Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 20. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОПОНИМАНИЯ.



Многообразие определений понятия " право" объясняется: а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств; б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм. В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию: нормативный; нравственный (философский); социологический.

При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство этого подхода видится в том, что он: фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность; подчеркивает формальную определенность, т.е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.

Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки:

а) признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, т.е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточно для решения любых социальных проблем;

в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том числе его связь с общественными отношениями. Иначе говоря, не раскрывается право " в действии".

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII-XVIII вв.

С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей.

Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т.е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать.

Нравственный (философский) подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное его достоинство - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.

Другое достоинство этого подхода заключается в том, что он различает право и закон. Не любой закон является правовым.

В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать:

1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, " высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения";

2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

3) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;

4) возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право - это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права - считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н.К. Раненкамф, С. Муромцев, а в советское время - И. И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, А.К. Стальгевич и др. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс.

При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный - узкое.

Психологический подход к пониманию права. В широкое понимание права нередко включаются наряду с нормами права, правоотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Пионером психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни.

ВОПРОС 21. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА.

Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как:
1) национально-правовая система
2) правовые семьи
Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права.
2.Рабовладельческое право рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Характерные черты рабовладельческого права – это открыто закрепленное неравенство людей. Это выражается в том, что рабы рассматриваются не как субъекты, а как объекты права. рабовладельческое право предоставляет рабовладельцу полную и ничем не ограниченную свободу действий. Была разработана сложная система наказания рабов за неповиновение господину. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господство отца над детьми. Центральное место в рабовладельческом праве занимал институт частной собственности. Охрана частной собственности обеспечивалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Основным памятником рабовладельческого права были законы Ману в индии и закон 12 таблиц в Риме. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивным: преобладающим источником права был обычай. На более поздних этапах рабовладельческого права оно было систематизировано (римские юристы различали цивильное право, естественное право и т.д. Цивильное право различали на частное и публичное).
3.Феодальное право значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщности равных прав и обязанностей не существует. Феодальное право – правовая привилегия. Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
4.Буржуазное право возникло в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических общественных отношений. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности.
5.Социалистическое право характеризуется тем, что на первых этапах своего становления и развития является орудием меньшинства над большинством. Модель социалистического права реально ставит человека с его потребностями в центр всей общественной жизни, освобождая его от государственной зависимости, допускает разнообразие форм собственности, гарантирует реальную справедливость в распределительных отношениях. Эти идеи совпадают с общечеловеческими ценностями. Современные цивилизованные государства – это институт, направленный на организацию нормальной жизни общества, прав и интересов граждан.

 

ВОПРОС 22. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Правовой статус личности – это законодательно установленные, взятые в единстве права, свободы и обязанности личности.

Права человека – это формально определенные, юридически гарантированные возможности, предоставленные человеку, это официальная мера возможного поведения, предоставленная человеку в государственно-организованном обществе.

Права человека могут быть рассмотрены:

в объективном смысле права человека - это определенная совокупность правовых норм в рамках системы права;

в субъективном смысле права человека – это правомочия, которые возникают у конкретного человека на основе норм объективного права, это юридические возможности конкретного человека, которые вытекают из общих, абстрактных правовых норм, установленных законодателем.

Существуют различные основания классификации прав человека. Все они в известной мере условны.

1. Естественные права человека и права, принадлежащие человеку в силу их признания законом.

2. В зависимости от юридической силы НПА, в котором закреплены права человека, они делятся на конституционные и права, закрепленные в иных НПА (законах, подзаконных НПА).

3. В зависимости от вида правового статуса, права человека делятся на общие, специальные (наличие их у конкретного человека предопределено спецификой его правового статуса) и индивидуальные права (совокупность прав, принадлежащих конкретному человеку).

4. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой реализуются права человека они делятся на гражданские (личные) права, политические права, социально-экономические права, культурные права.

В теории права и практике гражданские (личные) права понимаются принимать решения независимо от государства. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, здоровья, свободы, достоинства человека как личности.

Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, в формировании органов государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Принципиальное отличие политических прав от личных заключается в том, что в отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политический права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это отличие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, а политические - гражданам РФ.

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права затрагивают область наемного труда и связаны со «вложениями» со стороны государства в человека в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Культурные права - это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом, возможность приобщения к ним.

Вышеперечисленные права образуют систему прав и свобод личности.

Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия.

Ряд наиболее важных прав и свобод, таких как право на жизнь, право на достоинство личности и его охрану государством, право на личную неприкосновенность, не могут быть ограничены государством.

Важно иметь в виду, что основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В конституции РФ закреплены следующие обязанности человека и гражданин:

каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам;

защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ;

и некоторые иные обязанности.

Совокупность данных прав и свобод личности, а также ее обязанностей образуют юридический статус личности. Виды правовых статусов личности:

Конституционный, или общий, статус личности (неизменный);

Специальный статус личности (предполагает наличие дополнительных прав и обязанностей, соответствующих должностному положению лица, например, правовой статус военнослужащих ).

Индивидуальный правовой статус.

Гарантии соблюдения прав и свобод личности:

гарантии, закрепленные в НПА (правовые гарантии);

политические гарантии (демократические государства в большей степени ориентированы на защиту прав личности);

материальные гарантии (например, предоставление широких социальных прав).

Правовые гарантии - это, главным образом, гарантии защиты народных прав. Их можно разделить на два вида:

судебные гарантии;

несудебные гарантии.

Международной судебной гарантией защиты прав человека является Международный Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с Международной конвенцией по правам человека.

Несудебные гарантии защиты прав личности:

Президент - гарант прав и свобод человека и гражданина;

адвокатура, нотариат;

прокуратура;

органы внутренних дел;

ombudsman - народный защитник.

Институт «ombudsman» появился в 1809 году в Швеции как альтернатива сильной позиции шведских бюрократов, которые были несменяемы.

В России институт ombudsmanа возник в 1997 году, и он характеризуется следующими чертами:

услуги OMВUDSMANа являются бесплатными;

он назначается парламентом;

существует два способа подачи жалоб OMBUDSMANу: прямой (Россия) и через парламент (Великобритания);

он рассматривает дело не только с позиций законности, но и справедливости;

решения OMBUDSMANа носят рекомендательный характер.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность OMBUDSMANа в России:

достижение 35-летнего возраста;

соответствующие знания и опыт защиты прав и свобод человека и гражданина;

наличие российского гражданства;

некоторые другие требования.

В 1995 в Европе создан институт европейского OMBUDSMANа.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь