Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Категории диалектики и их методологическое значение для медицины (общее и единичное, сущность и явление, причина и следствие).



Категории диалектики - это широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, объектом выступает развитие.. Смысл диалектики: анализ отдельных форм диалектики показывает, что ее конкретно-исторический смысл изменяется, но данные изменения целенаправленны.. Особенное – философская категория, выражающая относительность, обособленность, дискретность, отграниченность объектов друг от друга. Единичное - это философская категория, выражающая присущие особенному специфичность, неповторимость, индивидуальность. Общее - категория, выражающая существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие отдельным явлениям определенной группы. Методологическое значение этих категорий в том, что они ориентируют на поиск специфического в явлении, процесс познания начинается с единичного и от него к особенному и общему. Категории единичное, особенное, общее, отдельное используются при диагностике.Сущность и явление есть объективные, находящиеся в неразрывном единстве стороны и связи предметов. Закон их диалектической взаимосвязи заключается в том, что сущность определяет специфику явлений и обнаруживает себя в них, а явление зависит от своей сущности и неизбежно несет на себе ее отпечаток, «сущность является, явление существенно». Сущность и явление не одно и тоже. Форма проявления никогда не совпадает с сущностью. Отсюда противоречие между ними, которое объясняется тем, что на формирование явления влияют два фактора - сущность и внешние условия. • Сущность внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, а явление есть внешняя, более подвижная сторона предметов и процессов, представляющая собой выражение сущности. Единство формы и содержания есть единство противоположностей. Их единство постоянно развивается. Содержание - совокупность тех процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существенное развитие и смену их форм. Форма - способ организации содержания. В медицине форма и содержание мыслятся как структура и функция. Структура и функция диалектически едины. Не может быть бесформенного содержания, как и бессодержательной формы. Категория сущности-явления поднимает проблему «начала болезни» и патогенеза. Процесс познавания здорового и больного организма идет от явления к сущности. В повседневной деятельности врачу постоянно приходится совершать переход от доступных органам чувств явлений к скрытой от них сущности. Причина и следствие - философские категории, отображающие одну из форм объективной, всеобщей связи и взаимодействия явлений. В данных конкретных условиях причина порождает следствие, последнее в других условиях само может быть причиной другого следствия. Различия между причиной и следствием имеет абсолютное значение лишь в данных конкретных условиях, для других же условий оно имеет относительный характер. Представление о том, что все явления и вещи чем-то обусловлены, определены, связаны друг с другом лежит в основе философского учения, которое называется детерминизмом. Есть два вида детерминизма - диалектический и механический. Диалектический детерминизм исходит из признания всеобщей связи и обусловленности явлений действительности, из признания многообразия форм проявления причинности. Механический детерминизм ограничивается лишь рассмотрением одних причинных связей, и то только в форме внешних, простых механических взаимодействий. Категория причина-следствие указывает на необходимость выявления повода, причины и следствия заболевания (монокаузализм, конденционализм, механицизм). Монокаузализм - течение в медицине XIX века, согласно которому объяснение одной причины возникновения болезни равносильно объяснению самой болезни. Конденционализм - течение в медицине XIX века, согласно которому течение болезни зависит не от причины, а от условий ее прохождения. Механицизм - течение в медицине XVII-XIX веков, согласно которому объяснение одной причины возникновения болезни равносильно объяснению самой болезни. Применительно к медицине под причиной следует понимать то, что придает специфичность и качественное своеобразие тому или иному процессу. Под причиной современная патология понимает то, без чего патологический процесс не может возникнуть, несмотря на наличие определенных условий. Причина болезни - не только внешний фактор, но и реакция организма на этот фактор. Необходимость и случайность являются противоположностями, которые при определенных условиях могут превратиться друг в друга. Диалектика их состоит в том, что случайность представляет собой пересечение необходимостей, что случайность выступает как форма проявления и дополнения необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Необходимость является существенной стороной закона. Случайность же связана с законом через необходимость. Необходимость - это категория для отражения общего, типичного, устойчивого в явлениях и процессах действительности. Категория случайности, наоборот, отражает единичное, поверхностное, преходящее. Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие процессов и явлений, когда они с неизбежностью вытекают из предшествующих событий. Эта установка должна быть для врача исходной по отношению ко всем исследуемым процессам, в том числе случайным. Необходимо помнить, что нет беспричинных случайностей. Категории возможности и действительности ориентируют человека на опору в своей деятельности. В организме человека постоянно происходит процесс превращения возможности в действительность. Болезнь человека содержит возможность выздоровления, а здоровый организм обладает возможностью заболевания. Так, попадание возбудителей инфекции в организм не ведет автоматически к возникновению болезни, являясь лишь возможностью заболевания. Для превращения возможности заболевания в реальную болезнь необходимы благоприятные условия (ослабление иммунологической реактивности, вирулентность возбудителя, наличие входных ворот и др.).


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

 

1. Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон).

2. Проблема сознания в истории философии: основные концепции.

 

Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)

 

Космоцентризм (материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, - основной предмет изучения)

-Онтологизм (философы этого периода искали «причины и начала бытия»). Из чего всё? – основной вопрос

-Человек и общество, с точки зрения досократиков, оказываются включенными в космические ритмы жизни. Человек – это Микрокосм.

Выделяют 2 основных направления доклассической философии:

 

1) " ионийское" - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит

Эфесский.

Характеризуется:

• эмпиризмом

• сенсуализмом (разновидность эмпиризма)

• акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира

 

2) " италийское" (пифагореизм и элеаты - Пифагор, Парменид, Зенон).

Характеризуется:

• приоритетом рационально-логических начал

• интересом к числовой и структурной ипостаси вещей

Милетская школа:

Фалес

Фалес как ученый:

1. принес в Элладу из Египта геометрию(установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник)

2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев

3. объяснил причину солнечного затмения

Фалес как философ:

Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес.

Фалес считал первоосновой воду (архэ) - " все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это " физис" (жидкое состояние вещества).

Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем.

С другой стороны, это не просто вода, а вода " разумная", божественная.

Мир - изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением»

Первопричина мира – соотношение противоположностей.

 

Анаксимандр

Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

• первоначалом всего сущего считал " апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится

«апейрон» содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени)

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы" ) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина)

Анаксимен

-первопричиной всего сущего считал воздух

Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. " Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную"

-выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)

-проводил параллели между душой человека (" психэ" ) и воздухом (" пневмой" ) - " душой космоса"

- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами

 

Гераклит

• первоначалом всего сущего считал огонь

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (" в одну и ту же реку нельзя войти дважды", «всё течёт, всё изменяется»)

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории

• признавал относительность окружающего мира (" морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим)

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум

• выступал за материальность человеческой и мировой души

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности

движущей силой всех процессов считал борьбу: " война (борьба) есть отец всему и мать всему"

 

Парменид и Зенон

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.

-Поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же)

(Мысль и то, что я мысль – одно и то же)

-Полностью исключает движение (По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).

-В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.

Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.

Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.

 

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.

-Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.

-Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

-Из не подвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания

-Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем

-Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может закончиться, так как оно не может начаться

-Второй - АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его.

-Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.

2.Проблема сознания в истории философии: основные концепции.

Сознание – это особое состояние духовной активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Каждая эпоха имела свои представления о сознании. Античная культура открыла одну сторону сознания – направленность на объект, на мир. Философия античности космоцентрична, античный человек живет космосом, вещами, нет навыка сосредоточения на самом себе. Христианство породило потребность во внутреннем сосредоточении на собственных переживаниях. Теоцентризм средневековой культуры, необходимость общения с Богом породили новую практику общения – молитву, исповедь. В ней человек должен отключиться от потока жизни, сосредоточиться на себе

Плотон выделял 3 уровня духовности: 1)высший – связь человека с Богом; 2)уровень рефлексии и разрушений, связанных с мирской жизнью; 3)господство инстинктов и страстей.

Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше обозначил словами: «Бог умер! ». Переосмысление проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и небесному. Сознание теперь понимается как чисто интеллектуальная деятельность. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем победили правила логики.

Маркс утверждает, что сознание есть субъективный образ объективного мира. В структуре внутреннего опыта сознания стали доминировать материальные интересы и сознание стало ничем иным как осознанием этих интересов. Морально все, что приносит материальный успех.

В философии условно можно выделить следующие подходы к пониманию сознания: 1. монистический; 2. дуалистический.

Дуализм признает равноправное существование двух субстанций: материи и сознания, каждая из которых развивается по своим собственным законам и существует независимо от другой.

Материалистическая и идеалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание есть особая нематериальная свободная по своей сущности духовная активность. Материя в рамках этого понимания представляет собой деградирующее сознание, потерявшее свою активность.

Объективный идеализм – сознание абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность. (Платон, Бердяев, Гегель). Идеи первичны, а действительность, в которой живет человек – вторичны. Идеи не являются продуктом человеческого разума, напротив, идеи существуют вне и независимо от человеческого разума.

Субъективный идеализм: трансцендентальная концепция сознания – Кант – сознание есть специфическая общечеловеческая идеальная активность. При всех различных вариантах в идеализме сознание понимается как субстанция, все остальное лишь еѐ производное. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция, субстанция, сознание есть производное материи.

Вульгарный материализм – вульгарными их знания считали из-за примитивного понимания психики: мозг так же вырабатывает мысль, как печень – желчь. Содержание сознания сводится к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9

 

1.Философия софистов: гносеологический и этический релятивизм.

2.Сущность и основные свойства сознания (активность, свобода, универсальность, интенциональность, субъективность, целенаправленность). Самосознание.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь