Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 30. Структура лирического произведения: мир и событие



I. Учебники, учебные пособия

1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. С. 230-232.

“Фабульные мотивы редки в лирической поэзии. Гораздо чаще фигурируют статические мотивы, развертывающиеся в эмоциональные ряды. Если в стихотворении говорится о каком-нибудь действии, поступке героя, событии, то мотив этого действия не вплетается в причинно-временную цепь и лишен фабульной напряженности, требующей фабульного разрешения. Действия и события фигурируют в лирике так же, как явления природы, не образуя фабульной ситуации”.

“Лирическое стихотворение типично этой неподвижностью темы, даваемой в различных вариациях, вводимой все в новые и новые ассоциации.

Развитие темы идет не путем смены основных мотивов, а путем нанизывания на эти основные мотивы побочных, путем подбора этих вторичных мотивов к одной и той же основной теме”.

“Типично трехчастное построение лирических стихотворений, где в первой части дается тема, во второй она или развивается путем боковых мотивов, или оттеняется путем противопоставления, третья же часть дает как бы эмоциональное заключение в форме сентенции или сравнения («pointe»)”.

2) Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk.

“Возникающая благодаря взаимодействию и постепенно развертывающаяся субстанция лирических стихотворений называется на языке литературной науки лирическим событием ” (с. 251).

3) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций.

“Лирика — несюжетный жанр. Лирика передает чувства поэта; элементы рассказа, действия, сюжета растворены здесь в эмоциональном переживании”. “...со-бытия, факты являются в лирическом стихотворении только поводом для переживаний поэта, и они целиком растворены в этих переживаниях”. “...погружение поэта в свои эмоциональные переживания, в лирическое состояние позволяет сократить сюжет до минимума, даже, в сущности, его полностью исключить, — имеется только ситуация, в которой зарождаются такие-то мысли, такие-то чувства” (с. 375).

4) Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. (Ч. 1. < Раздел: > Проблема поэтического сюжета).

“Поэтические сюжеты отличаются значительно большей степенью обобщенности, чем сюжеты прозы. Поэтический сюжет претендует быть не повествованием об одном каком-либо событии, рядовом в числе многих, а рассказом о Событии — главном и единственном, о сущности лирического мира. В этом смысле поэзия ближе к мифу, чем к роману” (с. 103-104).

“...поэтический сюжет подразумевает предельную обобщенность, сведение коллизии к некоторому набору элементарных моделей, свойственных данному художественному мышлению. В дальнейшем сюжет стихотворения может конкретизироваться, сознательно сближаясь с наиболее непосредственными житейскими ситуациями. Но эти ситуации берутся в подтверждение или в опровержение какой-нибудь исходной лирической модели, но никогда не вне соотношения с ней”. “Другое отличительное свойство поэтического сюжета — наличие в нем некоторого ритма, повторяемостей, параллелизмов. В определенных случаях с основанием говорят о «рифмах ситуаций»” (с. 105-106).

 

II. Специальные исследования

1) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. (Третья гл., II. Лирическая поэзия).

“Содержанием лирического произведения не может быть развитие объективного действия в его взаимосвязях, расширяющихся до полноты мира. Содержанием здесь является отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, с ее радостями, изумлением, болью и чувством” (с. 494).

“В пределах такой обособленности оказывается, с одной стороны, всеобщее как таковое, высоты и глубины человеческих верований, представлений и познаний: существенное содержание религии, искусства и даже научной мысли, коль скоро последняя приспосабливается еще к форме представления и входит в чувство. <...> Во-вторых, к сфере всеобщего внутри себя присоединяется затем сторона обособления, которая в одном случае так может переплетаться и сливаться с субстанциальностью, что какая-нибудь отдельная ситуация, чувство, представление и т. д. будут постигаться в глубочайшем своем существе и тем самым высказываться субстанциальным способом. <...> В другом же случае связь может достигаться таким образом, что некое множество особенных черт, состояний, настроений, происшествий и пр. ставится в ряд как действительное подтверждение широты взглядов и высказываний, словно живая нить пронизывая собою всеобщее” (с. 495).

“Содержание, предметы здесь совершенно случайны, речь идет только о субъективном восприятии и изображении <...> лирическое стихотворение обретает единство, совершенно отличное от эпоса, — внутреннюю жизнь настроения или рефлексии, предающуюся самой себе, отражающуюся во внешнем мире, описывающую, изображающую себя или же занятую каким-либо другим предметом и в этом субъективном интересе обретающую право начинать и обрывать почти везде, где угодно” (с. 496).

2) Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений [1921] // Жирмунский В.М. Теория стиха.

“Элемент тематизма присущ всякой человеческой речи как таковой. Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развернуто в художественный мотив. Каждое предложение, которым нечто высказывается, есть зародыш развития поэтического сюжета” (с. 434).

“В произведении словесного искусства мы можем, конечно, как и в практической речи, и в большей степени, чем в практической речи, говорить о построении самого содержания, о тематической композиции. Повторения, контрасты, параллелизмы, периодичность, кольцевое или ступенчатое строение могут быть рассматриваемы как приемы чисто сюжетной композиции, без всякого отношения к словесному материалу. В художественной прозе мы нередко довольствуемся таким рассмотрением. В поэзии, однако, и в особенности в поэзии лирической, одновременно с тематическим построением организуется, подчиняясь общему композиционному заданию, и самый словесный материал” (с. 436).

3) Мукаржовский Я. Лирика [1935] // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. С. 251-253.

“Так называемая субъективность лирики является следствием иного обращения с темой (содержанием), чем то, какое мы обнаруживаем в эпике. <...> В лирике временнó й последовательности нет. Время лирики — настоящее время, но отнюдь не актуальное настоящее <...> это время без признаков его течения <...> (praesens гномический). В силу неподвижности времени из эпики ближе всего к лирике стоят так называемые описательные пассажи (изображение) <...> Поскольку мотивы лирического стихотворения не связаны во времени, лирические темы внутренне значительно менее спаяны, чем эпические; нередко ради опыта можно перегруппировать строфы и даже отдельные строки лирического стихотворения без ущерба для его смысла. Следствием <...> является то, что отдельные мотивы <...> вступают в непосредственный контакт с творческим субъектом (поэтом), угадываемым за произведением; отсюда ощущение субъективности лирики как черты, отличающей ее от эпики. Поэтому также лирическая тема производит впечатление постоянного возврата к началу. <...> создается впечатление взаимной смысловой синонимичности следующих друг за другом отдельных мотивов...“ “Cинонимичность бывает характерной особенностью лирики и в языковом плане” (с. 251-252).

4) Сильман Т.И. Семантическая структура лирического стихотворения // Сильман Т.И. Заметки о лирике. С. 5-45.

“Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром ее семантической структуры является момент постижения лирическим героем <...> того или иного явления или события, составляющего определенную веху в поэтической биографии.

Лирическое стихотворение — как тематически, так и в своем построении — отражает при этом особое, предельно напряженное состояние лирического героя, которое мы назовем «состоянием лирической концентрации» и которое уже в силу своей природы, «по заданию», не может быть длительным” (с. 6).

“Изображая краткий, но напряженно-существенный, весьма содержательный момент душевной жизни человека, лирическое стихотворение вместе с тем обычно дает хотя бы в минимальной степени доступное пониманию изображение этого момента, нечто напоминающее экспозицию и, далее, разработку намеченной темы, какие-то конкретные подробности, которыми по мере развития лирического сюжета обрастает абстрактное лирическое «я»” (с. 7).

“...попавшие в стихотворение скупо отмеренные эмпирические факты и подробности возникают и излагаются не столько в своей естественной последовательности (принцип традиционного эпического повествования), сколько «излучаются» в порядке воспоминания, суммирующего обобщения, предположения или пожелания, наконец, непосредственного вú дения все тем же переживающим субъектом. Сюжет, таким образом, развертывается не своим естественным путем, не первично, а отраженно, через переживания героя, который, с точки зрения перспективы изображения, находится в некоей пространственно-временной точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической концентрации.

Назовем эту точку сюжетного развития стихотворения «основной точкой отсчета». <...> поэт <...> изображая различные события, предметы, различных людей в настоящем, прошедшем и будущем со своей формально не сдвигаемой, фиксированной точки зрения, проявляет стремление каждый раз после изображения тех или иных фактов или явлений возвращаться к «себе», т. е. к «теперь», к «здесь», к своему собственному «я», к однажды намеченной им для данного стихотворения точке отсчета.

Поэтому, хотя «точка отсчета» для каждого поэта и для каждого стихотворения глубоко индивидуальна, общий принцип подвижного соотношения между различными пространственно-временными планами и фиксированной точкой отсчета все же может считаться для лирики постоянным” (с. 8-9).

ВОПРОСЫ

1. Какие варианты ответа на вопрос о существовании лирического события, о его природе и возможности его развертывания в сюжет Вы находите в предложенных здесь выписках из справочной и учебной литературы?

2. Сопоставьте суждения разных исследователей о взаимосвязи между природой объекта изображения (события, ситуации, темы) в лирическом стихотворении и характерными для него способами развертывания художественного целого. Выделите и в этом случае основные варианты решения общей научной проблемы.

3. Сравните мнения Б.В. Томашевского и Т.И. Сильман о типической структуре лирического стихотворения. Чем Вы объясняете различия трактовок и какая из них представляется Вам более обоснованной и продуктивной (приведите аргументы)?

Жанры

Тема 31. Канонические и неканонические жанровые структуры. Эпопея и роман: “канон” и “внутренняя мера”

I. Cловари

Эпопея и роман

1) Sierotwiń ski S. Sł ownik terminó w literackich.

Эпопея (эпос). Эпическое произведение большого объема, обычно стихотворное, отмеченное пафосом и авторитетом. Прототипами эпопеи были в греческой литературе «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а в латинской «Энеида» Вергилия” (S. 83).

Роман (novel, roman). Фабулярное эпическое произведение большого объема, написанное прозой. Допускает разнородность тем, нитей рассказа и мотивов. Воссоздает обычно большой участок действительности, пользуясь свободной, разнообразной композицией и разными художественными средствами. Разделение на тематические и композиционные разновидности проводится с разных точек зрения, также конкретные произведения часто являются смешанными видами и могут быть охарактеризованы несколькими определениями” (S. 201).

2) Wilpert G. von. Sachwö rterbuch der Literatur.

Эпопея (греч. epopoiїa = эпическое поэтическое произведение), устаревшее обозн. для эпоса, в узком смысле особ. — эпос богов и героев. Соответственно роман-Э. — редкое обозн. для монументального панорамн. общественного романа.

Эпос <...> ранняя и поэтически в максимальной степени завершенная большая форма эпики с возвышенным языком и всегда неизменным, размеренно продвигающимся стихом или строфами (принципиально возможен любой размер; эпическое воздействие покоится не столько на размере стиха, каковы гекзаметр, александрийский стих, белый стих и др., сколько на равномерности, достигаемой длительным повторением); благодаря стихотворной речи, как и публичности торжеств. устн. исполнения рапсодами, отличался от (более позднего) частным образом читаемого романа, а большим объемом и монументальностью стиля и изображения (эпическая широта, эпические повторения, эпитеты, устойчивые формулы, возвращающиеся сцены) — от более короткой баллады; по своему материалу базирующийся чаще всего на борьбе с судьбой и деяниях из саг о богах и героях (героическая поэзия), мифов и др. или прославляющий большие историч. события и личностей, он каждый раз предлагает аудитории идеализированную жизненную форму, и поэтому характеризуется возвышением (пафос) содержания над повседневностью до всеобщего значения — в противоп. идиллии” (S. 253-254).

Роман <...> эпич. большая форма в прозе; один из наиболее поздно развившихся жанров, с 19 ст. однако самый распространенный не только в повествовательной поэзии, но и в литературе вообще. Различие с эпосом, от которого Р. происходит, лежит глубже, чем в плоском отличии прозы от стиха как форм языка, которое для него в качестве существенного признака условно. Так же как эпос, Р. приносит в изображение всеохватывающую и всепроникающую связь и отличается этим от новеллы и др. малых эпических форм; но если эпос раскрывает широкий целостный образ мира, времени и общества в пестрой полноте действия, хотя и без причинно замкнутой структуры события, и не оставляет своим типическим героям внутри направленного на типические цели и твердый порядок жизненного идеала никакого игрового пространства для индивидуального развития личности и характера, то Р. направляет взгляд на неповторимо запечатленную отдельную личность или группу индивидов с их особыми судьбами в существенно дифференцированном мире, в котором после утраты старых порядков и безопасности перед ними выступают проблематичность, двойственность, опасность и постоянные решающие вопросы бытия и делают осознанным вечный разлад между идеалом и действительностью, внутренним и внешним миром. При этом противоречивость мира в себе, раскрытая в отдельном случае, не образует главной темы, как в драме, но судьба, включенная в мировое событие, разыгрывается в постоянно обновляемом столкновении с внешними формами и силами, является постоянно индивидуальной реакцией на воздействия и влияния мира и тем самым постоянным собственным воплощением судьбы. При всей связи с внешним миром не внешние действия, а внутренние изменения определяют в конечном счете ход Р. и ведут в наше время к его «дефабулизации», т.е. к отказу от внешнего действия и к сосредоточению на тонком анализе души как вкладе в самоотождествление человека. Вневременной публичности образов эпоса противостоит в Р. определенная во времени и пространстве, субъективно индивидуализированная интимность личностей, освобожденных от упорядоченного горизонта веры, одиноких, рефлектирующих над миром и самими собой; но она находит соответствующее выражение не в организации стихотворной речи, но исключительно в свободно сформированной прозе, и только переходное время, когда проза еще не была освоена как художественное средство, знает «стихотворный Р.» как романное повествование в стиховой форме. Переход к прозе и оставление стихового ритма означали несомненно некот. утрату силы формы, возвышенной дистанции и «первоначального поэтического состояния мира» (Гегель), однако обогащение реализмом и личн. теплотой, каковы они во времена, лишенные саг и мифов, — которые поэтому также неспособны породить большой эпос, — и во времена читающей публики, которая хочет быть приватно и лично воспринимающей и принимающей, не могло не произойти. Потерю в поэтич. ценности формы Р. часто стремится возместить особ. «поэтическим» материалом: влюбленные, художник, рыцарь и разбойник, для известных кругов также аристократы и миллионеры, были из таких его предпочитаемых образов; определенное влияние оказывает при этом вкус публики, который, с другой стороны, требует порой снова реального, по возможности достоверного события и тем самым настаивает на непоэтич. фактич. Р.” (S. 784-785).

3) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

Эпическая поэзия. <...> Выдвигалось много определений эпопеи. Все согласны, что эпопея — это повествовательная поэма, большая по своему размаху, характерам, событиям, обстоятельствам. Эпический масштаб превосходит обычную жизнь во всех отношениях. Тривиальные подробности (такие, как одевание и раздевание), неторопливо и детально описываемые, приобретают значение и важность, потому что они являются частью существования гораздо более полнокровного, чем наше собственное. Кроме того, главный персонаж или герой не возвышается, как одинокая скала, среди равнины посредственностей. Рядом с ним есть те, кто подобен ему по своим качествам, есть достойные противники. Естественный и обычный фон эпопеи — это время, которое считается временем великих свершений. <...> В общем, исторические, но очень отдаленные время и место событий являются отличительной чертой эпоса. С этой отдаленностью во времени связана свобода в обращении с эпическим материалом (историческими или легендарными событиями). <...> Различаются (особенно неоромантической критикой) эпопея, передающаяся из уст в уста и эпопея, изначально предназначенная для письменной передачи” (p. 100-101).

4) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms.

Эпопея. Длинная серьезная поэма, повествующая о герое и его героических соратниках, события которой часто отнесены в прошлое, представляющееся более великим, чем настоящее”. (p. 44).

5) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.

Эпопея. Длинная повествовательная поэма, в которой поступки, характеры и язык подняты на героический уровень, отличающаяся возвышенным или даже величественным стилем. Основные характерные черты эпопеи: 1) фон действия удален во времени и пространстве, 2) стиль объективный и возвышенный, 3) простой сюжет, 4) центральное событие (или серия событий) основано на легендарном или традиционном материале, 5) тема, касающаяся универсальных человеческих проблем, 6) выдающийся герой, обладающий великими достоинствами, 7) сверхъестественные силы, принимающие участие в событиях” (p. 137).

6) Scott A.F. Current Literary Terms: A Concise Dictionary of Their Origin and Use.

Эпопея, греческое epicos, от epos, слово, повествование, поэма. Эпопея обычно используется как синоним героической поэмы” (p. 93).

7) Litté rature et genre litté raires / Par J. Bessiè re et al.

a) Йошида А. (Yoshida Atsuhiko). Эпопея (L’é popé e).

“Под эпопеей понимается длинная повествовательная поэма. Трудно связать более детальное определение как с греческой эпопеей (от epos «слово» и poiein «делать»), которая на самом деле обозначает поэму, написанную гекзаметром, где возможно любое содержание, так и с эпопеей в более широком смысле, который придается этому термину во французском языке. <...> Поэма, которую можно считать эпической, может быть как письменной, так и неписьменной и иметь очень разнообразную тематику: не только мифы и героические легенды, но также исторические факты, агиография, сказки о животных и т. д. Меньше чисто философских эпопей; есть аллегорические, сатирические и многие другие. <...> Некий герой, который, как оказывается, к тому же действительно происходит от богов. <...> Но на самом деле герои эпопеи, каково бы ни было их происхождение, демонстрируют, как правило, большее или меньшее сходство с мифологическими божествами. В силу чего эпическая поэзия, даже если она и повествует об исторических или современных событиях, никогда не пытается с точностью воспроизвести реальные факты. Она скорее стремится представить образец, который послужит примером для поведения слушателей и, следовательно, выстроить повествование и персонажей в соответствии с прототипической моделью, которую также можно обнаружить в мифах” (p. 199-201).

b) Zé raffa M. Роман (Le roman).

Роман — это прежде всего повествовательный прозаический жанр. В другом значении, роман — повествование, представляющее собой выдуманную историю, в то же время глубоко историчное. И, наконец, роман — произведение искусства: каждая его составная часть, как и все целое, должна, благодаря определенным приемам, служить созданию эстетического эффекта” (p. 87).

“Чтобы пояснить наше определение романа, можно выбрать другой угол зрения, основываясь на том факте, что роман, вопреки огромному количеству его конкретных воплощений, предстает как книга (по крайней мере, сегодня) и в любом случае остается феноменом вымышленного исторического повествования, который бесконечно трансформируется и расчленяется, порождая непрерывный преемственный ряд художественных структур, т. е. таких произведений, чьи элементы сплетаются в единое целое.

Эта концепция романа как текстуального целого, соединенного сложными связями с общественным и культурным целым, является относительно новой” (p. 97). “То видение мира, которое передает роман, составляет его фундаментальную основу, в общих чертах описанную у Дж.Лукача в его «Теории романа» (1920). Структурный анализ — это семиотический анализ: это попытка выявить важнейшую взаимосвязь формы и содержания. Лукач рассматривает важную семиотическую проблему. Вопрос заключается в том, как романное повествование (ведущее свое происхождение от эпического повествование) отражает социальные настроения. <...> «Форма», рассматриваемая Лукачем, касается преимущественно персонажей, раскрывающих перед читателем социальное «содержание». В отличие от него различные структурные методы, применяемые сегодня к литературе (в особенности к повествовательной), рассматривают ее как язык, как в прямом смысле слова (пользуясь понятиями и методами структурной лингвистики), так и в широком смысле, когда изучаются социальные и психологические факты, идеологические, культурные «языки» посредством литературного текста” (p. 100-101).

“Роман иллюстрирует социальные отношения между писателем, персонажами и читателем. <...> Персонаж романа как таковой вбирает в себя и выражает внутренние противоречия определенной социальной группы или ее противостояние другой группе. Текст романа — это психологическое, идеологическое и культурное явление: будучи способом создать произведение, отличающееся гибкостью формы и представляющее собой легкое чтение, роман соединяет в себе и развивает идеи и борьбу идей, он может многое заимствовать в плане как формы, так и содержания у других жанров...” (p. 116).

“Роман относится к постмифическому этапу развития человечества: к исторической эпохе. Роман представляет собой такую форму коллективного мышления, для которой время (признают это открыто или нет) оказывается наивысшей реальностью” (p. 161).

8) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

Роман. Вымышленное повествование в прозе, значительное по объему. Один из самых изменчивых видов литературы, роман труднее всего поддается определению. На различных стадиях своего развития он ассимилирует различные черты других видов письменности — эссе и писем, мемуаров и исторических хроник, религиозных трактатов и революционных манифестов, путевых записок и правил хорошего тона, всех популярных видов прозы. Поскольку он никогда не предназначался для публичного исполнения и даже просто устного воспроизведения, ему удается избежать строгих условностей драмы и поэзии. Поскольку, в отличие от этих более условных литературных форм, для романа характерны более близкие отношения между читателем и писателем, он открывает гораздо больше возможностей для непосредственного сообщения о происходящем. <...> Слово, обозначающее роман на разных языках, за исключением английского, указывает на его отдаленные истоки, на средневековый рыцарский роман. Английское слово («novel») происходит от итальянского «новелла», которое является примерным эквивалентом слову «новость», и обозначает фабульное повествование, претендующее на правдивое описание недавних событий. Таким образом, роман в своем развитии оказывается связанным, с одной стороны, с героической легендой, а с другой — с современной журналистикой” (p. 215).

9) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory.

Эпика (epic). Эпика — это длинная повествовательная поэма, по большому счету, о подвигах воинов и героев. Это многогранный, «героический» рассказ, включающий миф, легенду, фольклорную сказку и историю. Эпика часто имеет национальное значение в том смысле, что она отражает историю и стремления нации в возвышенной или грандиозной манере. В основном существуют два вида эпики: (а) первичная, известная также как устная или примитивная; (b) вторичная, известная также как литературная. Первая принадлежит к устной традиции, следовательно, сочинялась устно и пересказывалась; только много позднее, в некоторых случаях, она была записана. Вторая записывалась изначально. <...> Первичная эпика разных народов имеет общие черты: центральная фигура героического, даже сверхчеловеческого калибра, опасные путешествия, различные несчастья, сильный сверхъестественный элемент, повторение довольно длинных повествовательных или диалогических пассажей, детально разработанные приветствия, отступления, эпические сравнения (особенно в гомеровских поэмах), длинные речи, и, в целом, возвышенный тон. Другая важная характеристика первичного эпоса — использование постоянных эпитетов.

Первичный эпос, во многих случаях, — это результат соединения поэтом или бардом нескольких песней или баллад. Песни или баллады являются общим знанием и общим наследством и часто рассказываются бардом, скальдом, трубадуром и т. д. Затем наступает время, когда песни и баллады записываются для использования певцами (p.284-285)

Эпопея. Эпическая поэма или эпическая поэзия” (p.304).

Эпос. Название, данное ранней эпической поэзии в устной традиции” (p.304).

10) Dictionnaire de la thé orie et de l’histoire litté raires du XIX siecle a nos jours / Sous la direction de L. Armentier.

Роман. Первоначально — повествовательный жанр в прозе или стихах на народном языке в отличие от латыни. <...> С XVI века слово «роман» означало вымышленный прозаический рассказ значительного объема, который отличает его от повести. В качестве литературного жанра роман определить трудно, т. к. этим словом обозначаются очень разные повествовательные структуры” (p.267-268).

11) Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 2.

а) Гроссман Л. Роман. Стлб. 724-727.

Р. — одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином понимается обычно какая-либо воображаемая история, возбуждающая интерес в читателе изображением страстей, живописью нравов или же увлекательностью приключений, развернутых всегда в широкую и цельную картину. Этим вполне определяется отличие романа от повести, сказки или песни”.

б) Л. Богоявленский. Эпопея. Стлб. 1126-1128.

Э. — <...> собрание былевых сводов, являющееся в результате попытки связать разнообразные сказания об этом событии”. <...> “Неопределенный материал песен группируется вокруг одного популярного в народе героя. Эпопея стоит на границе между творчеством групповым и личным; она анонимна или носит фиктивное имя автора, но уже обличает цельность личного замысла и композиции”. “Приемы эпопеи несложны. Картина или образ, служащий исходным пунктом, не углубляется постройкой заднего и боковых планов; он растет вширь. Обычный фон — намеченные массовые движения, на которых более или менее резко выступают отдельные фигуры, подробности пристраиваются концентрически, параллельными рядами”.

12) Словарь литературоведческих терминов.

а) Кожинов В. Роман. С. 328-331.

Р. <...> — большая форма эпического жанра лит-ры нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда — большой объем сравнительно с другими жанрами”. “Р. явился эпосом частной жизни. Если в предшествующем эпосе центральную роль играли образы представителей народа, общества, государства (вождей, полководцев, жрецов) или же образы героев, открыто воплощавших в себе силу и мудрость целого человеческого коллектива, то в Р. на первый план выходят образы людей обыкновенных, людей, в действиях к-рых непосредственно выражается только их индивидуальная судьба, их личные устремления”. “...Р. (за исключением особенной формы исторического Р., а также Р.-эпопеи) основывается на событиях частной жизни и к тому же обычно на вымышленных автором событиях. Далее, действие народного и, шире, исторического эпоса, как правило, развертывалось в отдаленном прошлом, своеобразном «эпическом времени», между тем как для Р. типична связь с живой современностью или хотя бы с самым недавним прошлым, за исключением особого вида Р. — исторического. Наконец, эпос имел прежде всего героический характер, был воплощением высокой поэтической стихии; Р. же выступает как прозаический жанр, как изображение будничной, повседневной жизни во всей многогранности ее проявлений”. “...становится возможным и, более того, необходимым художественное освоение общественной жизни сквозь призму индивидуальной судьбы «частного» человека”. “Поэтому Р. смог стать подлинным эпосом нового времени и в наиболее монументальных своих проявлениях как бы возродил жанр эпопеи (см.)”.

б) Кожинов В. Эпопея. С. 472-475.

Э. <...> — наиболее крупная и монументальная форма эпической лит-ры. <...> В основе художественности древних Э. лежит величественная героика, ибо выступающие в них человеческие образы как бы непосредственно олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого об-ва и государства. Естественно, что в древних Э. господствует гиперболическая образность, переходящая в прямую художественную фантастику. С другой стороны, мифологическое мировосприятие <...> обусловливает широчайшее изображение чудесного, волшебного, потустороннего”. “Художественное содержание древних Э. воплощено <...> в широком и вольном повествовании, к-рое развертывает цепь событий”.

13) Литературный энциклопедический словарь.

б) Богданов В.А. Роман. С. 329-333.

Р. <...> эпич. произв., в к-ром повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи «организации» личности. <...> Р. представляет индивидуальную и обществ. жизнь как относительные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии, и в этом состоит определяющая особенность его жанрового содержания“.

в) Поспелов Г.Н. Эпопея. С. 513.

Э. <...>, монументальное по форме эпич. произв. общенар. проблематики. <...> изображала <...> или мифологически осознанные нар. фантазией столкновения сил природы, или воен. столкновения племен и народов. <...> Древние и ср.-век. Э. — большие стихотв. произв. — возникали посредством либо объединения коротких эпич. сказаний, либо развития (разрастания) центральн. события”.


Поделиться:



Популярное:

  1. C. Там, где зоны формирования опасных и вредных факторов практически пронизывают всю производственную среду
  2. I. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
  3. I. Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является.
  4. I. Россия в мировом сообществе
  5. III. Интегральная математическая модель расчета газообмена в здании, при пожаре
  6. III. Периферия эллинистического мира
  7. IV. Математическая двухзонная модель пожара в здании
  8. LANGUAGE IN USE - Повторение грамматики: система времен английских глаголов в активном залоге
  9. Linux - это операционная система, в основе которой лежит лежит ядро, разработанное Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds).
  10. S: Входят ли составной и весьма существенной частью анимистические верования во все религии мира?
  11. SWIFT как система передачи данных.
  12. VI. Приемно-комплексная система


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь