Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политической культуре присущ полиструктурный характер.



В политической культуре выделяют структуру ценностных ориентаций, определяющих поведение людей в политической сфере. Г. Алмонд и С. Верба дали характеристику трех уровней ориентаций.

1. Познавательные ориентации, то есть знания о политике, в том числе о механизмах функционирования политической системы и ее отдельных институтов.

2. Эмоциональные ориентации, то есть политические традиции, ценности, идеалы и убеждения, отражающие чувства людей по отношению к политической системе, субъектам политического процесса и их конкретным действиям.

3. Оценочные ориентации, отражающие личное отношение индивида к политической системе, ее отдельным элементам, политическим событиям и личностям.

У. Розенбаум выделил следующие элементы этой структуры:

1. Ориентации относительно институтов государственного управления, политического режима, относительно «входа» в политические системы и относительно «выхода» из политической системы (оценка принимаемых решений и результатов их реализации).

2. Ориентации по отношению к «другим» в политической системе, что означает политическую идентификацию индивидов, их политические убеждения и их представления об основных нормах, регулирующих деятельность политической системы.

3. Ориентации относительно собственной политической деятельности, а именно степень политической компетентности и политической действенности индивидов, адекватная оценка как своих возможностей участия в политике, так и степени влияния такого участия на политическую практику.

А.И. Соловьев выделяет в структуре политической культуры мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценностные ориентации.

Мировоззренческие ориентации обусловлены философскими, религиозными, этическими воззрениями граждан. Отношение к политическому процессу на основе мировоззренческих ориентаций выстраивается с точки зрения жизненных целей и ценностей человека.

Гражданские ориентации формируются на основе общих политических и правовых знаний, которые позволяют осознать человеку возможности своего участия в политической жизни, реализации прав и свобод, присущих данной политической системе.

Конкретная практическая деятельность институтов власти, политических партий и лидеров, оказывая воздействие на граждан, рождает в них политические ориентации.

Кроме ценностных ориентаций, в структуре политической культуры выделяют политические стереотипы, политические ритуалы, политические традиции, политические мифы, политическую символику и политический язык.

Политическая культура выполняет ряд важных функций:

Ø идентификации, реализующей потребность людей в осознании своей групповой принадлежности;

Ø ориентации, заключающуюся в познании сути политических явлений и понимании возможности реализации своих целей и интересов в политической сфере;

Ø адаптации, выражающую потребность людей в приспособлении к меняющейся социально-политической действительности;

Ø социализации, обеспечивающую возможность приобретения людьми навыков и качеств, которые необходимы для участия в политической жизни общества;

Ø интеграции (дезинтеграции), обеспечивающую сохранение целостности государства через взаимодействие отдельных общественных групп в рамках существующих политических институтов;

Ø политической коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов политического процесса на основе общего политического языка и политической символики посредством существующих на данный момент способов общения и передачи информации.

Г. Алмонд и С. Верба в основу своей типологии положили такие составные части политической культуры, как ценности, образцы поведения и способы организации политической власти.

1. Патриархальная политическая культура, характеризующаяся отсутствием у большинства населения какого-либо интереса к политической жизни.

2. Подданническая политическая культура, для которой характерна сильная ориентация людей на поддержку существующей политической системы, сочетающаяся со слабой заинтересованностью в политическом участии.

3. Активистская политическая культура, носители которой не только интересуются политикой, но и сами активно в ней участвуют.

В реальной жизни существуют смешанные типы политической культуры, включающие в себя в той или иной пропорции элементы всех вышеназванных идеальных типов. Наиболее важным из смешанных типов политической культуры Г. Алмонд и С. Верба считали гражданскую политическую культуру.

Носитель гражданской политической культуры:

Ø положительно оценивает значение существования и деятельности правительства для общества в целом и лично для себя;

Ø имеет высокий интерес к деятельности правительства;

Ø испытывает чувство гордости за свои национальные политические институты;

Ø ожидает равного к себе отношения со стороны официальных должностных лиц государства;

Ø испытывает желание публично обсуждать политические вопросы в кругу друзей и знакомых;

Ø имеет возможность открыто выражать свои оппозиционные настроения;

Ø испытывает чувство удовлетворения от проведения общенациональных политических, в частности избирательных, кампаний;

Ø компетентно оценивает правительственную политику и понимает свою обязанность воздействовать на эту политику вместе со всеми согражданами;

Ø достаточно компетентен в использовании действующего законодательства для успешного противодействия возможным актам произвола со стороны властей;

Ø верит в то, что демократия является необходимой и желательной системой государственного устройства.

Д. Каванах считал, что национальные политические культуры отличаются степенью внутреннего единства и интеграции. На этом основании он выделил следующие типы политических культур:

1. Гомогенная политическая культура характеризуется наличием единых ценностных ориентаций для всех граждан, терпимостью к возможным проявлениям инакомыслия при четкой дифференциации политических ролей.

2. Фрагментарная политическая культура представляет собой совокупность резко отличающихся друг от друга субкультур, присущих разным группам населения.

3. Смешанная политическая культура характеризуется наличием различных ценностных ориентаций граждан, отличающихся от официально провозглашаемых норм и ценностей существующего режима.

4. Искусственно гомогенная политическая культура отличается, с одной стороны, массовой политической апатией, с другой стороны, искусственно инициируемой «сверху» политической активностью в поддержку существующего режима.

В. П. Пугачев и А. И. Соловьев видят основные различия политических культур Запада и Востока в следующем:

Ø если на Западе более распространена убежденность в том, что политическая власть может покоиться на физическом, духовном или экономическом превосходстве человека над человеком, то на Востоке существовала уверенность в божественном происхождении власти, не связанной ни с какими человеческими достоинствами;

Ø если на Западе к политике относились и относятся как к разновидности конфликтной социальной деятельности, строящейся на принципах честной игры и равенства граждан перед законом, то на Востоке сформировалось отношение к политике как к подвижнической деятельности, недоступной простым смертным, а являющейся уделом лишь выдающихся личностей. На Востоке политика понималась как средство достижения гармонии и мира, причем возможность случайных событий в политической жизни отрицалась;

Ø на Западе личность осознавалась как самодостаточная для осуществления ею властных полномочий, на Востоке личность таковой не признавалась, а предполагалась необходимость в посредничестве в отношениях между личностью и властью;

Ø если на Западе утвердился примат идеалов индивидуальной свободы, то для Востока характерен приоритет идеалов справедливости;

Ø на Западе принято признавать индивида главным субъектом политического процесса, а государство считать гарантом прав и свобод личности, инструментом достижения целей и реализации интересов отдельных групп и индивидов, зависимым от гражданского общества. На Востоке главная роль в политике отдается элитам, за государством же признается функция патроната над отдельными людьми; кроме того, на Востоке доминируют ценности корпоративизма, то есть личность подчиняется руководителям общин, сообществ, групп;

Ø на Западе утвердился плюрализм форм политической жизни, сложный характер организации политических систем, демократический характер политических режимов; на Востоке долго сохранялось тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поискам харизматических лидеров, предпочтение коллективным формам политического участия при безусловном подчинении личности исполнительной власти;

Ø для Запада в целом характерно рациональное отношение к исполнению политическими элитами и лидерами своих управленческих функций в соответствии с нормами общественного договора, здесь утвердилось мнение о необходимости общественного контроля над их деятельностью; на Востоке имеет место сакрализация (обожествление) власти и ее носителей при отсутствии убежденности в необходимости контроля над их действиями;

Ø если для Запада характерен примат общегосударственного кодифицированного права над частными нормами и местными обычаями, то на Востоке, наоборот, приоритет отдается местным правилам и обычаям перед формальными законами государства;

Ø на Западе довольно рано пришли к пониманию различий моральной и политической мотивации политического действия, на Востоке же сохранилась тенденция к сглаживанию противоречия между моральными и правовыми мотивами политического поведения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
  2. В рабовладельческом обществе способ организации промышленности носил ремесленный характер. Ремесло основано на ручном труде при отсутствии технического разделения последнего.
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
  4. Возникновение и эволюция политической мысли от древности до нового времени
  5. Вопрос 40. Структура политической культуры
  6. Вопрос № 32. Функции политической системы
  7. Вопрос № 5 Институционализация политической науки в Республике Беларусь
  8. Восприимчивость к чужой культуре
  9. Впорос. сциентизм и антисциентизм, наука и паранаука, функции науки в культуре.
  10. Глава 1. Психолого-педагогические и анатомо-физиологические особенности организации урока по физической культуре с учащимися 8-9 классов
  11. Глава 15. Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре
  12. ГЛАВА 3 ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ, СЕМЬЕ И КУЛЬТУРЕ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь