Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
И прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров как обычно.
Да будет известно, что с этого дня ни мученичен, ни Богородичен, ни Октоих не поется до субботы святого Фомы.
В СУББОТУ СВЯТОГО И ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ В ПЯТНИЦУ СЕДМИЦЫ ВАИЙ На Повечерии поем следующий канон, творение преподобного Андрея Критского, глас 1. Песнь 1 Ирмос: Песнь победную / все воспоем Богу, / сотворившему дивные чудеса / мышцею высокою / и спасшему Израиля: / ибо Он прославился. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Воскресив, Спаситель мой, / четыре дня бывшего мертвым Лазаря, / Ты от тления освободил его мышцею высокою, / и показал, как сильный, власть Твою. Позвав Лазаря из гроба, / Ты его тотчас воскресил; / но ад снизу горько рыдал / и, стеная, трепетал, Спаситель, / пред властью Твоей. Прослезился Ты, Господи, над Лазарем, / показывая воплощение по промыслу Твоему, / и, что Ты, Бог по естеству, / стал по естеству нам подобным Человеком. Слезы Марфы и Марии / прекратил Ты, Господи, / воскресив из мертвых Лазаря, Спаситель, / и мертвого дышащим показав / властию Твоею. По закону естества человеческого / вопросил Ты, Владыка: «Где положен Лазарь? » / показуя всем Спаситель, / подлинное о нас промышление Твое. Сокрушил Ты тогда засовы ада, / позвав Лазаря, / и поколебал могущество противника, / и принудил его прежде Креста / трепетать пред Тобою, единый Спаситель. Узника Лазаря, удерживаемого адом, / Ты, Владыка, как Бог до срока посетил и разрешил от уз: / ибо все происходит, Сильный, / по Твоему велению. Слава: Отца прославим, Сына, и Духа, / Троицу нераздельную в единстве естества, / и со Ангелами Ее, / как единого несотворенного Бога / будем славословить. И ныне, Богородичен: Неизменно носила Ты во чреве, Дева-Матерь / Создателя естества / от Святого Духа по благоволению Отца / ставшего тем же, чем и мы, / без изменения и смешения. Песнь 2 Ирмос: Внимай, небо, – и возвещу, / и воспою Христа, / Спасителя мира, / единого Человеколюбца. Слава Тебе, только позвавшему, / и тем из гроба друга Своего воздвигшему, / уже четыре дня бывшего мертвым Лазаря. Услышал глас Твоей бездыханный / и, оживленный, восстал из мертвых тотчас, / славя Тебя, Господи. Повеление живоносного гласа Твоего Спаситель мой, приняв, / восстал из гроба смердящий Лазарь. Прослезился Ты над другом Своим, Спаситель мой, / удостоверяя, что понес Ты наше естество, / – и его же воскресил. Устрашился ад, когда увидел / связанного перевязями погребальными, / тотчас по одному возгласу спешащего / к здешней жизни. Слава: Поразились евреев толпы, / когда, воззвав, Ты воскресил, Спаситель, словом / смердящего Лазаря. И ныне: Потряслись тогда сокровищницы ада, / когда одушевлялся в преисподней Лазарь, / тотчас по гласу Оживившего. Песнь 3 Ирмос: Камень, который отвергли строители, / он оказался во главе угла. / Это – скала, на которой Христос утвердил / ту́ Церковь, что из всех племен искупил. Чудо странное и необычайное: / как всего Создатель, / о том, что не было Ему неизвестно, / как не знающий вопрошал: / «Где лежит, тот, о ком рыдаете? / Где погребен Лазарь, / которого спустя немного / живым из мертвых вам воздвигну Я? » Тот камень, который над тобою / привалили похоронившие тебя, / повелев сдвинуть, Иисус / тотчас воскресил тебя, воззвав тебе: / «Лазарь, восстань, иди ко Мне», / чтобы устрашился ад / обращенного к тебе гласа. Марфа и Мария, Господи, / с рыданиями взывали: / «Вот, тому, кого любил Ты, / четвертый день и он смердит; / если бы Ты был здесь, / тогда бы не умер Лазарь! » / Но, как неотлучно пребывающий везде, / Ты тотчас позвав его, воздвиг. Пролив над другом слезы / по домостроительству, / Ты показал плоть, принятую от нас / по существу, не мнимо / соединившуюся с Тобой, Спаситель, / – и, как человеколюбивый Бог, / тотчас, позвав его, воздвиг. «Увы мне! Воистину погиб я ныне! » / – взывая так, ад обращался к смерти, говоря: / – «Вот, Назарянин преисподнюю сотряс, / и рассекши мое чрево, / бездыханного мертвого позвав, воздвиг! » Где неразумие евреев? Где их неверие? / Доколе вы в заблуждении, доколе отчуждены? / Взираете на умершего, по одному возгласу вскочившего, / и не веруете Христу! / Воистинну сыны тьмы вы все! Слава: Одного из Троицы я знаю Тебя, / хотя Ты и воплотился; / одного и славлю – Сына воплощенного, / от Богородицы без семени происшедшаго, / и единого Сына, со Отцом и Духом славословимого. И ныне, Богородичен: Необычайно и повергает в трепет / видение домостроительства, / которое предвидели чуждые лжи пророки: / Дева Богородица, без семени зачавшая, / непорочно рождающая Бога, / и после родов пребывающая чистой. Песнь 4 Ирмос: Поднялось солнце / – и луна стала на месте своем: / Ты вознесен был, Долготерпеливый на Древо / и водрузил на нем Церковь Твою. Прослезился Ты, Господи, над Лазарем, / показав что Ты – Человек, / и воздвиг умершего, Владыка / и людям показал, что Ты – Сын Божий. Когда услышал бездыханный / повеление Твое: «Выходи, Лазарь! » / он, вставал проворно с пеленами, и скакал, / показывая могущество Твое, Благой. Слезы Марфы и Марии / прекратил Ты, Христе Боже: / позвав Лазаря Своею властью, / Ты тем возгласом его воздвиг, / и он поклонился Тебе. Прослезившись как человек над Лазарем, / Ты воздвиг его как Бог. / Ты спрашивал: «Где погребен четверодневный? » / удостоверяя вочеловечение Твое, Благой. Образы страдания и Креста Твоего, / восхотев явить, Благой, / Ты, расторгнув ненасытное чрево ада, / воскресил как Бог четыре дня назад умершего. Кто видел, кто слышал, / что восстал человек мертвый смердящий? / Илия воздвиг умершего, и Елиссей, но не из гроба, / но не на четвертый день. Воспеваем Твое Господи, могущество, / воспеваем и страдания Твои, Христе: / ибо первым Ты, как милосердный чудеса творил, / а вторые по Своему промыслу / принял, как Человек. Ты – Бог и Человек, / и подтверждаешь истину этих имен делами: / плотию предстал Ты гробу, Слово, / и как Бог воздвиг четверодневного. Поразились, Владыка, евреев толпы, / когда увидели мертвого Лазаря восставшим / из гроба по возгласу Твоему, / и все же остались непокорными / при всех чудесах Твоих. Слава: Безначально воссиял Ты от Отца Твоего, / как один от Троицы, Спаситель; / во времени же Духом от крови девственной произошел, / плоть приняв, Сверх-су́ щественный. И ныне, Богородичен: Зачатие Богородицы – без семени, / роды – без перенесения вреда: / ведь Бог, оба эти чуда сотворив, / Себя ума́ лил, чтобы с нами соединиться. Песнь 5 Ирмос: Твой мир даруй нам, Сын Божий, / ведь иного, кроме Тебя бога не знаем, / имя Твое именуем, / ибо Ты – Бог живых и мертвых. Ты, Господи, будучи жизнью / и светом истинным, / Лазаря мертвого позвав, воскресил его: / ведь Ты, как сильный, всем показал, / что Ты – Бог живых и мертвых. Невыносимого для него веления / Твоего, Иисусе, не терпя, / ад, многих поглотивший, убоялся, / и бывшего четыре дня во гробе Лазаря / с Твоим возгласом живым, а не мертвым отдавал. Прах сочетав с духом, / в древности глину Духом жизни одушевив, / словом Твоим и ныне воскресил Своего друга, / освободив его от тления и мест подземных. Мановению Твоему, Господи, / не воспротивился никто: / ибо когда Ты позвал мертвого Лазаря, / восставал тотчас бездыханный / и, нося узы, ногами ступал. О безрассудство иудеев! / О бесчувствие врагов! / Кто видел мертвого, восставшего из могилы? / Илия в древнности отрока воскресил, / но не из гроба, но не на четвертый день. Непостижимый, долготерпеливый, / все ради нас совершающий, как Бог, / и страдающий как Человек! / Всех нас соделай общниками Царствия Твоего / по ходатайствам Лазаря. Слава: Предвечная, равно безначальная, / единая честью Троица: / Отче Вседержитель, Сын, и Дух Святой, / Еди́ ница Святая в трех Ипостасях! / Тех, кто от Адама спасай, / с верою Тебя воспевающих. И ныне, Богородичен: Непорочное чрево Твое, Чистая, / освятил плоть из него Принявший – Пребожественный, / в Троице принимающий поклонение: / Бог-Слово, рожденный от Отца / и с Духом единосущный. Песнь 6 Ирмос: Ты отринул меня в глубины, в сердце моря, / и спас меня, Спаситель, от рабства смерти, / и развязал узы беззаконий моих. Вопросил Ты, где я, все зная; / прослезился же обо мне, Спаситель, / как человек по естеству; / – и воздвиг меня, мертвого, повелением Твоим! «Призвал Ты меня, Спаситель, / из ада глубочайшего», / – взывает Лазарь к Тебе, разрушителю ада, / – «и воздвиг меня, мертвого, / повелением Твоим! » Одел Ты меня, Спаситель, / в бренное тело, / и вдохнул в меня жизнь, / и увидел я свет Твой, / и мертвого Ты воздвиг меня / повелением Твоим. Одушевил Ты, Спаситель, / бездыханный образ плоти моей, / скрепил меня костями и жилами, / и воздвиг меня, мертвого, / повелением Твоим. Расторгнув всепожирающее чрево ада, / Ты выхватил меня, Спаситель, Твоею властью, / и воздвиг меня, мертвого, / повелением Твоим. Понес Ты, Спаситель, / состав мой всецело, / но сохранил чистым непорочое чрево, / из которого произошел, воплотившись, / будучи одним из Троицы. Слава, Троичен: Троица Святая, / прославляю Твое благосердие, / и со Ангелами пою трисвятую песнь. / Помилуй души нас, воспевающих Тебя! И ныне, Богородичен: В непорочные Твои недра зашло Слово, / но сохранило их после родов по прежнему чистыми, / Божия Родительница, / – чудо воистину дивное! Песнь 7 Ирмос: Находившихся в печи / отроков Твоих, Спаситель, / не коснулся и не потревожил огонь. / Тогда трое, как бы едиными устами / воспевали и благословляли, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших! » Над мертвым прослезился Ты, / Спаситель человеколюбивый, / чтобы показать всем людям, / что Ты, будучи Богом, / нас ради человеком явился; / и слезы пролил добровольно, / образы нам предлагая / сердечной любви. Четверодневный Лазарь / когда услышал в преисподней / глас Твой, Спаситель, / восстав, воспел Тебя / и, радуясь, так возглашал: / «Ты – Бог и Создатель мой, Тебе поклоняюсь, / и в пенях славлю воскресившего меня! » «Хотя и узы меня облегают, Спаситель», / – Лазарь снизу взывал, / – «но во чреве ада никак не останусь, / если только Ты мне, Искупитель, воскликнешь: / Лазарь, выходи! / Ибо Ты – свет мой и жизнь». «Умоляю тебя, Лазарь, восстань, / – ад сказал, – «выйди из-за засовов моих скоро, / уйди же: ибо лучше мне поскорбеть об одном, / жестоко у меня отнимаемом, / чем обо всех, кого я прежде / алчно поглотил! » «И что же ты медлишь, Лазарь», – сказал он; / – «Иди наружу! – восклицает стоя твой Друг. / Выйди же, чтобы и мне получить облегчение, / – ведь с тех пор, как тебя я пожрал, / в тошноту пища для меня обратилась! » «Что ты, Лазарь, не пробуждаешься скоро? » / – из преисподней воскликнул жалобно ад. / «Почему ты, воскреснув, не бежишь тотчас отсюда, / чтобы и других у меня не пленил / Христос, воскресивший тебя? » Дивно был Ты прославлен, Владыка Христе, / соделав тогда много дел изумительных: / ибо свет дал слепым, / глухим же уши открыл словом, / и Лазаря, Своего друга, как Бог, / позвав, из мертвых воздвиг. Слава, Троичен: Троичную песнь воспоем, / славя Отца безначального, / и Сына, и Духа Правого, / – одно единое Существо, / которое воспоем троекратно: / «Свят, Свят, Свят Ты, Троица! » И ныне, Богородичен: Как одного из Троицы / Тебя, Христе, мы славим, / ибо от Девы воплотившись без изменения, / Ты по-человечески все претерпел, / не отлучившись от естества отеческого, Иисусе, / хотя и соединился с нами. Песнь 8 Ирмос: Небеса небес, / и вода, что превыше небес, / благословляйте, воспевайте Господа! Творец всего и Удерживающий все, / Ты по милосердию в Вифанию пришел / воздвигнуть Лазаря. Четверодневный мертвец смердящий / и погребальными перевязями обвязанный, / ожив, вскакивал, бездыханный, / когда Ты призывал его Господи. Иудейский народ, / когда увидел умершего, / по Твоему возгласу воскресшим, Христе, / скрежетал зубами. Омраченные, не видящие света Иудеи! / Что не веруете восстанию Лазаря, / Христову славному деянию? Да радуется Сион, / и да воспевает жизни Подателя, / словом воскресившего из гроба Лазаря. Воинства небесные и род земных / воспели Тебя, Спаситель мой, за то, / что воздвиг Ты Лазаря. Слава: Со Отцом и Сыном / и Духа славословлю / и в песнях взываю не умолкая: / «Трисвятой, слава Тебе! ». И ныне, Богородичен: Тебя благословляю и поклоняюсь / Тебе, Родившемуся от Девы, / не отлучившись от престола / святой славы Твоей. Песнь 9 Ирмос: Соделал сильное рукою Своею: / ибо низложил властителей с престолов / и вознес смиренных Бог Израилев. / Так посетило нас Светило, восходящее с высоты, / и направило н нас на путь мира. Да воспевает с нами чудо Вифания: / ибо в ней Создатель, воскрешая Лазаря, / прослезился по закону естества плоти, / и затем, слезы Марфы и плач Марии / в радость претворяя, / мертвого воздвиг. Удостоверяя Воскресение Твое, Слово, / Ты из гроба Лазаря призвал, / и воздвиг его как Бог, / чтобы людям показать, / что Ты Богом и вместе человеком / поистине являешься, / и Сам храм тела Своего воздвиг. Потряс Ты врата и железные засовы, / устрашил ад гласом Своим, / убоялась же с ним и смерть тотчас, / когда увидела Лазаря, Спаситель, / бывшего узником у них, / одушевленного Твоим гласом и воскресшего. Поразились все, / когда увидели Тебя, Спаситель / оплакивающим Лазаря умершего, / и говорили дерзкие: / «Смотри, как Он его любил! » / Ты же тотчас позвал его, / и освобождался от тления бездыханный, / восстав по велению Твоему. Потрясены были врата, сокрушены засовы, / развязаны узы умершего, / ад же от могущественного гласа Христа / с горьким рыданием восстенал и взывал: / «Увы мне! Что это за глас / и откуда он, / оживляющий мертвых? » Восстань отсюда, послушавшись гласа: / ибо Друг твой выйти призывает тебя. / Он – воскресивший мертвых и прежде. / Илия действительно воздвиг мертвого, / и Елисей также: / но Тот был через них / и говорившим и действовавшим. Воспеваем Твою, Слово, непобедимую силу: / ибо того, чьи кости и жилы мертвы, / воздвиг Ты словом Своим, / как всего Создатель, / и воскресил его, Спаситель, из мест подземных, / как сына вдовы, носимого на одре. Слава: Троица Всесвятая! / Отче, Бог безначальный, / равно безначальный Сын и Слово Божественное, / Утешитель Благой, Дух Святой Божий: / единый и трисолнечный Свет, / соединенное естество, / единый Бог и Господь, помилуй мiр! И ныне, Богородичен: Все сотворивший премудростию, Иисусе, / и от Девы облекшийся всецело в меня, / и весь всегда в недрах Отца пребывающий! / Святого Твоего Духа, Христе, / на стадо Твое как Бог ниспослав, / осени нас. Вместо «Достойно есть: » ирмос: Соделал сильное: На Полунощнице после первого Трисвятого тропарь: «В общем воскресении: » После заключительного Трисвятого кондак: «Христос, всем радость: », Господи помилуй (12) и отпуст. Молитвы же «Помяни Господи: » не произносим. В СУББОТУ СВЯТОГО И ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы