Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Впорос. сциентизм и антисциентизм, наука и паранаука, функции науки в культуре.



 

Некие идеологии

 

Сциентизм (19 век начало с научно технической революцией) - неотрефлексированная вера, что наука это ответ на все вопросы. Источник всеобщего прогресса. верование, предрассудок, как и антисциентизм - все проблемы от науки.

 

Антисциентизм (19 век) простой консерватизм на уровне домохзяек. наука так быстро растёт не всегда можно предсказать последствия этого необузданного роста. промышленое производство и ремесленники теряют рынок, соц проблема. как ребёнок с гранатой. оружие массового уничтожения. вопрсоы этики. пробелма индустриализма.

 

Паранаука - деятельность, которые зачастую считают себя учёными, но научный мэйснтирм наунчой деятельностью не считает. астрология, хиромантия, парапсихология, уфология. исследование явлений, который плохо воспроихводятся. нарушаются методологические принципы. некоторые паранауки - астрология (прецезионный эксперимент, наблюдение, лабораторный журналы, каталоги звёзд, базировалась на аристотелевской метафизике, появилась новая и ушла из мэйнстрима) и алхфимия (аристотелевская метафизика отшола и наука тоже) - покинули мэйнстрим. алхимия из китая внутренняя (менять состяоние челвоека с помошь веществ - влиять на состояние гармонию, потом переняли индусы, потом арабы, потом мы) и внешняя. сейчас внутреняя - это китайская медицина, гимнастики, на базе старых метафизики и методолгических принципах. парапсихология появилась в конце 19ого и в начале 20-40ых 20ого века получила развитие серъёзное. сложно воспроизводить и нарушается принцип наблюдаемости. один только опыт РАйана с карточками зейнора, имеет статистичсекий успех. угадывали 5 с половиной карт из 25. томас юнг - синхронистичность.

 

Лженаука - надувательство. фильтры петрика. номенклатурная наука, не наука, имеет наукоподобную форму. распил гос средств, в связке с чиновником. липовые диссертации. стали скрывать свои кандидатские, чтобы люди не знали, лажа. эти люди в науке работать не собираются, цена их вклада 0. они занимаются номенкулатурнйо наукой, в систему высшего образования. аткие люди вреды для научного сообщества. они расправляются в универах с людьми шараящими и которые смогут вас выпалить. разрушают универы так. сэысис за 4 года. вредные. в 19ом веке только из-за некомпетентнсоти, был подлог и липовые работы, не потому что люди хотели заработать, а просто крыть некомпетентность.

 

декарт придворный учёный при дворе шведской королевы кристины 17 век, патронат. лейбниц, конце 17ого века, придворный учёный при фридрихе великом. этос силён - набор социальный идеалов, бессеребриничество, жажда знаний. когда наука становиться преимущественно прикладной, социальные девиации начинают нарастать. чтобы достичь успеха в науке - нужны связи там же, всегда было, сейчас усугубляется. в науке появились лазейки, куда предприимчиыве лжеученые могут попасть.

 

Истина. 18 19 20

 

истина 19 вопрос.

 

Истина. Понятие истины сформировалась в эопху античной греции, похожи понятия были в индийской философии. ситуации в которых появлялось понятие истины - здорово кореллируют. одоранговые столкновения и необходимость найти некие парвила для дальнейшего вазимодейсвтия. правила объективные не зависимые от чъей то начальствующей воли. в конечном счёте выливается в закон. поняти истины появляется где правит не человек а закон - где столкновение одноранговых единиц, где нет начальствующего диктата над ними. впервые у Парменида пожалуй. противопостовлял истину мнению. парменидовское бытие - народное, неизменное. у эллиатов своеобразное. истину можно достичь рациональным путём. Платон и Аристотель.

 

Классические определения истины или определения истины как соответствия.

Платон - “тот кто говорит о вещах такими какие они есть - тот говорит истинну, тот кто говорит иначе - лжёт”. когерентное определение истичны (латинское - соответсвтие). о соответствии словам вешам. на языковом уровне. человек может говориьт не правду либо из-за заблуждения или из-за того что хочет сказать неправду, намеренно лжёт.

Аристотель - “соответствие мыслей и предмета”, правильно ли ты понимаешь вещь. на уровне понятийном, уровне мышления. заблуждение - ситуация когда у человека нет соответствия мысли предмету. нет места намеренной лжи. соответствие правильное, а слова лживые.

 

Историки считают аристотелевское опеределние лучше, но первое появилось Платона.

 

В какой ситуации возможно такое соответствие мыслей и предмета. Это возможно, когда предмет можно интерсубъективизировать. если есть возможность для избавления от субъективности. появлясяется возможность для общего понимания предмета разными людьми. считается что истина одна, понимаие должно быть одно. как этого понимания достичь. у Платона есть объективный мир идея, вне человека, но у человека есть прямой доступ. у Аристотеля сложней. Идеи Аристотеля - сущности в мире вещей растворены, у человека есть возможность через разум восприниять мир вещей и выделить из вещей сущнеости, с помощью разума -рацио. у платона есть прямой доступ к высшей реальности, у аристотеля нет. мы постигаем сущности мира, постигая природу. чтобы выделить истину из природы надо провести работы. у всех механизмы работы разума примерно одинаковые - надо превратить его в инструмент, чтобы все люди получали примерно одинаковые выводы. проект - изучения реальности через язык. анализ язык, аристотель достиг результатов. чтобы метод постичь нужна серъёзная работа. и постигнем мы ли эот метод в полной мере, чтобы достичь эту итнерсубъектинвость.

 

придти к истине - элементы объективной философии.

 

Протагор, горгий - софисты - наёмные учителя риторики. аргументированное обоснование мнение. дать достаточное кол-во аргументов.

 

Человек мера вех вещей - Протагор. сколько людей столько и мнений. человеческое восприятия зависит от опыта и состояния. Софисты предпологали что истина возможна. мнение более обоснованное - более высокого качества. мнение здорого более качественное чем больного, мнение дилетана хуже чем мнение профессионала. рационально обосновать даже хорошее мнение невозможно, воспринять в полной степени. Горгий - что либо познать невозможно, даже если познаешь, не сможешь сказать, тк слова есть ложь, но если сможешь сказать, тебя не смогут услышать, тк у всех свои меры. полный субъективизм. звуки в пустоту - люди тебя услышат по своему. опять же разрым между уровнями мышления и слов. начинается скептическая традиция. платон и аристотель дало иснтрумент для разрушения чужих мнений. метод сократовской диалектикой, вопросов и ответов - полезен для разрушения. (про Сократа знаем через Платона и тут много вопросов). Аристотель даёт ещё и логику как инстурмент. Мощная школа, которая разрушает философиб и она превращается в живописную пустыню. Скептики - разрушители, пользуются субъективизмом и методом классической философии. Зачатки роста пошли после них в античности. Неоплатонизм 2-3 нашей эры. 5-6 античность закончиться, начнётся раннее средневековье.

 

Неоплатонизм как черта под антчинсотью. иерархия степеней реальности. мир материальный - не высокое место, грубый и не совершенный в нём возможно зло. мир вечной красоты и вечного блага по ступеням выше. низкий статус имела материя. в античности материя одна из причин что мы имели не верное мнение - платонм сказал что материя всё искажает, материализация идеи сильно её уже искажает. неоплатоники считаю материю препятствующим фактором но не всеобъёемлющее, как у платона. платон говорил, что постигать материальный мир вообще бесполезно, т.к. он даст большое разнообразие мненией. постигать надо сразу вечный мир идей. у неоплатоников - материя примитивна и разумному существу она не помешает. весло погруженное в воду выглядет изломано, но у этого излома есть причина и эту причину мы можем понять. можем понять причины этих девиаций в мире и познать истину даже через эмпирическое материальное наблюдение. неоплатоники самая далёкая от материи философия, тем не менее делают возможной эмпирическое исследвоание. высок статус математикик, как и у платона. в отличае от него - математику можно применять к миру материальных объектов. некие зачатки нового роста, который случился в 17ом столетии, опявление новой науки. неоплатоники уставшие люди - век пессимизма, чтобы постигать мир а не бежать от него/, как делали платоники. всё что считали ценным рушилось - римская империя. достаочно было добавить немного оптимизма позднего средневековья.

 

спор хороший способ улучшить своё мнение, но непостигаеться истина. релятивисты - истина это регулятив недостижимый реально, есть степень обоснованности мнения.

 

демиург - бог, создатель по гречески. гермес - толкователь формой богов. иисус. наше сознание постигает твроениея бога.

 

Внеоплатонизме и платонизме - эйфория при приходе к новой мысли. греки такие переживания относились серъёзно. человек постиг идея и в знак того что он прикоснулся к божественному он почувстсвоал эйфорию, чувство озорения сопровождается душевным подъёмом. значит человек наткнулся на истину, в неоплатонизме примерно так же. в христианстве - на челвоека снисходит святой дух. ты не моежшь ошибаться6 ты достиг финального. процесс постижения истины с такой эйфориеей - откровение. получение истинного заниня. настоящее откровение - надо пройти определённый стадии особой подготовки, отрешиться от мира, уйти в пустыню, быть монахом, толкьо откровенния таких людей - может быть ценным. простая эйфория не надёжный индикатор. в литературе 19ого столетия опиаты, кокаин, эйфорию люди испытвали от средств медикаментозных.

 

Святой Августин - отец основатель церкви. Фома аквинский - великий толкователь или Нкиолай Кузанский.

 

К излёту мредневековья было много мнеинй. их достижения были получены путём откровения и все они говорила разные вещи - это было проблемой. откровение у всех одно, об одном божественном мире, а все говорят разное. Декарт (иезуитскую коллед ля флеш) он говорил насколь разные вещи говорят разные уважаемы люди. как относиться к их словам. ему пришлось от этих слов отказаться. мнение отцов оснвоателей, как августин, оно безусловно ценно с культурной точки зрения6 но вряд ли истинна в последней интснации. какой поиск истины - надо выработать метод. просто откровение не годиться6 оно тоже субьективное. метод Декарта - метод должен быть прост и очевиден, понятен всем, чтобы добиться интерсубъективности. начать с очевидных для всех истин, ниже которых опуститься невозможно. в этом совневаться не возможно он думал, но в этом стали сомневаться ещё при его жизни.

 

Надо собирать собор - большое кол-во теологов будет приниматься общее мнение, а остльное клеймиться как ересь. примерно тоже возникло и в науке. картезианцы стали пользоваться декартовым методом, но последнее слово стало конвенцией. большая часть людей соглашалось со мнением и оно считалось истинным.

 

Альтерантивы - эмпиризм одновремнно с Декартом. ещё с античности к чувствуенному восприятию относились с подозрением, в чувсвтвенности много мороков, Бэкон говорит, чтода и в дальнейшей интерпритации эмпирии тоже есть ошибки, но эти ошибки можно рационально понять. выделил причины для таких девиаций. бэконовские идолы - надо создать метод, чтобы их обойти, можно достичь интерсубъективизации, источником истины может стать даже опыт. Гопс - к этому опыту нужно добавить ещё долю разума, рацио и тогда достигнем истины, а Лок говорит что истина достижина, в опыте не в полной мере, есть первичные и вторичные качества и только первичным качествам (форма и тактильные ощущения) он доверял как интерсубъективным. а вторичные качества (вкус, цвет) - субъективные.

 

Юм всё подвергает сомнению. Подвергает сомнению причинность (рационалисты) и индукцию (священная корова эмпиризма). потом Кант за разрушителем пришёл - говорит что некоторые намёки на созидание есть уже у Юма. есть некий агент который обеспечивает привычку. Кант концентрируется на агентах фомрирующий привычку, приходит ко мнению, что они доопытные и опыт обеспечивающие. механизмы работы разума интерсубъективные. опыт тоже быть интерсубъективным - тк мы смотри в один и тот же мир, мир нам не доступен, но нам доступен мир феноменов и он интерсубъективный, мы перерабатываем органами чувств, а потом разумом внешнюю информацию таким образом что она перерабатывается боле или менее одинаково, а интерпритация появляеться уже потом как неок культурное наслоение и можно разобраться. мир ноуменов не доступен. важно выделить в нашем знание, в котором сомневаться не приходиться, эта часть имеет непосредственую свзять с нашими априорными формами. лоигка, маетимака, геометрия от них можно подниматься выше.

 

Прагматизм - если до этого все воспринимали процесс постижения опыта как пассивное действие объекта на субъект (перерабаывате субъект и перерабатывает образ, аристотел говорил о их соответствии, если мы постигли суть предметов - то достигли истины), то прагматики указали ещё не только воспринимать на объект, но и првоерять, действовать на него и проверять теорию. американски прагматист Пирс и марксизм Энгельс (практикая вляется критерием истины).

 

Врагматизме ещё одна идея, полу прагматистская, полу утилитаристская (англ середина 19 столетия Джереми Пентам, Джон Стюарт Миль) - важно такое сконструировать в себе понятие о предмете, чтобы оно играло пользу всему человечеству. постилги ли мы предмет полностью до конца. наше постяжение метрии из кварков?

 

К кончу 19 столетие никто не вирл, что объективная истина достижима. кроме кантианцев, которые верили что из большого культурного многообразия можно вытащить то исходное. уже неакантианцы говорили что наше вопсриятие культурно обсуловлено и вытащить априорную форму оттуда нереально. они сказали что сам кант ошибся что он получил евклидову геомертию из нашего восприятия реальности, через несоклько десятилетий после канта появились неевклидовы геометрии.

 

Попер - ряд последующих теорий, которые возникают как развитие некой науки, почему теория заменяет другую - позитивный сдвиг проблем (так назвал лОКАТОС) критерий роста правдоподобия - если посмотрим на эмпирию, которая способна описывать каждая из этих теорий, то эмпирическая область - расширяется. матрёшка. насколько широка область можно говорить о некотором рпогрессе, достигается через увеличение эмпирии, которое может описывать тоерия. ограничило прменение старой и задало границы её применимости. рост правдоподобия.

 

Авторитарная концепция истины, истину говорит авторитет/6 была развита в средневековье. основсной способ получения - через откровение.

Общеснзначимость - через церковный собо, в то что верят большинство. конвенцианальная концепция истины.

 

Экономия мышления. был принцип простоты и бритва оккама. концепция маха (втрой позитивизм? ) через экономию мышления. ступени этой экономии постигаются постепенно, сначала боле сложная, потом больший спектр эмпирических явлений, но при этом упроащется теоретичсекая картинка. в конечном счёте достигаем больше экономии мышления. в меньше кол-во исходных теоретических положений запихиваем больше кол-во эмпирии.

 

Непротивроречивости, когерентности. Истино то что н епротворечиво. Лейбник в новое вермя явно заявил, потом все философы математики, вплоть до гильберат.

 

Полезность - бентан, миль, близко к прагматизму. - обсуждали выше.

 

Отказ от понятия истины в современных концепциях философии науки. кун, феерабенд (относят к релятивизму, не предпологает истины, у куна и феерабенда понятан причина, кун - общественно социальные причины видит в принципиально недостижимости интерсубъективности, феерабенд более глубоекое понимание, помимо общественно социальных причин есть логическая невыводимость значмиых преложений наблюдений, некий внелогический переход. наука наполнена такими внелогическими переходами по крайней мере от эмпирии к теории, помкольку там нет логики, каждый исследователь волен сам выбирать себе обоснование этого внелогического перехода, в индукции логики нет)

 

Локатос его позиция близка к поперу - можно в принципе найти рациональные критерии для предпочтения той или иной теории. вт ой же степени он отвергает понятие абсолютной истины, в такой как и попер - у них это регулятив. тут нет полного отказа. истина как рпедельный случай последовательности наших теорий.

 

 

Тулвин в борьбе все проитв всхе у животных - закрпепляются изменения в генотипе, такая же борьба теорий. эволюционная эпистимиология.

теория агрмуентации - релятивисткая - для юристов -есть разные мнения, но некоторые лучше и их надо просто обосновать он и тсроит систему обоснвоания. через статистику к примеру. у челвоека светлая кожа, вешнуки и рыжие волосы. человек блы долго на солнце - два посыла и можно сделать вывод - в коже мало меланина -1ого уровня, если долго на солнце - ожог, либо рак, второго уровня. обоснование - все люди, которые имеют такой цвет кожи волосы у них медостаток в коже меланина, второе обсонвоание все люди у которых мало меланина подвержены солнечной радиации.

 

Соотношение истины и заблуждения. когерентная теория истины. заблуждения - когда человек искренне верит в свою ложь. может высказывать и вводить в заблуждение людей. мы не имеем права человека в чём то винить. тэому могу менять психологические причины, некое культурное давление.

 

Фалибилизм - концепция, любое знание подвержено ошибкам, в неком будущем будет опровергнуто иногда причисляют Попера (подлинно научное знанеи подверженно фальсификации) но это не то, фалибилизм это принчипиальная погрешность знания, человеку свойсвтенно ошибаться, всё что знает человек - ошибочно и в будущем будет улучшено. не надо цепляться за мнение, если есть возможность перейти к более аргументированному - то переходи. всё что я знаю ложьт - сознательно можно искать и улучшаять знания - это позитивно. сократовское я знаю что ничего не знаю ведёт к увеличению знания в конце. можно воспринимать как и вредное. можно разрушить любое знание.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь