Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория гос-ва и права как наука. Предмет и функции теории гос-ва и права.



Теория гос-ва и права как наука. Предмет и функции теории гос-ва и права.

Понятие " Теория гос-ва и права" рассматривается в 2 значениях: широком и узком. В широком понимании - это все учение о гос-ве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как: юридическая наука, юриспруденция, правоведение. Более широко этот термин употребляется в узком понимании - как 1н из видов юр. науки, представляющей совокупность знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-ва и права.

ТГП занимает важное место в системе правоведения. Как юр. наука она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о гос-венно-политической и правовой деят-ти. Центральное место в ней занимает обобщение о гос-ве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. ТГП как наука имеет фундаментальный хар-р и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.

Предназначение любой науки заключается в изучении определенных рамками исследования закономерностей объективного мира. Предметом ТГП явл-ся основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права, всей гос-венно-правовой деят-ти. Данная наука изучает причины происхождения гос-ва и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов гос-ва и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь. Она изучает гос-во и право в целом, а не отдельные их части, исследует гос-во и право в их единстве и в неразрывной взаимосвязи, поэтому предмет ТГП двуединый. В системе юр-х наук ТГП - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юр. наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития гос-ва и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.

Функции ТГП – основные направления исследовательской деят-ти, которые раскрывают и показывают роль ТГП как науки в общ-ой жизни и юр. практике. ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций (онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции).

С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) ТГП познает суть гос-венно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть гос-во и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию гос-ва и права.

С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии гос-венно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в гос-венно-правовой действительности, в определении тенденций развития гос-венно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юр. науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Осуществляя идеологическую функцию, ТГП приводит в систему идеи и взгляды о гос-ве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно-прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании гос-венно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем гос-венно-правового строительства, в обеспечении научности гос-го управления и правового регулирования.

Все названные функции теории гос-ва и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

Теория гос-ва и права в системе юр. наук.

В рамках современного правоведения юридические науки объединяются в следующие связанные между собой группы наук: 1) историко-теоретические науки; 2) отраслевые науки; 3) специальные (межотраслевые) науки; 4) прикладные (вспомогательные) науки; 5) науки, изучающие зарубежные гос-венно-правовые системы; 6) науки, изучающие международное право.

Для историко-теоретических наук характерным является исследование наиб. общих закономерностей формирования и функционир. различных гос-венно-правовых систем, теоретических представлений о сущности гос-ва и права, методологии познания правовой реальности. К историко-теоретическим наукам относятся теория гос-ва и права, история гос-ва и права, история политических и правовых учений.

К отраслевым наукам относятся те юр. науки, которые изучают обособленные группы юр. значимых отношений, сложившихся в данном общ-ве на современном этапе его развития и урегулированных действующими источниками права. Отраслевыми юр. науками явл-ся К-ое право, гражданское право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, адм. право, трудовое право, семейное право, финансовое право, экологическое право, уг.-исполнительное право.

Межотраслевые науки исследуют однородные общ-ые отношения, возникающие в сфере правового воздействия различных отраслей права. Они тесно связаны с отраслевыми науками, но вместе с тем имеют свой самостоятельный предмет изучения. К межотраслевым юр. наукам относятся криминология, прокурорский надзор, правоохранительные органы, коммерческое право, муниципальное право и т. д.

Прикладные науки исследуют юр. аспекты общ-ых отношений, возникающих в сферах, которые не имеют непосредственно юр. значения (напр., предметом судебной психиатрии явл-ся юр. значимые отношения, возникающие в области общей психиатрии). В связи с этим данные науки требуют специальных познаний в неюр. областях, которые имеют значение для разрешения юр. значимых жизненных ситуаций. К прикладным юр. наукам относятся: криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина, юридическая психология, правовая статистика и т. д.

Все общ-ые науки имеют своим объектом общ-во.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований - картина мира.

Социология - наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с общ-вом. Применительно к гос-ву и праву социология занимается изучением их роли в обществе.

Экономическая теория

Экономическая теория - наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к гос-ву и праву экономическая теория изучает влияние гос-ва и права на экономику.

Политология - наука, изучающая отношения между людьми по поводу гос-ой власти.

Применительно к гос-ву по­ли­тология изучает его место среди других институтов полити­ческой системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).

Юр наук.

История правовых и политических учений - наука, которая изу­чает историю развития учений о гос-ве и праве. Теория гос-ва и права охватывает лишь современные учения о гос-ве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории гос-ва и права.

История гос-ва и права - наука, которая изучает воз­ни­к­но­вение и развитие гос-ва и права конкретных обществ по хро­но­логическому принципу. Теория же гос-ва и права изучает го­-во и право в теоретической абстрактной форме, т.е. общие черты гос-ва и права всех обществ.

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону гос-венно-правовой действительности. Теория же гос-ва и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория гос-ва и права разрабатывает систему юр. понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками.

4. Система нормативного регулирования в догос-венном (первобытное общ-во) обществе.

Изучение процесса происхождения гос-ва и права в науке и общ-ой практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возник-ия позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.

Ученые едины во мнении о том, что экономической основой первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Наиболее устойчивой формой была родовая община. Она представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было.

В первоб. общ-ве действовали и определ-ые правила поведения - обычаи. Посредством обычаев, тесно связанных с первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались производственные, семейные и иные общ-ые отношения. Крайней мерой наказания было изгнание из рода.

В первом приближении характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:

- они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

- исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;

- специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;

- не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

Структура гос-ой власти.

Структуру гос-ой власти можно рассматривать с разных позиций: исходя из ее природы, исходя из ее функциональной характеристики, подход, учитывающий разделение властей, и подход, учитывающий территориальную организацию гос-ой власти.

1. Исходя из природы гос-ва:

a) Воля - это определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т. д. Властвовать - значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Гос-венная власть - это воля либо народа, либо тех или иных классов, либо каких-то социальных групп.

b) Сила -подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, принуждении, насилии.

2. Исходя из функциональной характеристики гос-ва. Иначе будет выглядеть структура гос-ой власти, если гос-венная власть рассматривать исходя из функциональной характеристики. Здесь гос-венная власть предстает уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных. Элементы:

a) Субъекты власти - носители гос-ой власти, те, кому может принадлежать гос. власть. В ка­честве субъектов гос-ой власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом.

b) Объекты власти - подвластные, т.е. те, в отношении кого осуществляется гос. власть. К объектам власти относят отдельных индивидов, их объединения, социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

c) Властные отношения- отношения, которые возникают между субъектами и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации.

d) Средства осуществления власти- это то, на что опирается гос-венная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.

e) Методы осуществления власти- это те приемы, которые использует гос-венная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Гос. власть использует 2 основных метода - метод убеждения и метод принуждения.

3. Исходя из принципа разделения властей. 3 элемента: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти.

4. Исходя из территориальной орг-ии гос-ой власти.

С точки зрения территории, на которую распространяется гос-венная власть, различают:

- федеральную (центральную) гос-ую власть;

- региональную гос-ую власть, осуществляемую на территории субъекта федерации;

- местную власть, действие которой ограничено административно-территориальным образованием.

Способы осуществления гос-ой власти - в общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего - либо.

К общим, традиционным методам осуществления гос-ой власти, несомненно, относятся

- убеждение;

- принуждение;

- поощрение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают гос-ую власть на всем ее историческом пути.

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности гос-ой власти, ее целей и функций.

Гос-венное принуждение - это психологич., материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должн. лиц гос-ва на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах гос-ва.

Гос-венное принуждение бывает правовым и неправовым. Такое принуждение имеет место в гос-вах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным. Явл.праврвым

Поощрение - это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

Формы осуществления гос-ой власти - это практическое выражение гос-ой деят-ти по осуществлению функций гос-ва.

- Правовые;

- Неправовые.

Правовые

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание НПА, без которых реализация других функций гос-ва практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От Правоисполнительской деят-ти зависит тот факт, будут ли законы и другие НА реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого хар-ра, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и Правоприменительная деят-ть по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юр. дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осущ-я функций гос-ва. Такая деят-ть явл-ся и необх-й, и правомерной, но она не связана с юр. значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, напр., подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной инф-ии при разрешении юр. дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Типология гос-в.

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

Тип (исторический тип) гос-ва и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в гос-во системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Типология гос-ва - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос-в на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Выделяют два основных подхода к типологии гос-ва:

- формационный ( общественно-экономическая формация );

- цивилизационный (критерием для классификации гос-в является культурные признаки (национальное самосознание, религия, психология, самоидентификация)).

Формационный подход к определению классификации типов гос-ва базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующая определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой). Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые явл-ся классовыми, соответствует свой исторический тип гос-ва.

При этом критериями классификации типов гос-в явл-ся:

1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений;

2) господствующая форма собственности (частная либо гос-венная);

3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.

В соответствии с этими критериями различают следующие типы гос-в:

- рабовладельческий; - феодальный; - буржуазный; - социалистический.

Рабовладельческий тип гос-в:

Рабовладельческое гос-во есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Характеризуется следующими признаками:

1) в странах Древнего Востока (гос-ва, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – тер. современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – тер. современного Ирака и др.) существовали:

а) сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение;

б) ирригационное земледелие;

в) примитивные формы патриархального рабства;

г) коллективное рабовладение;

д) гос-венная собственность на ирригационные сооружения;

 

2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали:

а) частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага;

б) охрана и защита частной собственности рабовладельцев;

в) разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев.

Феодальный тип гос-в

Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства;

2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащему помещику);

3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции;

4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты:

а) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;

б) натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда;

в) денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег;

5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов);

6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников;

7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными гос-ми были: Россия, Италия, Германия, Франция и др.

Буржуазный (капиталистический) тип гос-ва характеризуется следующими признаками:

Буржуазное гос-во представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит различные стадии развития:

- капиталистическое;

- монополистическое;

- индустриальное;

- постиндустриальное гос-во.

Характеризуется следующими признаками:

1) многообразие форм собственности, но преобладает частная собственность на средства производства;

2) основными источником появление и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих;

3) присвоение результатов чужого труда;

4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли;

5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы.

Социалистический тип гос-ва

Социалистическое гос-во, по мнению представителей формационного подхода, как гос-во высшего типа есть отмирающее гос-во, базирующееся на общ-ой собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Характеризуется следующими признаками:

1) экономическая основа – гос-венная собственность на средства производства. По мнению профессора Венгерова Анатолия Борисовича, экономическую базу социалистического гос-ва составляют общ-ые социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;

2) плановое регулирование экономикой; 3) гос-венная эксплуатация трудящихся;

4) уравнительное распределение произведенного продукта;

5) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»;

6) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции.

«По существу, утверждает формационная теория, социалистическое гос-во уже не есть гос-во в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически оно «полугос-во», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению».

Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип гос-ва во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».

Переход от одной общественно-экономической формации к другой связан с коренными изменениями в экономической составляющей общ-ой жизни, при этом изменения экономического строя влекут за собой изменения в гос-венно-правовой жизни общества.

Достоинством формационного подхода к типологии гос-в является идея классификации гос-в на основе социально-экономических факторов, которые раскрывают поэтапный характер развития гос-ва.

Недостатком формационного подхода к типологии гос-в является его прямолинейность, недооценка культурных факторов (религии, самосознания, национальности). Во много недостатки формационного подхода обусловлены тем, что он был разработан на историческом опыте западноевропейских стран и не учитывает опыт большинства стран востока, для которых были присущи индивидуальные пути развития гос-ва.

Цивилизационный подхо д, в отличие от универсализма, считает, что гос-ва развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и гос-ва неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-ва в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Для гос-в в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и 6 хозяйственное и социальное функционирование общества. Вместе с тем гос-во связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т. е. религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Гос-во вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между гос-ой властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие гос-венности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу.

Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную.

Традициональная цивилизация характеризуется нерасчлененностью общ-ой жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и гос-ва, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К гос-вам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток.

Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общ-ой и гос-ой жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип гос-ва, формирование у него черт правового и социального. Несмотря на ряд позитивных свойств этой цивилизации, она имеет и негативные проявления в лице всеохватывающей глобализации и как следствие – ухудшение экономического положения в странах «третьего мира» и в постсоциалистических гос-вах, возрастание транснациональной преступности и т. д. Все это ставит перед человечеством серьезные проблемы, которые требуют совместных усилий для их преодоления.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать гос-во не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода гос-во служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Недостатки цивилизационной типологии:
- недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
- выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе.

Это позволяет наиболее полно характеризовать тип гос-ва с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов.

Понятие

Государство - это организация политической вла­сти, содействующая преимущественному осуществ­лению конкретных интересов (классовых, общечело­веческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство - это политическая организация общ-ва, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос-го механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Сущность гос-ва Гос-во по своей сущности – основанная на определенных принципах организация суверенной политической власти, официально представляющая и охватывающая все общество в пределах определенной территории.

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность гос-ва есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Существуют два основных подхода к трактовке сущности гос-ва:

1. Классовый подход (интересы господствующего класса). Классовый подход раскрывает сущность гос-ва как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению гос-ва. Классовый подход характерен для марксистского понимания гос-ва, трактовавшее гос-во как орудие подавления пролетариата.

2. Общесоциальный подход (интересы всего общества). Общесоциальный подход раскрывает сущность гос-ва как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности гос-ва выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых гос-в.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности гос-ва:

1. Национальный подхо д (интересы титульной нации). Национальный подход раскрывает сущность гос-ва как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.

2. Расовый подход (интересы одной расы).Расовый подход раскрывает сущность гос-ва как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

3. Религиозный подход (интересы определенной религии). Религиозный подход раскрывает сущность гос-ва как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

Эволюция понятий о сущности гос-ва ( не точно)

Один из величайших мыслителей античности Аристотель (384-322 гг. до н. э.) считал, что гос-во - это «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящих».

Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596 гг.) рассматривал гос-во как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель гос-го устройства».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма, английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704гг.) представлял гос-во как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, входящих в гос-во. Он рассматривал гос-во в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

По-разному понималось гос-во и в более поздний период, вплоть до настоящего времени. В н


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь