Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правовое государство, его понятие и признаки.
Вопрос о правовом государстве самым тесным образом связан с вопросом о гражданском обществе, поскольку государство в гражданском обществе мыслится именно как правовое государство. Иными словами, правовое государство может рассматриваться как необходимый атрибут гражданского общества, ибо без правового государства нет гражданского общества. Общество, если оно гражданское, обязательно должно иметь в своем составе правовое государство. Если государство - это атрибут любого государственно-организованного общества, то правовое государство -это атрибут гражданского общества. Поэтому формирование в той или иной стране гражданского общества предполагает и формирование в ней правового государства, и эти процессы, по мнению многих исследователей, идут параллельно. Идея правового государства в виде идей гуманизма, свободы, господства права и закона зародилась еще в глубокой древно- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 26. сти. Ее проявления в той или иной форме встречаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. В то же время термин «правовое государство» появился только в первой трети XIX в. в немецкой юридической литературе (введен в научный оборот Р. фон Молем). Примерно к этому же времени сформировалась и теория правового государства. Основоположников теории правового государства назвать достаточно сложно, поскольку, начиная с древнейших времен, данная теория складывалась на протяжении нескольких веков, и многие мыслители, особенно мыслители Нового времени (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.), внесли в ее развитие определенный вклад. Вместе с тем, пожалуй, наиболее заметное влияние на развитие этой теории оказали Дж. Локк и Ш. Монтескье, разработавшие теорию разделения властей, а выдающийся немецкий философ И. Кант подвел под нее философскую основу. Идея правового государства нашла широкое распространение в произведениях современных российских и зарубежных исследователей. Прямое или косвенное закрепление эта идея получила в законодательстве и даже в конституциях ряда современных государств. Так, например, в ст. 1 Конституции Испании 1978 г. записано: «Испания - социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм», а в ст. 28 Основного закона ФРГ 1949 г. (Конституция Германии) сказано, что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». Идея правового государства закреплена и в ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. В части первой этой статьи говорится: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но что же следует понимать под правовым государством и в чем его специфика? Не зная сути вопроса, можно подумать, что правовое государство - это государство, в котором есть право. Кстати, такую точку зрения высказывал в свое время основоположник нормативизма Г. Кельзен. Согласно его «чистому учению питчи......... Ш" Ш|ИЛ'11 I! ? " ft1 о праве», «всякое государство и есть правовое государство». Однако подобный взгляд на правовое государство не отражает специфики правового государства и не отличает его от любого другого, в том числе и неправового, государства. Разумеется, правовое государство имеет все черты, которые характеризуют его как государство. Есть в нем и право, ибо ни одно государство не может без него обойтись. Но суть правового государства состоит не в том, что это государство, в котором есть право. В данное понятие вкладывается совершенно иной смысл. Если говорить о правовом государстве в самом общем виде, то под ним понимают государство, связанное в своей деятельности правом. То есть правовое государство мыслится, прежде всего, как государство, в котором не просто есть право, а которое в своей деятельности строго следует праву, руководствуется им и подчиняется ему. Однако и этого еще не достаточно для того, чтобы понять, что же есть правовое государство. Дело в том, что не всякое государство, строго следующее праву и подчиняющееся ему, является правовым. Например, авторитарные и тоталитарные государства нередко строго следуют своим законам, которые ими же и создаются и преподносятся как право, но правовыми такие государства, тем не менее, не считаются. Следовательно, вопрос о понятии правового государства упирается в понимание самого права. Если речь идет о связанности государства позитивным правом, то этого еще не достаточно для того, чтобы государство считать правовым. Ведь позитивное право не всегда есть подлинное право, поскольку наряду с правом (естественным правом) оно может закреплять и произвол, а может и вообще носить антиправовой характер. Поэтому изначально идея правового государства подразумевала связанность государства не позитивным, а естественным правом. Государство в своей деятельности обязывалось к подчинению естественному праву, выражающему меру свободы и справедливости, естественные права человека. При этом свои законы, т. е. позитивное право, государство должно было основывать на естественном праве и придавать им правовое качество. Вместе с тем следует иметь в виду, что в мировой 1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М., 1988. С. 146. науке существуют различные концепции правового государства, которые по-разному трактуют вопрос о его понятии. Наиболее ранней является либеральная концепция правового государства, которая основывалась на теории естественного права и английской политической экономии (прежде всего учении А. Смита). Согласно этой концепции правовое государство мыслилось как такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство действует на основе естественного права и правовых законов (законов, соответствующих естественному праву), признает и гарантирует естественные права человека и, прежде всего, право частной собственности. Государство не вмешивается в экономику и в частную жизнь своих граждан. Оно выполняет роль «ночного сторожа» и призвано защищать частную собственность и свободу личности. От какой-либо заботы о благосостоянии своих граждан государство должно воздерживаться, поскольку делалась ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы должна была сама себя всем обеспечить. За гражданами признавались только личные (гражданские) и политические права. Экономические и социальные права, равно как и соответствующие функции государства, отрицались. Разновидностью либеральной концепции правового государства считается американская концепция «правления права». В американской литературе термин «правовое государство» отсутствует. Его эквивалентом принято рассматривать термин «the Rule of Law» (господство, правление права), введенный профессором Оксфордского университета Альбером В. Дайси в 1855 г. И хотя господство, правление права - это, как представляется, не совсем то же самое, что правовое государство, тем не менее, данные термины принято рассматривать как идентичные. В настоящее время либеральной концепции правового государства, проводящей политику «ночного сторожа», в чистом виде не существует. Однако идеи либерализма в виде «неолиберализма» и «неоконсерватизма» сохраняются и сегодня и проявляются в политике партий либерально-демократического толка. Другой концепцией правового государства является концепция социального правового государства. Она пришла на смену либеральной концепции, исчерпавшей свой потенциал и переставшей соответствовать социальным реалиям к концу XIX в. В отличие от либеральной концепции концепция социального правового государства исходит из активного вмешательства государства в экономические и социальные отношения. Она признает не только гражданские и политические, но также экономические, социальные и культурные права личности, и требует их государственного обеспечения. Концепции либерального и социального правового государства основаны на естественно-правовом подходе к пониманию правового государства. Однако наряду с ним существует и позитивистский подход, тоже породивший ряд концепций в понимании правового государства. Позитивистские концепции правового государства, возникшие в XIX-XX вв., в отличие от естественно-правовых, дают несколько иную трактовку правовому государству. С гочки зрения этих концепций правовое государство - это государство, связанное в своей деятельности позитивным правом, т. е. своими же собственными законами, незав^имо от того, соответствуют они праву или не соответствуют. Иными словами, правовое государство мыслится как государство, связывающее и ограничивающее себя нормами, которые само же и создает. В современной отечественной литературе позитивистская трактовка правового государства совершенно справедливо подвергается критике как не выражающая сути правового государства. Государство, связавшее себя своими же собственными законами и подчиняющееся им, еще не становится правовым, ибо эти законы могут быть неправовыми и закреплять произвол и беззаконие. Тем не менее, в отечественной теории государства и права позитивистские трактовки правового государства в той или иной форме все же встречаются. Говоря о концепциях правового государства, нельзя не упомянуть еще об одной - концепции социалистического правового государства. Эта концепция родилась в конце 80-х гг. прошлого столетия в СССР на гребне так называемой перестройки и была попыткой модернизировать и вывести из тупика социалистический строй и социалистическое государство. Начавшийся в стране процесс формирования социалистического правового го- сударства вскоре был прерван развалом СССР в начале 90-х гг. И хотя определенные практические шаги в этом направлении были сделаны, концепция социалистического правового государства не получила своего развития и поддержки в странах, образовавшихся на развалинах СССР. Более того, она была отвергнута как несостоятельная ввиду того, что социализм и правовое государство - понятия не совместимые. Итак, правовое государство - это, как представляется, государство, которое в своей деятельности связано естественным правом, подчиняется ему, признает и гарантирует естественные права и свободы человека. Вместе с тем данное определение, как и всякое определение, не раскрывает всех сторон правового государства. Поэтому, чтобы получить о нем более глубокие представления, необходимо выяснить хотя бы основные его признаки. Однако прежде чем это сделать, хотелось бы обратить внимание на возможность широкой и узкой трактовок правового государства. То есть правовое государство, подобно всякому государству, может быть истолковано и как определенным образом организованное общество, и как особая политическая организация. Это, к сожалению, не всегда учитывается в учебной и научной литературе, в связи с чем при освещении признаков правового государства допускается смешение признаков, которые характеризуют правовое государство как общество и признаков, характеризующих его как особую политическую организацию. Правовое государство в широком смысле - это, по сути своей, правовое общество, которое характерно для гражданского общества при широкой его трактовке и фактически с ним сливается. Но в данном случае речь идет о правовом государстве в узком смысле - особой политической организации гражданского общества. Правовому государству как особой политической организации гражданского общества присущи две группы признаков: признаки, которые характеризуют его как государство и признаки, которые характеризуют его как правовое государство. Признаки правового государства, характеризующие его как государство, были рассмотрены нами в третьей теме, поскольку этими признаками являются признаки, присущие любому государству. Что же касается признаков правового государства, которые характеризуют его именно как правовое государство, то речь о них пойдет ниже. В научной и учебной литературе называется разное число признаков правового государства, которые обычно рассматриваются как его принципы, т. е. требования, которым должно отвечать правовое государство. При этом, как было сказано, нередко происходит смешение признаков правового государства в широком и правового государства в узком смысле. Среди различных признаков правового государства, которые выделяются в научной и учебной литературе, отметим лишь те, которые характеризуют его как особую политическую организацию гражданского общества. К наиболее важным из них, полагаю, можно отнести следующие. Во-первых, правовое государство - это демократическое государство, т. е. государство, которое формируется на демократических началах и является выражением народовластия. Это государство, которое осуществляет власть демократическими методами, способами и средствами в интересах населения страны и во благо общества, которое признает и реально гарантирует демократические права и свободы каждой отдельной личности. В этой сиячи антидемократические государства не являются и не могут быть правовыми, поскольку не являются выражением народовластия и не признают, а если и признают, то реально не гарантируют права и свободы личности. Во-вторых, правовое государство - это государство, которое и своей деятельности связано правом и подчинено ему. Связанность государства правом - один из важнейших признаков правового государства. При этом речь идет о связанности государства не столько позитивным, сколько естественным правом. Правовое государство - это государство, которое признает и уважает естественное право и естественные права человека, которое основывает свое законодательство (позитивное право) на естественном праве, наполняя тем самым свои законы правовым содержанием, и которое в своей деятельности руководствуется этими правовыми законами и неукоснительно их выполняет. Здесь, однако, может возникнуть закономерный вопрос: какая сила заставляет государство признавать и уважать естественное право и естественные права человека? Только ли его приверженность идеалам демократии и добровольное признание верховенства естественного права? Ведь любая власть, в том числе и государственная, как известно, стремится к неограниченному господству и в какой-то мере даже к произволу. Ответ, как представляется, может быть только один: этой силой является гражданское общество. Только гражданское общество, обладая действенной системой средств, способно поставить государство под свой контроль и заставить его признавать и уважать естественное право и естественные права человека. В-третьих, правовое государство - это государство, основанное на принципе разделения властей. Принцип разделения властей, о котором ранее уже говорилось (см. тему 4), относится к числу важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата в демократическом государстве. Согласно этому принципу в государстве должны существовать относительно независимые друг от друга власти: главным образом законодательная, исполнительная и судебная. Они не позволяют сосредоточить государственную власть в одних руках и предотвращают возможность ее узурпации и превращения в авторитарную или тоталитарную власть. В-четвертых, правовое государство - это государство, в котором должно иметь место верховенство правового закона. Этот признак очень часто формулируют просто как верховенство закона. Однако более точным будет определять его как верховенство именно правового закона. Закон как акт, обладающий высшей юридической силой, в правовом государстве должен не только господствовать над подзаконными нормативными актами, но и быть правовым, основываться на праве. Правовой закон, как отмечается в литературе, не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и обновления1. Правовой характер закона относится, прежде всего, к конституции, кото- ' См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005. С. 302. рая является главным законом страны, закрепляет основные устои государственной и общественной жизни и обладает приоритетом по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. В-пятых, правовое государство - это государство, которое признает и реально гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это тоже один из важнейших признаков правового государства. Государства, считающие себя правовыми, прямо или косвенно закрепляют в своих конституциях идею о ценности человеческой личности и человеческого достоинства, о прирожденном и неотчуждаемом характере ее прав и свобод, которые неприкосновенны и являются непосредственно действующими. Об этом, в частности, говорится в ст. 1 Основного закона ФРГ, ст. 10 Конституции Испании, ст. ст. 2 и 3 Конституции Италии, ст. ст. 11 и 13 Конституции Японии и т. д. Аналогичные положения закреплены и в Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 2 сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В ст. 17 говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. А ст. 18 объявляет права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие и определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Приведенные положения, носящие для России во многом программный характер, достаточно полно раскрывают содержание рассматриваемого признака правового государства. Они говорят о том, что права и свободы человека не даруются государством, а носят прирожденный и неотчуждаемый характер, являются непосредственно действующими и определяют законодательную и иную деятельность государства. Задача же государства состоит в том, что оно должно признавать права и свободы человека, обеспечивать их и сообразовывать с ними свою деятельность. В-шестых, правовое государство - это социально ориентированное государство. То есть это государство, политика которо- го направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Не случайно современные государства, считающие себя правовыми, называют себя также социально-правовыми. Это значит, что современное правовое государство является государством, деятельность которого носит социальный характер. Однако более подробно о социальном государстве мы поговорим в следующем, последнем, разделе данной темы. Наконец, в-седьмых, правовое государство - это государство, которое за свою деятельность несет ответственность перед обществом и личностью. Обычно этот признак формулируют иначе: как взаимную ответственность государства и личности. Однако взаимная ответственность государства и личности - это, как представляется, черта правового государства в широком смысле, т. е. правового общества. Для правового государства в узком смысле характерна не столько взаимная ответственность государства и личности, сколько ответственность государства перед обществом и личностью. Ведь речь идет о правовом государстве как элементе, атрибуте гражданского общества. Государство в условиях гражданского общества должно осуществлять свою деятельность в интересах общества, а также каждой отдельно взятой личности. Как записано в ст. 15 Конституции Японии, «все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части». А это значит, что государство, его должностные лица должны служить всему обществу и действовать в его интересах. В случае же ненадлежащего исполнения своих обязанностей, нарушения прав и свобод личности государство и соответствующие должностные лица должны нести ответственность как перед обществом в целом, так и перед каждым отдельным человеком. Так, например, в части третьей ст. 13 Конституции Италии закреплено: «Всякое физическое и моральное принуждение в отношении лиц, подвергшихся тем или иным ограничениям свободы, подлежит наказанию». Речь в данном случае идет о наказании, прежде всего, должностных лиц государства, со стороны которых исходит это физическое и моральное принуждение. Еще более определенно об ответственности органов государства и их должностных лиц говорится в ст. 53 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Говоря об ответственности государства перед обществом и личностью, разумеется, не следует исключать ответственность личности перед государством. Но, как совершенно верно подметил А. Ф. Черданцев, ответственность личности перед государством существует во всех государствах1. Для правового же государства как организации публичной власти важно другое, а именно его ответственность перед обществом и личностью. 4. Социальное государство. С вопросами гражданского общества и правового государства тесно связан вопрос о социальном государстве. Эта связь выражается в том, что социальное государство рассматривается как новый этап и более высокая ступень в развитии правового государства. Идея социального государства возникла в конце XIX - начале XX вв. как модернизированная идея гражданского общества и правового государства. До нее, как было отмечено выше, господствовала либеральная идея индивидуальной свободы, сторонники которой (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Дж. Локк и др.) считали свободу человека и, прежде всего, его экономическую свободу высшей ценностью. Государству же отводилась роль «ночного сторожа» и вменялось в обязанность гарантировать эту свободу, не вмешиваясь в дела гражданского общества. Освобождение индивидов от жесткой опеки государства способствовало развитию частной инициативы, предпринимательства, рыночного хозяйства, что привело в конечном счете к упрочению экономической мощи буржуазных государств. Однако уже в конце XIX в. бурное развитие капитализма привело и к обострению классовых противоречий, резкой поляризации между богатством и бедностью. Это могло повлечь за собой нежелательные для общества потрясения, чреватые социальным взрывом. Возрастание противоречий и напряженности в буржуазном обществе, а также широкое распространение мар- 1 См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник. М, 1999. С. 157. ксистского учения, призывавшего к свержению буржуазного строя и установлению диктатуры пролетариата, обусловили необходимость проведения буржуазным государством социально ориентированной политики. Ее суть заключалась во вмешательстве государства в экономическую жизнь, воздействии его на распределительные процессы, в предоставлении каждому человеку прожиточного минимума, сглаживании социального неравенства между членами общества. В этих условиях возникает идея социального государства, получившая широкое распространение и признание во второй половине XX в., преимущественно в виде идеи «государства всеобщего благоденствия». Идея социального государства нашла в XX в. и юридическое оформление. В частности, она была закреплена в таких важнейших международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В той или иной форме эта идея отражена и в конституциях многих современных государств: Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Турции, Федеративной Республики Германии, Франции, Российской Федерации, Швеции и других. Что же следует понимать под социальным государством? В только что отмеченных правовых документах не содержится определений социального государства. Однако в некоторых из них закрепляются отдельные положения, раскрывающие его смысл. В этом плане заслуживает внимания ст. 7 Конституции Российской Федерации, содержание которой частично уже приводилось. Рассмотрим положения этой статьи еще раз. Часть первая в ней гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это значит, что социальным можно считать государство, политика которого направлена на создание в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Более содержательной является часть вторая ст. 7 Конституции РФ, определяющая содержание социальной деятельности российского государства и гарантии социальной защиты населения. В ней сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Вместе с тем ст. 7 Конституции РФ не раскрывает всех признаков социального государства. Тем более что Российская Федерация еще не является в полной мере социальным государством, поскольку у нее для этого пока нет необходимого экономического потенциала. Кроме того, подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и правового государства. Однако ни первого, ни второго, ни третьего в нашей стране мы в достаточно развитом виде тоже еще не имеем. В этой связи ст. 7 Конституции РФ носит по большей части программный характер, хотя и отражает основные характеристики социального государства. В отечественной юридической литературе к наиболее важным признакам социального государства принято относить: 1) демократическую организацию государственной власти и наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения; 2) высокий уровень экономического развития страны, позволяющий перераспределять доходы, не ущемляя существенно положения собственников;
3) социально ориентированную структуру экономики, что проявляется в многообразии форм собственности; 4) наличие гражданского общества, в котором государство, будучи правовым, является инструментом проведения социально ориентированной политики; 5) социальную направленность государственной политики, что проявляется в разработке государством разнообразных социальных программ и определении порядка их реализации; 6) наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности; 7) наличие развитого социального законодательства; 8) повышенную заботу государства о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. Помимо признаков в литературе принято рассматривать также функции социального государства. При этом отмечается, что социальное государство осуществляет все те функции, которые осуществляет любое другое государство, в том числе и такую функцию, как социальная. В рамках уже этой функции выделяется ряд направлений, которые характерны для социального государства. К наиболее важным из них обычно относят: 1) поддержку социально незащищенных слоев населения; 2) охрану труда и здоровья людей; 3) поддерлску семьи, материнства, отцовства и детства; 4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными слоями населения через налоги, государственный бюджет, специальные социальные программы; 5) поощрение благотворительной деятельности (путем предоставления разнообразных, в том числе налоговых, льгот); 6) финансовую и иную поддержку фундаментальных научных исследований и культурных программ; 7) борьбу с безработицей (выплату пособий по безработице, переквалификацию и бесплатное обучение новым профессиям, обеспечение трудовой занятости населения);
8) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ; 9) обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов. С учетом сказанного можно дать следующее определение социальному государству: это государство, политика которого направлена на создание условий для нормальной жизни и свободного развития человека, защиту прав, свобод и законных интересов всех граждан, обеспечение мира и согласия в обществе. Контрольные вопросы 1. Что понимается под обществом и как соотносятся с ним государство и право? 2. Что понимается под гражданским обществом? Каково соотношение государства и права с гражданским обществом? Зависит ли это соотношение от научных трактовок гражданского общества? 3. Что понимается под правовым государством и каковы его признаки? Каковы основные концепции правового государства? 4. Что понимается под социальным государством? Каковы его признаки и функции? Литература 1. Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 90-104. 2. Боер В. М. Правовое государство: идея, концепция, реальность / B. М. Боер. -СПб.: СПб. ГУАП, 1996.-65 с. 3. Гончарова А. Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: мо-ногр. / А. Н. Гончарова. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2001.-160 с. 4. Гражданское общество и перспективы демократии в России / под ред. Б. В. Михайлова. - М.: [б. и.], 1994. - 79 с. 5. Гражданское общество и правовое государство / отв. ред. Г. Н. Манов.-М. : [б. и. ], 1991. - 119 с. 6. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. И. Кальной. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. - 256 с. 7. Козлихин И. Ю. Идея правового государства. История и современность / И. Ю. Козлихин. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. -152 с. 8. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П. Козловски; пер. с нем. - М.: Республика, 1998. - 367 с. 9. Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? / Б. М. Лазарев. -М.: Знание, 1990.-63 с. 10. Малько А. В. Правовое государство / А. В. Малько // Правоведение. - 1997. - № 3. - С. 137-146. 11. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы / Н. И. Матузов // Правоведение. - 1995. - № 3. -С.83-93. 12. Черниловский 3. М. Гражданское общество: опыт исследования / 3. М. Черниловский // Сов. государство и право. - 1992. - № 6. - C. 142-151. 13. Черниловский 3. М. Индивид - общество - государство / Тема 10 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы