Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гражданское общество и государство.



 

Учение о гражданском обществе было разработано Г. Гегелем в его труде «Философия права». Все бытие человечества Гегель разделял на три уровня: семью, гражданское общество, государство. Семья явилась первой формой бытия людей. В ней индивид находится вместе со своим сознанием внутри некоего целого. Семья распадается естественным образом, так как личность стремится к индивидуализации, и внутри семьи происходят центробежные процессы. Семья делится на несколько семей, которые относятся друг к другу как самостоятельные лица. Это ступень дифференциации и перехода к гражданскому обществу. Расширение семьи, её переход к гражданскому обществу осуществляется двумя путями: 1) постепенное спокойное расширение семьи, превращение её в народ и нацию; 2) сочетание разбросанных семейных общин посредством господской власти или посредством добровольного объединения, вызванного близостью потребностей и взаимодействием в их удовлетворении.

Основой гражданского общества является индивид, личность, которая содержит в себе смешение природной необходимости и произвола. Эта конкретная личность может утвердить свою значимость и удовлетворить потребности только в обществе. Для гражданского общества характерно равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана прав от правонарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество выступает как промежуточная ступень между семьей и государством, несмотря на то, что гражданское общество, то есть осознание своих частных интересов, оформилось позже, чем государство. Государство - это монолит, это единое целое образование, это растворение частных воль в общей воле. Гражданское общество - это единство различных лиц. В гражданском обществе каждый является сам для себя целью, все остальное для него - ничто. Однако без соотношения с другими людьми конкретный человек не может достичь своей цели, другие являются средством для достижения свои целей, в то же время сам индивид является средством для достижения целей других индивидов. Следовательно, стремясь, реализовать свои интересы, каждый человек, реализует стремление других к благу. Целостность, общество есть форма опосредования, на которой дают себе свободу единичности, то есть конкретные люди.

Несмотря на то, что в гражданском обществе частный интерес отличается от всеобщего интереса, они все таки взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, большинство людей рассматривает уплату налогов как нечто враждебное, противоречащее частной воле, но интерес отдельной личности не может быть удовлетворен без удовлетворения интересов всеобщего, и страна, в которой не платили бы налоги, не способна была бы уделять повышенное внимание удовлетворению интереса частных лиц. В несчастном обществе нет счастливых граждан.

Может показаться, что для реализации интересов всеобщего необходимо подавить частную волю, но это не так. Личность и общество существуют благодаря одно другому, они существуют друг для друга, они переходят друг в друга. Способствуя осуществлению своей цели, личность способствует и осуществлению цели всего общества, а оно, в свою очередь, способствует осуществлению целей личности.

Что касается соотношения гражданского общества и государства, следует сказать, что гражданское общество расценивается как составной элемент государства. Г. Гегель утверждал, что именно в государстве человек способен достичь полной свободы. На ступени гражданского общества еще не достигается подлинная свобода, так как существует стихия столкновения частных интересов, ограничение частных интересов происходит еще не разумно, не осознанно, а лишь как необходимость в разрешении конкретных случаев. Например, бороться с бедностью может только государство с его организованностью и системой распределения. Следует отметить, что

общество, обособленное от государства существовало всегда, однако в различные периоды степень обособленности была различной. В странах Восточной деспотии гражданского общества не существовало вовсе, оно не выделялось из государственной системы. Только тогда, когда государство стало признавать за своими подданными право на то, чтобы считаться личностью и само стало уважать их как личностей и признавать за ними права, а собой обязанности, следовательно появилась возможность создания достаточно самостоятельного конгломерата - гражданского общества.

С другой стороны, государство - это и результат развития гражданского общества. Государство является не системой индивидов с их обособленными правами, а единым целым организмом. В государстве частная и общая воля соединяются, государство сглаживает противоречия частных прав и свобод и интересами общества. Здесь речь идет об органически целостной свободе. Это свобода государственно-организованного народа, включающая в себя свободу отдельных индивидов и сфер жизни народа.

Конечно, все это касается государства демократического, которое допустило внутри себя развитие гражданского общества. Это не относится к тоталитарным государствам, где гражданского общества не существует вовсе или оно находится в зародышевом состоянии и враждебно государству. В демократическом государстве существуют права и свободы, а также контроль общества и индивида над деятельностью государственных органов. Поэтому государство представляет собой проявление высшей свободы.

Государство имеет пределы своего регулирования и воздействия на жизнь людей и общества. Это то же проявление свободы. Так в отношении брака, любви, религии предметом регулирования со стороны государства могут стать лишь те стороны, которые по своей природе способны обладать внешней стороной: то есть государство и право должно регулировать ту сторону жизни человека или какого-нибудь сообщества, которая способная затронуть интересы других индивидов или всего общества. Таким образом, предметом регулирования может быть внешняя сторона жизни людей, а не внутренняя. С другой стороны, представления у разных народов о внутреннем и внешнем могут быть различные.

Существуют две основных модели соотношения гражданского общества и государства - либерализм и этатизм. С позиции либерализма, чем меньше вмешательства государства в сферу гражданского общества, тем лучше для него и его субъектов. Этатизм занимает противоположную позицию: чем больше вмешательство государства в пределах разумного, тем лучше для гражданского общества.

Классический либерализм отстаивал максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к возможному минимуму. Государство изображалось в образе «ночного сторожа», где гражданское общество вырабатывало свои механизмы саморегуляции.

В рамках этатизма различаются два варианта воздействия государства на общество - авторитарный и демократический этатизм.

Авторитарный этатизм означает такой способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между субъектом и объектом управления. Власть стремиться сама формировать характер общественных отношений. Крайним выражением авторитаризма является тоталитаризм. Такой режим не допускает действия механизмов саморегулирования.

Противоположность авторитарному варианту этатизма составляет демократический вариант государственного интервенционализма, который воплощен в теории и практике «государства всеобщего благоденствия» или «социального правового государства». Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику определяются потребностями гражданского общества, точнее большинством его субъектов.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь