Рецитация в восточных культурах
На санскрите термин «повторение рефла» звучит как джапа, что
в буквальном переводе означает «молитва», «шепот». Повторение
мантр широко используют большинство духовных школ, придержи-
вающихся индуистских или буддийских представлений о возмож-
ностях человеческого разума менять режимы своей работы.
Джапа может осуществляться вслух или про себя, с беззвучным
повторением слов, а также мысленно, когда слова мантры звучат
сами по себе, без возбуждения нервных центров, управляющих
мышцами лица и языка, ответственных за речеобразование.
Глава 1 В начале было Слово 200
С глубокой древности до наших дней дошло поверье, что каждая
последующая форма джапы в десять раз эффективнее предшеству-
ющей. Поэтому большинство индуистских и буддийских учителей
сразу же стараются привить ученику навыки мысленной джапы.
Вместе с тем, существуют десятки крупных индуистских сект, в
которых джапа осуществляется в виде коллективного пения какой-
либо мантры в сопровождении любого музыкального инструмента и
под любую мелодию.
Что касается продолжительности сеанса рецитации, то тут
буддисты и индуисты руководствуются одним правилом: чем больше
— тем лучше! В условиях монастырской или отшельнической жизни
джапа в течение суток может продолжаться по 16–18 часов! В
мирском, обыденном существовании времени на джапу, конечно же,
остается меньше. Однако и в этом случае ежесуточно необходимо
выделять для рецитации несколько часов.
Для контроля количества повторений мантры при умственной
джапе часто используют четки. Во всем мире, где бы четки ни
использовались, контроль рецитации является их основным назначе-
нием.10 Обычно они состоят из 54 или 108 бусин. Эти числа выбраны
«не с потолка». Они являются «космическими» и принадлежат так
называемому прецессионному числовому ряду, который связан с
третьим видом движения Земли в космическом пространстве —
прецессией. Это - движение оси вращения Земли по круговому
конусу, проявляющееся в медленном (полный оборот за 26 тысяч
лет) перемещении северного и южного мировых полюсов (первый
сейчас находится рядом со звездой Полярная ) вокруг соответ-
ствующих полюсов эклиптики, то есть точек пересечения оси
вращения Солнечной системы с небесным сводом (в современную
10 В некоторых духовных школах четки используются в качестве объекта концен-
трации внимания. Тренировка внимания в этом случае производится на
тактильных ощущениях, возникающих в пальцах при перебирании бусин.
201 Часть вторая Тренинг мозга
эпоху северный полюс эклиптики расположен в районе «головы»
созвездия Дракон). Интересно, что прецессионный числовой ряд в
древнем мире — Египте, Месопотамии, Индии и других странах —
был известен задолго до «официального открытия» прецессионного
перемещения оси суточного вращения нашей планеты. Обсуждение
этого интереснейшего вопроса, к сожалению, выходит за рамки темы
этой книги.
Западный вариант рецитации
В христианстве для ориентирования в количестве повторений
молитвы также используют четки. Но в них обычно 33 бусины, по
числу лет прожитых Иисусом Христом. В монастырях на вершине
святой для всех православных христиан греческой горы Афон иногда
используют четки с тремястами бусинами. Это вызвано тем, что
монахи здесь в качестве рефла применяют пятисловную форму
Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Реци-
тация производится обычно глубокой ночью, после вечернего сна. В
ночном мраке келии монах должен, как правило, повторить молитву
девятьсот раз, то есть совершить по четкам три круга, на каждой
бусине повторяя рефл.
В других местах, в том числе и России, особых правил по реци-
тации Иисусовой молитвы в христианстве нет. В наставлениях
святителя Феофана Затворника верующим людям рекомендуется в
начале обычного молитвословия по несколько раз творить Иисусову
молитву. Количество повторений сначала не должно быть большим,
но потом «по мере услаждения сею молитвой, прибавляй
понемногу». Появление в этой фразе термина «услаждение» далеко
не случайно, и мы вернемся к обсуждению этого в последующих
главах. Затем, если приходит «желание повторить положенное
число раз, не отказывай себе в этом». Начинать надо с небольшой
Глава 1 В начале было Слово 202
продолжительности рецитации: утром и вечером по 15–20 минут. По
мере привыкания, рецитацию нужно проводить не реже четырех раз
в день: два раза до обеда и два — вечером, произнося молитву до
300 раз. Феофан Затворник признает, что эти правила достаточно
условны и минимальны. Лучше всего, если человек постоянно в
течение дня «будет иметь в уме Иисусову молитву». Рецитацию
молитвы можно производить вслух, но больше пользы от ее
мысленного проведения. Православные монахи эту тренировку ума
обычно производят стоя перед иконами или сидя на низкой скамье.
«Всегда поминай Бога, и ум твой станет небом», — подталкивал
своих учеников к постоянной рецитации слова в виде имени Бога
один из основателей христианской церкви преподобный Нил.
«Непрестанно молитесь», — эта заповедь апостола Павла для
христиан означает непрестанную тренировку мозга. «Непрестанно
же не имеет ни предела, ни меры», — так интерпретируют этот завет
старейшие подвижники христианской церкви.
О чудесных результатах тренинга мозга с помощью слова в
культурах разных народов существует множество легенд. Есть они и
в православном христианстве. Одну такую притчу рассказывают
монахи Афонских монастырей.
Некий православный христианин был посвящен в Иисусову
молитву. Он был свободен от семьи, от работы и от всех других
мирских забот. Все свое время он посвящал рецитации молитвы и
поэтому достиг ощущения огромной любви к Христу. Его душа была
заполнена этой Божественной любовью. Он страстно желал
прикоснуться ко Святому Гробу Господнему и там насладиться
любовью своего возлюбленного Иисуса. Паломник поехал в Иерусалим
ко Гробу Господнему. И там, приложившись ко Гробу, его так пере-
полнили чувства любви к Иисусу, что он испустил дух! Люди, увидев
это, сказали: «Давайте-ка посмотрим, что скрывается в сердце
203 Часть вторая Тренинг мозга
этого человека! ». Сделали вскрытие, разрезали его сердце и остол-
бенели: в сердце были написаны слова: «Иисусе, сладкая моя
любовь…»
Рецитация в исламе
В исламском вероучении для подсчета количества произношений
зикра, как и в большинстве других религий, используют четки. Но в
мусульманской культуре они обычно состоят из 99 бусин, что соот-
ветствует количеству «прекрасных имен» Бога. Иногда используют
четки, аналогичные христианским, с 33 бусинами. Коран предпи-
сывает верующим: «Поминайте Аллаха многократно». Это — не что
иное, как наказ к постоянной рецитации слова. Рецитацию имени
Аллаха разрешается совершать в любом месте и в любое время, не
сообразуясь ни с точными часами ритуальной, обычной молитвы, ни
с ритуальной чистотой используемого места.
В старинной притче о знаменитом суфии Сахле и его ученике
повествуется о постоянном употреблении зикра и результатах таких
упражнений.
«Сахл сказал одному из своих учеников: «Постарайся на протя-
жении одного дня непрерывно повторять: “О Аллах! О Аллах! О
Аллах! ”, — и делай то же самое на следующий день и еще дни после
этого, пока ты не привыкнешь произносить эти слова». Потом он
велел ученику повторять эти слова и ночью, пока тот не усвоит их
так, что будет произносить даже во сне… Ученик послушно
следовал наставлениям, пока полностью не погрузился в мысль о
Боге. Однажды, когда он находился в своем доме, его ранило
упавшим сверху бревном. Капли крови, скатившиеся на землю,
составили надпись: “Аллах! Аллах! Аллах! ”»
Глава 1 В начале было Слово 204
Часто рецитация зикра становится весьма экзотичной. Например,
зикр «Аллах» при повторении постепенно усекался до последней
буквы. Ее произносили как «ха», повернув голову к левому плечу,
потом как «ху», повернувшись к правому плечу, затем как «хи» —
наклонив голову вперед.
Мы уже говорили о том, что «прекрасные имена» Аллаха часто
использовали в практическом целях. Выбор имени определялся
конкретными желаниями и нуждами молящегося. Число повторений,
необходимых для того, чтобы эти имена осуществили желания
человека, зависело от числового значения имени. Например, имя «ал
Рахман», «Милостивый», имеет числовое значение 299. Именно
столько раз его нужно повторять без перерыва ежедневно, чтобы Бог
стал к тебе милостивым.
В исламе существует целая система предписаний для верующих,
желающих как можно быстрее получить от Бога желаемое. Даются
четкие рекомендации, какие зикры и сколько раз повторять. Так, для
достижения небесного блаженства нужно повторять один из зикров
семь тысяч раз. До сих пор считается, что при выполнении этого
задания верующий может спасти себя от ужасов и мучений адского
пламени.
Тренинг: работа с рефлом
Вернемся, однако, к выбранному вами рефлу. С того момента, как
вы дочитаете эту главу, чтобы вернуться к книге завтра, начинайте,
не откладывая, рецитацию рефла. Лучше всего произносить
ключевое слово «про себя», в уме. Это более эффективно и надежно.
Кроме того, вы не будете привлекать к себе излишнее внимания
окружающих людей.
205 Часть вторая Тренинг мозга
Повторяйте рефл везде: дома, перед телевизором, или во время
приготовления обеда; в общественном транспорте или на прогулке и
во время отдыха; каждую свободную минуту на работе и службе.
Несомненно, вы не сможете повторять рефл, когда ваше сознание
занято решением конкретных и важных задач, когда вы разговари-
ваете и людьми. Но как только сознание перестало быть занятым,
при малейшей передышке — возвращайтесь к повторению.
Некоторые из вас могут столкнуться со смешной проблемой: в
первое время сознанию свойственно забывать о необходимости реци-
таций. Не осуждайте и не корите себя за это. Как только вспомнили,
— сразу принимайтесь за дело.
В первые дни, а то и недели, при повторении «про себя» слова у
вас непроизвольно будут двигаться язык, губы и лицевые мышцы.
Фактически вы будете произносить рефл словами, хотя и беззвучно.
Постепенно, по мере привыкания к рецитации, вы достигнете
нужного состояния: рефл непрерывно будет «крутиться» в вашем
сознании при полностью расслабленном языке и мышцах лица.
Уже через несколько месяцев тренировочных занятий многие
освоят «высший пилотаж» в рецитации: повторение рефла будет
сниться по ночам. Это означает, что вы устойчиво и надежно
заменили рефлом многочисленные и бесполезные, хаотически
рождающиеся мысли, желания и эмоции. Это первая ступень в
управлении собственным сознанием.
Рецитация рефла должна стать вашей первой и основной
привычкой. Приучить себя к слову не так трудно, как может пока-
заться. Попробуйте!
Глава 2 Подвиг внимания 206
Глава 2
Подвиг внимания
Концентрируем внимание
Если вы привыкли к постоянной рецитации рефла, не забываете
делать это каждую минуту, свободную от более важных дел, при
которых необходимо полностью загружать сознание, то вы готовы к
следующей стадии тренинга мозга — концентрации внимания.
Эта операция — наиболее важная часть тренировочной системы
по освоению сверхвозможностей мозга, можно сказать, альфа и
омега всей системы. Очень часто она ускользает из поля зрения
многочисленных современных толкователей древних духовных
систем. Именно физиологический процесс концентрации внимания
оказался для европейских интеллектуалов очередным камнем прет-
кновения в понимании фундаментальных отношений между чело-
веком и окружающим миром. Не сумев распознать сущности понятия
«религиозность» и главной роли человека в процессе «соединения с
«иным миром», европейские так называемые мыслители и философы
в последние столетия лишь трансформировали древнейшие знания
человечества в спекуляции на тему «тайных знаний». Так возникли
порождения нездоровых фантазий, известные сейчас под названиями
«европейская философия», «оккультизм», «теософия», «тайнови-
дение» и множество других измышлений на тему «устройства миро-
здания, место и роль в нём человека». Придуманные десятками
разных людей и представляющие собой несопоставимые друг с
другом умозрительные конструкции, эти гипотезы, тем не менее,
имеют общие черты: непонимание или игнорирование самого факта
существования «иного мира», либо чрезвычайно наивная,
упрощённая трактовка его природы и взаимодействия с ним человека
И, как следствие этого, отсутствие сколько-нибудь значимых практи-
207 Часть вторая Тренинг мозга
ческих результатов и прогрессивного развития. История европейской
«духовной культуры» последнего тысячелетия, вплоть до сего-
дняшних многословных рассуждений на эту тему «философов и
ученых — светочей современной культуры» — это очередное
подтверждение древнего тезиса: «Нет предела человеческой
глупости! ». Опираясь на исторические аналогии, невозможно отде-
латься от ощущения, что многовековые невежественные басни
западных интеллектуалов по поводу «духовной культуры», явятся
главной причиной будущей неизбежной гибели европейской цивили-
зации, которую они же ей и пророчествуют.
Физиологический акт концентрации внимания, его место в
трансформации сознания до сих пор остается непонятым психо-
логами и психиатрами, разрабатывающими разнообразные методы
психологической помощи человеку, защиты его психики от стрессов,
снятия невротических симптомов.
Функция внимания, как основной инструмент управления
работой сознания и мозга в целом, еще не обрела заслуженно
высокого места в приоритетах научных интересов нейрофизиологов
и врачей, изучающих функционирование нервной системы человека.
Только процесс тренировки внимания позволяет пройти предсо-
зерцательный этап изменения сознания. Очень развитое в трениро-
вочном процессе внимание дает психике возможность достигнуть
особого состояния — созерцания. Концентрация внимания, как
тренировочный элемент, является тем инструментом, с помощью
которого человек приобретает способность целенаправленного
управления собственным мозгом и посредством него — возможность
сверхъестественного взаимодействия с окружающим миром.
Сущность тренировки внимания заключается в периодическом
создании внутренних волевых усилий к фокусировке «луча
внимания», концентрации его на каком-либо объекте длительное
время.
Глава 2 Подвиг внимания 208
В зависимости от типа выбранного объекта концентрации в
процессе тренировки может быть задействован один из органов
восприятия или вербальный, словообразующий, аппарат мозга.
Тренировка внимания схожа с тренировкой, «накачиванием» мышц
тела: повторяющие усилия по преодолению сопротивления внимания
или мышц приводят в конце концов к их прогрессирующему
развитию.
Концентрация внимания как мозговой процесс характеризуется
двумя основными параметрами: глубиной внимания и однонаправ-
ленностью.
Глубина внимания — это степень концентрации на объекте.
Если воспользоваться сравнением внимания с лучом света от
фонарика, то глубина внимания — это степень сфокусированности
луча. Одно дело, если пятно света освещает большой объем, в
котором находится, например, десять каких-либо предметов. Совсем
иное дело, когда мы с помощью перемещения отражательной линзы
сфокусировали луч на одном предмете. Так и с глубиной внимания:
она тем выше, чем меньше в «луче внимания» находится отвле-
кающих объектов. Тренировка внимания приводит к увеличению
глубины или степени концентрации.
Второй параметр, однонаправленность внимания, имеет очень
древнюю, двухтысячелетнюю, историю и характеризует способность
внимания удерживать в «своем луче» объект концентрации опреде-
ленное время. Чем больше времени при определенной степени
концентрации вы удерживаете в «луче внимания» объект, тем выше у
вас однонаправленность внимания.
Главная промежуточная цель нашей тренировки внимания —
достижение состояния созерцания. Это состояние характеризуется
такой глубиной внимания, при которой оно способно концентриро-
ваться только на одном «материальном» объекте, не замечая «больше
ничего вокруг». В «луч внимания» в этом случае попадают и поло-
209 Часть вторая Тренинг мозга
жительные эмоции удовольствия, возникающие в сознании: восторг
и блаженство. Но они не оказывают отрицательного воздействия на
состояние созерцания, не разрушают его, не «отбрасывают» сознание
обратно в предсозерцательное состояние.
Что касается величины однонаправленности, то этот параметр
для достижения состояния созерцания, при максимальной глубине
внимания, древними мудрецами оценивался в несколько минут.
Сказанное означает, что ваше сознание резко «переключится» в
особое состояние — созерцание, если вы научитесь без сбоев и
отвлечений удерживать высокую степень концентрации внимания не
менее 3–5 минут.
Достигнуть этого не просто. Необходимо изо дня в день
терпеливо тренировать внимание посредством его концентрации на
каком-либо объекте. Но эта работа — сугубо внутренняя, она ни от
кого, кроме вас, не зависит. И она — благодарная. Ее результаты
гораздо выше и значимее для каждого человека, чем любой внешний
труд, никогда не дающий удовлетворения человеческих потребно-
стей.
Шаман и функция внимания
В результате тысячелетнего использования в древнейших обще-
ствах хорошо нам известного по собственному опыту метода
познания мира — проб и ошибок — были найдены приемы переклю-
чения сознания в предсозерцательное состояние. Отдельным, исклю-
чительным личностям удавалось перевести собственное сознание и в
созерцательное состояние, в котором появлялась возможность взаи-
модействия с «иным миром». Об этом свидетельствуют результаты
многочисленных этнографических исследований современных нам
племен и народностей, по своему развитию находящихся на уровне
каменного века. Используемые при этом психофизические приемы и
Глава 2 Подвиг внимания 210
методы мы сейчас называем шаманскими. А людей, владеющих
ремеслом переключения сознания в иной режим работы, именуем
шаманами, знахарями, колдунами и т. д.
Концентрация внимания в освоении этих методов, как правило,
еще не имеет осмысленного значения. Поэтому шаманское ремесло
зачастую основано на спекуляциях искусственно вызванными галлю-
цинациями. Однако высокопрофессиональные шаманы, которые
глубоко освоили методы управления сознанием, обязательно
используют психофизические приемы, основанные на концентрации
внимания. Они прекрасно понимают, что без развития внимания их
ремесло сведется лишь к обману легковерных соплеменников.
Например, как описывает известный ученый М. Элиаде, в одном
из родов современных эскимосов, анмасальских, шаман заставляет
своего 8–12-летнего ученика, уединившись, потирать один камень о
другой. Этот странный на первый взгляд процесс должен привести к
встрече ученика со своим будущим духом-помощником. «Из глубины
озера выйдет медведь, пожрет твое тело, оставив только скелет…
, — наставляет шаман. — Но ты вновь обретешь свое тело, ты
пробудишься…». Процесс потирания камней представляет собой
необходимый элемент, как мы сейчас выражаемся, «концентрации
внимания на повторяющемся однотипном физическом действии».
Через определенный промежуток времени этот процесс переводит
сознание в предсозерцательное состояние, когда мозгом могут гене-
рироваться визуальные галлюцинации.
Ученик для достижения необходимых изменений в мозге зани-
мается упражнениями по концентрации внимания на «потирании
камней» многие месяцы или даже годы. И, наконец, долгожданное
приобретение духа-помощника осуществляется, когда у ученика
появляются галлюцинации на заданную тему. Отныне он их будет
часто вызывать: ведь общение со своим духом-помощником является
неотъемлемым элементом шаманской деятельности. И в будущем
211 Часть вторая Тренинг мозга
ему на это потребуется совсем немного времени: десятки минут или
несколько часов подготовки сознания к переводу его в предсозерца-
тельный режим работы.
Но этим шаманское ремесло не исчерпывается. Чтобы стать
квалифицированным мастером своего дела, шаман должен освоить
методы взаимодействия с «иным миром». Он на практике должен
доказать соплеменникам свое умение творить сверхъестественные
явления. И шаман еще долгие годы посредством тренировки
внимания осваивает методы вхождения в созерцательное состояние,
в котором только и возможно инициировать сверхъявления.
Внимание охраняет сердце
Конечно же, шаманы в архаических сообществах даже в наши
дни не используют нейрофизиологическую терминологию типа
«концентрация внимания». Тысячи лет назад, также как и сейчас,
использовались иные, более расплывчатые понятия. Но смысл и
содержание тренинга мозга в последние тысячелетия не претерпел
изменений.
В древнейшем памятнике культурного наследия человечества,
Ведах, широко используются представления о «концентрации или
сосредоточении разума».
«…Тот, кто лишен сосредоточенности… не сможет постичь
другой мир своим разумом, не сможет достигнуть его…» — утвер-
ждается в Катхе-упанишаде, созданной в конце I тысячелетия до
нашей эры
В ведической литературе представления о концентрации и сосре-
доточении еще четко не отделены друг от друга. Только несколько
столетий спустя великий мудрец Патанджали напишет свои знаме-
нитые «Йога-сутры». В них он опишет «концентрацию ума» в
качестве первого неотъемлемого элемента психофизического
Глава 2 Подвиг внимания 212
тренинга мозга. Концентрация, на санскрите дхарана, в дословном
значении «крепко удерживать», означает сфокусированность
внимания на одном объекте. Для Патанджали, поборника ведиче-
ского мировоззрения, таким объектом было прежде всего слово.
Благодаря рецитации мантр, сознание, ум, становятся сконцентриро-
ванными в одной точке, считал индийский мудрец.
Наиболее глубокого понимания роли внимания и его тренировки
посредством концентрации в достижении особого состояния
психики через несколько столетий после Патанджали достигли
христианские исихасты.
«Внимание настолько должно быть связано с молитвой и нераз-
лучно с ней, как связана и неразлучна с телом душа» — вот общий
рефрен духовного завещания великих христианских подвижников.
В IX веке православный подвижник Филофей Синайский
называл «внимание ума» духовным Иерусалимом, куда ведут три
двери. Эти двери представляют собой стандартные для отшельников-
аскетов тех времен психологические и физиологические условия,
обеспечивающие достижение особого состояния.
Первая — «благоразумное молчание уст, хотя бы ум еще и не
безмолвствовал». Вторая — «воздержание от пищи и питья».
Третья — «очищающая дух и тело, есть непрестанное памято-
вание», то есть рецитация имени Бога.
В X веке константинопольский игумен, а затем отшельник-
исихаст с тридцатилетним стажем тренировки внимания Симеон
Новый Богослов пишет специальный трактат «О трех образах
внимания и молитвы». Это первое глубокое исследование внимания с
точки зрения взаимодействия человека с «иным миром». Выводы,
сделанные великим православным священнобезмолвствующим не
потеряли актуальности до наших дней.
213 Часть вторая Тренинг мозга
«Внимание должно идти вперед и сторожить врагов, как некий
страж. Оно первое пусть вступает в борьбу с грехом и проти-
востоит злым помыслам, входящим в душу, и позади внимания
пусть следует молитва…»
То, что мы с вами называли хаотическим, случайным процессом
мыслеобразования, рождающим в сознании рой мыслей, желаний и
эмоций, Симеон традиционно для христианства называет «врагами»,
«грехом», «злыми помыслами». Внимание должно сражаться с ними
с помощью слова. От эффективности этой борьбы за освобождение,
чистоту сознания зависит судьба человеческой души. Сумеет человек
победить, обуздать собственное сознание — значит душе своей он
обеспечил бессмертие.
«На этой брани внимания и молитвы с помыслами висит жизнь
и смерть души», — утверждает православный богослов.
В стародавние, дохристианские времена уходит традиция считать
сердце органом психики, сосредоточием психической жизни
человека, вместилищем умственных «врагов, грехов и помыслов».
Христианство подхватило и развило это представление. Исходя из
новозаветного постулата: «Как говорит Господь наш, от сердца
исходят помышления злые», — Симеон обосновывает необходи-
мость очистить сердце от скверны и охранять его от последующих
нашествий умственных врагов. Он пишет, что такой процесс
«охраны сердца» некоторые отцы-основатели христианства называли
«сердечным безмолвием» — исихией, другие — «вниманием»,
третьи — «трезвением и сопротивлением помыслам», четвертые
— «рассмотрением помыслов» и «охраной ума». Все они упраж-
нялись в этом «делании», то есть занимались тренировкой внимания,
и потому получили «божественные дарования» в виде способности к
чудотворению и другим сверхъестественным проявлениям.
Глава 2 Подвиг внимания 214
Об этом предупреждает всех людей и библейский Екклесиаст.
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое
радости во дни юности твоей», но помни, говорит пророк, что все
это — суета, и поэтому следует охранять свое сердце от «помыш-
лений злых».
Из Нового же завета Симеон приводит поэтическую, но весьма
точную по содержанию цитату: «если найдет на тебя прилог
дьявольский, то не позволяй ему войти в место свое», подразумевая
под «местом» сердце. Другие новозаветные авторы называют сердце
«клетью» и тоже говорят о необходимости «очищать и охранять» его.
Обращаясь к Евангелию, Симеон и там находит подтверждение
своим выводам о необходимости тренировки внимания: «И Господь
нам говорит: не возноситеся — не носитесь, как метеоры, то есть
не носитесь умом своим туда и сюда».
Знаменитую и непонятную большинству верующих строфу из
Евангелия от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть
Царство Небесное», — исихаст комментирует и объясняет с точки
зрения теории «тренинга мозга» и делает это очень точно и
правильно. Блаженны те, у кого сердце уже очищено и пусто от
«мирского духа», то есть помыслов. Такое «нищее духом» сердце,
«чистое», «безмолвное» достигло и пребывает в «царствии
небесном», то есть в «ином мире», который действительно одаривает
человека реальным физиологическим ощущением неземного
блаженства.
«Одним словом, — подытоживает Симеон, — кто не внимает
себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист
сердцем, чтоб сподобиться узреть Бога. Кто не внимает себе, тот
не может быть нищ духом… И обще говоря, нет возможности
стяжать добродетели иным способом, кроме внимания».
215 Часть вторая Тренинг мозга
Великий исихаст приходит к глубокому пониманию существа
христианской религии, весьма и весьма отличающемуся от точки
зрения официальной церкви: «Бог одного от нас требует, — того,
чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания».
Говоря о результатах подобного очищения человека, имея в виду
достижение состояния «обό жения», приобретение сверхвозмож-
ностей, Симеон говорит: «…что последует за сим деланием, с
Божьей помощью сам из опыта узнаешь, посредством внимания
ума, и держа в сердце Иисуса, то есть молитву Его» (Иисусову
молитву).
Глубокое исследование Симеоном Новым Богословом сути и
содержания психофизических методов приобретения сверхвозмож-
ностей, почти тысячу лет остаются основой для православно-
исихастских методов тренинга мозга.
Неудивительно поэтому, что в XIV и XIX веках русским
исихастам, прекрасно знавшим богословские труды византийца
Симеона и его последователей, было абсолютно ясно, что дости-
жение «иного мира» невозможно без постоянной и последовательной
тренировки внимания посредством его концентрации на слове.
«Для того чтоб научить ум стоять на одном (то есть концен-
трировать внимание — Прим. авт.), святые отцы употребляли
молитовки и навыкли произносить их непрестанно, — говорит в
XIX столетии своим духовным ученикам Феофан Затворник. — Не
забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим
повторением слов молитвы… Главное тут: стать вниманием в
сердце…»
Рассуждая о различных формах, или степенях, молитвы, русский
исихаст следуя учению Симеона Нового Богослова, различает их по
поведению внимания, о чем мы уже говорили выше, но повторим
здесь.
Глава 2 Подвиг внимания 216
Первая степень — телесная, читательская молитва. Она характе-
ризуется тем, что «внимание отбегает».
Вторая — «молитва внимательная: ум привыкает собираться…
Внимание срастается со словом…». Это — молитва умнá я.
Третья степень — «молитва чувства (или сердечная): от
внимания согревается сердце… Когда внимание сойдет в сердце, то
привлечет в одну точку все силы души и тела…».
Для нас сегодня чрезвычайно актуально следующее соображение
Феофана Затворника:
«Не спеши гнать одну молитву за другой, а с мерной длитель-
ностью произноси их… Не об словах заботься, а о том, чтобы ум
был в сердце11…Без внимания молитва не молитва. Следовательно,
это главное».
Подвиг внимания, по мнению мудрого святителя-исихаста,
заключается в том, чтобы «весь день напрягаться» в повторении
Иисусовой молитвы.
«Делаете ли что, говорите с кем, идете, сидите, кушаете», — в
уме всегда должна быть Иисусова молитва, которую современным
словом мы называем рефлом.
11 Епископ Феофан Затворник (в миру Георгий Говоров) считал, что человек
обычно «живет в голове, а в сердце сходит лишь тогда, когда головная работа
возбудит какое-либо чувство…» А надо, как говорит он, наоборот — «в сердце
быть неотходно, а голову совсем бросить, если встретится нужда… поработать
умом, но пусть он тогда работает, сидя в сердце». Сам же святитель поясняет,
как понимать выражение «сосредоточить ум в сердце»: «Ум там, где внимание.
Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце». При
этом нужно мысленно обратиться к невидимому Богу и следить за тем, чтобы
ничто постороннее не входило в сердце. «Тут вся тайна духовной жизни», —
заключает Феофан.
217 Часть вторая Тренинг мозга
Волшебное слово
Чтобы глубже понять, как отцы-основатели христианской церкви
представляли себе «механизм» взаимодействия человека с «иным
миром», в их интерпретации — с миром Божественным, еще раз
обратимся к основам христианского учения. Вспомним новоза-
ветную весть12 от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у
Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию…»
Современные ученые пришли к заключению, что фраза «и Слово
было Бог» переведена неточно. Правильнее было бы сказать «и
Слово было с Богом». Подобная неточность, по-видимому, возникла
не случайно, а обусловлена осознанным желанием подчеркнуть и
усилить смысл фразы. Можно предполагать, что интерпретаторы
текста Иоанна хотели подчеркнуть смысловую принадлежность
третьей фразы в знаменитом предложении к человеку.
В этом случае еще точнее было бы написание «и Слово было
“Бог”» с кавычками или «и Слово было о Боге», указывающее на
использование человеком термина «Бог» или имени Его в качестве
текста краткой молитвы или рефла, как это делают, например,
мусульмане, употребляя в качестве рефла термин «Аллах» или его
имена-определения.
Именно такое использование слова «Бог» выполняет желания
человека, наделяет его сверхвозможностями. Мы с вами уже знаем,
что рецитация любого слова делает его плотью, в полном смысле его
овеществляет посредством придания человеческому мозгу новых
свойств и возможностей.
12 Евангелие — от гр. «эвангелион» euangelion, (Сов.энцикл.словарь, 1979, с.420)
что означает «благая весть».
Глава 2 Подвиг внимания 218
В этом случае глубокий смысл всего первого предложения Иоан-
новской Вести становится более понятным: в начале Слово принад-
лежало Богу, но затем право распоряжаться им было предоставлено
и человеку, который при этом использует или сам термин «Бог» или
имя-определение Бога в качестве рефла. Этот смысл Иоанн еще раз
подчеркивает вторым предложением своего Евангелия, повторяя
сказанное ранее: «В начале Слово было у Бога».
Популярное: