Новосибирск 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Понятие правосознания и его деформация......................................... 7

1.1. Историческая справка.......................................................................... 7

1.2. Понятие правосознания..................................................................... 10

1.3. Понятие и сущность деформации правосознания............................ 13

Глава 2. Виды профессиональной деформации правосознания..................... 17

2.1. Правовой инфантилизм......................................................................... 17

2.2. Правовой негативизм............................................................................. 20

2.3. Правовой идеализм................................................................................ 21

2.4. Правовой нигилизм................................................................................ 23

Глава 3. Деформация профессионального правосознания работников юридической сферы........................................................................................................................... 27

3.1. Профессиональная деформация сотрудников ОВД............................ 27

3.2. Профессиональная деформация сотрудников ФСИН.......................... 30

3.3. Профессиональная деформация адвокатов.......................................... 34

3.4. Профессиональная деформация судей.................................................. 38

Глава 4. Пути преодоления профессиональной деформации правосознания 41

Заключение........................................................................................................ 43

Список литературы........................................................................................... 45


Введение

Сегодня большинство исследователей отмечают ключевую роль правосознания в сфере права. Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и правореализации с давних пор находится в поле зрения представителей российской науки.

Личность воспринимает и преломляет влияние правовой системы, выступая как единое целое, характеризующееся определенной устойчивостью способов реагирования на правовое воздействие и поведения в сфере правового регулирования. Вместе с тем, испытывая воздействие со стороны правовой системы, она сама подвергается психологическим изменениям формирующего и преобразовывающего характера. При этом надо концентрировать внимание не только на интеграции личности в систему правового регулирования, но и на ее обособлении, ведущем к отклоняющемуся поведению.

Обособление личности в системе правового регулирования внешне может проявляться в различной форме - от судебного сутяжничества, необоснованных правовых притязаний, злоупотребления субъективным правом, формального выполнения правовых обязанностей до прямых противоправных действий. Такое обособление, несомненно, имеет свои психологические закономерности и механизмы, которые создают возможность нейтрализации регулятивного и правоохранительного потенциала правовой системы. Основное внимание в этом направлении уделяется так называемой деформации правосознания.

Осмысление сущности деформации правосознания предлагается базировать на общем понимании деформации. А именно - это изменение параметров, характеристик объекта, вызванное внешним, специфическим воздействием. На уровни личности - это отклонение от определенного социального ориентира, нормы, требования, приводящее к изменениям в поведении и выполнении деятельности.

Актуальность исследования деформации профессионального правосознания как системно сложного социально-правового явления, оказывающего негативное воздействие на личность обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, социально-экономические, политические, правовые преобразования, произошедшие в современном российском обществе, с одной стороны, открыли возможности для неконтролируемого роста духовного потенциала российских граждан, проявления ими чувства личного достоинства, усилили потребность в большей социальной защищенности, с другой стороны, издержками реформирования российского общества стали падение авторитета закона, снижение престижа судебных и правоохранительных органов. В сложившейся ситуации резко возрос уровень социальных претензий, обращенных к деятельности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью;

Во-вторых, возникшая социально-экономическая нестабильность, осложненная резкой криминализацией основных сфер общественной жизни, негативным образом отразилась на профессиональной деятельности юристов, сотрудников ОВД, ФСИН, судей и адвокатов, для которой стали характерны искаженные правовые взгляды и представления. Как следствие, участились случаи пренебрежительного отношения к праву, закону, правам граждан, иным правовым ценностям. В сложившейся ситуации профессиональное правосознание сотрудников вышеперечисленных профессий нуждается в серьезной иммунизации, а применяемые ныне экстенсивные способы и формы отбора кандидатов на различные виды юридической деятельности должны быть кардинально изменены.

Проблему правового сознания изучали множество исследователей. Многие авторы, в том числе В.К. Бабаев, В.М. Баранов, К.Т. Бельский, А.Б Венгеров, Н.Н. Вопленко, В.И. Каминский, В.Н. Карташов, Н.В. Крыленко, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, В.В. Лукьянов, Н.И. Матузов, И.Ф. Покровский, В.А. Пластунов, И.П. Разумовский, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, Н.Я. Соколов, В.А. Туманов, В.А. Щегорцев, A.M. Яковлев. Они в своих исследованиях детально раскрывали роль правосознания в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не раскрыли многочисленные проблемы деформации правового сознания граждан.

Цель работы - изучить понятие деформации профессионального правосознания, механизм ее образования, содержания и форм проявления, воздействующих на профессиональную деятельность, а также острой необходимостью выявление причин и условий, обуславливающих возникновение и развитие деформации профессионального правосознания и выработки путей их нейтрализации.

Объектом исследования являются теоретико-правовые аспекты профессионального правосознания, рассматриваемые в системном единстве, непротиворечивости и взаимодополняемости.

Предметом выступает деформация профессионального правосознания юристов, осуществляющих тот или иной вид юридической деятельности. При этом исследование видов проявлений деформационных процессов в сознании юристов проводится на примере работников ОВД и органов правосудия, так как последствия данного социального феномена в их деятельности приносят наибольший вред обществу.

В работе используются традиционные для теоретико-правовых исследований общенаучные, частно-научные и специальные методы - исторический подход, формально-юридические методы, а также методы системно-структурного, функционального и сравнительного анализа права, правосознания, правореализующей и правоприменительной деятельности.


Понятие правосознания

Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание - юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой[2].

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин - " правосознание".

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве " со своей колокольни".

Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция). Вообще в основе права лежит, как известно, мораль. Русские дореволюционные юристы (И.А. Ильин, В.С. Соловьев) определяли право как " минимум нравственности" или как " юридически закрепленную мораль". Поэтому в правосознании органически переплетаются как юридические, так и этические и политические идеи. Да и все формы общественного сознания не отгорожены друг от друга непроходимой стеной.

Как следует из приведенного выше определения, правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин.

И.А. Ильин в своей известной работе " О сущности правосознания" писал: " Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными".

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов.

Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий[3].

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное[4].

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Правовой инфантилизм

Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельности правосознания. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т. е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере.

Обычно инфантилизм рассматривается на уровне незнания права, что представляется неверным. Инфантильное правосознание может иметь различную степень дефектности - от незначительных пробелов в правовых знаниях и оценках до полной несформированности всех трех уровней его функционирования.

Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную разновидность профессиональной деформации. В его основе лежит пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций[7].

Правовой инфантилизм — это юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности. Это не только правосознание бывшего «троечника» в вузе, ибо говорят, что из «троечников» вырастают генералы, но и возможность индивидуального угасания под влиянием жизненных условий, интеллектуальных и творческих качеств личности. Показателями подобного правосознания являются отсутствие целостности и системности правовых знаний, узкий горизонт профессиональных возможностей деятельности, своеобразное ремесленничество в практической работе, нетворческий характер и неряшливость в решении служебных задач.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к профессии юриста, является необходимость постоянной и систематической работы над собой в виде самостоятельного изучения нового законодательства и научной литературы по специальности. Между тем, как свидетельствует практика, для многих специалистов окончание учебы в вузе становится окончанием формирования профессионального интеллекта. Навыки практической деятельности, почерпнутые из сомнительных с точки зрения законности источников (например, в виде «опыта дяди Вани»), могут отрицательно сказываться, разрушать и без того хрупкий каркас правовой информированности, приобретенной в вузе. Личность специалиста останавливается в своем развитии и даже может деградировать в интеллектуальном отношении. Этому способствуют чрезмерная служебная загруженность, специализация по рассмотрению однообразных юридических дел, накопление жизненной усталости, влияние социальной среды и т. д.

Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике. Ошибочность и произвол в работе следователя, судьи, прокурора сродни браку в работе врача. И в том и в другом случае последствием безграмотности может быть искалеченная судьба человека. Профессиональный инфантилизм, следовательно, не так уж безобиден. А это означает необходимость создания и деятельности особых квалификационных комиссий для определения мер ответственности за брак в работе, наступивший вследствие незнания своей профессии.

Таким образом, правовой инфантилизм:

- это первая и наименее опасная стадия деформации правосознания. Лицо либо не знает о существовании определенных уголовно-правовых норм и полагает, что данный случай безразличен для уголовного права, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не умеет учитывать их требования в конкретной ситуации, имеющей правовое значение;

- это достаточно серьезная предпосылка дальнейшей деформации правосознания, возникновения общего неуважения к уголовному праву и деятельности правоохранительных органов правового нигилизма.

 

Правовой негативизм

Правовой негативизм представляет собой отрицание ценности права как универсального социо-нормативного регулятора общественных отношений. Субъект считает, что в большинстве случаев без правового регулирования вполне можно обойтись, поскольку другие социальные регуляторы (нормы нравственности, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения) являются более эффективными.

Кроме того, в рамках данной деформации правосознания само право и правовая система в целом рассматриваются как достаточно спорные социальные институты. Такое скептическое отношение к праву находит свое выражение в пословицах и поговорках: «Закон что дышло — куда повернул, то и вышло», «Закон что столб — перепрыгнуть невозможно, а обойти легко можно», «В суд ногой — в карман рукой» и т. д. Образ права в индивидуальном правосознании отражается в виде гипертрофированно-отрицательного социального феномена.

Правовой негативизм характеризуется стремлением субъекта к игнорированию права. Однако это не означает умышленного нарушения правовых предписаний. Установка на совершение правонарушений у субъекта при данной деформации правосознания отсутствует. Индивид пытается, если это возможно, урегулировать возникающие общественные отношения без правового опосредования (например, путем «джентльменского соглашения»), а также решать возникшие споры без обращения в компетентные государственные органы (к примеру, договариваясь «по-доброму — по-соседски»)[8].

Правовое знание в данном случае выступает как осведомленность о «существенных и непреодолимых недостатках права». Субъект знает о предоставленных ему правах и свободах, но считает, что они в должной степени не гарантированы, а следовательно, и не осуществимы на практике.

Правовой идеализм

Само понятие «правовой идеализм» до некоторой степени условно. Термин «идеализм» в данном понятии употребляется не в философском смысле, а в значении слов «идеализация», «идеалист», «идеальный», под которыми обычно подозревается отрыв от действительности, наивность, непрактичность, прекраснодушные мечтания о совершенном, но нереальном.

Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Правовой идеализм порождает у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и т.д.)[9].

Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Ярким примером правового идеализма в настоящее время является Федеральный Закон «О полиции». Например, п. 1 ст. 46 настоящего Закона гласит: «Сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации»[10]. С момента принятия закона прошло 4 года, но этих проездных никто и не видел. Пункт 3 ст. 48 того же Закона говорит об обеспечении вещевым имуществом сотрудников полиции по установленным законодательством нормам. Ни для кого не секрет, что большинство сотрудников вынуждены приобретать форменное обмундирование за свой счет, так как склады в полном объеме не обеспечены им. И много можно еще приводить примеров в российском законодательстве с элементами правового идеализма.

К сожалению, элементы идеализма укоренились не только в законотворчестве – они наблюдаются в своеобразных формах и в правоприменительной практике. В частности это касается российских судов, которые иногда выносят нереальные, заведомо неисполнимые, вызывающие недоумение у всех здравомыслящих людей решения. Например, в Кемерово в ответ на жалобу пенсионерки о том, что ее соседи по коммуналке слишком долго сидят в ванной, мировой судья назначил максимальное время для мытья – не больше 20 минут.

Абсолютизация права, наделение его чудодейственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления - это существование в мире иллюзий. Отсюда - лавинообразный рост законов и указов за последние десять лет, поиск спасения именно в них. Но еще древние говорили: в наиболее испорченном государстве - наибольшее количество законов. Сейчас всем ясно - сотней или даже тысячей законов положение не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами. Полоса " демократического романтизма" проходит. Продолжение реформ в России требует прочной правовой основы, особенно в экономической сфере. В соответствии с Конституцией законы призвана принимать Государственная Дума. Однако при этом важно, чтобы народные избранники имели четкое представление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь. В противном случае общество опять будет жить в мире иллюзий.

Правовой нигилизм

Следующим из основных негативных аспектов правосознания является правовой нигилизм. Сущность его, как утверждает Н.И. Мазутов, состоит «в общем негативно-отрицательном, не­уважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку»[11].

А.В. Грошев более детально подходит к рассмотрению понятия правового нигилизма: «Обычно правовой нигилизм понимается как «направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений». Но это главным образом политический аспект проблемы, касающийся борьбы в истории философской и общественно-политической мысли. В современной правовой литературе и социальной практике термин «правовой нигилизм» используется для характеристики определенных социально-психологических тенденций негативного отношения к тем или иным правовым ценностям. С этой точки зрения правовой нигилизм есть «отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представителей исполнительной власти, оправдание беззакония»[12].

В структуре правового нигилизма отчетливо проявляются две его крайние формы: правовая индифферентность (равнодушие к праву) и правовой негативизм (отрицание права).

Следует отметить, что правовой нигилизм является устойчивой негативной традицией и имеет глубокие корни в юридическом невежестве, косности, отсталости, право­вой невоспитанности значительной части современного российского обще­ства. М.Н. Тапчан отмечает, например, что низкая правовая культура всегда была характерна для нашего общества. С такой точкой зрения можно согла­шаться или не соглашаться. Но объективные ее основы существуют и сегодня.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права - таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях " начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит " сверху", от властей, то и есть право. Не зря говорят: " На Руси всегда правили люди, а не законы". Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его " гадким обманом властей", насилием над личностью. Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция. Все это, как пишет Б.А. Кистяковский, дало повод одному из поэтов-юмористов прошлого столетия сочинить следующие стихи, вложенные в уста К.С. Аксакова:

«По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал…»[13]

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское " он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее - индикатор вредности и опасности явления. Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.


Заключение

Подводя итоги исследования профессиональной деформации правосознания можно сделать следующие выводы:

1) Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

2) Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания. Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок. Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового. Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

3) Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Деформация профессионального правосознания юристов в настоящее время проявляется в различных формах. На примере таких категорий юристов как судей - это феномен «обвинительного уклона» («презумпция виновности»), заключающийся во взгляде на подсудимого, чья вина еще не доказана судом, как на человека, безусловно совершившего данное преступление. Также выделяется «синдром собственной непогрешимости» при решении профессиональных вопросов. Психическая составляющая данного проявления профессиональной деформации заключается в повышенной самооценке, уверенности в безошибочности своих мнений, взглядов и поступков, а иногда и в некритическом отношении к противозаконным действиям.

В свою очередь, на примере сотрудников ОВД - это спекулятивно-правовой популизм, нравственно-правовой конформизм, а также немаловажный феномен «исполнительского функционализма», который основываются на представлении о собственной роли как «винтика», задача которого состоит преимущественно в реализации чисто исполнительских, технических элементов деятельности.

Совершенно очевидно, что усиливающейся тенденции роста отклоняющегося в асоциальную сторону поведения юристов необходимо противопоставлять не только организационно-правовые изменения в деятельности соответствующих структур (особенно в деятельности правоохранительных и судебных органов), но и меры по совершенствованию правового воспитания и обучения, повышения уровня правовой культуры, направленные на преодоление искажений в их профессиональном правосознании.


Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Виктория плюс, 2014. – 48 с.

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС " КонсультантПлюс".

3. Федеральный закон «О полиции». – СПб.: Питер, 2013. – 96 с.

Научная литература

1. Венгеров А. Б. Теория Государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2007. – 487 с.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009. – 800 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1999. - С. 414.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права; учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 245 с.

6. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

Статьи из журналов

1. Е. Семеняко. Игра в защите. Интервью с президентом Федеральной палаты адвокатов России Е. Семеняко // Адвокат. 2005. - N 4 (165). С.

2. Евстафеева Е. А. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. А. Евстафеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 2. – с. 137.

3. Кирсанов И. В. Природа правового воспитания / И. В. Кирсанов // История Государства и права. – 2007. - № 8. – С. 12.

4. Кора Н.А., Чебарева А.С.. Особенности профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / Н.А. Кора, А.С. Чебарева.

5. Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания / А.А. Малиновский // Правоведение. - 2008. - № 6. - С. 171-181.

6. Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания / Н.И. Матузов // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2009. - № 2. – с. 4-13.

7. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны " одной медали" / Матузов Н.И // Правоведение. 1994. - N 2.

8. Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих / Мороз Р. В. // Право в Вооруженных Силах. - 2004 г., № 4.

9. Ожегова Г.А. О деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел / Г.А. Ожегова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 2. – с. 82-90.

10. Попов А. А. Роль и место понятия «злоупотребление правом» в российской действительности / А. А. Попов // История Государства и права. – 2008. - № 10. – С. 7.

11. Рожков О. А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / О. А. Рожков // Профилактика профессиональных деформаций. – 2012. - № 6. – с. 61

12. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002., т.23. - №3. – С. 87-89, 93-95.

13. Тимофеев Ю.А. О некоторых проблемах предупреждения отклоняющегося (девиантного) поведения сотрудников органов внутренних дел / Ю.А. Тимофеев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2002. - №1 (17). – С. 93-95.

 


[1] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

[2] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009

[3] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.

[4] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

[5] Венгеров А. Б. Теория Государства и права: учебник для вузов / А. Б. Венгеров. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2007.

[6] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права; учебник. – М.: Юристъ, 2004.

[7] Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих / Мороз Р. В. // Право в Вооруженных Силах. - 2004 г., № 4.

[8] Малиновский А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания / А.А. Малиновский // Правоведение. - 2008. - № 6. - С. 171-181.

[9] Матузов Н.И. Правовой идеализм как «родимое пятно» российского общественного сознания / Н.И. Матузов // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2009. - № 2. – с. 4-13.

[10] Федеральный закон «О полиции». – СПб.: Питер, 2013. – 96 с.

[11] Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны " одной медали" / Матузов Н.И // Правоведение. 1994. - N 2.

[12] Мороз Р. В. О правовом инфантилизме и правовом нигилизме военнослужащих / Мороз Р. В. // Право в Вооруженных Силах. - 2004 г., № 4.

[13] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

[14] Кора Н.А., Чебарева А.С.. Особенности профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел / Н.А. Кора, А.С. Чебарева.

[15] 12. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002., т.23. - №3. – С. 87-89, 93-95.

[16] Ожегова Г.А. О деформации правосознания сотрудников органов внутренних дел / Г.А. Ожегова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. - № 2. – с. 82-90.

[17] Евстафеева Е. А. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. А. Евстафеева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 2. – с. 137.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 2368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь