Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство и церковь. Светские и теократические государства.



Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющие определенные атрибуты. В широком смысле церковь — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; б) иерархический характер, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.;

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь;

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений)',

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности через свое представительство в государственных органах;

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность;

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки;

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантирует каждому лицу, находящемуся на территории РФ, свободу совести и свободу вероисповедания. В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства.

Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

1. признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам, т.е. обожествление фигуры правителя;

2. примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т.д.;

3. примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть право.

4. в теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, т.е. государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

5. жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

6. отсутствие разделения властей в системе сдержек и противовесов;

7. деспотические и абсолютистские формы правления;

В. религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека;

9. особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

10. неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания и т.д.

11. запрет на создание политических партий или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама.

26. Государство и личность. Гражданство как правовой институт.

Между государством и личностью существует взаимная ответственность - самостоятельный принцип правового государства. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти, гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

Государство ответственно перед гражданином в своих действиях. Государственные органы несут ответственность за нарушение своих обязанностей. Это обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол:

1. Ответственность Правительства перед представительными органами;

2. дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность должностных лиц государства за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением;

3. импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

Также и личность несет ответственность перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью. Государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. Гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

26. Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.

К первому виду конституционных гарантий следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (часть 1 статьи 46)(в т.ч. право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов гос. власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности к-рых данное дело отнесено законом (часть1 статьи 47), право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48)(в т.ч. право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (часть 1 статьи 51), право считатся невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (часть 1 статьи 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

К числу институциональных конституционных гарантий прави свобод человека относятся независимый и беспристрастный суд, а также некоторые другие специализированные правозащитные институты. Конституция РФ 1993 года устанавливает в Главе 7 основы судебной системы РФ, в том числе такие демократические принципы организации судебной власти как независимость судей (часть 1 статьи 120), подкрепленная их несменяемостью и неприкосновенностью (статьи 121 и 122). Важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ, который в соответствии с частью 4 статьи 125 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применненного или подлежащего применению в конкретном деле, а также институт Уполномоченного по правам человека РФ (статья 103). Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в самой Конституции.

Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены в статьях 54-56 Конституции РФ 1993 года. Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1 статьи 54), никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54), перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека(часть 1 статьи 55), права и свободы человека (и гражданина) могут ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов др. лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Кроме того, К онституции РФ 1993 года конкретно указывает, какие из закрепленных в ней прав и свобод человека могут быть ограничены или приостановлены в период действия различного рода режимов чрезвычайного положения, а какие не подлежат ограничению ни в каких случаях (часть 3 статьи 56).

26. Право в системе социальных норм. Технико-юридические нормы.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Социальные нормы - это правила поведения, которые регулируют общественные отношения. К ним относятся: правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные. Особенностью социальных норм является то, что они регулируют только общественные отношения, т.е. отношения между людьми.

Технические нормы - это правила, которые создаются для рационального использования людьми орудий труда и природы. Примером технических норм являются правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия. Особенностью технических норм является то, что они связаны не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. Важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, следовательно становятся технико-юридическими нормами. Они являются общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Например, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

26. Понятие и признаки права.

Единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания): 1. нормативное правопонимание; 2. социологическое; 3. нравственное. Эти концепции и раскрывают сущность права.

С точки зрения нормативного правопонимания право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определенную сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми.

Право можно понимать вобъективном и субъективном смыслах.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством с целью регулирования общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Признаки права:

1. волевой характер;

2. общеобязательность;

3. нормативность;

4. связь с государством;

5. формальная определенность;

6. системность.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь