Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДОГОВОРНАЯ ИЛИ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Основоположником договорной теории происхождения государства и права считают древнегреческого философа Эпикура. Также в числе видных представителей данной теории можно назвать: Гуго Гроция (1583-1646 гг.) - голландского мыслителя и теоретика права; Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) - английского философа; Джона Локка (1632-1702 гг.) - английского философа; Шарля-Луи Монтескье (1688-1755 гг.) -французского философа-просветителя; Дени Дидро (1713-1784 гг.) - французского философа-материалиста; Жан Жака Руссо (1712-1788 гг.) - французского философа просветителя. Прежде всего, целесообразно отметить, что все вышеперечисленные теоретики выступали против божественно, теологической теории происхождения государства и права и нередко строили обоснование своей точки зрения на происхождение государства и права, отталкиваясь от критики теологической теории. В их представлении власть монарха производна не от божественного промысла, а от самих людей. Краеугольным камнем данной теории является идея об общественном договоре. Люди, которые когда-то находились в своем естественно-природном состоянии, договорились о том, чтобы передать часть своих прав и обязанностей другому субъекту - государству. Таким образом, люди, не бывшие никогда в государственном состоянии, мало еще связанные между собой элементарными формами общения, сразу, по соглашению, актом сознательной воли образуют государство. Т.е. мы видим, что создатели договорной теории считали, что государству предшествовало некое естественное состояние людей. Жан Жак Руссо считает естественное состояние общества золотым веком человечества, т.к. этот период характеризуется наличием у людей естественных прав (права на жизнь, право на свободу передвижения, право на счастье и т.д.) Однако для достижения общего согласия и для защиты своих прав люди заключают между собой договор, в силу которого часть своих прав и обязанностей они передают государству, которое, в свою очередь, берет на себя защиту интересов людей и обеспечение общественного порядка. До государства человек жил в естественном состоянии, пользуясь естественными правами. Вступая в государство, человек рассчитывает на лучшее состояние, на лучшее положение, а поэтому государство, определяя юридическое положение гражданина, не может опуститься ниже уровня его естественных прав, которые вследствие этого для государства неприкосновенны. Данной точки зрения придерживался, в частности, джон Локк. Законы по данной теории всегда есть акты общей воли. Более того, у народа есть неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Ярким представителем органической теории происхождения государства и права является Герберт Спесер (1820-1903 гг.) - английский философ и социолог. Для данной теории характерно отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма. Государство - общественный организм, состоящий из людей, как живой организм - из клеток. Таким образом, данная теория отождествляет биологические системы с социальными системами. Безусловно, между ними есть много общего хотя бы в силу их системной сущности. Однако различие между этими видами систем, причем существенное, состоит в различии между материей живой и неживой. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Ведущим представителем психологической теории происхождения государства и права является польский социолог и юрист Лев Петражицкий (1867-1931 гг.). суть данной теории заключается в том, что психологическая потребность людей жить в организованном обществе - основная причина, порождающая возникновение государства и права. Человек - биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей, соответственно, цивилизованное, организованное общество - естественная среда его обитания.
ВОПРОС 14. Соотношение государства и общества. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения понятиям “общество” и “государство”. Становление и развитие гражданского общества. История государственно-организованного общества, сменившего первобытный строй, делится на две большие эпохи: 1) эпоха кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве членов общества; 2) «гражданское общество», основанное на юридическом равенстве. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и результате отделения государства от социальных структур, обособление его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640 1649), от которой ряд историков ведет отсчет Нового времени. Гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве. Громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможность проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия. Три этапа развития гражданского общества: На первом этапе примерно 16-17 вв. Складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. На втором этапе (конец 17 – конец 19) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и частном предпринимательстве. В 20 веке началась социализация гражданского общества – третий этап его развития. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы