Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По уровням правосознание разделяют на обыденное, профессиональное, научное.



Обыденное правосознание вместе с нормами права оказывает непосредственное воздействие на поведение людей. Это зависит от чувств и настроений, которые вызывает правовая реальность, от правовых установок. В свою очередь обыденное правосознание делится на коллективное, групповое и индивидуальное. Это деление указывает на характер правосознания коллективов людей и отдельных индивидов. Понятие коллектив - многообразно, оно включает в себя классы, социальные слои, национальности, общественные организации, религиозные организации и др. Выделяют особый уровень правосознания - массовое правосознание.

Профессиональное правосознание для юриста имеет определяющее значение. Юрист профессионал должен обладать высокой правовой подготовкой, у него должна быть не только устойчивая, положительная установка, но и осознание правильности, справедливости, необходимости правового регулирование, осознание себя самого частью сложного процесса правового регулирования, слияния с правом. Эти качества очень важны для правоприменителя, так как в любой правовой системе есть явление усмотрения в праве, и оно находится в руках правоприменителя. Профессиональное сознание иногда отождествляют с практическим правосознанием. Субъекты - носители практического правосознания меньше заняты мировоззренческими проблемами права. Юристы-практики должны правильно уяснить, разъяснить, применять правовые нормы и принципы.

Научное или теоретическое правосознание - это правовые теории, систематизированные научные концепции, интеллектуально-правовые установки. Оно состоит из общетеоретических знания и знаний отраслевых юридических наук, на знание законов философии, социологии, истории. Научное правосознание опирается на изучение состояния правовой действительности, на основе которых делаются выводы о необходимых переменах, реформах, определяются направления развития права.

Говоря о видах правосознания, в его структуре выделяют правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - систематизированное научное выражение правовых взглядов, оценок общества в целом, это система концентрированных правовых взглядов, основывающихся на определенных научных познаниях. Правовой идеологии присуще присутствие власти. Именно власть, государство формируют определенную систему правовых установок, используя для этого все имеющиеся социальные механизмы. Правовая идеология, таким образом, это система взглядов, убеждений, оценок, которые государство стремиться насаждать в обществе. Следует отметить, что частью правовой идеологии является правореализационная и правоприменительная деятельность. Практикующие юристы находятся в поле зрения правовой идеологии и политики государства. Их действия обусловлены правовой идеей, чувством.

Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, чувств, настроений у конкретной социальной группы или общества в целом. Это оценка существующей правовой действительности, которая выражается в виде эмоций и характеристик.

Правосознание имеет свою внутреннюю диалектику. Это характеризуется тем, что юридическая жизнь в определенных аспектах постоянно изменяется, а также изменением самого правосознания под влиянием различных социальных и правовых факторов. Подвижность правовой материи становится закостнелой во многом вследствие догматичности правосознания.

Правовая идеология и правовая психология находятся в тесной взаимосвязи, так как государство формирующее правовую идеологию в конечном счете состоит из людей, обладающих определенной правовой психологией.

Несмотря на то, что правосознание не обладает однородностью и говорить о едином для всего общества правосознании невозможно, всё же оно является частью общего духовного сознания общества, общего культурного духа.

Раскрывая вопрос о правосознании следует сказать несколько слов о правовом менталитете. Юридический менталитет российского общества отличается небрежным, отрицательным отношением к праву. Наблюдается повседневное нарушение правовых предписаний, скрытое, а иногда откровенное пренебрежение правом. Такое отношение к праву опасно для духовной культуры общества.

Российскому правовому менталитету присущ этатизм,

ориентированность массового сознания на государственную власть. Государство представляется как стабилизирующая сила, способная правильно и оперативно решить общественные проблемы. Право рассматривается как неповоротливый механизм, неспособный быстро отзываться на общественные нужды. Такая особенность российского отношения к праву и государству вызвана быстро протекающими изменениями в обществе, нестабильностью, непоследовательностью экономической политики, низкой эффективностью деятельности государства и, в том числе правоохранительных органов, неуверенностью в завтрашнем дне. Отсюда «чрезвычайная заполитизированность» общественного сознания, вера в популистские лозунги и призывы, ожидание харизматического лидера. «Обществу до сих пор непонятны цели государственного строительства. Власть не дает ответа на этот вопрос, ограничиваясь ссылкой на переходный период нынешнего этапа».

 

Правовая культура.

 

В общефилософском плане культура понимается как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе. Правовая культура является частью общесоциальной культуры и характеризует степень правовой организации общества, отношение к праву, характер использования права регулятора межличностных отношений и связей.

Правовая культура - это определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства, умение ими воспользоваться, это также высокая степень убеждения в ценности права. Правовая культура пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, правотворческую и правоприменительную деятельность, то есть характеризует всю правовую реальность общества.

Правовая культура создается обществом постепенно в результате постоянного совершенствования права, повышения уровня правосознания, развития общей культуры и цивилизации.

Правовая культура включает в себя многообразные, но связанные между собой элементы: определенный уровень правосознания, правовая осведомленность широких слоев населения, степень уважения к праву, признание его авторитета, определенный характер деятельности органов принуждения и правоохранительных органов, высокий уровень законности и правопорядка в обществе.

В юридической литературе иногда выделяют два типа правовой культуры, которые он соответственно называет - культура выражения и культура правил. В первом случае общество достигает высокого уровня правовой культуры в том случае, если находит соответствующую форму для уже данного содержания. В обществе уже сложились или складываются те или иные отношения. Если они остаются без правового регулирования, то правовая культура общества находится на низком уровне. Поэтому повышение правовой культуры означает помимо всего прочего возможно полную и наиболее адекватную правовую оформленность общественных отношений. Это и называется культурой выражений.

Культура правил подразумевает не выражение уже данного содержания, а создание, формирование определенных общественных отношений. Здесь «содержание правовой нормы устанавливается самой нормой, а не реальным правоотношением. Норма сама как бы диктует то, что должно существовать в действительности. Что законодатель вводит как норму, то и существует как правовая реальность». Следовательно понимание правовой культуры тесно связано с проблемой правопонимания. Следует отметить, что в таком аспекте правовая культура рассматривается как правотворческая и правоприменительная культура, которая подразумевает деятельность государственных органов. Но наряду с этим существует еще и правовая культура отдельных личностей, которая влияет на характер правовой культуры всего общества.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, формирование у них позитивных правовых установок, осознание значимости права в общественной жизни. Так же как и правосознание правовая культура испытывает на себе определяющее влияние правовой реальности. Осознание неэффективности действующего права, безответственное пренебрежение правовыми нормами, приоритет целесообразности на законностью, существование общественно значимых отношений, которые не урегулированы правом - всё это рождает кризис правосознания и существенно снижает уровень правовой культуры общества.

При рассмотрении правовой культуры следует проанализировать такие её явления как правовой нигилизм и правовой идеализм.

В общефилософском смысле нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм и культурных традиций. Для нигилизма характерно господство бессмысленности, обесценивание всего сущего, вывод об отсутствии иерархии ценностей, утверждение их равнозначности.

В обществе существует такое явление как правовой нигилизм, который представляет такое мировоззрение, при котором за правом не признается роль универсального регулятора общественных отношений, оно рассматривается как нечто надуманное, ненужное, а потому нежизнеспособное. Это представление о праве порождает негативно отрицательное, неуважительное отношение к праву, к правовым актам как выражению правовой реальности, к правовому порядку. Правовой нигилизм порожден деформированием правосознания, неэффективностью правового механизма, отступлением права перед силой, чему надо сказать способствует массовая культура. К причинам правового нигилизма относят также отсталость, юридическую неграмотность населения. Но все вышеперечисленные причины характеризуют обыденное сознание. На самом деле правовой нигилизм может быть присущ и юридически грамотным и уважающим право людям, признающим его роль как общественного регулятора Причина опять же кроется в проблемах правопонимания. Исходя из этого правовой нигилизм наступает тогда, когда субъект правосознания не находит в жизни воплощения своего видения, своего понимания права. Как уже говорилось, правовой нигилизм представляет собой недооценку права. Но правовой нигилизм также включает недооценку одного типа правопонимания со стороны другого типа и осознание нереализованности в общественной жизни своего собственного типа правопонимания. «Здесь одно право не признает другое, оценивает его как неправо, а само себя не находит воплощенным в жизни».

Что же касается правового идеализма то его также можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны - преувеличение возможностей права как социального регулятора. Это имеет место тогда, когда большой круг общественных отношений остается неурегулированным, а в сфере правоприменения нет единой позиции по разрешению возникающих конфликтов. Право рассматривается как способ погашения имеющихся общественных конфликтов. Кроме того, право рассматривается как гарант прав и свобод, убежденность в том, что имеющаяся норма права позволит защитить субъектов права от государственно-властного произвола. Правовой идеализм свойственен тем, кто рассматривает право как самостоятельный автономный от государства институт.

С другой стороны, если рассматривать правовой идеализм с позиции определенного типа правопонимания, то он заключается в том, что определенный тип правопонимания абсолютизирует собственную ценность и реальность. Правовой идеализм есть убеждение в том, что право будет тогда эффективным, если реалии будут соответствовать собственному типу правопониманию, собственным убеждениям о роли и ценности права.

 

XXV. Правовое государство.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь