Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Канон и неканонические структуры



1)Wilpert G. von. Sachwö rterbuch der Literatur.

Канон (греч. — руководящий принцип, масштаб), установленное правило, норма: <...> 3. в лит. некот. общеупотребительный и длительно воспринимаемый в качестве связного набор образцовых поэтич. или ораторских достижений, К. образцовых авторов. Образование таких К. примерных Авторов и произведений с индивидуальными отклонениями лежит в основе всего историко-лит. исследования и учения, особ. также преподавания лит.“ (S. 439).

2) Словарь литературных терминов: B 2 т.

Канон — см. Твердые формы” (стлб. 344).

Твердые формы. Твердыми (каноническими) могут быть: 1) стихи (строки); 2) строфы, как узаконенные (твердые) твердых или нетвердых или твердых и нетвердых стихов; 3) формы в тесном смысле, как группировки строф, или одна твердая строфа, как твердая форма” (стлб. 907. Авт. — Ив. Рукавишников).

3) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

а) Кедров К.А. Канон художественный. С. 149.

К. х. <...> 1) система устоявшейся, нормативной художественной символики и семантики. Особое значение имел для органических культурных эпох доромантич. прошлого, преим. древности и средневековья (ср. Стиль). <...> Романтич. эстетика впервые стала рассматривать К. как препятствие для выражения авторской индивидуальности (см., напр., Жанр)”.

4) Лосев А.Ф. Канон // Философская энциклопедия. Т. 2. С. 418-419.

К. <...> — в широком смысле слова означает твердо установленное, традиционное, общепринятое. <...> В эстетике К. — совокупность законов и правил, к-рые являются нормой и образцом для всех художеств. произв. данного рода. В истории эстетики К. понимался гл. обр. количественно, как взаимоотношение частей изображаемой человеч. фигуры...“

 

II. Учебники, учебные пособия

1) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций.

“...понятие жанра всегда — понятие историческое и <..> связь элементов содержания (тематики) с элементами композиции, языка и стиха, которую мы находим в том или ином жанре, — будь то басня, будь то баллада, — представляет типическое, традиционное единство, сложившееся исторически, в определенных исторических условиях. <...> Жанры в узком смысле слова и есть исторически сложившиеся типы художественных произведений” (с. 384). “Строгое разграничение таких жанров, как элегия, басня, идиллия и т. п., сложилось на основе античной традиции (конечно, переосмысленной) именно в эпоху французского классицизма ХVII — ХVIII веков, именно когда эти канонические жанры утвердили как законченные, сложившиеся и неизменные типы поэтических произведений, построенные по определенным правилам” (c. 386). “...изменение эстетических установок в ХIХ веке, в сущности, приводит к снятию понятия жанров в том строгом смысле, в каком это понятие употреблялось в ХVII— ХVIII веках, в эпоху классицизма, да и во всей старой традиции литературы” (с. 397).

 

III. Реферативные обзоры

1) Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. < Гл> VI.

“...если в предромантический период жанровая принадлежность литературного произведения была творческой предпосылкой автора, регулировалась нормами <...>, то позже она стала заранее непредсказуемой равнодействующей жанровых традиций и свободно их претворяющего творческого замысла” (с. 186). “Более широкие конструкции, охватывающие несколько литературных направлений, напротив, оказываются менее содержательными, ибо количество постоянных черт ничтожно: что можно сказать о комедии «вообще», а тем более о «новелле вообще»? ” (с. 187). “Гюнтер Мюллер писал: «Дилемма каждой истории литературного жанра основана на том, что мы не можем решить, какие произведения к нему относятся, не зная, что является жанровой сущностью, а одновременно не можем также знать, что составляет эту сущность, не зная, относится ли то или иное произведение к данному жанру»” (с. 188).

 

IV. Специальные исследования

1) Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

“...никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Более того, исследователям не удается указать ни одного определенного и твердого признака романа без такой оговорки, которая признак этот, как жанровый, не аннулировала бы полностью” (с. 452). “Я не строю определения действующего в литературе (в ее истории) канона романа как системы устойчивых жанровых признаков. Но я пытаюсь нащупать основные структурные особенности, определяющие направление его собственной изменчивости и направление его влияния и воздействия на остальную литературу.

Я нахожу три таких основных особенности, принципиально отличающие роман от всех остальных жанров: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности” (с. 454-455). “В разрезе нашей проблемы эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами: 1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», по терминологии Гете и Шиллера; 2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел); 3) эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией” (с. 456). “...имманентная эпопее и конститутивная для нее авторская установка (то есть установка произносителя эпического слова) есть установка человека, говорящего о недосягаемом для него прошлом, благоговейная установка потомка <...> Эпическое абсолютное прошлое является единственным источником и началом всего хорошего и для последующих времен. Так утверждает форма эпопеи” (с. 457-458).

2) Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, доп.

“Литературный этикет и выработанные им литературные каноны — наиболее типичная средневековая условно-нормативная связь содержания с формой” (с. 81). “Дело, следовательно, не только в том, что определенные выражения и определенный стиль изложения подбираются к соответствующим ситуациям, но и в том, что самые эти ситуации создаются писателем именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям: князь молится перед выступлением в поход, его дружина обычно малочисленна, тогда как войско противника громадно и враг выступает «в силе тяжце», «пылая духом ратным», и т. д.” (с. 87). “Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Все вместе сливается в единую нормативную систему, стоящую над автором и не отличающуюся внутренней целостностью, поскольку она определяется извне — предметом изображения, а не внутренними требованиями литературного произведения” (с. 90).

4) Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.

< О соотношении романа с эпопеей>

“Различие заключается, в частности, в том, что в романе повествование выступает в качестве чисто художественного вымысла, не претендующего на историческую или мифологическую достоверность. В этом плане фольклорным эквивалентом романа является сказка — жанр, точнее — группа малых жанров, участвовавших в формировании романа, а затем, в свою очередь, испытавших его влияние. Роман в отличие от эпоса разделяет со сказкой и специфический интерес к формированию и судьбе (испытаниям и приключениям) отдельной личности, но гораздо больше, чем сказка, ориентирован на изображение «частной жизни» и личности, достаточно эмансипированной от эпического фона. Роман дерзает и на недоступное сказке изображение внутренних душевных коллизий, а позднее — и на широкий бытовой фон” (с. 124).

5) Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа.

“Понятие «внутренняя мера» столь же необходимо в изучении нетрадиционных жанров, как понятие «канон» в изучении традиционных. <...> Известно, что отказ от канонов — важнейший поворотный момент развития литературы. Но без определенных норм и границ никакой жанр обойтись не может; жанр и есть особая система норм. <...> инвариантная структура в данном случае должна быть понята не как застывшая норма (таковой как раз является «канон»), но как логика изменения жанра” (с. 10-11). < О сравнении структур эпопеи и романа у Бахтина>: “Очевидно, что структура жанра вообще, с точки зрения М.М. Бахтина, имеет три аспекта. Но если в одном случае каждый из них характеризуется определенной незыблемой нормой, то в другом — сосуществованием противоположных пределов, между которыми происходит варьирование и историческое движение форм” (с. 13-14).

6) Tamarč enko N. Problem “unutarnje mjere” realistič kog romana // Knjiž evna smotra. (Zagreb). 1998. B. 107 (1). S. 36. (Резюме).

“Сочетание общеизвестной “пластичности” романа с константными особенностями, без которых жанр утратил бы свою самостоятельность, осмысливается с помощью понятия «внутренней меры» жанра. Оно, по мысли автора, соответствует понятию «канона» для жанров традициональных или «готовых». Анализ ряда образцов русского классического романа обнаруживает в каждом из трех аспектов жанровой структуры (хронотоп и сюжет, слово и стилистический мир, «зона построения образа») формы, полярные по своему историческому происхождению и функциям. По отношению к этим структурным возможностям и происходит всякий раз самоопределение жанра, сохраняющее «основное направление его изменчивости».

ВОПРОСЫ

1. Какие из приведенных определений эпопеи (эпоса, эпической поэзии) в справочной литературе, имея в виду вполне определенный жанр, характеризуют его преимущественно: а) по объему текста и признакам архаичного мировосприятия; б) по предмету и тону изображения; в) по особенностям речевой структуры (включая стих); г) по совокупности указанных свойств?

2. Какие из определений романа в справочной литературе: а) вообще не выявляют его специфику как жанра; б) считают единственно надежным его отличительным признаком сравнительно большой объем текста; в) характеризуют специфический предмет изображения (в частности, — тип героя); г) указывают на особенности речевой структуры; д) стремятся сочетать и связать друг с другом признаки разного рода?

3. Обратите внимание на мысль М.М. Бахтина о том, что в научной литературе господствуют “оговорочные” определения романа. Попробуйте проверить справедливость этого мнения, подыскав к каждому из цитируемых нами определений примеры, как подтверждающие их обоснованность, так и опровергающие приложимость того или иного определения ко всем романам.

4. Выделите такие определения романа в справочной литературе, которые строятся на сопоставлении его с эпопеей. Определите, по каким критериям проводится в каждом случае это сопоставление. Далее обратитесь вначале к размышлениям на ту же тему Е.М. Мелетинского, а затем — к фрагментам статьи М.М. Бахтина “Эпос и роман”. Сформулируйте выводы об оптимальных методах и о целесообразности сравнительной характеристики структур этих жанров.

5. Какое из приведенных определений понятия “канон” в большей степени помогает понять, что такое “канонический жанр”? Идентично ли понятие “жанровый канон” понятию “литературный этикет”, предложенному Д.С. Лихачевым?

6. Сопоставьте сложившиеся у Вас представления о том, что такое “канон”, с предложенным одним из исследователей романа понятием “внутренней меры” неканонического литературного жанра. Обратитесь к суждениям об историческом переходе от канонических жанров к неканоническим у В.М. Жирмунского и Г. Маркевича. Одинаковы ли их позиции по вопросу о том, какими формами сменяются канонические жанры, и насколько убедительны их мнения?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь