Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке



Михаил Семенович Казиник

Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке

 

 

«Тайны гениев-2, или Волновые пути к музыке»: Москва; 2010

Аннотация

 

Книга создана как один из вариантов духовного мышления. Она написана в стиле и духе мышления русской интеллигенции. Её задача - напомнить о тех великих сокровищах, которые наполняли Душу лучших представителей русского народа.

Задача автора - найти не только читателей, но и вдохновить, выявить в них таланты, о наличии в себе которых многие не подозревают. Эта книга - для всякого, кто хочет забраться в мир музы­кальных и поэтических тайн, кто испытывает потребность в иных измерениях, кто желает постоянно обогащать свой мир, где каждый день принесёт заряд неповторимости. Где можно каждое утро просы­паться с радостной улыбкой и сознанием того, что всё иногда кажущееся однообразие мира - всего лишь декорации. Но в этих декора­циях разворачивается уникальный и неповторимый спектакль, где ак­тёры, играющие главные роли, - это ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА И МЫСЛЬ.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

А теперь - первый парадокс:

Эта книга о музыке, но и не о музыке.

О нас с вами.

О наших безграничных возможностях.

МОДУЛЯЦИЯ.

Почему вторая часть получила название «Модуляция»? Во-первых, оно - музыкальное. Во-вторых, тот, кто знает что оно означает в музыке, сможет со мной согласиться. Потому что именно модуляция как переход из одной музыкальной тональности в другую лучше всего объясняет то, что я хотел сделать.

Принцип модуляции - когда один из аккордов предыдущей тональности меняет свою функцию и объявляется аккордом в тональности последующей. Я не смогу кратко объяснить это для немузыкантов, но попробуем сделать это на примере из ли­тературы.

Например, если в первой встрече поэт Державин лишь один аккорд, то, модулируя в тональность Державина во второй части, мы оказываемся целиком в его власти.

Имя Роберта Шумана в первой части выглядит словно зве­но в цепочке, но, модулируя, мы как бы попадаем в тональность Роберта Шумана во второй части.

И ни на секунду не забывайте, что перед вами - не учебник, не научный труд, не энциклопедия.

ЭТА КНИГА - О НАШИХ С ВАМИ ВОЗМОЖНОСТЯХ.

ЭТА КНИГА - СОТРУДНИЧЕСТВО.

ВСЁ, ЧТО Я ПЫТАЮСЬ В НЕЙ СДЕЛАТЬ, - ЭТО ВОЗБУДИТЬ НАШИ С ВАМИ ГЛУБИННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

И это, кроме всего, означает, что автор субъективен и предлагает вам СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ, связанные с музыкой и жизнью.

Они могут совпадать и не совпадать с вашими ощуще­ниями. И тогда смысл книги - сверить разные точки зрения.

И последнее. Когда я начал писать книгу, я мыслил её для детей. Не для малышей, но для самого критического возраста - 13-16-летних.

Почему этот возраст критический? Да потому что до 13-ти мы - дети, а после 16-ти - взрослые. А между 13 и 16 мы - дети и взрослые одновременно.

И знаете, что произошло? По мере того, как я писал эту кни­гу, мои воображаемые читатели начали взрослеть. Я всё больше и больше проникался к ним уважением, всё больше верил в то, что мои «взрослодети» поймут всё, даже самые серьёзные утвержде­ния. И теперь, когда я перечитываю книгу, я понимаю, что она - для любого возраста.

Она - для всякого, кто хочет забраться в мир музыкаль­ных и поэтических тайн, кто испытывает потребность в иных измерениях, кто желает постоянно обогащать свой мир, где каждый день принесёт заряд неповторимости. Где можно каж­дое утро просыпаться с радостной улыбкой и сознанием того, что всё иногда кажущееся однообразие мира - всего лишь де­корации. Но в этих декорациях разворачивается уникальный и неповторимый спектакль, где актёры, играющие главные роли, — это ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА И МЫСЛЬ.

 

Часть первая. ВСТРЕЧИ

 

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ. Самый главный предмет

 

Скажите, милые, какое

У нас тысячелетье на дворе?

 

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Б. Пастернак

 

Дорогие друзья! Сейчас вы открыли книгу, которая посвяще­на самому главному явлению жизни.

Предмет нашего обсуждения - Музыка.

Ах, вот как? Вы не согласны с моим утверждением о главен­стве музыки? Почему? Вы считаете, что физика и химия важнее? Многие тоже так думали, пока не спросили у великого учёно­го-химика - лауреата Нобелевской премии, как он добился таких успехов в области химии. И учёный вдруг высказал очень странную мысль: «Мне помогла музыка Моцарта».

- При чём здесь музыка? - удивлённо спросите вы.

...Затем беседовали с лауреатом Нобелевской премии в облас­ти физики. И вопрос был тот же - о причинах его успехов. Учёный неожиданно ответил: «Меня вдохновила музыка Баха».

При чём здесь Бах, ведь речь идёт о физике?

...Самый великий физик мира играл на скрипке. И когда его спрашивали, как он открыл теорию относитель­ности, то он объяснял: «Мне помогли законы красоты», - и показывал на свою скрипку.

Звали этого физика Альберт Эйнштейн.

А его друг (тоже великий физик) Нильс Бор играл на форте­пиано. Эйнштейн и Бор часто встречались и вместе играли сонаты Моцарта, Бетховена, Брамса.

Почему? Случайное совпадение?

Великий физик Макс Планк вообще до последнего момента не мог решить, кем он будет: музыкантом или физиком. Правда, большим музыкантом он оставался всегда.

Почему гениальный художник, скульптор и архитектор италь­янского Возрождения Микеланджело Буонаротти говорил: «Хорошая живопись - это музыка, это - мелодия». Зачем ему понадобилось сравнивать живопись с музыкой, да ещё сравнивать с музыкой только «хорошую живопись»?

Следовательно, для Микеланджело музыка - это высший критерий в искусстве?

Почему про архитектуру говорят:

«Архитектура - это застывшая музыка».

Значит, можно сказать, что «музыка - это движущаяся ар­хитектура»?

И теперь, пожалуй, мы приближаемся к возможному ответу на вопрос: «Почему музыка - главный предмет? »

Одни из вас станут химиками и забудут многое из того, чему вас учили на уроке физики. Другие - физиками и забудут большую часть химии. Третьи увлекутся историей и настолько глубоко погрузятся в изучение, в попытки постичь историю человечества, что забудут как физику, так и химию.

Но кем бы вы ни стали, какую бы профессию вы себе ни избрали, если музыка останется с вами, то ваши шансы получить Нобелевскую премию в облас­ти физики, химии, медицины, литературы увеличиваются во много раз.

Факт этот подтвердят многие величайшие учёные, работаю­щие в самых разных областях науки.

И всё потому, что классическая музыка, оказывается, - настоящее питание для человеческого мозга. Питание для мозга математика, для мозга учёного-химика, для специалиста в области истории и вообще всех других областей.

Чем больше учёные изучают принципы музыкального воз­действия, тем больше они говорят о музыке как важнейшем условии научного и художественно­го мышления, о музыке как серьёзном лекарственном средстве против многочисленных (и особенно нервных) болезней. А поскольку общеизвестно, что в основе почти всех болезней лежат заболевания нервной сис­темы, то можно смело говорить

о музыке как лекарстве против подавляющего большинства болезней,

о музыке как энергии космоса, способной поддержать твор­ческую энергию внутри человека,

о музыке как вершине всех искусств, помогающей восприни­мать иные виды искусства.

Человек, понимающий и чувствующий музыку, намного глуб­же воспримет поэзию, изобразительное искусство, творения литературы, постулаты философов. Именно потому, что (повторяю) на вершине энергетической пирамиды творчества и мышле­ния находится МУЗЫКА.

- Но почему именно музыка? - спросите вы. - Почему не живопись, не поэзия, не архитектура?

Сейчас я попробую доказать вам, что Музыка - вершина всех искусств. Давайте проведём один эксперимент. Сядем лицом друг к другу. Будем смотреть друг на друга и, отвлекаясь от имени сидяще­го напротив вас, его характера, попробуем понять, что такое ЧЕЛОВЕК. Кто это?

Я буду рассказывать о Человеке, поочерёдно используя три различных вида искусства:

Риторику,

Поэзию,

Музыку

Вариант первый: Риторический (или словесный).

Человек - это часть космической энергии, заключённой в земное тело для пребывания в нём очень ограниченное время. Человек - это часть Вселенной. Каждый человек уникален и неповторим.

Когда каждый из нас появился на Земле, произошло со­бытие не только семейного масштаба. И даже не планетарного.

РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это Вселенское событие, ибо никогда никого подобного этому новорожденному до его рождения во Вселенной не существовало.

СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА - не трагедия родных и близких только, ЭТО - трагедия Вселенной, ибо бесконечная во времени и пространстве Вселенная никогда ничего подобного этому человеку больше не создаст.

Каждый ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН.

Об этом нельзя забывать ни на минуту.

И ещё одна, на мой взгляд, очень важная мысль: посмотрите на человека, сидящего напротив вас, и подумайте о том,

СКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ КАК БЫ СЛУЧАЙНОСТЕЙ ПРОИЗОШЛО В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЧТОБЫ ИМЕННО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЙ СВОЕЙ УНИКАЛЬНОСТИ ПОЯВИЛСЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ.

Десять тысяч лет назад его прапрапрапрапрапра................................ прадедушка выжил в одной из межплеменных войн. Это редкая удача в те времена - выжить. Его прапрапрапрапрапрабабушка встретила имен­но этого мужчину и родила ребёнка, который не умер в младенчестве. Или в момент рождения. И это — великое чудо, поскольку тогда детская смертность должна была быть не меньше чем 99%.

Этот ребёнок сумел вырасти и не умереть от заражения крови (ведь тогда не существовало антибиотиков, и любая рана могла стать смертельной).

Этот ребёнок выжил, вырос и встретил именно ту женщину, которая ста­ла прапрапрапра бабушкой человека, сидящего напротив вас.

И так - тысячи поколений подряд!!!

Как радостно сознавать, что в истории человечества происхо­дили не только страшные войны, извержения вулканов, уничтожения миллионов людей, гибель Атлантиды, землетрясения, но и процесс сохранения жизни представителей многих-многих поколений, результатом чего является появление Человека, на которого вы сейчас смотрите.

Жизнь этого человека бесценна не на уровне риторики только. Ведь если с ним что-то случится, то прервётся многотысячный ряд поколений, приведших к существованию ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА. Разорвётся цепь бесконечных, порой невероятных выжи­ваний, фантастических судеб.

Естественно, то же самое можно (нужно! ) сказать о вас. В вашем существовании на Земле не может не быть какого-то очень важного смысла.

Увы, не всегда легко разгадать этот смысл, найти свой путь, не поддаться на миллионы примитивных соблазнов, реклам, про­вокаций, а упрямо идти своей уникальной дорогой.

Ведь и сам Человек - неповторимое создание Вселенной!

НО это не просто - быть самим собой, СОХРАНИТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСЬ, ибо уже с детства в нас проявляется способность к подра­жанию. И человек порой даже не догадывается, что тот, кем он яв­ляется в результате этих многочисленных подражаний, на самом деле не он, а масса мозаичных кусочков, частей, влияний, копи­рований...

Фраза друга, воздействие отца, очередной герой «Фабрики звёзд», система, в которой человек живёт, фрагмент какого-нибудь фильма, учитель физкультуры или литературы, эпизод негативного (или позитивного) впечатления детства, обрывок рекламы и т. д.

Всё это постоянно влияет на каждую формирующуюся лич­ность.

Но, несмотря на развившийся дар подражания, вы должны знать, что у вас на Планете есть задача.

Возможно, вы - гениальная личность, которая оставит после себя очень важную мысль или музыку. Или научное открытие. А может быть, ваша предначертанность - встретить и полю­бить какую-то конкретную женщину на Земле. И ваш с ней ребёнок совершит гениальное открытие.

Но даже в подобном случае вы должны сделать всё, чтобы ваш ребёнок попал в замечательное окружение, в семью, где царит любовь и поддержка. Чтобы он сумел максимально реализовать свои возмож­ности.

А может быть, тайная цель Вселенской Комиссии по Улучше­нию Человеческого Рода направлена не на вашего сына или дочь, а на вашего внука или внучку. И его (её) задача - спасти человечество от неизлечимой бо­лезни. Или сочинить музыку, которая поможет человечеству избе­жать очень страшной войны. В этом случае ваша задача ещё сложней. На вас лежит ответственность уже за два последующих поколения.

Но не меньшую ответственность вы несёте и за человека, сидящего напротив вас. Ведь его происхождение и путь к тому, чтобы оказаться рядом с вами на планете, так же сложен и не­вероятен, как и ваш.

Вариант второй: Поэтический.

Японские учёные попытались найти самое глубокое стихотво­рение в мировой поэзии. И нашли его не в Японии (хотя японская поэзия безмерно глу­бока), не в Англии (имеющей целое созвездие величайших поэтов) и не во Франции (повлиявшей на поэзию почти всей Европы), а...в России.

И это не стихотворение Пушкина (хотя среди пушкинских стихов есть немало творений самого глубокого уровня), и не стихотворение Лермонтова (феноменального поэта-ро­мантика), и не Тютчева (одного из подлинных философов поэзии).

Глубочайшим было названо стихотворение Гавриила Держа­вина «Бог». (О Державине модуляция 1 во второй части книги.)

Не зная всей мировой поэзии, я готов, тем не менее, согла­ситься с японскими учёными, ибо и сам не нашёл стихотворения глубже. Такое впечатление, что Державин получил подсказку ОТТУДА. И чем больше я читаю Державина, тем больше понимаю, что этот стих, написанный в 1784 году, через сто лет после нас будет ещё более актуален и глубже понят. Пока безостановочное развитие науки только подтверждает правоту Державина.

Во второй части книги я даю этот стих целиком. Поскольку не хочу терять нашего с вами времени на поиски книги Державина, а мечтаю о том, что вы после окончания чтения этой главы-встречи немедленно (и очень медленно) прочтёте Оду Державина «Бог» (модуляция 1). (А затем будете читать и перечитывать всю жизнь.)

Но сейчас, когда мы сидим друг перед другом - Человек против Человека, мы прочтём лишь ту часть стиха, где гово­рится о высшем создании Бога - Человеке. Это - о каждом из нас, и это о том, кто сидит напротив. Поэт обращается к Богу в попытке догадаться, в чём смысл ЧЕЛОВЕКА в целой череде Божьих Созданий. Где место человека в мире.

И делает глубочайший вывод:

 

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб; я червь - я Бог!

 

Для того чтобы оценить этот фрагмент, необходимо несколько раз прочесть его, выделяя каждое (! ) слово, оценивая его (слова) необходимость, невозможность обойтись без него.

Затем попытаться понять каждую строку, поскольку каждая строчка - глубокая мысль, за каждой строкой - уникальная догадка в попытке поз­нать Человека. И не только Человека, но и принципов вселенского устройства.

Внимательно посмотрите друг на друга и почувствуйте, что всё это написано о вас и о том, кто сидит напротив вас. Прочитайте этот фрагмент друг другу. И возьмите его (и всю оду Державина) с собой в Жизнь. Клянусь, в вашей жизни будет немало ситуаций, когда этот стих поможет вам.

Осмелюсь предположить, что здесь, в этом фрагменте, - ответ на вопрос о том,

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ. Пунктиры

 

Когда-то в детстве я сочинил стихотворение, которое состояло только из четырёх строчек. Я написал его под впечатлением одного очень короткого произведения польского композитора Фредерика Шопена (модуляция 4). Я привожу это своё стихотворение в книге. Но вовсе не потому, что считаю его очень сильным, а лишь потому, что оно родилось во мне под влиянием шопеновской прелюдии.

В стихотворении мне хотелось передать особую и неповторимую пластику пьесы, которая звучит всего полторы-две минуты. Но за это время в музыке выражено столько, что не хватит многих томов, чтобы её, эту музыку, описать (а если честно, то вообще невозможно до конца постигнуть музыку в нашем словесном мире).

«Хорошенькое начало! » - скажете вы. Если описать музыку невозможно, то зачем же писать о ней книги?

И здесь я должен признаться, что моя КНИГА НЕ О МУЗЫКЕ, А О НАС С ВАМИ и нашей с вами возможности и способности воспринимать музыку.

Эта книга - о возможности так настроить наши Души, чтобы музыка беспрепятственно вошла в них, вдохновила и добралась до высшей точки Души, которую мы и называем ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ.

А гениальность - это наша человеческая способность со­единиться с космической энергией, с нашей колыбелью, кото­рую мы назвали Вселенная. И ещё - способность хоть как-то выразить часть этой энергии в земных понятиях. Ведь мы, ни много ни мало, - часть этой космической энергии. Представи­тели этой энергии на планете Земля. (Ничего не скажешь, очень красивая Планета, только уж боль­но беззащитная. И очень уж маленькая! ) А гениальность наша чаще всего спит, измученная суетой, криками, беготнёй, маленькими хлопотами повседневности на ма­ленькой планетке Земля.

Недомалёваны вуали,

И в этом солнечном развале

Уже хозяйничает шмель.

 

Всё, что бы ни писали искусствоведы о художниках-импрес­сионистах, толстые книги и диссертации - все эти писания будут вариациями на тему

УГАДЫВАЕТСЯ, НЕДОМАЛЁВАНЫ, СОЛНЕЧНЫЙ РАЗВАЛ.

Ибо весь импрессионизм в живописи - это намёки, загад­ки, полутона, недосказанность, тайна, солнечные блики, раз­валы, блёстки.

Одним словом - «впечатления» (от французского impression - «впечатление»),

(О художниках-импрессионистах смотрите модуляцию 11.)

Друзья мои!

Прочитали всё, что я здесь написал про стихотворение Ман­дельштама?

А теперь забудьте...

Потому что, возможно, я на сто процентов неправ в своём ана­лизе.

А может быть... - на пятьдесят. Или на десять (прав или неправ).

Но неправ я, конечно, прежде всего, в главном. В том, что осмелился оценивать импрессионизм с... пози­цийрассуждающего логика.

Чем я могу загладить свою вину? Только одним. Предложить вам послушать музыку композитора-импрессио­ниста. И тогда, может быть, частично оправдаться. Прежде всего, своими комментариями к стихотворению Ман­дельштама «Импрессионизм» я хотел увести вас как можно дальше ото всех будничных, ото всех бытовых проблем. От всего, что можно потрогать, переставить, оценить.

С тем чтобы создать особое состояние, при котором главная задача нашей жизни - подумать о том, что может существовать «расширенное в духоту» лето, вместе с вами попытаться оценить «красок звучные ступени», «густоту масла», «обморок сирени».

И это значит, что вы сейчас готовы услышать музыку ком­позитора-импрессиониста - француза Клода Дебюсси (моду­ляция 12).

И всё, о чём мы говорили до этого, мы делали с одной це­лью - до предела обострить наши с вами уникальные способ­ности к восприятию деталей.

А это значит - совершенно особое внимание к каждой секунде звучания музыки, к каждому движению, к каждому созвучию или аккорду.

Импрессионизм настолько хрупок, расплывчат, загадочен, что важность общения с ним и в музыке и в живописи сродни приёму необходимых для жизнедеятельности ле­карств.

Против каких болезней нужно «принимать» импрессио­низм именно сегодня?

Прежде всего, против заболевания века - депрессии. Против стресса, связанного с перегрузкой информацией.Против чрезмерного прагматизма и зловещей материаль­ности жизни. Против всех видов нервного переутомления. Для снятия напряжения. Для пробуждения творческих процессов.

Картины Клода Моне и музыка Клода Дебюсси - совершенно особая страница в искусстве Европы.

Прослушав и почувствовав музыку Дебюсси, вы сделаете огромный шаг в сторону постижения музыки, задача которой -

Не сообщить, а намекнуть.

Ведь даже «вуали недомалёваны». А вуаль - сама по себе уже что-то расплывчатое, нереальное, скрытое. И когда мы хотим завуалировать мысль, то мы как бы не вы­сказываем её прямо - мысль звучит как намёк.

Послушайте прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет».

Для восприятия подобной музыки я предложил бы вам не сидеть, а принять горизонтальное положение и даже, может быть, закрыть глаза.

Оплакивание

..... Крест......................

Преображение

Я выскажу сейчас странное пожелание: не изучайте эту схему начала фуги. Во-первых, потому, что она, эта схема, приблизительна. Во-вторых, я поместил эту приблизительную схему только для того, чтобы вы осознали, какая невероятная глубина существует в сочетании совершенно различных по характеру тем фуги. А в третьих, потому, что я пишу не учебник.

Моя книга зиждется вовсе не на том, что вы должны что-то выучить, заучить, зазубрить, вымучить. Моя книга рассчитана на то, что каждый из вас - не просто бо­гатая, но, прежде всего, интуитивно богатая личность. Что читатель этой книги внутренне необычайно глубок.

Я не смог бы написать ни одной книги, если бы не верил в своего читателя. А мой читатель - это тот, кто вытащит нашу прекрасную страну из глубочайшего духовного кризиса, нашу страну, которая до этого была страной самой высо­кой Духовной культуры, на протяжении XIX века поражав­шей всю Планету своими гениальными композиторами, поэ­тами, писателями, философами, а потом превратилась в страну, миллионы жителей кото­рой даже разговаривают на ТАКОМ русском языке, что долж­ны бы стать объектом для изучения врачей-психиатров и сек­сопатологов всего мира.

Фуги Баха, на мой взгляд, - одна из альтернатив разгулу земных страстей.

Фуги Баха - не Прошлое, а Будущее Человечества, если Человечество хочет выжить, а не утонуть в болоте бездуховности и пустоты. Если Человечество не хочет забыть свою духовную основу.

А для нашей страны это столь же необходимо, как дышать и питаться.

Послушайте фугу до-диез минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.

Ну как???!!!

Если до кого-то сейчас не дошло - не отчаивайтесь. Этот язык, язык фуг, надо постигать. А это даётся опытом прослушивания. Вернитесь к фуге несколько раз, в разное время. Но лучше всего вечером, когда суета отступает. И не сомневайтесь - музыка вам откроется.

Я очень люблю китайскую классическую поэзию. Я осознаю, что китайцы достигли в поэзии всемирных высот. И однажды представители китайского землячества, зная про мою любовь к китайской поэзии, пригласили меня на вечер, где будут читать стихи.

...Один за другим выходили люди и читали замечательные стихи... на китайском языке.

Я не могу передать вам всех моих ухищрений, к которым я прибегал, чтобы не уснуть. Я таращил глаза, я пребольно себя щи­пал...

Я! НЕ! ЗНАЮ! КИТАЙСКОГО! ЯЗЫКА!!!

И китайская поэзия, которую я так люблю по-русски, потеря­ла для меня всякий смысл.

Музыка - это тоже язык. И его нужно научиться постигать. Но, к счастью, на это постижение не надо тратить годы. Потому что музыкальная речь напрямую контактирует с нашими чувствами.

И если чувства (из которых восприятие музыки - одно из важнейших) развить, то язык высокой музыки станет одним из главных средств познания и приведёт к невиданному обогащению личности , к гигантскому творческому всплеску , к невероятному увеличению способностей в любой сфере деятельности.

Посмотрите на две уникальные попытки литовского ху­дожника и композитора Миколаюса Константиноса Чюрлёниса изобразить фуги.

Какое задание я хочу вам предложить?

Перед фугой Распятия есть прелюдия. Послушайте её и опишите ваши впечатления. Прелюдия - это подготовка к основной форме деятельности. Прелюдия в музыке существует очень давно. Когда-то перед тем, как начать сочинение музыки, композито­ры прелюдировали, то есть перебирали клавиши клавесина, настраиваясь на со­чинение.

Что вы думаете относительно Баховского прелюдирования? Если вы в состоянии, то попробуйте выразить чувство, кото­рое у вас вызвала эта прелюдия, в стихах.

(Предлагаю вам сделать так: вначале послушайте ТОЛЬКО ФУГУ, затем, через некоторое время, - прелюдию и фугу вместе. По времени это займёт у вас примерно 13-14 минут).

Возьмите чистый лист бумаги.

 

 

Хоть убежать.

 

Чувствуете, какая невероятная музыкальная пародия?

ВАЯ-ВАЯ КУШ-КА - ТУШ-КА КУ-КУ - ТВЕР-ДИТ КУ-КО-КУ ОТЬ-АТЬ

Чтобы понять всю невиданную гениальность музыки это­го стиха, поработайте в паре с партнёром.

Клянусь, это будет веселейший изо всех возможных лите­ратурно-музыкальный номер.

Перед вами - музыкальная партитура этого стиха. Чтобы понять всю невиданную гениальность музыки это­го стиха, поработайте в паре с партнёром. (В скобках после каждой строки - система ритмического произнесения.)

1) чтец: мр-р-р-аке-мр-р-р-аке (та-та-та-та)

2) чтец вая-вая! (та-та-та-та))

1) пр-р-р-аздной пр-р-раздной (та-та-та-та)

2) кушка-тушка, (та-та-та-та-)

1) р-р-раазно-обр-р-раазный ( тааа-та-тааа-та)

2) к у-у-к у-у-тв е-е-ер -дит (таа-та-таа-та)

1) ур-р-р -чит (тааа-та)

2) ку-ко-ку (та-та-та)

1) г р е-е-е -мит (тааа-та)

2) оть-ать (так-так)

1) ноч-ч-и свищ-щ-ет (та-та-та-та)

2) о-о -д-но- к у-у-ку (таа-та-таа-та)

(В скобках дан только ритмический вариант, его произносить не надо.)

Если вы добьётесь абсолютной виртуозности в ритме и про­изношении, то, во-первых, это будет довольно весёлый день в вашей жизни. А во-вторых... скажу одну (уж совсем невероятную! ) вещь. Вам это может понадобиться, если вас кто-то очень-очень рас­строил.

Произнесите её как заклинание и вы увидите, как мгновенно улучшится ваше настроение.

(Если вас не очень-очень расстроили, а только немного, то хватит ба-ба-ба-ба-ри-хи).

Пошутили? Поиграли? Побаловались? Повеселились? Теперь самое время послушать музыку, которая продолжит это состояние нашего весёлого пушкинского хулиганства.

Её автор - один из самых задорных и остроумных в истории музыки. Он жил в той же стране, что и Шостакович, но спастись пытался не воссозданием образов Зла, а гигантским чувством музыкального юмора.

«Улыбнись! » - словно говорит композитор Сергей Сергее­вич Прокофьев (модуляция 21). Победи улыбкой страх и смерть!

Вот как интересно! В одной и той же стране жили самый трагедийный и са­мый весёлый музыкальные гении. И этот факт показывает, как разнообразны пути искусст­ва и его величайшего вида - музыки.

Послушайте одну очень «хулиганскую» «Мимолётность» Прокофьева. Она звучит всего несколько секунд. Ровно столько, сколько должна звучать дразнилка. А звучать долго она не может (по крайней мере, не должна), ибо как только человек, которого дразнят, расплачется, то дразнилку нужно немедленно прекратить!

(Вообще, дразниться нехорошо, но если не все это понимают, то, по крайней мере, дразнилка должна быть хотя бы короткой и не обидной!!! ) Как «Мимолётность» Прокофьева!

Слушайте!

И ещё одно произведение - Марш из оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».

У этого Марша есть одна особенность. Он невероятно остроумный, но... (Очень хочется открыть вам одну вещь! ) Дело в том, что прокофьевский марш отличается ото всех ос­тальных маршей на Планете.

А впрочем... Меня всегда ругают за несдержанность.

Если я приготовил подарок задолго до дня рождения родных или друзей, то мне всегда стоит очень больших усилий дождаться этого дня и не преподнести подарок раньше времени.

А про то, чем марш Прокофьева отличается от всех остальных маршей, предлагаю вам написать на чистом листе бумаги.

Если же не догадаетесь после, скажем, пятого прослушива­ния, то посмотрите (так и быть! ) модуляцию в самом конце книги. Но, пожалуйста, только после пятого и не раньше!

Если вы напишете что-то не совпадающее с моим приложе­нием, не спешите вытирать то, что написали вы. Вполне возможно, что вы сделали открытие.

Я помещу это в своей следующей книге и назову имя и фамилию первооткрывателя.

А на следующей встрече вернёмся к «Сказке о попе и работ­нике его Балде» и, используя музыкально-поэтический опыт этой встречи, попробуем разобраться в невероятной музыке этой сказки А.С. Пушкина.

Обещаю вам, что следующая встреча будет не менее интерес­ной, и нам опять предстоит очень необычное сотрудничество.

 

 

Этот стих - об Искусстве.

Вечное чудо, вечная дева, вечный источник, вечная пе­чаль.

Не спится Богу и Художнику.

Богу потому, что если он уснёт, то вся картина мироздания будет разрушена. А художник - это Его воплощение на Земле, ему тоже нельзя спать, ибо он «пленник времени». И взят в плен он именно для того, чтобы суметь охватить картину Бытия, временно находясь на Земле. Ибо, лишившись своего плена, он, Художник, «растворится в тумане, станет крестиком на ткани», станет частью этой грандиозной картины мироздания, и не сможет оценить на равных «метки на белье», «крен Млечного пути», «не спящих истопников», забудет земную мифо­логию.

Он взят в плен (на время) из вечности для того, чтобы соеди­нить вечность и мгновение и, познав мгновение, увидеть его из вечности. А зная вечность, увидеть его из мгновения. Теперь можно чётко сказать, что стих одновременно расширяется и сужается.

Расширяется в пространстве и сужается до размеров «крытого черепицей старинного чердака».

Перед нами - гениально поэтически понятый макро- и микромир.

Я хочу познакомить вас с утверждением из книги философа XV века. Даже если мы с вами его сейчас не поймём, то почувствуем в контексте стиха. В своей книге «Об учёном незнании» Николай Кузанский пи­шет:

«Образ свёртывания всегда больше образа развёртывания веч­ности».

- Как это так! - зашумят опять читатели.

Но ведь вы уже шумели, когда мы анализировали стих. И утверждали, что пространство уменьшается. И, в конце концов, оно «уменьшилось» до масштабов Творца. Можно ли «уменьшить» его ещё?

Вся парадоксальность этого стихотворения Пастернака в том что в нём принципы расширения и сужения равнозначны.

Иллюзия сужения на вербальном уровне даёт нам расширение на уровне философском.

«Тень крыла», которая ложится «всем корпусом на тучу» на вербальном уровне воспринимается как возвращение к лётчику. А на философском - парение Ангела.

На вербальном уровне истопник - вполне конкретная и предельно земная профессия. На философском уровне в контексте стиха истопник - подбрасыватель горючего во вселенскую топку.

На вербальном уровне самолёт так высоко, что становит­ся крестиком. На философском - «крестик на ткани» вызывает в мысли идеи эйнштейновской (релятивистской) физики, где все вели­чины, расстояния да и само время относительны.

Речь может идти и о «вселенской прачечной», о своего рода чистилище, где очищают от грехов, выравнивают, спаса­ют грешные души. Души, которые ещё можно спасти.

Весь стих - это бесконечное движение в вечности, где неви­данная многозначность каждого слова доведена до совершенства и где мы приближаемся к высшему понятию, объединяющему Музыку и Космос - МУЗЫКЕ СФЕР.

Но для того чтобы почувствовать вечность, не хватит даже этого глубочайшего стиха. Ведь главное, что мы сейчас готовы услышать вступитель­ный хор к одному из самых грандиозных творений планеты. Называется произведение «Страсти по Матфею». Автор - И.С. Бах. В исполнении участвуют три хора и два оркестра.

Музыка вступления описывает бесконечный путь Христа на Голгофу. Всё начинается с оркестра. В музыке - ощущение океанских волн. В ней нет места для остановки, фразы наплывают одна на другую, одни мотивы-волны откатываются, но тотчас же возвраща­ются с новыми волнами.

«Придите, дочери Сиона, помогите плакать».

Затем возникает чувство растерянности. Оркестры словно пытаются задать друг другу вопрос. Вместо ответа вступают два хора.

Волны ещё сильнее, движение становится всеобъемлющим. Перед нами - что-то, чему невозможно дать название, опре­делить.

Затем наступает уникальнейший момент в музыке. Хоры задают вопросы друг другу. Та же растерянность, что и в оркестре. «Куда? » «Зачем? » Два хора и два оркестра пытаются осмыслить происходящее. И вдруг появляется третий хор. И здесь наступает уникальный момент.

Два хора и два оркестра беспрерывно задают друг другу скорб­ные вопросы, а третий хор, состоящий из одних высоких женских или дет­ских голосов, поёт одну из прекраснейших хоральных мелодий: «О, Агнец».

Этот момент в музыке нужно обязательно услышать. Тогда вы ещё глубже поймёте стих Пастернака. Эту музыку можно слушать бесконечное число раз. И каждый раз восприятие её вами будет всё сильнее и сильнее.

Задание.

Попробуйте найти любые творческие способы, найдите сло­ва, создайте стихи или просто порассуждайте на тему Вечность. Если вы это сделаете ДО нашей следующей встречи, то нам окажется невероятно близка её тема, идеи и музыка. Ибо однажды случилось так, что два самых полярных, существующих в разные эпохи гения воссоединились в музыке Вечности:

БАХ и МОЦАРТ.

Почему это произошло?

Может быть, музыка, которую мы услышим в этой встрече, окончательно поставит все точки над «i» в вашем творчес­ком мышлении. Если же и эта музыка оставит кого-то равнодушным, то я думаю, что у равнодушного просто музыкальная слепота - крайне редко встречающаяся особенность. Ведь существует же дальтонизм - цветовая слепота. Это когда человек не видит всего богатства цветовых оттенков. И сколько бы все вокруг не восхищались неповторимыми колоритами художников-импрессионистов, дальтоник останется равнодушным.

Это совсем не значит, что всё в вашей жизни плохо. Ведь есть поэзия, архитектура. Да и много чего существует на нашей планете для богатой творческой жизни. У дальтоника не будет только живописи, а у музыкального «дальтоника» не будет только музыки.

МОДУЛЯЦИЯ ВОСЬМАЯ. Сюита

 

По французски слово «сюита» означает «ряд».

В древности танцевали два контрастных танца - танец-ходьба и танец-прыжки.

Отсюда всё и началось. Древние танцоры даже и не догадывались, какой путь пройдёт человечество от чередования их ритуальных прыжков и ходьбы до Французских сюит Баха или «Картинок с выставки» Мусоргского.

Однако, попав на современную дискотеку, наши предки успо­коились бы и решили, что прошло не гак уж много времени с тех пор, как они пры­гали и ходили. Особенно легко они узнали бы ритмы. Человечество всегда шло двумя разными путями. Один путь - духовного совершенствования, когда над всем во­зобладала мысль. Другой же - вечная попытка сохранить первобытную основу. Клянусь, в этом нет ничего плохого!

Плохо только, когда первобытная основа существует в качест­ве единственно возможного способа и стиля жизни. Ибо первобытное всегда требует не свободы, а вождя.

Вождь - значит ритуал. А ритуал толпы важнее неповторимости личности.


Поделиться:



Популярное:

  1. Bilignostum seu Adipiodon. Бис-(2,4,6-трийод -3-карбокси)анилид адипиновой к-ты
  2. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  3. Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
  4. H) опцион на продажу, или опцион пут
  5. I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.
  6. I. Тест школьной тревожности Филипса
  7. I. Экономика доиндустриальных цивилизаций
  8. II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
  9. II. СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ ИЛИ ГРУППОВЫЕ СТРУКТУРЫ
  10. II. цитогенетический ответ или ремиссия
  11. III. Перепишите и переведите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент.
  12. III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь