Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные теории происхождения гос-ва.
За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как гос-во и право, с другой - с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития гос-ва и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Теологическая теория. Эта теория происхождения гос-ва и права была одной из первых, которая объясняла возникновение гос-ва и права в результате божественной воле, давшей его людям для упорядочения их жизни во имя общего балага. Любая светская власть лишь воплощает в жизнь божественную волю, поэтому она подчиняется церкви. Народ должен бесприкословно подчиняться государственной воле, как продолжение воли божественной. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения. Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 - 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития гос-ва и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII веков в Зап. Европе была популярной теория " двух мечей". Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, т.к. сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для вершения земных дел. Т.о., государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной орг-ии (церкви) над светской (гос-вом). В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину ватикана. Патриархальная теория. Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако, подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой гос-ва - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. Аристотель считал, что гос-во является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной (" отеческой" ) власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций. Гос-во он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны к своим правителям. Н.К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможн. только в общ-ве, построенном по типу семейных отнош-й. В совр. условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее гос-го патернализма - возложении на гос-во обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов). Органическая теория. Эта теория возникла в древности и окончательно сформировалась в XIX веке. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Первые представления о гос-ве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Напр. Аристотель считал, что гос-во во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Общ-во и гос-во представляют собой единый организм. В соотв-ии с органической теорией, само человеч-во возникает как рез-т эволюции животного мира - от низшего к высшему. Наиб. полное научное объяснение этому процессу дал Чарльз Дарвин, рассматривавший этот процесс как эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет. Он считал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - гос-во, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность. Теория насилия. Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возник-е гос-ва и права факторами военно-политического хар-ра, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается гос-во, и принимаются законы. Однако гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически закрепленное неравенство между победителями и побежденными. Фактор насилия представителями этой теории рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества - внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции). Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно влечет за собой не только противостояние сторон, но и порождает определенные социально - экономические последствия (порождение рабства, возникновение частной собственности, изменение гос-го строя). Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.). Они объясняли появление гос-ва и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Общ-во и гос-во они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологич. потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия. В своих работах Л.И. Петражицкий подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего голоса совести. Позитивное правовое представление основывается на точке зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте. Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную - наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную - наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями. Теория общественного договора (договорная теория). Эта теория объясняет происхождение гос-ва посредством заключения общ-го договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому гос-во рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе. Сторонники теории естественного права считают возникновение гос-ва как результат принятия юридического акта - общественного договора. Они различают два вида права: естественное - предшествовало появлению общества и гос-ва (принадлежит человеку от рождения); позитивное - возникает с гос-вом, формулируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях. Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Они сходились во мнении о том, что правовое гос-во может возникнуть только посредством заключения общественного договора. Рассмотрим узловые моменты некоторых ученых, являющихся сторонниками и разработчиками положений этого учения. Ирригационная. Одна из теорий, объясняющая происхождение гос-ва с учетом климатических особенностей отдельных регионов и, прежде всего, где постоянно наблюдалась острая нехватка воды. Гос-во возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Традиционная нехватка воды могла повлечь за собой невозможность проживания в этих местах. Выходом из создавшегося положения был только коллективный труд, направленный на строительство ирригационных систем. Совместный труд повлек за собой необходимость в согласованности и системном характере действий. Из числа участников трудового процесса постепенно вычленялись руководители, обладающие лидерскими способностями, более широким кругозором и организаторскими качествами. Рук-ли общих работ, как наиболее подготовленные люди, превратились в чиновников, наделяемых официальными полномочиями от имени общности, постепенно превращавшейся в одну из форм гос-го устройства, приходящего на смену первобытному строю. Власть становится профессиональной. Ее требования к населению становятся обязат. для исполнения и облекаются в правовую форму. Представитель – К. А. Виттфогель. Материалистическая (классовая) теория. Основные положения этой теории были изложены в работе Ф. Энгельса " О происхождении семьи, частной собственности и гос-ва". Определенный теоретический и практический вклад в эту теорию внесли В.И. Ленин и И.В. Сталин. Базовые положения рассматриваемой теории с учетом складывающихся политических и экономических реалий они положили в основу практики строительства гос-ва нового типа - социалистического гос-ва. Эта теория хар-ся 2 основными аспектами. 1й - гос-во возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. 2й - в результате экономического развития усложняется само общ-во, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению гос-ва. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения гос-ва: афинская - гос-во возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества; римская - родовое общ-во постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают и на развалинах возникает гос-во; германская - гос-во возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догос-венном строе не представлялось возможным. Принципиальными положениями материалистической теории явл-ся классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса. Типология гос-в. Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев). Тип (исторический тип) гос-ва и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в гос-во системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества. Типология гос-ва - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Выделяют два основных подхода к типологии гос-ва: - формационный ( общественно-экономическая формация ); - цивилизационный (критерием для классификации гос-в является культурные признаки (национальное самосознание, религия, психология, самоидентификация)). Формационный подход к определению классификации типов гос-ва базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса. В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующая определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой). Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые явл-ся классовыми, соответствует свой исторический тип гос-ва. При этом критериями классификации типов гос-в явл-ся: 1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений; 2) господствующая форма собственности (частная либо гос-венная); 3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых. В соответствии с этими критериями различают следующие типы гос-в: - рабовладельческий; - феодальный; - буржуазный; - социалистический. Рабовладельческий тип гос-в: Рабовладельческое гос-во есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Характеризуется следующими признаками: 1) в странах Древнего Востока (гос-ва, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – тер. современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – тер. современного Ирака и др.) существовали: а) сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение; б) ирригационное земледелие; в) примитивные формы патриархального рабства; г) коллективное рабовладение; д) гос-венная собственность на ирригационные сооружения;
2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали: а) частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага; б) охрана и защита частной собственности рабовладельцев; в) разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев. Феодальный тип гос-в Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Характеризуется следующими признаками: 1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства; 2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащему помещику); 3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции; 4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты: а) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю; б) натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда; в) денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег; 5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов); 6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников; 7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными гос-ми были: Россия, Италия, Германия, Франция и др. Буржуазный (капиталистический) тип гос-ва характеризуется следующими признаками: Буржуазное гос-во представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит различные стадии развития: - капиталистическое; - монополистическое; - индустриальное; - постиндустриальное гос-во. Характеризуется следующими признаками: 1) многообразие форм собственности, но преобладает частная собственность на средства производства; 2) основными источником появление и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих; 3) присвоение результатов чужого труда; 4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли; 5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы. Социалистический тип гос-ва Социалистическое гос-во, по мнению представителей формационного подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общ-ой собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Характеризуется следующими признаками: 1) экономическая основа – гос-венная собственность на средства производства. По мнению профессора Венгерова Анатолия Борисовича, экономическую базу социалистического гос-ва составляют общ-ые социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства; 2) плановое регулирование экономикой; 3) гос-венная эксплуатация трудящихся; 4) уравнительное распределение произведенного продукта; 5) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»; 6) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции. «По существу, утверждает формационная теория, социалистическое гос-во уже не есть гос-во в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически оно «полугос-во», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению». Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип гос-ва во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства». Переход от одной общественно-экономической формации к другой связан с коренными изменениями в экономической составляющей общ-ой жизни, при этом изменения экономического строя влекут за собой изменения в гос-венно-правовой жизни общества. Достоинством формационного подхода к типологии гос-в является идея классификации гос-в на основе социально-экономических факторов, которые раскрывают поэтапный характер развития гос-ва. Недостатком формационного подхода к типологии гос-в является его прямолинейность, недооценка культурных факторов (религии, самосознания, национальности). Во много недостатки формационного подхода обусловлены тем, что он был разработан на историческом опыте западноевропейских стран и не учитывает опыт большинства стран востока, для которых были присущи индивидуальные пути развития гос-ва. Цивилизационный подхо д, в отличие от универсализма, считает, что гос-ва развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации: Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и гос-ва неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-ва в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для гос-в в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и 6 хозяйственное и социальное функционирование общества. Вместе с тем гос-во связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т. е. религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Гос-во вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между гос-ой властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие гос-венности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу. Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Традициональная цивилизация характеризуется нерасчлененностью общ-ой жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и гос-ва, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К гос-вам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток. Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общ-ой и гос-ой жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип гос-ва, формирование у него черт правового и социального. Несмотря на ряд позитивных свойств этой цивилизации, она имеет и негативные проявления в лице всеохватывающей глобализации и как следствие – ухудшение экономического положения в странах «третьего мира» и в постсоциалистических гос-вах, возрастание транснациональной преступности и т. д. Все это ставит перед человечеством серьезные проблемы, которые требуют совместных усилий для их преодоления. Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать гос-во не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода гос-во служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей. Недостатки цивилизационной типологии: Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно характеризовать тип гос-ва с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы