Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Речевые формы этико-психологического воздействия.



РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика). См. также СЕМИОТИКА; ЖЕСТОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

К числу предпосылок речевого воздействия заведомо относятся следующие:

Психологические. Человеческое сознание во многом уязвимо для внешнего воздействия: слабых мест в защитном барьере имеется немало. Сознание инерционно, и поэтому можно потрафить ожиданиям собеседника или сообщить ему в массе известного что-то такое, с чем он мог бы и не согласиться, если бы отделил это новое от известного. Сознание склонно к упрощениям и не любит противоречий, а посему охотно поддается на стройный и красивый обман. Оно склонно преувеличивать роль человеческих намерений и действий и недооценивать объективные факторы и случайности, особенно при оценке тех деятелей, которым человек себя противопоставляет (отношение к себе подвержено обратному искажению – это известная из социальной психологии «фундаментальная ошибка атрибуции») и т.д.

Когнитивные. У человека имеется определенная модель мира (см. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА), особенности устройства которой могут использоваться манипулятором. Например, рекламные кампании могут строиться на эксплуатации образа товара, услуги и т.п. или же на сознательном его сломе; в любом случае образ учитывается. Примером здесь могут послужит рекламные компании туров в Испанию (Bravo, Espaa) и в Турцию (Ритм жизни ощути в Турции) соответственно.

Логические. Понимание языковых высказываний связано с осуществлением логических выводов, которые могут быть специально направлены в ошибочное русло. Например, хорошо известны многие пророчества Дельфийского оракула, подталкивавшие, по преданию, к ошибочным выводам. Например, в стихотворении К.Кавафиса Срок Нерона рассказано, как оракул посоветовал 30-летнему Нерону «страшиться семидесяти трех годов». Обрадовавшийся Нерон продолжил свои сумасбродства, а меж тем на окраине империи, в Испании, 73-летний Гальба в глубокой тайне собирал войско, всего лишь через несколько месяцев вынудившее Нерона бежать из Рима и покончить с собой.

Социологические. По некоторым данным, около 85% людей – конформисты (причем эта цифра является константой социальной вселенной, определяющей устойчивость человеческих сообществ; свыше 15% конфликтных особей способны взорвать общество, а при меньшем их числе наступает застой, делающий его уязвимым для внешних угроз) и в силу этого просто склонны поддаваться манипулированию.

Коммуникационно-семиотические. Чтобы общение происходило достаточно гладко и не превращалось в борьбу и спор о способах описания действительности, на эти различия – в том случае, если они представляются несущественными для целей общения – приходится закрывать глаза, как это готов был сделать капитан Врунгель из повести А.Некрасова, когда его яхту «Беда» в песне назвали корветом. (Вот только насчет корвета он, конечно, несколько преувеличил. Какой там корвет!.. А впрочем, это своего рода украшение речи. В песне это допускается. В рапорте, в рейсовом донесении, в грузовом акте, конечно, такая неточность неуместна, а в песне – почему же? Хоть дредноутом назови, только солиднее звучать будет.) Различия между языковыми формами значимы тогда, когда это важно для участников диалога, и незначимы (вариативны), когда участники диалога склонны этими различиями пренебрегать. Практически любое имеющееся в языке формальное различие может быть сделано значимым, – и одновременно, в определенных условиях, могут игнорироваться (рассматриваться как варианты описания одной и той же действительности) даже очень значительные различия, скажем, между значениями существительных яхта и дредноут.

Структурно-семиотические. Любая семиотическая система не просто обозначает действительность – она интерпретирует ее, предлагает какое-то свое специфическое ее видение, причем одна и та же ситуация действительности может быть проинтерпретирована по-разному, и говорящий всегда, даже не желая этого, в какой-то степени навязывает слушающему некоторую ее трактовку. В той мере, в какой используемой семиотической системой является естественный язык, структурно-семиотические предпосылки речевого воздействия трансформируются в лингвистические.

В оставшейся части статьи рассматриваются именно лингвистические предпосылки – в соответствии с практикой, сложившейся в теории речевого воздействия.

76. Этика публичного выступления юриста. Методика подготовки публичного выступления.

Успеху или неуспеху профессиональной деятельности в значительной степени способствует овладение основами ораторского искусства. Казалось бы, есть профессии, в которых умение выступать не играет большой роли. Например, хирургу не обязательно быть хорошим оратором. С одной стороны, это так, ему требуются другие навыки, с другой — и хорошему хирургу приходится выступать на производственных совещаниях, конференциях, читать лекции студентам. Для руководителей и деловых людей умение выступать является важнейшим признаком профессиональной пригодности. Ораторское искусство изучает риторика. Сам термин " риторика" произошел от слова " ритор" — оратор и в античности означал " ораторское искусство". Великий Аристотель определял риторику как " возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета". И пояснял, что " каждая другая наука может научать и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области". Например, врачебное искусство — относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия — относительно возможных между величинами изменений, арифметика — относительно чисел, то же можно сказать и об остальных науках. И только риторика " способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов".

 

Риторика изучает закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В настоящее время риторику рассматривают как теорию и искусство речи, фундаментальную науку, изучающую объективные законы и правила речи.

Прикладным направлением общей риторики является деловая риторика, которая представляет собой науку об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Правильная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому, что он произносит.

Деловую риторику в полном объеме мы здесь рассматривать не будем, это специальная дисциплина. Обратимся к практическим рекомендациям по подготовке публичного выступления в любой ситуации делового общения и наиболее эффективным приемам работы с аудиторией.

Марк Туллий Цицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор, гак определял задачи, которые должен решить выступающий при произнесении речи: " Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление".

Итак, хороший оратор должен:

• научить;

• доставить удовольствие;

• повести за собой.

Если нечему учить, то незачем и выступать, а научить может только тот, кто досконально знает предмет, о котором говорит. Цицерон считал, что речь должна вытекать и развиваться из знания предмета, а " если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием". Доставить наслаждение может только тщательно подготовленная речь, в которой учтены интересы слушателей. Если выступающий не заботится о том, как его будут воспринимать, то поступает неэтично, поскольку не уважает слушателей. Повести слушателей за собой — означает передать им свое видение предмета, вызвать интерес к своим идеям. Стоит ли выступать, если эти условия не выполнены? Нет, оратор ничему научить не может, если сам плохо разбирается в предмете, его речь вызывает не наслаждение, а раздражение, а идти за ним никто не собирается.

Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Конечно, разговор по канонам античной риторики сейчас будет выглядеть экстравагантно, но, тем не менее, для успешного делового общения жизненно необходимо овладеть основами культуры речи. Искусству говорить можно и нужно учиться. Как говорил Цицерон: " Поэтами рождаются, ораторами становятся" 3.

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слу­шателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Хорошая речь насчитывает десять элементов:

{ объективность,

{ ясность,

{ образность,

{ целенаправленность,

{ повышение внимания,

{ повторение,

{ неожиданность,

{ смысловую насыщенность,

{ лаконизм,

{ юмор.

Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной инфор­мации в материале выступления. Также необходимо владеть тех­никой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произно­шение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки являет­ся совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и со­вершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.

Таким образом, подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предло­жению немецкого ученого X. Леммермана, таких:

ª сбор материала,

ª отбор материала и его организация,

ª обдумывание материала,

ª подготовка тезисов или плана,

ª стилистическое оформление,

ª написание текста выступления,

ª мысленное освоение,

ª проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудито­рии.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема дол­жна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приве­дено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.

Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушате­ля переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Инфор­мационная речь содержит факты, события, размышления и вы­воды. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удо­вольствие, снять стресс.Агитационные речи убеждают слушате­лей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, ка­кова предполагаемая численность слушателей, социальный со­став аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в боль­шом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

Следующий этап работы – подбор материала для конкретно­го выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, спра­вочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.

Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необ­ходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошиб­ки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определен­ным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:

› зачин,

› вступление,

› основная часть,

› заключение,

› концовка речи.

Но отдельные части ее могут отсутствовать. Самой распространенной структурой речи является структу­ра, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:

¯ принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;

¯ принцип усиления – убедительность и доказательность долж­ны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);

¯ принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому матери­алу;

¯ принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.

Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы. Планы делятся на простые и сложные, а также на предваритель­ный, рабочий и основной.Предварительный освещает все воз­можные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает на­броски, схемы изложения. Рабочий план составляется, когда по­добраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основ­ной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или ино­го вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.

Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повыше­ние голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожи­данное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.

Используются также следующие приемы:

§ прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),

§ апелляция к событиям, известным оратору и аудитории,

§ к погоде,

§ к личности оратора (при­меры из собственного опыта),

§ обращение к аудитории и др.

Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегруз­ки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательно­сти, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял вы­ступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель вы­ступления не достигнута. Конец речи должен быть логически св­язан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэто­му заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

В заключительной части оратор может наметить задачи, кото­рые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призы­вом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопро­сом или утверждением.

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повто­рить основные положения, сделать аудитории комплимент, выз­вать смех, использовать цитату, создать кульминацию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2040; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь