Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изменения состава и свойств масел при высыхании



При высыхании масла изменяют соотношение составных элементов, вязкость, удельный вес, йодное в кислотное числа.

В процессе окисления в масле увеличивается содержание кислорода и уменьшается количество углерода и водорода, образуются продукты окисления: углекислота, вода, органические кислоты, акролеин и другие вещества.

Поглощая кислород, масло увеличивается в весе и объеме. Привес масла, выраженный в процентах по отношению к количеству взятого масла, называется кислородным числом.

Через 6—7 суток кислородное число увеличивается на 16—17%, затем в масле образуются летучие продукты окисления, и масло уменьшается в весе и объеме.

Если в процессе высыхания образуется незначительное количество летучих продуктов, то масляная пленка противостоит натяжению поверхности и не растрескивается, если же распад масла сопровождается выделением большого количества летучих, то с уменьшением объема масляный красочный слой растрескивается, что в известной мере характеризует недостаточно хорошее качество масла, не обеспечивающее в живописи прочность красочного слоя.Льняное масло дает более прочные пленки, чем маковое. Полимеризованные масла при высыхании выделяют небольшое количество летучих продуктов распада и дают наиболее прочную пленку.

Кислотное число при высыхании масла возрастает в связи с образованием продуктов распада — низкомолекулярных органических кислот.

Очень сильно увеличивается кислотное число макового масла и незначительно изменяется полимеризованное льняное масло.

Йодное число в высохших пленках уменьшается. Льняное масло с йодным числом 172, 3 через восемь суток имело 30, 8. Растворимость также уменьшается, линоксин практически нерастворим ни в каких органических растворителях.

Анилин является лучшим растворителем старых масляных красок.

При действии влаги на высохшие пленки они вначале набухают, а затем пропускают через себя воду.

При переходе масел в твердое состояние — линоксин — удельный вес их становится больше воды, но при этом масла уменьшаются в объеме.

Проф. Петрушевский на основании экспериментальных данных установил зависимость изменения объема от вида масел и времени испытаний

Изменения объема масел при высыхании весьма показательны. Так льняное масло сжалось всего на 1 %., подсолнечное на 15%, а ореховое на 26%. Наименьшее сжатие имеет льняное масло.

Из этих опытов можно» заключить, что лучшим маслом для живописи является льняное, дающее незначительный процент сжатия пленки в процессе высыхания, что гарантирует прочность и стойкость красочного слоя.

Сиккативы

Вещества, ускоряющие высыхание масел, называются 'сиккативами. Льняное масло в тонком слое при комнатной температуре высыхает за 5—10 суток; подсолнечное за 18— 25 суток; маковое—за 10—15 суток.

Различные масляные художественные краски сохнут иногда настолько медленно, что применение их создает значительные неудобства для художников в процессе работы, особенно в многослойной живописи.

Чтобы ускорить процесс высыхания масляных красок и сообщить им способность высыхать более или менее одновременно, с давних пор вводятся в масло сиккативы.

Сиккативы начали применяться в живописи еще с XII века, в последующие века применение их получило более широкое распространение.

Старые мастера живописи обрабатывали масла различными сиккативами: свинцовыми, марганцовыми, железными, кальциевыми, цинковыми и другими и никаких отрицательных последствий от этого для живописи не замечается, что подтверждается прекрасно сохраняющимися произведениями живописи тех времен.

Несмотря на то, что применение сиккативов уже давно вошло в практику, однако, химизм действия их на процесс высыхания масел еще недостаточно изучен.

Химики прошлого столетия считали, что сиккативы являются передатчиками кислорода воздуха в масло и ускоряют процесс окисления и высыхания.

Особенно большой сушащей силой обладает кобальт, он не чернит живопись и при продолжительном состоянии не выпадает из масла.

В присутствий кобальтового сиккатива высыхание красочного слоя начинается с поверхности, пленка более эластичная и менее твердая, чем со свинцовым сиккативом.Свинцовый сиккатив значительно уплотняет красочный слой, высыхание идет снизу пленки, но, как известно, он может вызвать почернение живописи при наличии сернистых соединений.

Коричневый оттенок придает красочному слою сиккатив из соединений железа.

Если применять смесь нескольких сиккативов, то процесс высыхания ускоряется. Так, с введением в льняное масло 0, 5% смеси равных частей кобальтового, марганцового и свинцового сиккатива, оно высыхает при обыкновенной температуре за 6—8 часов.

Высыхание масел зависит от количества сиккатива: при введении оптимального количества масло сохнет быстрее, при уменьшении или увеличении высыхание замедляется.

Сиккативы получают двумя способами: сплавлением и осаждением.

Сиккатив, полученный способом осаждения, наиболее светлый.

Кобальтовый' сиккатив (с содержанием 0, 4% кобальта), прибавленный к цинковым белилам в количестве 2%,, высыхает в течение одних суток, с содержанием 0, 2% металлического, кобальта высыхает за 2—3 суток.

Пожелтения и потемнения краски при высыхании с сиккативом не было замечено, накраски имели блестящую поверхность.

Кобальтовый сиккатив надо вводить в краски в достаточном, но не увеличенном количестве.

Не рекомендуется применять олифу, так как она содержит большое количество металла и вызывает со временем старение и разрушение красочного слоя.

Процесс высыхания масел зависит не только от их природы и сиккатива, но и от действия внешних возбудителей: света, температуры, влажности воздуха и т. п.

В темноте высыхание масла идет очень медленно, на рассеянном дневном свету несколько быстрее и под действием прямых солнечных лучей высыхает примерно за 2—3 дня.

Но так как при высыхании происходит выделение летучих веществ и сильное изменение объема масляной пленки, то часто наблюдается и образование трещин и других дефектов менее прочного красочного слоя.

С повышением температуры высыхание масел ускоряется: при температуре 18° С тонкая пленка льняного масла высыхает за 3—1 дня; при 80° С—за 2 часа, при 120° С—за 30 минут.

Льняное масло в абсолютно сухом воздухе высыхает за 2—3 дня, увеличиваясь в весе до 15%.

В воздухе, насыщенном парами воды, льняное масло высыхает через 24 дня, увеличиваясь в весе до 64%. Значительное увеличение веса происходит благодаря поглощению пленкой влаги, вследствие чего красочный слой набухает, а при высыхании быстро уменьшается в весе, часто при этом покрывая поверхность картины трещинами и иногда отделяясь от грунта.

Вопросами о сущности процессов, происходящих при высыхании масел, занимаются многие исследователи, но еще никем не дано полного объяснения сущности сложных физико-химических изменений масел и образования линоксина.

Сторонники химической теории отожествляют процесс высыхания с процессом окисления масел.

Коллоидально-химическая теория наиболее правильно и достаточно полно объясняет процесс отвердения окисленного масла, т. е. образование линоксина, но не природу окисления.

Окислительные процессы в высохших красочных слоях совершаются очень продолжительное время: масляная живопись в картинах XVI века дает положительную реакцию на перекиси, что указывает, что в них еще имеются непредельные кислоты и еще продолжается процесс полимеризации.

Наличие в пленке макового масла синерезиса, т. е. самопроизвольного выделения неокисленного жидкого масла, в размягчение пленки при старении доказывают его коллоидальные свойства.

Высохшая пленка обладает нерастворимостью в органических растворителях, что также показывает на свойства необратимого коллоида и, 'следовательно, на ее коллоидальную природу.

Способы обработки масел

Натуральные растительные масла, полученные прессованием, содержат значительное количество посторонних веществ: свободные жирные кислоты, белковые вещества, фосфатиды, красящие вещества, механические примеси (оболочки клеток, пыль и др.) и т. п.

Белки, слизистые вещества и фосфатиды принадлежат к числу гидрофильных; под влиянием воды они набухают и могут подвергаться химическим изменениям.

В масле они находятся в виде коллоидного раствора в количестве 2—3%.Белки и слизи при нагревании или отстаивании свертываются и выпадают в осадок, при сильном нагревании они разлагаются и окрашивают масло в темный цвет.

Белки и слизи понижают свойства масла: замедляют процесс высыхания, вызывают растрескивание красочного слоя, уменьшают блеск пленки и часто увеличивают потемнение красок.

Слизи, кроме нагревания, могут быть удалены обработкой масла уксуснокислым свинцом.

Фосфатиды представляют собой близкие к маслам соединения, в состав которых входят жирные кислоты и фосфорная кислота, азотистое основание и глицерин.

Наиболее распространенным соединением фосфатидов является лецитин. В семенах льна его содержится около 1%.

Фосфатиды под действием воды набухают и расщепляются с образованием гидрофильных веществ.

Свет и кислород воздуха окисляют лецитин, причем он утрачивает способность растворяться в масле и буреет.

От присутствия фосфатидов в масле пленка становится пористой и непрочной (хрупкой).

Свободные жирные кислоты легко разлагаются при нагревании масла. С пигментами, особенно основного характера, они образуют соли — линолеаты. Жирные кислоты не окисляются и задерживают высыхание красок.

Цвет маслам придают красящие вещества. В льняном масле присутствует четыре пигмента: ксантофилл — желтый, хлорофилл — синий и желтый и эритрофил — красный.

В химическом отношении пигменты близки между собой: . имеют непредельные соединения, легко окисляются и разрушаются кислородом воздуха на свету, при нагревании также разрушаются и при этом масло сильно обесцвечивается.

Для получения высококачественных масел для живописи их необходимо освободить от всех посторонних веществ и изменить свойства масел в желательном направлении посредством специальной обработки.

Сортировка и предварительная очистка масличных семян влияет на качество масла.

Перед прессованием семена необходимо промыть в теплой воде, чтобы освободить их от грязи и механических примесей, а орехи очистить от лузги и кожицы, покрывающей ядро ореха, так как в них содержатся пигменты и другие вредные вещества.

Масло холодного прессования, после такой предварительной обработки, становится почти бесцветным.Леонардо да Винчи приводит оригинальный способ получения масла без прессования.

Хорошо очищенные орехи размягчались в воде. После перемешивания масса обращалась в эмульсию-молоко, которое разливалось в плоские сосуды и выставлялось на солнце;

через непродолжительное время масло всплывало на поверхность и собиралось ваткой.

В прошлом существовало большое количество простых способов обработки масел посредством преимущественно естественных факторов: длительное.отстаивание на «солнечном свету, воздухе с введением различных добавок, в закрытых или открытых сосудах. В результате действия этих естественных факторов масло не только освобождалось от вредных веществ, но сгущалось, уплотнялось и обесцвечивалось.

Налитое в стеклянный сосуд масло выставляли на солнце для отстаивания, которое иногда продолжалось несколько лет. В.результате, белки, слизи и фосфатиды окислялись (переходили в.нерастворимое в масле состояние) и оседали в виде хлопьевидного осадка на дно сосуда. Высокая температура воздуха и солнечный свет южных стран производили особенно активное действие на свойства масел и ускоряли их обработку.

После того, как масло достигало консистенции меда и обесцвечивалось, его процеживали через различные фильтрующие материалы: холст, измельченную жженую кость, порошок пемзы: известь, снег, костяную золу и т. п.

Широко распространен был также способ очистки масел водой: в ее присутствии белки, слизи и фосфатиды теряют растворимость и быстро выпадают в осадок.

В течение нескольких суток масло по нескольку раз в день промывалось водой, иногда с добавлением песка, чтобы лучше перемешать содержимое и удержать посторонние примеси на его поверхности. После предварительной промывки масло выливалось в стеклянный сосуд, содержащий такой же объем свежей воды, и выставлялось на воздух и солнечный свет. Вода изредка менялась до тех пор, пока в ней переставала образовываться белая муть.

Примеси масла выпадали и удалялись с водой, одновременно с освобождением от примесей масло под влиянием температуры воздуха и света полимеризовалось.

Иногда ставили масло с водой в тени. Обработанное таким образом масло обезвоживали на солнце, в теплой печи или жжеными квасцами и фильтровали. Для лучшей очистки масел иногда вводили раствор белых квасцов я порошкооб-94 разные вещества, употребляемые, для фильтрации: жженую» кость, золу, пемзу, известь и др.

Некоторые мастера 'предварительно нагревали масло при температуре 100—150° С в течение нескольких суток с последующим продолжительным отстаиванием на воздухе и солнечном свету.

Не менее распространенный способ обработки масел в старину состоял в длительной варке с сиккативом и без сиккатива.

Обычно варка производилась в медных, железных или глиняных сосудах на тагане или в печи, при умеренном огне и невысокой температуре.

В процессе варки вводили сиккативы и различные отбеливающие вещества. При появлении пены масло считалось сваренным, ему давали отстаиваться, фильтровали и затем выставляли, на солнце. В результате таких простых, естественных способов обработки получались высококачественные масла, отвечающие требованиям живописи и обеспечившие сохранность картин на протяжении многих веков.

Естественный способ обработки масел для живописи надо признать наиболее совершенным способом, проверенным веками.

Посредством действия естественных факторов масло полностью очищается от белков, слизей и фосфатидов, уплотняется и сгущается до требуемой консистенции, отбеливается, обезвоживается и улучшается по качеству: быстрее высыхает, высохший красочный слой прочен, эластичен и не сморщивается, не изменяет оттенков красок и не пожухает.

Некоторые сведения по обработке масел для живописи старых мастеров приводятся в литературе. В отдельных рецептах рекомендуется масло вливать в бронзовую посуду и ставить на солнце, чтобы оно «усохло» наполовину. Указывается, что масло лучше отбеливается, если его выставить на несколько Дней в широком оловянном блюде, покрытом стеклянной пластинкой. Хорошего качества получается масло, если его смешать с водкой и яичными желтками (2 литра масла, 0, 5 литра водки и 2 яичных желтка). Эту смесь поставить для сгущения и отбелки. Рекомендуется также прибавлять, к маслу горячей дубовой золы (25% к весу масла) или песка, взбалтывая эту смесь с водой 3—4 раза в день, а затем выдерживая его продолжительное время на весеннем солнце.

Растительное масло может быть прозрачным и чистым если добавить к нему винного спирта и столько же по весу лавандового семени.

Очистка и отбелка масел

Очистка, отбелка и уплотнение масел проводятся и искусственным способом с применением химических веществ для нейтрализации жирных кислот.

Вначале семена, для облегчения извлечения из них масла, измельчают на вальцовой установке; измельченную массу предварительно нагревают с целью получения большего выхода масла, а затем посредством гидравлических прессов выжимают его.

Масло, полученное горячим прессованием, содержит большое количество примесей и имеет темный цвет. Для живописи лучше приготовлять масло холодным прессованием, так как оно меньше содержит посторонних примесей и имеет более светлую окраску.

Затем масло для очистки от слизей, белков и нейтрализации свободной кислотности обрабатывается при температуре

50—80° С небольшим количеством водного раствора едкого натра при помешивании массы.

Через несколько минут выделяется хлопьевидный осадок мыла, называемый в технике соопстоком.

Соопсток поглощает на поверхности белки, слизи, фосфатиды и красящие вещества, а часть белковых соединений гидролизуется и удаляется.

Осадку дают отстояться, масло сливают и промывают несколько раз водой до полного удаления щелочи.

В результате такой обработки в масле уменьшается количество свободных жирных кислот, белков, слизей, фосфатидов и красящих веществ.

После щелочной рафинации масло обрабатывают отбельными землями (глинами), обладающими способностью поглощать красящие и частично слизистые вещества.

Для этих целей применяется отбельная земля — асканит. Асканит для повышения его адсорбционной способности предварительно обрабатывается минеральными кислотами. Добывается он в Закавказье возле селения Аскана и состоит в основном из силиката алюминия.

Белый порошок асканита (5—8% к общему весу масла) всыпается в нагретое масло, и содержимое нагревается до температуры 100—110° С при непрерывном перемешивании в течение 30 минут — 1 часа, затем смесь переносится на фильтры, где масло освобождается от асканита.

Асканит поглощает главным образом красящие вещества и изменяет «цветность» масла с 40 до 5 и одновременно удаляет излишнюю влажность.В результате очистки и отбелки масло обесцвечивается, быстрее высыхает, но при высыхании 'пленка приобретает вновь желтоватую окраску, а при охлаждении белки, слизи, фосфатиды и другие вещества часто выпадают в осадок, что отрицательно действует на качество художественных красок и живописи.

Очистку масел можно вести вымораживанием, удаляя примеси вместе со льдом. Поваренная соль с гипсом также удаляет примеси вместе с водой.

Полимеризация масел.

Полимеризация масел посредством нагревания была давно известна.

Полимеризация масел при нагревании происходит благодаря взаимному насыщению двойных связей — в результате соединения углеродных атомов между собой; оно представляет собой коллоидный раствор высокомолекулярных частиц (полимеров) в масле.

Чем больше в.масле содержится глицеридов линоленовой и линолевой кислот, тем быстрее идет полимеризация и меньшее количество масла разрушается.

Подсолнечное и ореховое масла, сгущенные нагреванием, дают значительно лучшую пленку при высыхании.

Уплотнить можно не только высыхающие масла, но и невысыхающие. Способность к полимеризации зависит от состава масел.

Легко полимеризуется льняное масло, труднее подсолнечное, ореховое и маковое, причем легко полимеризующиеся масла меньше разлагаются.

Льняное масло дает 16% продуктов разложения, маковое — 24, 5 %, подсолнечное — 25%.

Сгущение масел можно производить и при низкой температуре при действии ультрафиолетовых лучей.

В результате полимеризации между частицами масла образуются прочные связи, и стойкость красочного слоя значительно повышается.

Процесс полимеризации масел осуществляется обычно в металлических закрытых баках с электрообогревом, нагреванием до 300° С без перемешивания в течение нескольких часов или суток.

Полимеризацию рекомендуется вести -при температуре не выше 300° С, так как масло, уплотненное выше 300° С, медленнее высыхает я образует при перетире с пигментами тягучую, вязкую красочную пасту. При работе такие краски нитями тянутся за кистью. Полимеризованные масла становятся более густыми, удельный вес и кислотное число их повышается, так как содержание свободных кислот в результате частичного гидролиза возрастает.

Йодное число уменьшается, потому что в процессе полимеризации происходит уменьшение двойных связей. Молекулярный вес частиц увеличивается, растворимость масла в растворителях уменьшается.

Качество масла улучшается, если процесс уплотнения вести в атмосфере углекислоты или в сравнительно небольшом вакууме (остаточного давления 150—300 мм).

Проф. Масленниковым предложено вести полимеризацию непрерывно, в специальном аппарате.

Если по стеклянной или металлической трубке длиною не менее 1 метра, помещенной в воздушную печь с температурой 310—320° С, пускать с одного конца масло, то при соответственной длине трубки, температуре, наклоне и скорости подачи масла можно с другого конца трубки получать непрерывно полимеризованное масло требуемой степени вязкости. Зависимость свойств полимеризованного масла от температуры и времени нагревания еще недостаточно изучена. Существует мнение, что при нагревании льняного масла при температуре 250—290° с потерей 0, 1 его веса получается густое и тягучее масло и достаточно быстро сохнущее.

С потерей 1/6 веса масло сохнет медленнее.

При нагревании выше 320° С масло почти не содержит двойных связей и сохнет очень медленно.

Необходимо признать, что Полимеризованные масла наиболее удовлетворяют запросам живописи, особенно приготовленные при температуре не выше 250° в атмосфере углекислого газа.

Масла, выдержанные продолжительное время в естественных условиях при воздействии солнечного света, воздуха и воды, освобождаются от вредных примесей, становятся; почти бесцветными (или со слабой зеленоватой флуоресценцией) и сгущаются до консистенции меда или сиропа.

Некоторые исследователи утверждают, что в результате такой обработки из льняного масла исчезает линоленовая кислота, а вместе с этим исчезают и недостатки льняного масла и получается продукт, который почти не темнеет, кроме того, их быстрое высыхание по всей толще красочного слоя исключает неблагоприятные действия процесса медленного высыхания с изменением объема пленки и разрушительным действием на живопись. Пленки и краски, стертые на, полимеризованном масле, имеют целый ряд достоинств, при высыхании испытывают незначительные химические изменения; значительно менее желтеют и темнеют, так как в них отсутствует линоленовый глицерид {присутствие которого и обусловливает этот недостаток); дают прочный слой, мало поддающийся влиянию сырости и газов; значительно уменьшают оседание красочного слоя и появление в нем трещин, вследствие незначительного и медленного сжатия масляной пленки.

Применение полимеризованных масел увеличивает сохранность и долголетие произведений живописи.

 

Глава 6. Художественные масляные краски. Состав и свойства

 

Густые пасты, приготовленные путем растирания пигмента со связующим веществом, в котором главной составной частью является масло, называются масляными красками. Сохранность и прочность произведений изобразительного искусства, исполненных масляными красками, в значительной степени зависит от качества связующих веществ.

Художественные масляные краски не являются простыми механическими смесями связующего с пигментами, а представляют собой сложную коллоидную систему, в которой масло является дисперсионной средой, пигмент — дисперсной фазой, а воск и смолы—защитными коллоидами.

Условия изменения отдельных составных частей этой системы и физико-химические процессы, происходящие при этом в художественной масляной краске и красочном слое, еще очень мало изучены.

Также недостаточно полно изучены и вопросы изменения и взаимоотношения отдельных частей, входящих в состав краски, и их влияние на изменение цвета красочного слоя, пожухания, образования трещин в слоях масляной живописи, старения красок и пр.

Разрешение этих вопросов принесет громадную пользу для разработки технологии производства художественных красок, обладающих наибольшей стойкостью.

Поэтому особенное внимание производственники должны обратить на качество связующих веществ и способы их приготовления.

Живописцы XV и XVII веков в качестве связующих веществ применяли растительные масла — льняное, ореховое или маковое, —смолы, эфирные масла и некоторые добавки, главным образом сиккативы, для придания краскам отдельных специфических свойств.

Рубенс применял в качестве связующего вещества масла, отбеленные и сгущенные солнцем, вводил смолы — мастике или терпентин, поэтому его краски были вязкими, быстро высыхали и обладали большой силой сцепления с грунтом.

Русские художники — Рублев, Венецианов, Левицкий, Брюллов, Репин, Коровин и другие — широко пользовались в своей работе живописными лаками, приготовленными из смол.

В состав связующих художественных красок обычно входят уплотненные масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло, последнее в качестве разжижителя густотертых красочных паст.

Из масел применяют льняное, подсолнечное, ореховое и маковое. Ни одно из этих масел по своим свойствам не отвечает полностью всем требованиям, предъявляемым к главной составной части связующего вещества.

Подсолнечное, ореховое и маковое масла почти не изменяют цвета красок, но медленно высыхают и при отвердении образуют недостаточно прочную красочную пленку и без соответствующей обработки не могут быть использованы в производстве художественных красок.

Льняное масло в отношении скорости высыхания и прочности является лучшим маслом, но при высыхании приобретает коричневый оттенок, несмотря на то, что посредством искусственного осветления отбельными землями и удается цветность масла довести до минимума.

После очистки, отбелки и уплотнения без применения сильных химических реагентов льняное масло становится наиболее качественным из всех масел. Можно также применять подсолнечное, ореховое или маковое в смеси с льняным в соотношении 1: 1 или 1: 2.

Одни масла в качестве связующих художественных красок не применялись, масляные краски всегда содержали некоторое количество смол, бальзамов, а позднее в них начали вводить и воск.

Из смол рекомендуется применять мягкие, типа мастикса или даммара, с небольшим кислотным числом, в количестве не более 15%, так как дальнейшее увеличение придает красочному слою хрупкость.

Пчелиный воск вещество химически нейтральное, мало активное, почти не изменяет своего состава и не становится ломким и хрупким в течение длительного времени; воск придает краскам пастозность, а красочному слою эластичность.

В связующее рекомендуется вводить не более 5% воска, — в таком количестве он не ослабляет связующую силу масляных красок.

Воск целесообразнее применять в виде раствора в скипидаре, так как при введении воска в масло посредством нагревания, он при охлаждении вновь выделяется.

По техническим условиям художественная масляная краска должна удовлетворять следующим требованиям.

Цвет по установленному эталону выкрасок не должен изменяться в накраске на грунте под действием прямых солнечных лучей в течение трёх месяцев или ультрафиолетовых - в течение 100 часов.

Краска не должна содержать крупинок нерастворённого пигмента.

Краска, нанесённая на грунт, в среднем слое должна высыхать «от пыли» при температуре 15-20о С через 3-5 суток.

Иметь хорошую адгезию, как к грунту, так и при многослойном нанесении.

Не пожухать на эмульсионном грунте.

Не отслаивать связующего при хранении в тюбиках и не превращаться в не текучую желатинообразную массу

Не содержать наполнителей.

Производство художественных красок должно базироваться на научных основах и глубоком знании технологии живописных материалов, на данных исследований химиков, специалистов реставраторов и опыте мастеров - реставраторов и опыте мастеров живописи прошлого и настоящего.

В целях достижения главным образом внешних качеств художественных красок (определённой пастозности и сохранения цвета краски до употребления в живописи в практике иногда применяют неодинаковый состав связующих веществ для различных пигментов.

Некоторые краски перетирают с льняным маслом, другие с ореховым или подсолнечным или на смеси льняного масла с ореховым или подсолнечным.

Применяют также масла одного и того же вида, но различные по характеру обработки - для одних пигментов полимеризованное, для других термическое или просто отбеленное, а для некоторых - натуральную олифу.

Однако надо иметь ввиду, что в живописи краски кладутся на полотно в большинстве своём не отдельно и самостоятельно, а в смешении друг с другом, поэтому на картине связующее красочного слоя будет состоять из смеси всевозможных видов масел и различных способов обработки, а следовательно, полностью нарушится специфичность состава связующих веществ для отдельных пигментов.

Смесь масел допустимо и даже необходимо, но одинаковую для всех пигментов и обработанную таким образом, чтобы была обеспечена прочность красочного слоя.

Введение в состав связующих для белил и светлых оттенков красок отбеленного льняного масла ничем не оправдывается, так как известно, что такое масло, будучи почти полностью обесцвечено, через непродолжительный срок вновь темнеет.

Нельзя допускать также химической обработки (щелочью) масел, предназначенных для живописи, ибо получение нормальной пленки и прочного красочного слоя с таким маслом лишено какой-либо гарантии.

 

Примерный состав художественных масляных к

 

Красок

 

 

 

t

Наименование пигментов

Количество частей масла на 100 частей

пигмента

Количество частей воска

Из общего количества масла (в весовых частях)

Количество смолы (в весовых частях)

 

 

термич еского

полиме ризован ного

отбеленн ого

даммары

мастик са

Цинковые белила

19-42

-

-

0, 5

Свинцовые белила

Английская

красная

35-48

3-4

0, 5

Феодосийская коричневая

30-38

6-8

1-2

Охра светлая и золотистая

42-55

1, 5

1-2

Oхpa красная

45-50

3-5

-

-

0, 5

-

Марс коричневый светлый

44-55

2-3

Mapс коричневый темный

44− 55

2-3

0, 5

Сиена натуральная

50-67

1-2, 5

1 0

Кадмий желтый (прок)

35-45

6-7

2-3

1 1

Окись хрома

19-25

6-8

0, 5

Стронциановая

30-35

5-7

1 3

Изумрудная зеленая

65-75

2, 5

0, 5

1 4

Кобальт синий.

65-75

5-6

0, 5

1 5

Кобальт зеленый темный и светлый

14-18

6-8

 

 

 

0, 5

1 6

Кадмий желтый (осад.)

13-16

2, 5

1 7

Ультрамарин

35-44

0, 3

1 8

Краплак красный

120-140

0, 3-0, 3

5.5

1 9

Кость жженая

64-80

2 0

Сажа газовая

300-400

0, 5

 

40+60 олифы

 

 

Шунгит

60-70

2, 5-3

50+50

2 2

Капут-Мортуум....

40-55

4-7

0, 5

2 3

Волконскоит

95-115

 

 

Масла, применяемые для связующих художественных красок и лаков, должны быть обработаны преимущественно естественным способом (посредством солнечных лучей, воздуха и воды), выдерживая их до состояния полной пригодности для живописи.

Добавка воска должна быть незначительной и не превышать 5%, главным образом для придания эластичности красочному слою.

Здесь также необходимо отметить, что масла должны) быть подвергнуты наиболее полному и тщательному анализу на основные константы и испытаниям на их физико-химические и технические свойства.

Такие константы, как йодное число, кислотность и цветность, не полностью определяют свойства масел, так, например, высыхание зависит не только от степени ненасыщенности кислот, определяемых анализом йодных чисел, но и наличия смешанных глицеридов и других факторов.

Производство художественных масляных красок.

В производстве художественных красок наиболее важен процесс перетира связующего с пигментом для получения однородной тонкотертой красочной пасты. Перетир масляных красок производится вручную, - когда требуется перетереть небольшое количество краски, и на специальных краскотёрочных машинах - при массовом выпуске продукции.

При работе вручную употребляют плиты, изготовленные из твердых каменных пород: гранита, мрамора или порфира. Верхняя поверхность ее хорошо отшлифована. Курант в виде узкого конуса изготовляется из тех же материалов, как и плита, и имеет очень ровное и отшлифованное основание.

Небольшое количество пигмента насыпают на плиту, добавляют связующее вещество и перемешивают мастехином.

Пигмент, смешанный с маслом, перетирают курантом по всей плите, двигая его сверху вниз и справа налево и обратно; для лучшего перетира куранту придают кругообразное движение.

Время от времени пасту собирают мастехином и снова растирают, пока не 'получится однородная, тонкотертая краска.

Ручной Перетир красок на гранитных плитах позволяет художнику вести технологический процесс чисто и аккуратно, а вместе с тем варьировать состав красок в зависимости от своих потребностей, имея всегда свежеприготовленные краски. Последнее очень важно для живописцев, пользующихся темперными красками.

Одновременно художник изучает и качество готовой краски. При перетире на машинах применяют трехвальцовые горизонтальные краскотерки с гранитными или порфирным» валами.

Технология перетира красок состоит из двух операций:

1. Приготовление замеса, т. е. грубое перемешивание пигмента и связующего

вещества вручную или в механических мешалках.

2. Перетирание замеса на краскотерочных машинах.

Приготовление замеса производится в двухлопастных смесителях или в планетарных мешалках с передвижной дежой, иногда и в металлических ящиках деревянными веслами вручную.

Сухой пигмент загружают в мешалку и заливают определенное количество связующего вещества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 2108; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.327 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь