Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЪЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВА БОЯЗНИ ГРЕХА



 

Поскольку, как мы видим, данное качество приведено после всех добрых качеств, упомянутых ранее, ясно, что оно не только наиболее достойное и принципиально важное, но и труднодостижимое, поскольку обрести его сможет только тот, кто уже достиг всех ранее упомянутых.

Однако предварительно мы должны отметить, что видов боязни - два, разделяющихся [в общей сложности] на три/248. Первая разновидность очень легко достижима, нет ничего более легкого. А ее вторая, труднодоступная часть - тяжелее всего и, соответственно, совершенство [достигнутое] в ней очень велико. Есть боязнь наказания, и это первая разновидность, а есть боязнь величия/249, и это вторая разновидность, вторая составляющая которой - боязнь греха. А теперь объясним их смысл и разницу между ними.

248 Т.е. видов боязни - два, и один из них подразделяется еще на два подвида, так что всего получается три.

249 Т.е. трепет перед величием Творца.

 

Боязнь наказания, попросту говоря, состоит в том, что человек боится нарушить слово Б-га, Судии из-за угрозы наказания, как из-за наказания тела, так и из-за наказания души. Эта боязнь легко достижима, ведь всякий человек любит себя и опасается за свою душу. Нет ничего, что более оттолкнуло бы его от поступка, чем боязнь, как бы это не причинило ему какого-либо зла. Такая боязнь пристала только простым людям и женщинам/250, разум которых не столь совершенен. Это не боязнь мудрецов и людей, чей разум совершенен.

250 В поколении Рамхаля, эта боязнь была достоянием большинства, нам же не следует пренебрегать достижением и этой боязни. (Р. И. Полищук)

 

Второй вид - это боязнь величия. Она состоит в том, что человек отдаляется от грехов и не совершает их из-за великого уважения к Творцу, благословенно имя Его. Ведь как может сердце человека из плоти и крови, низкого и презренного [существа], позволить себе или возжелать что-либо противоречащее воле Создателя, благословенно и возвышенно имя Его! И эта боязнь не так уж легко достижима, поскольку она может зародиться только в результате осознания, осмысления и размышления о возвышенности Его, благословен Он, и о низости человека. Вещи эти могут быть рождены только понимающим, мыслящим разумом. Именно эту боязнь мы определили как вторую из двух составных частей благочестия, обсуждавшегося ранее. Из-за этой боязни человек исполнен стыда и трепета, когда он предстает перед Создателем в молитве или служении. Это боязнь, украшающая благочестивых в нашем мире, и о ней говорил Моше (Дварим 28: 58): "...бояться этого Имени, славного и грозного, Г-спода Б-га твоего".

А боязнь, объяснением которой мы сейчас занимаемся, то есть боязнь греха, - это своего рода второй подвид упомянутой боязни величия, и в то же время - самостоятельная разновидность боязни. Смысл ее в том, что человек постоянно опасается и волнуется относительно своих поступков, как бы не примешалось к ним нечто от греха, или как бы не было в них чего-либо, малого или большого, не соответствующего величию достоинства Его, благословен Он, или величию имени Его. В этом мы видим большое сходство между этой боязнью и упомянутой ранее боязнью величия, ведь смысл обеих - не сделать чего-либо, противоречащего величию Славы Его, благословен Он. Различие между ними, из-за которого они считаются разными видами и по-разному называются, состоит в следующем. Боязнь величия проявляется во время действия или во время служения, или тогда, когда человек избегает греха. То есть когда он стоит в молитве или служении и именно в это время стыдится и ощущает себя низменным, и трепещет перед величием Славы Его, благословен Он. Или тогда, когда перед человеком открывается возможность согрешить, и он, зная, что это грех, воздерживается от него, дабы не нанести (не дай Б-г! ) ущерба Славе Его, благословен Он.

В то же время боязнь греха проявляется во всякое время, в каждую минуту. Каждое мгновение человек боится, как бы не сделать чего-либо, или даже половину того, что умалило бы Славу имени Его, благословенного. И это называется " боязнью греха", поскольку основа ее - боязнь, как бы грех не проник и не примешался к поступкам человека, - из-за халатности и лени, или из-за невнимательности, - любым путем. Об этом сказано (Притчи 28: 14): " Счастлив человек, боящийся постоянно". Объясняют наши мудрецы (Брахот 60а): " Это сказано о словах Торы", потому, что даже в то время, когда человек не видит преткновения перед глазами, нужно, чтобы сердце трепетало в груди его: вдруг оно [это преткновение] скрыто на его пути, а он не остерегается.

О такой боязни сказал Моше, наш учитель (Шмот 20: 17): " ... и ради того, чтобы был страх Его на ваших лицах, дабы не грешили". Ведь в этом - основа боязни: чтобы человек боялся и трепетал постоянно, так, чтобы она не покидала его, и тогда он наверняка избежит греха, а если и не избежит, то засчитается ему как грех вынужденный. Сказал пророк (Йешаяу 66: 2): " ... и на этого устремлю Я взор/251: на бедного и несчастного духом, и на трепещущего перед словом Моим! ". Царь Давид ставит это [страх перед Всевышним] себе в заслугу, говоря (Псалмы 119: 161): " Вельможи преследовали меня без вины, а сердце мое трепетало из-за слов Твоих! ".

251 Т.е. буду оберегать.

 

Еще находим, что великие и возвышенные ангелы постоянно дрожат и трепещут перед величием Г-спода, так что мудрецы сказали в притче (Хагига 13б): " Огненная река: откуда [она] выходит? Из пота хайот [разновидность ангелов]! ". Это от страха, который владеет ими постоянно перед величием Его, - как бы не упустить чего-либо из тех почестей, которые надлежит воздавать [Ему], и из той святости, в которой следует пребывать находящимся перед Ним. И всякий раз, когда в каком-то месте открывается присутствие Всевышнего, оно [это место] сотрясается, дрожит и трепещет. Как говорит Писание (Псалмы 68: 9): " Земля дрожала, и даже небеса таяли перед Всесильным...". Еще сказано (Йешаяу 63: 19): " Если бы Ты, разорвав небеса, снизошел, - растаяли бы пред Тобою горы! ". Тем более людям следует дрожать и трепетать, зная, что они постоянно стоят перед Всевышним, и что легко им совершить то, что не соответствует величию славы Его, благословенно имя Его. Сказал Элифаз Йову (Йов 15: 14-15): " Что есть человек, чтобы быть ему невинным, и разве оправдается рожденный женщиной? Ведь и святым [ангелам] Своим он не доверяет, и небеса нечисты в очах Его! ". И еще сказано (там 4: 18-19): " Вот, служителям своим Он не доверяет, и в ангелах своих находит порок. Тем более [относится это] к живущим во плоти, чья основа - прах, что будут повержены перед червем могильным". Поэтому очевидно, что каждый человек должен пребывать в постоянном страхе и трепете, как сказал Элиу (там 37: 1-2): " Также и из-за этого трепещет сердце мое, и будет рваться с места. Слушайте, слушайте, содрогаясь, голос Его..." /252. Это - истинная боязнь, которая должна быть запечатлена [в сердце] каждого благочестивого и не оставлять его.

252 Перевод в соответствии с Мецудат Цион (там).

 

В этой боязни можно выделить две части: одна относится к настоящему и будущему, а другая - к прошлому. Первая заключается в том, что человек боится и переживает о том, что ему предстоит сделать, как бы не примешалось к его делам нечто умаляющее славу Г-спода, благословен Он, как я писал выше. Вторая, относящаяся к прошлому, заключается в том, что человек постоянно думает об уже сделанном и боится, что неосознанно совершил своими руками какой-то грех, как мы видим это на примере Бобы бен Бута, который каждый день приносил жертву ашам талуй /253 (Критот 25а). И так же поступал Йов; после того, как его дети устраивали пир, он вставал с восходом и " приносил жертвы всесожжения по числу всех, говоря: может быть, согрешили сыновья мои..." (Йов 1: 5).

253 Ашам талуй, буквально " подвешенная повинная (жертва)", это жертва, приносимая в определенных случаях, когда есть сомнение, совершен ли грех (см. Ваикра 5: 17. объяснение Раши). Бова бен Бута опасался, что совершил грех неосознанно.

 

Рассказывают мудрецы о Моше и Аароне по поводу масла/254, которым Моше помазал Аарона. Сказано о нем (Шмот 30: 32): " На плоть человеческую не будет возливаемо". Было заповедано [Моше], чтобы он помазал Аарона (см. там 30: 30), но они [оба] боялись, не совершили ли каким-то образом с этим маслом грех меила [использование священного предмета не по назначению], обращаясь с ним не в точном соответствии с тем, что заповедано. Сказано (Орайот 12а): " И об этом волновался Моше, говоря: Может быть совершил я грех меила с маслом помазания? Сошел голос с небес и сказал (Псалмы 133: 2-3): Как масло доброе опускается на бороду, на бороду Аарона... как роса Хермона..., как в росе Хермона нет меила, так и в масле помазания, которая на бороде Аарона, нет меила. А Аарон все еще опасался: Может быть не Моше совершил меила, а я? " Сошел голос небес и сказал (там 133: 1): " Смотри, как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе", - как Моше не сделал этого, так и Аарон не сделал". И это пример поведения благочестивых, которые, даже исполняя заповедь, страшатся: может быть, примешалось к исполнению нечто [такое], что могло ее испортить (не дай Б-г! ).

254 Особое, специально для этого приготовленное масло с добавлением благовоний, помазание которым составляет часть церемонии посвящения.

 

И Авраам, после того, как выступил [на войну], чтобы помочь своему племяннику Лоту, попавшему в плен, боялся и говорил: " Может быть, мои поступки не вполне совершенны? ". Наши мудрецы говорят об этом, объясняя стих Торы " Не бойся, Авраам..." (Берешит 15: 1). " Сказал раби Леви: из-за того, что боялся Авраам и говорил: Может быть, среди убитых мною людей был один праведник или один Б-гобоязненный? ", сказал ему Всевышний: Не бойся, Авраам..." (Берешит Раба 44: 4). И сказано в " Тана двей Элияу" (часть 25): " Говорят " не бойся" только тому, кто истинно боится Небес". И это - та самая истинная боязнь, о которой сказано (Брахот 336): " Нет у Святого, благословен Он, в этом мире ничего, кроме сокровищницы боязни неба". Только Моше было легко достичь этого из-за великой близости его к Всевышнему, однако у других людей их материальность - сильнейшее препятствие этому. И, тем не менее, каждому благочестивому следует стараться достичь Б-гобоязненности, насколько возможно, как сказано (Псалмы 34: 10): " Бойтесь Всевышнего, святые/255 Его".

255 Объясняет Радак: " святые Его" - это те, кто воздерживается от вожделений [этого мира]... и сказано им: " бойтесь только Всевышнего".

 


ГЛАВА 25

О ПУТЯХ ПРИОБРЕТЕНИЯ БОЯЗНИ [ГРЕХА]

 

Боязнь [греха] приобретается в размышлениях о двух истинах. Первая заключается в том, что Шехина (Б-жественное присутствие) находится в любом месте в этом мире. Он, благословенный, следит за каждой вещью, малой или большой, и ничто не скрыто от Его глаз, ни великое, ни ничтожное. Малое и большое, презренное и достойное, - все Он видит и понимает, без всякого различия между ними. Об этом сказано в, Писании (Йешаяу 6: 3): " ...Полна вся земля славой Его", и еще сказано (Ирмеяу 23: 24): "...Ведь небо и земля полны Мною...", и также (Псалмы 113: 5-6): " Кто, как Г-сподь Всесильный наш, восседающий высоко! Склоняющийся, [чтобы] видеть - в небе и на земле". Еще сказано (там 138: 6): " Ведь возвышен Г-сподь, но униженного увидит, а высокого узнает издалека" /256.

256 Т.е. с высоты Своей.

 

Когда человеку станет ясно, что всюду, в любом месте он находится перед Всевышним, благословен Он, тогда сами собой придут к нему боязнь и страх, как бы не ошибиться в поступках, чтобы не оказались они недостойными величия славы Его. Об этом сказано (Авот 2: 1): " Знай, что над тобой, - глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются". Поскольку провидение Всевышнего во всякой вещи, и Он все видит и все слышит, то нет сомнений, что все дела человека оставляют свой след, и все записывается в книгу, в заслугу ему или в обвинение.

Однако человеческий разум не в состоянии представить себе этого с должной ясностью без постоянного размышления и углубленного созерцания. Ведь подобные вещи далеки от наших чувств, и разум наш не может вообразить их без глубокого изучения и внимательного рассмотрения; но даже и после того, как вообразит, образ этот легко исчезает, если человек не возвращается к нему постоянно.

Выходит, что так же, как усиленные размышления - это путь приобретения постоянной боязни, точно так же отвлечение внимания от этого и отказ от размышлений - великий враг ее, и неважно, по какой причине это происходит, из-за занятости или из-за нежелания. Любое отвлечение отрицает боязнь как постоянное качество. Вот заповедь, которую дал Всевышний [еврейскому] царю (Дварим 17: 19): " И будет с ним [Тора], и будет читать ее все дни жизни своей, чтобы научиться бояться Г-спода Всесильного своего...". Отсюда мы видим, что боязнь приобретается только постоянным чтением [Торы]. Следует обратить внимание, что сказано " ради того, чтобы научиться бояться ", но не сказано " ради того, чтобы бояться", потому, что эта боязнь не постигается естественным путем; напротив, она далека от человеческой природы из-за материальности наших ощущений и приобретается только посредством учебы. Нет другого способа научиться боязни, кроме постоянных, непрерывных занятий Торой и исследования ее путей, при условии, что человек будет непрестанно размышлять обо всем этом, - сидя [дома], в дороге, ложась и вставая, - до тех пор, пока не утвердит в сознании истинность присутствия Всевышнего, благословен Он, в каждом месте, и то, что мы всегда предстоим перед Ним - в полном смысле этого слова. И тогда будет человек бояться Его по настоящему. Об этом молился царь Давид, говоря (Псалмы 86: 11): " Укажи мне, Г-сподь, дорогу Твою, [путем] истины Твоей пойду! Соедини [воедино все силы] сердца моего, [чтобы] бояться [только] имени Твоего" /257.

257 Перевод согласно " Мецудат Давид", " Мецудат Цион".

 


ГЛАВА 26


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь