Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дон Кихот – мудрец или безумец?
Испанское Возрождение. Сервантес (1547-1616). Имя Сервантеса в истории европейской (не испанской) литературы имеет большое значение, потому, что это был создатель первого в Европе реалистического романа. В жанре которого он синтезировал многочисленные романические и новеллистические жанры, существовавшие до Сервантеса. Т.е. когда мы говорим о современном романе, то отцом современного европейского романа принято считать Сервантеса. Кроме того это создатель одного из тех вечных типов, которые в каждую эпоху интерпретируются по разному. Это создатель такого особого героя, которому суждена особая жизнь в том смысле, что очень немногие литературные герои имеют такое многообразие интерпретаций. Дон Кихот живет в каждом, даже если человек считает себя практичным. Дон Кихот – черта ярко выраженная, скрытая, находящаяся в подсознании человека, но это та черта, которая присуща человеку вообще. Для того, чтобы понять, кто такой Дон Кихот и почему прошло 400 лет и нам до сих пор он интересен. Это образ, который волнует сейчас, до сих пор идут постановки в различных театрах. В какие периоды истории человечества интерес к Дон Кихоту просыпается? Особенно в ХХ веке?! Пасторальный роман Испания, та Испания в которой жил ДК, 16, начало 17 века, переживала катастрофический период своей истории. Испания начала 16 века была грандиозной державой со множеством колоний на всех материках, она владела 1/5 всей существующей суши, ее короли смеясь говорили, что «в нашей империи никогда не заходит солнце». Это была колоссальная империя. И вдруг во второй половине 16 века наступает период, когда каждый год катастрофически рассыпает, разоряет все то, что когда-то было великой империей. Испания рассыпается как карточный домик. Обнищание коснулось не только низших слоев, но и испанских дворян. Идальго разорялись точно также как все остальные. По дорогам Испании бродило большое количество неимущих сеньоров. Войны, инквизиция, бездуховность – были знаменем времени. Казалось, что наступил конец света и выхода из этого не будет. Литература как всегда искала какой-то проблеск, какой-то выход из войн, которые никогда не кончаются, из рухнувшего карточного домика искало идеала. Во второй половине 16 века пытались найти выход из бездуховности, из вечных войн и трагедий, литература обратилась к жанру пасторалей. Выход нашли в возвращении к природе, к естественному человеческому началу: любовь, юность, природа. Пасторальный жанр пытается противостоять трагедиям и войнам. Реальность в самые трагические моменты не может быть сведена только к себе самой, в реальности всегда была любовь, добрые чувства. Пасторальный роман – не был уходом от действительности, он был средством поиска идеала действительности. Итак, пастораль – это не уход из реальности, это часть реальности, которая была закрыта, скрывалась от многих из-за окружающих войн. Но кроме войн есть и другая сторона жизни, и она свойственна человеку больше. Плутовской роман Особое развитие в это время получает т.н. плутовской роман, еще его называли роман большой дороги. Это роман о лукавстве, кознях, приспосабливаемости к жизни человека, который выходил на большую дорогу жизни и как-то к войнам и трагедиям приспосабливался, находил свое место, плутуя, надевая маску где нужно. Плут становился главным героем. Героями таких романов были люди третьего сословья, слуги, шуты, чудаки. Авантюрно-рыцарский роман все еще пользовался популярностью. Роман высоких подвигов и высоких страстей. Роман, в котором жили не в реальной жизни герои, а в мире вечной мечты. Т.е. каждый из этих жанров предлагал какой-то свой идеал в противовес реальности, которая сводилась к инквизиции и войнам. В мир является гениальная личность Сервантеса, которая синтезирует в единое жанровое целое и плутовской роман, и рыцарский жанр, и пасторальный жанр. И в этом единстве получилась очень интересная вещь: соединившись, эти три жанра начали рассказывать не только об авантюрном мире мечты, но и о реальном мире реальной большой дороги реальной жизни и идеал начал искаться не в мире подвигов и вечной природы, а в мире реальной действительности. Основной проблемой Сервантеса, которая экспериментально развивается на протяжение всего романа – это проблема духовности в период бездуховной жизни, о возможности идеала в период отсутствия идеалов. Сервантес ставит эксперимент: а есть ли в реальной действительности вечных войн идеал?
Сервантес служил кардиналом, потом отказался от религии. Участвовал во множестве войн, четырежды сидел в тюрьме. Много раз попадал в плен, сражался на дуэлях, был приговорен к «усекновению правой руки», ему удалось избежать этой казни, но во время сражения он потерял левую руку. Сервантес прожил необычайно характерную для времени жизнь чудака, плута, рыцаря. Авантюрист – человек, который необычайно вмешивается в жизнь, деятельный герой, который обязательно найдет место в жизни. Сервантес – пример такого героя, герой времени. Сидя в тюрьме, в 1605 году Сервантес написал первую часть романа о Дон Кихоте. Очень скоро появилось анонимное продолжение Дон Кихота, потому что подобный герой был важен. В 1615 году написан второй том Дон Кихота. Во втором томе герои романа чувствуют себя героями написанного романа, они живут двумя жизнями: романною по роману, который вышел (они говорят об анонимных жизнях) и свою собственную. Как в литературе понимали образ ДК? Рыцарь, глупец, гротескный образ безумца, мудрый безумец, идеальный энтузиаст, лишний человек. Дон Кихот сам себя называл «исправитель кривды». Что-то подобное есть в гамлетовском монологе «век расшатался, вывихнутый сустав века»… Дон Кихот воспринимался как символ испанской нации. Испанцы утверждлают, что Дон Кихот - это типичное испанское творение, потому что та Дульсинея, которую он ищет – это реликт, это Бог. Дон Кихот – человек, в поисках Бога. Испанское литературоведение утверждает, что Дон Кихот – это христианин, ищущий Бога. Герцен: «Один из самых трагических типов, переживших свой идеал. Весь устремлен в прошлое». Тургенев: «Он весь самопожертвование. Он знает, зачем живет на земле. Весь устремлен в будущее». Испанская критика ХХ века: «От внутренней кихотизации народа будет зависеть будущее Испании». (статья написана во время фашизма в Испании). Испанская газета времен фашизма: «Вполне возможно, что народ, в котором есть что-то Дон Кихотское не всегда будет преуспевающим, но это не значит, что у нас нет своей миссии. Ведь когда-то надо будет бросить вызов львам, даже с самым неподходящим оружием. Нужен безумец, которые станет примером. Нужен Дон Кихот». Камю в Чуме скажет, что «чума непобедима», но это не значит, что против нее не надо бороться. Дон Кихот – очень немолодой человек, более 40 лет, очень смешной внешне – длинный, тощий, нелепый. Каждый день избитый, выброшенный из седла, просыпается, чтобы сесть на своего боевого коня Росинанта и отправиться спасать мир. Потому что если не он, то кто? Он знает, что будет избит и выброшен из седла и не получит ничего кроме тумаков, но на следующее утро он снова сядет в седло. Замки, которые представляет себе Дон Кихот – это то, чего не хватает мужчине, воевавшему 30 лет, - дом, мир, очаг, семья. Это то, без чего невозможно жить – покой. Сцена, когда Дон Кихот видит закованных каторжников. ДК глубоко убежден, что человек в цепях должен быть свободным. Эта идея (идея Возрождения) великолепно выражена. Те каторжники, среди которых было так много любителей посмеяться над дурачком, отплатили за свою свободу тем, что избили Дон Кихота. Но он продолжает веровать в то, что человек должен быть прекрасен и свободен. В любой сцене после любого поражения. Кто сумасшедший – Дон Кихот, который хочет чтобы каждый человек был свободен или мир, который создал такого человека, которые не может пользоваться своей свободой? Сцена: бьют ребенка. Ребенка бьет толстенный хозяин, Дон Кихот освобождает мальчика, через долгие годы он встречает его и мальчик клянет его, т.к. после его избили еще больше и кроме того, он лишился своего места. А значит надо пройти мимо когда бьют ребенка. Эти два мира: реальная Испания, реальные постоялые дворы, дырявые юбки; А над этим то, без чего жизни не бывает. Жизнь не может сводиться только к прозе. Кто же настоящий: те люди, которые поверили, что мир начинается и кончается заплеванными трактирами или тот, кто считает, что жизнь всегда несет в себе что-то. Над Дон Кихотами смеялись всегда, над теми, кто верит в добро. В процессе романа Санчо тоже «кихотизируется». Он не может больше жить только будничностью. Дон Кихот воспринимает мир целостным, т.е. в его сознании сосуществуют постоялые дворы и замки, крестьянки и прекрасные дамы, реальная действительность и то прекрасное, что в ней есть. В его мире – это единое целое. Он видит не только внешнюю оболочку человека, он видит сущность. Сцена с театром, высмеивающим рыцаря. Больше 200 страниц посвящены гимну рыцарству, потому что рыцарь по Сервантесу – это гуманист. Это медик, который найдет нужную траву, это астроном, который по звездам найдет дорогу, тот, который умеет написать роман, умеет вальсировать и спасать мир. Это идеальный герой. Спектакль построен на том, что над рыцарем (т.е. над идеалом) смеются рожи, те люди, которые твердо знают, что в них нет ничего рыцарского, зато они хорошо воюют. Дон Кихот со своим жалким оружием бросается на сцену и сражается с теми, кто бьет рыцаря. Мир для Дон Кихота не разделен на реальное и идеальное. У него он целостен. Он способен в реальности увидеть поэзию жизни, увидеть зародыш красоты, но когда во второй части романа для Дон Кихота начинает играть, изображать действительность то бывшая гармония распадается. Когда для него начинают играть, представлять, искажать реальность. Все его родственники безумно переживают за Дон Кихота, и они действуя с самыми благими намерениями, придумывают новый мир рыцарей, одевая крестьян в рыцарские одежды. Санчо поддерживает эту игру: «Вон твоя дульсинея на ослике едет». Дон Кихота начинают обманывать. Когда начинается подделка, гармония реальности начинает распадаться и он отвечает Санчо: «Волшебники помутили мой рассудок, это не Дульсинея, это крестьянка Альдонса на осле». Когда он понимает, что мир свелся к прозе жизни – войнам, инквизициям; а духовность и красота улетучились – наступает смерть Дон Кихота. У каждого Дон Кихота есть свой Санчо, которому он отдаст свой шлем. Диалектика соотношений Дон Кихота и Санчо такова. Первоначально они действительно противостоят друг другу. Как народная смекалка, хитрость, практицизм Санчо и гуманизм и вера в человека Дон Кихота. Это будто полюса, но весь роман строится на сближении. На диалектике взаимопроникновения, на «кихотизации» Санчо, на том, что они сближаются друг с другом. Дон Кихот говорит словами рыцарского романа, Санчо сыплет поговорками. В речи Дон Кихота появляются байки и прибаутки, а Санчо отправляет письмо жене стилем рыцарского романа, стилем Дон Кихота. Санчо говорит: «Зачем вы умираете, кто будет расколдовывать мир»? т.е. и в тексте романа Санчо становится Дон Кихотом.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2422; Нарушение авторского права страницы