Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О ТОМ, ЧТО ЛИШАЕТ ОСТОРОЖНОСТИ, И КАК ЭТОГО ИЗБЕГАТЬ



 

Три вещи лишают человека этого качества и отдаляют от него. Первая - заботы и трудности этого мира. Вторая - смех и насмешничество. Третья - дурное общество. Поговорим о каждой из них отдельно.

О заботах и трудностях мы уже говорили выше. Из-за того, что человек загружен жизненными проблемами, его мысль скована гнетущим его бременем и он не может уделить должного внимания размышлению над своими поступками. Наши мудрецы, мир им, видя это, сказали (Авот 4: 12): " Сократи свои дела и занимайся Торой". Человек вынужден трудиться ради пропитания, однако занятия материальными делами не должны разрастаться так, что не останется места для служению [Всевышнему]. Поэтому нам заповедано устанавливать время для изучения Торы. И мы уже упоминали, что это особенно важно для того, чтобы прийти к осторожности. Сказал раби Пинхас (Авода зара 80б): " Тора приводит к осторожности", а без нее к осторожности не прийти никогда, как сказали мудрецы (Авот 2: 5): " Неуч не может быть благочестив". Так происходит потому, что Создатель, благословенно имя Его, создавший дурное начало в человеке, создал также и Тору, которая является лекарством от него, как это мы находим у наших мудрецов (Кидушин 30б): " Я создал дурное начало и создал средство против него - Тору".

Очевидно, что если Создатель сотворил против этой напасти только одно средство, то излечиться от нее человеку без этого лекарства невозможно никаким образом. А тот, кто думает спастись иным образом, ошибается и увидит свою ошибку в конце, когда погибнет в грехе. Ведь и в самом деле дурное начало очень сильно в человеке, и оно подспудно растет, усиливается и овладевает им. И даже если человек применит все хитрости в мире, но не воспользуется специально созданным средством - Торой, он не узнает и не почувствует усиления болезни до тех пор, пока не умрет в грехе и не погубит свою душу. Все это напоминает больного, который обратился к врачам, а те, распознав болезнь, предписали ему принимать некое лекарство. Он же, ничего не смысля в медицине, выбрасывает предписанное лекарство и берет другое, какое ему захотелось. Ясно, что этот больной умрет! Также и здесь; никто не знает, что это за болезнь - дурное начало, и какова его сила, кроме Творца, его создавшего. И ОН предостерег нас, что средство от этой болезни - Тора. Кто же, оставив Тору и заменив ее чем бы то ни было, останется жив? Несомненно, что тьма материальности будет усиливаться в нем шаг за шагом, а он не поймет этого, пока не окажется погруженным во зло и далеким от истины настолько, что в сердце его даже не возникнет мысль эту истину искать. Но если человек занимается Торой, видит ее пути и понимает ее заповеди и предостережения, то, в конце концов, в нем само собой зародится душевное стремление, которое приведет его на путь добра. И об этом сказали мудрецы благословенной памяти (Эйха Раба, Врата вторые): " Пусть бы [даже] оставили Меня, но сохранили Тору! /37. Ведь ее свет вернет их к добру! "

37 Т.е. продолжали изучать ее.

 

Сюда же входит и выделение времени для осмысления своих поступков и их исправления, как я уже писал выше. И вообще, когда у человека остается свободное от трудов и забот время, то, если он мудр, он, конечно, не потеряет его, а сразу, не расслабляясь, займется в это время своей душой и исправлением своего служения.

Первое из трех упомянутых выше препятствий [заботы и трудности], хотя и является общим [для многих людей], сравнительно легко преодолимо. Второе гораздо тяжелее; речь идет о смехе и насмешничестве. Тот, кто погружается в это зло, подобен тонущему в огромном море, в котором очень трудно спастись. Смех лишает человека сердца, поскольку ясность ума и сознание более не имеют над ним власти. Такой человек подобен пьяному или глупцу, которому невозможно дать совет, - он неуправляем, ибо неподвластен ничему [разумному]. Как сказал царь Шломо, мир ему (Коэлет 2: 2); " О смехе сказал я, [что он] безумен, а о веселье - что оно дает? " и сказали наши мудрецы (Авот 3: 17): " Смех и легкомыслие доводят человека до разврата". Хотя разврат и тяжек в глазах всякого, в ком есть вера, и сердце боится даже приблизиться к нему, поскольку разум ясно представляет истинную величину преступления и строгость наказания за него, тем не менее, ветреность и легкомыслие понемногу влекут его [за собой] и приближают к тому, что страх мало-помалу, шаг за шагом покидает человека, пока он не приблизится к греху и не совершит его. Почему же это так? Потому, что как сама осторожность, в силу сути своей, связана со вниманием к вещам, и смех сам по себе - это не что иное, как отвлечение сердца от четких рассуждений и глубины, и в результате даже мысли о боязни [Всевышнего] не посетят сердце человека.

И посмотри, сколь опасна насмешка и сколь велика ее разрушительная сила! Подобно смазанному маслом щиту, который отражает стрелы, направляя их в землю, и не позволяет им достичь тела человека, насмешка противостоит наставлению и воспитанию. Ведь одной насмешкой и легкой шуткой человек " отбивает" множество побуждений и порывов, рождающихся в его сердце, когда он видит или слышит нечто побуждающее к размышлению и оценке своих поступков. Силой насмешки он отбрасывает все это от себя, и оно не оставит в его душе никакого следа. И все это - не из-за слабости добрых побуждений или недостаточного понимания сердца, а только из-за насмешки, разрушающей всякое понятие о морали и боязни. Пророк Йешаяу возопил об этом, поскольку увидел, что насмешничество не оставляет следа от порицаний и лишает надежды грешников (Йешаяу 28: 22): " А теперь не насмехайтесь, чтобы не усилились ваши страдания! ".

И сказали наши мудрецы (Авода зара 18б): " Насмешник навлекает на себя страдания". И само Писание говорит об этом буквально (Притчи 19: 29): " Готовы для насмешников наказания". Так следует из логики правосудия: тот, кто пробуждается к действию размышлением и учением, не нуждается в телесных страданиях. Он откажется от грехов и без них, благодаря побуждениям, рождающимся в его сердце, от того, что он слышит от воспитателей или читает в наставлениях. А вот насмешники, которых не пробуждают к действию никакие наставления, остаются неисправимыми без наказаний, от которых они уже не смогут защититься смехом так, как они " защищаются" от наставления.

Истинный судья усиливает наказание в соответствии с тяжестью греха и его последствиями. Этому учат нас наши мудрецы (Авода зара 18б): " Тяжело оно [насмешничество], начало которого - страдания, а конец - небытие", ведь сказано (Йешаяу 28: 22): "...чтобы не усилились их страдания, ведь я [уже] слышал, что вынесен приговор об уничтожении...".

Третий фактор [лишающий осторожности] - это дурное общество, то есть общество глупцов и грешников. Об этом говорит Писание (Притчи 13: 20): " Ведущий дружбу с глупцами испортится". Ведь мы видели много раз, как, даже постигнув необходимость служения и осторожности, человек пренебрегает какими-то их аспектами и деталями, чтобы друзья не смеялись над ним или ради того, чтобы остаться в их обществе. Об этом говорит Шломо, предупреждая (там 24: 21): " Не присоединяйся к отступникам" /38. А если кто-нибудь скажет, что ведь написано: " Человек должен всегда быть близок к другим людям/39", то ответь ему, что сказано там о людях, которые поступают по-человечески, а не по-скотски. И Шломо еще раз предупреждает (Притчи 14: 7): " Держись подальше от глупца". И царь Давид сказал (Псалмы 1: 1): " Счастлив человек, который не следовал советам злодеев, и на путях грешников не стоял, и в собрании насмешников не сидел", и объяснили наши мудрецы (Авода зара 18б): " Если следовал [советам злодеев], то, в конце концов, будет стоять [на путях грешников], а если стоял [на путях грешников] - то, в конце концов, будет сидеть [в собрании насмешников]" /40, и сказано (Псалмы 26: 4, 5): " Не сидел я с пустыми людьми, ненавидел я общество творящих зло". Человек обязан очистить себя и избегать дорог, по которым идет толпа, погруженная в суету этого мира, и направить свои стопы к обители Всевышнего. И Давид завершает свои слова так (там, гл. 6): " Омою в чистоте руки мои и вернусь/41 к жертвеннику Г-спода" .

38 Перевод согласно " Мецудат Давид".

39 Раши: " Чтобы [мог] исполнять желание каждого из них" (Ктубот17а).

40 Слова " следовал", " стоял", " сидел" отражают постепенное приобщение человека к обществу грешников.

41 Перевод согласно Таргум Йонатан.

 

И если случится, что человек окажется в обществе насмехающихся над ним, пусть не обращает он внимания на их насмешки. Напротив, пусть сам смеется над насмешниками и позорит их. И пусть думает о том, что если бы у него появилась возможность заработать много денег, разве отказался бы он делать все необходимое для этого только ради того, чтобы не смеялись над ним товарищи? Тем более человек не захочет погубить из-за насмешек свою душу! И об этом предупреждали нас наши мудрецы (Авот 5: 25): " Будь дерзок как тигр... исполняя волю Отца твоего, который на Небесах", и также Давид сказал (Псалмы 119: 46): " И буду говорить о свидетельстве Твоем/42 перед царями, и не устыжусь". Ведь, несмотря на то, что занятия и разговоры большинства царей - лишь о " [царском] величии" и удовольствиях, и Давиду, который тоже царь, казалось бы, должно быть стыдно и неудобно говорить в их обществе о Торе и этике, вместо рассуждений о " величии" или удовольствиях, привычных для людей такого сорта, однако он не обращал на все это внимания, и сердце его не соблазнялось пустой суетой, ибо он постиг истину. Он прямо заявляет: " Буду говорить о свидетельстве Твоем и не устыжусь". И так же сказано у пророка (Йешаяу 50: 7): " Поэтому сделал я свое лицо подобным кремню и знаю, что не устыжусь".

42 Т.е. о Торе.

 


ГЛАВА 6

О КАЧЕСТВЕ РАСТОРОПНОСТИ

 

Вслед за осторожностью следует качество " расторопность": ведь так же, как осторожность является основой соблюдения запретительных заповедей (" не делай" ), так и расторопность - основой повелительных (" делай" ), как сказано: " Избегай зла и делай добро..." (Псалмы 34: 15). И смысл расторопности очевиден: это устремленность к заповедям и их совершенному исполнению, как мы находим у наших мудрецов, благословенна их память (Псахим 4а): " Расторопные спешат [навстречу] заповедям". Это значит, что так же, как необходимы отточенный ум и бдительность, чтобы избегать ловушек дурного начала и спастись от зла, чтобы оно не овладело нами и не вмешалось в наши поступки, так же необходимы ум и бдительность для того, чтобы стремиться к заповедям, удостоиться их исполнения и не потерять их. Ведь так же, как дурное начало старается всеми способами столкнуть человека в огонь греха, точно так же оно старается помешать ему исполнять заповеди, лишить его их. И если человек будет расслаблен, ленив и не будет гнаться за ними изо всех сил, он останется " пустым", лишенным заповедей. Нужно заметить, что природа человека тяжеловесна из-за грубости его материального начала, поэтому он не стремится к преодолению трудностей и тяжелой работе. И тот, кто хочет удостоиться служить Создателю, должен возобладать над собственной природой и поторопиться, ведь если он оставит себя во власти собственной лени и медлительности, то совершенно ясно, что он не достигнет успеха. Об этом сказал мудрец (Авот 5: 25): " Будь дерзок как тигр и легок как орел, стремителен как олень и силен как лев, исполняя волю Отца твоего, который на Небесах". И также мудрецы, благословенна их память, причислили Тору и добрые дела к вещам, требующим усилий (Брахот 32б). И Писание говорит об этом прямо (Йеошуа 1: 7): " Исполнись силой и укрепись очень, дабы беречь и исполнять все сказанное в Торе, которую заповедал тебе Моше, раб мой", - ибо много сил потребуется тому, кто хочет перевернуть человеческую природу.

Шломо много раз предостерегал об этом, видя зло, заключенное в лени, и великий ущерб от нее (Притчи 6: 10-11): " Немного сна, немного дремы, немного сложа руки полежать. И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет] как стражник". Ведь лентяй, хотя и не делает зла прямо, навлекает на себя зло, не исполняя того, что возложено на него. И сказано (там 18: 9): " Тот, кто расслаблен в своей работе, - брат вредителю". Ведь хотя он и не вредитель, наносящий зло активным действием, не думай, что он далек от него. Он - брат его и подобен ему. И далее, для того, чтобы образно показать нам зло, заключенное в лени, Шломо описывает то, что мы видим собственными глазами каждый день (там 24: 30-34): " По полю ленивого мужа прошел я, и по винограднику равнодушного человека. И вот, везде проросли колючки, репей покрыл его, и ограда из камней разрушена. Немного сна, немного дремы... И гонцом придет твоя бедность...". Кроме простого смысла, который здесь очевиден - ибо все описанное происходит с полем лентяя буквально, есть еще у нас трактовка приведенных мудрецами стихов (Ялкут, Мишлей 961): " И вот, везде проросли колючки..., это значит: ищет [ленивый] объяснение какого-либо места [в Торе] и не находит; репей покрыл..., - это значит: поскольку [он] не усердствовал в учении, [теперь] сидит и называет чистое нечистым, а нечистое - чистым, и, [в конце концов], разрушает ограду, установленную мудрецами. Каково его наказание? Объяснил Шломо (Коэлет 10: 8): " …разрушающего ограду ужалит змея". Это значит, что зло от лени приходит не сразу, а постепенно, так, что человек не осознает и не чувствует этого. Переходит от одного [вида] зла к другому, пока не найдет себя тонущим в абсолютном зле. Вначале он только трудился меньше, чем нужно, но из этого вытекает, что он не учил Тору как следует, а недостаток учения приводит к недостатку понимания. Даже если бы на этом зло и закончилось, оно было бы достаточно велико! Однако оно растет дальше; желая любой ценой объяснить [непонятное] место, он выводит из него нечто несоответствующее закону, разрушая и извращая истину. Затем он нарушает установления и разрушает ограды, и в конце его ждет уничтожение, как полагается всем разрушающим ограду [то есть тем, кто нарушает являющиеся " оградой] Торы постановления мудрецов. Сказал Шломо (Притчи 24: 32): " Смотрел я, прочувствовал сердцем...", -размышлял я об этом и увидел, насколько велико в этом зло, - оно подобно яду, который распространяется мало-помалу, и действие его незаметно до наступления смерти. Об этом сказано (там 33-34): " Немного сна... И гонцом придет твоя бедность, и недостаток [придет], как стражник".

Мы своими глазами видим, как часто бывает, что сердце человека знает его обязанности и открывается ему, что надлежит делать для спасения души и что вменено ему в обязанность Создателем, но человек, тем не менее, пренебрегает всем этим. И не потому, что не осознает своих обязанностей или по какой-то другой причине, а только из-за того, что лень отягощает и побеждает его. Он говорит: " Немного поем, немного посплю...", или: " Тяжело мне выйти из дому, ведь я уже разделся, как теперь оденусь?...", или: " Очень жарко... очень холодно. Идет дождь…", и [будет искать] иные поводы и причины, которых полно у лентяев. И всякий раз Тора оказывается заброшенной, работа не исполняется, а человек оставляет Создателя. И сказал Шломо (Коэлет 10: 18): " От лени обрушится потолок, а от слабости рук протечет дом". Но если ты спросишь лентяя, он приведет тебе множество высказываний мудрецов, стихов из Писания и разумных доводов, которые указывают ему, в согласии с извращенным его пониманием, на необходимость дать себе поблажку, и [позволяют] ему оставаться в ленивой неге. И он не замечает, что все эти причины и доводы порождены не трезвым анализом, а исходят от лени, которая побеждает и склоняет его разум к таким доводам, чтобы он не слушал мудрецов и людей с верным пониманием. И об этом буквально вопиет Шломо (Притчи 26: 16): " Лентяй в собственных глазах мудрее семи царских советников" /43. Лень не позволяет ему даже прислушаться к словам наставляющих его, и он считает всех заблудшими и глупцами, а себя одного - мудрецом.

43 Перевод согласно объяснению " Мецудат Давид".

 

И вот важнейшее правило, проверенное теми, кто стремится воспитать в себе качество воздержания: всякое облегчение [в законе] нуждается в проверке. Несмотря на то, что оно может быть правильным и необходимым, нередко оно в действительности оказывается советом дурного начала, плодом его хитростей. И потому всякое облегчение необходимо проверять тщательно и многократно. Если после всех проверок оно окажется правильным, тогда, несомненно, оно имеет силу.

Вывод: человеку нужно делать усилия над собой, дабы исполнять заповеди расторопно и избавиться от сковывающего его груза лени. [Пусть лучше он прибегнет к лени для борьбы со своими животными вожделениями, вся сладость которых преходяща и от которых остается лишь позор в мире будущем.] Обрати внимание, ведь за это качество [расторопность] восхваляются ангелы, о которых говорится (Псалмы 103: 20): " Могучие силой, исполняющие слова Его, слушающие Его голос", и еще сказано (Иехезкель 1: 14): " А хайот /44 [движутся] вперед и назад, и видом [подобны] молнии". Человек - это человек, а не ангел. Он не может достичь силы ангела, однако, несомненно, он обязан приблизиться к этой ступени настолько, насколько возможно. И царь Давид говорил, восхваляя свою долю (Псалмы 119: 60): " Торопился я без промедления исполнять Твои заповеди" .

 

44 Разновидность ангелов.

 


ГЛАВА 7


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь