Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Части текста, формы пространства-времени, композиция



1) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр.

Декупаж (деление на части). <...> Деление на части исходит из нарративной (повествовательной), сценической, игровой структур. <...> Членение представления по драматическим единицам гораздо более удовлетворительно. Оно основывается на пространственно-временных указаниях, которыми усеян текст и которые используются в постановке для распределения повествовательного (нарративного) материала в соответствии со сценическим пространством и временем. <...> Трудно, но очень важно различать членение истории (повествуемая фабула) и членение повествования (повествующий дискурс). Оба деления на части, скорее всего не соответствуют друг другу, ибо автор волен представлять свои материалы в соответствии с желаемым порядком (дискурсом). <...> Деление на части драматического целого довольно близко брехтовскому методу выявления различных gestus’ов пьесы (совокуп-ности действий). Каждый особый gestus соответствует одному сценическому действию, пластически и поведенчески группирует сильные моменты действий <...> Расчлененное повествование есть повествование в развитии и преобразовании различных gestus’ов” (с. 71-72).

Композиция драматическая. <...> Выделение композиции текста пьесы заклю-чает в себе описание точки зрения (или перспективы), которую избирает драматург, чтобы организовать события пьесы и распределить текст между персонажами. Затем следует поиск изменения точки зрения, самой техники изменения намерений и речи персонажей, а также структурных принципов подачи действия: предстает ли оно единым блоком и как органическое возрастание? Или же оно раздроблено на куски и представляет собой монтаж эпических эпизодов? Перебивается ли действие лирическими интермедиями или комментариями? Есть ли внутри акта простои и кульминационные моменты? <...> Поиск композиции включает в себя также проблемы обрамления (рамки) фабулы, закрытия или открытия представления, развития перспективы и фокусировки” (с. 159).

 

II. Учебники, учебные пособия

1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.

“Особенность фабульного развертывания драматического произведения состоит в том, что действие проходит перед зрителями, т. е. наиболее ответственные моменты фабулы развиваются с законченной полнотой, причем в развитии их автор стеснен местом и временем <...> Драматическая фактура совершенно исключает возможность отвлеченного повествования, что значительно сужает круг тем, разрабатываемых в драме, и придает специфический характер вводимым мотивам <...> вместо последовательного развития мотивов драматическая фактура часто прибегает к параллельному ведению сложной фабулы” (с. 214-215).

2) Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk.

“...акт, в противоположность сцене, выполняет свою внутреннюю функцию во внутреннем же строении драмы. <...> В подобных случаях говорят о тектоническом принципе построения, или еще о замкнутой форме, и отличают атектонический принцип построения, т. е. открытую форму” (с. 266). “При всяком анализе построения драмы следует задаться вопросом, как автор очертил и оформил экспозицию, т. е. расположение персонажей и обстоятельств, вместе с предысторией, от которой действие берет свое начало. Затем следует пронаблюдать инициирующие моменты, которым противостоят ретардирующие моменты, которые стимулируют или предотвращают катастрофу. <...> Далее следует учесть при построении, какие сцены главные, какие побочные, как складывается и подготавливается кульминация, как построены акты” (с. 270).

 

III. Специальные исследования

Действие в драме

1) Гете И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера // Гете И.-В. Собр. cоч.: B 10 т. Т. 7.

“Они долго и много толковали и наконец пришли к такому выводу: в романе, как и в драме, мы видим человека и действие. <...> В романе должны быть преимущественно представлены мысли и события, в драме — характеры и поступки. Роману нужно развертываться медленно, и мысли главного героя должны любым способом сдерживать, тормозить стремление целого к развитию. Драме же надо спешить, а характер главного героя должен сдерживаться извне в своем стремлении к концу. Герою романа надо быть пассивным, действующим лишь в малой дозе; от героя драмы требуются поступки и деяния. <...> В драме герой ничего с собой не сообразует, все ему противится, а он либо сдвигает и сметает препятствия со своего пути, либо становится их жертвой. Все согласились с тем, что в романе допустима игра случая, однако направляет его и управляет им образ мыслей героев; зато судьба, толкающая людей без их участия, силой не связанных между собой внешних причин к непредвиденной катастрофе, вводится только в драму” (с. 251).

2) Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3.

“...действие есть исполненная воля, которая вместе с тем осознается как с точки зрения своего истока и исходного момента во внутреннем мире, так и с точки зрения конечного результата. То, что получается из деяния, обнаруживается и для самого индивида, оказывая обратное воздействие на субъективный характер и его состояние. <...> Драматический индивид сам пожинает плоды своих деяний” (с. 541). “...цель и содержание действия драматичны лишь постольку, поскольку благодаря своей определенности цель эта <...> в других индивидах вызывает иные, противоположные цели и страсти” (с. 542). “...эти духовные силы в качестве пафоса индивидов противостоят в драматической сфере друг другу <...> драма есть разрешение односторонности этих сил, обретающих свою самостоятельность в индивидах...” (с. 543).

Компонент и композиция

1) Хализев В.Я. Драма как род литературы.

“Текст драмы членится на сценические эпизоды, называемые картинами или сценами. Это относительно самостоятельные части драматического действия, осуществляемые в замкнутых границах пространства и времени. <...> количество сценический эпизодов в драме невелико. Оно, как правило, не превышает двух-трех десятков.

В пределах сценического эпизода действие происходит в каком-либо определенном месте, адекватном пространству сцены, и на протяжении промежутка времени, более или менее соответствующего времени чтения или просмотра данного эпизода. Изображаемое время (время действующих лиц, сюжетное, условно говоря, реальное)здесь имеет ту же протяженность, что время исполнения и восприятия произведения (актерское, зрительское, читательское). <...> Изображаемое время в пределах сценического эпизода не сжимается и не растягивается, оно фиксируется текстом с максимальной достоверностью”.

“...для классической восточной и средневековой европейской драматургии <...> характерно дробление действия на многочисленные и короткие сценические эпизоды, развертывающиеся в разное время и в различных местах. <...> Краткость сценических эпизодов как бы напоминает читателям и в особенности зрителям, что они имеют дело не с реальностью, а с вымыслом, игрой, представлением. <...> Естественно, что установке на достоверность изображаемого, на его жизнеподобие сопутствует сосредоточение действия в немногих и достаточно крупных эпизодах, приближенных друг к другу в пространстве и во времени. Именно это свойственно преобладающим формам европейского (в том числе русского) театрально-драматического искусства последних столетий” (с. 161-164).

ВОПРОСЫ

1. Сравните друг с другом различные характеристики драматического действия. Выделите повторяющиеся тезисы или положения. Какие из них указывают на специфические особенности сюжета в драме? Чем отличается гегелевская концепция драматического действия от положений, содержащихся в справочной литературе? Чем различаются трактовки своеобразия драматического сюжета в справочной литературе и в романе Гете?

2. По каким признакам в драматическом сюжете выделяется завязка? Как она связана с экспозицией и какие между ними различия? Найдите среди приведенных определений такие, в которых: а) проводится четкое разграничение этих понятий; б) допускается их смешение.

3. Сопоставьте разные определения “перипетии”, с одной стороны, и “кульминации” — с другой. Укажите как совпадающие моменты, так и различия в содержании и применении этих понятий.

4. Какое значение для исследования и истолкования драматических произведений имеют указания на нормативные требования к развязке и различия между жанрами в этом отношении?

5. Сравните суждения о драматической композиции П. Пави и В.Е. Хализева. Почему членение текста драмы на части, в отличие от того, что мы видели в области эпики, связывают с проблемой пространства-времени действия и пространства-времени восприятия?


Поделиться:



Популярное:

  1. I. РУССКИЙ ЯЗЫК: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
  2. XI. ПОСТРОЕНИЕ И ПРОЦЕСС ПСИХОДРАМЫ. КОНСТИТУЕНТЫ (ИНСТРУМЕНТЫ); ФАЗЫ И ФОРМЫ
  3. А. Организация расчетов на предприятии. Формы расчетов с поставщиками, покупателями, работниками предприятия, бюджетом, внебюджетными фондами, банками
  4. Активные и интерактивные формы проведения учебных занятий
  5. Анализ и прогнозирование товарооборота организаций общественного питания как части розничного товарооборота
  6. Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс»
  7. Атлантическое побережье континентальной части США. Штат Нью-Йорк.
  8. Билет 54. Формы (способы) реализации норм права.
  9. Буржуазные реформы 60-70 гг.
  10. В качестве исторической формы розыскной процесс прошел три этапа развития.
  11. Вегетативная (автономная) нервная система. Общая характеристика вегетативной нервной системы. Части вегетативной нервной системы.
  12. Вероломство жителей Куфы и их участие в убийстве аль-Хусайна


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь