Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия софистов: гносеологический и этический релятивизм.



Одной из заслуг софистов явилась переориентации философииот натурфилософских проблем на проблемыпознания общества и человека. Среди наиболеевидных софистов выделяют: Протагора, Горгия, Гиппия и др.

 

Для философии софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

 

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

Протагор - основатель школы софистов. Наиболее известноизречение Протагора, что «человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Протагор провозглашает человекаединственной мерой истинности суждений: любое человеческое знание опосредованочеловеческой субъективностью, индивидуальностью, следовательно, относительно. Такимобразом, если человек – мера всех вещей, то все ставится в зависимостьот его оценки, тоесть превращается вотносительное. Это касается не только знания, но и этических норм ирелигиозных представлений – этический релятивизм.

 

Идею относительности любого мнения и знания о мире выразил Горгий.

 

Он говорил:

1) истины нет (как кому кажется, так оно и есть)

2) если она и есть, то ее нельзя мыслить

3) если даже ее можно мыслить, ее нельзя высказать (ибо каждый вкладывает в слово

только свой, ему доступный смысл) – истина у каждого своя

 

Такая позиция софистов называется гносеологическим релятивизмом. Софистыограничивались установлением различий, останавливаясь на индивидуальном, частном исубъективном. Абсолютизируя индивидуальное, особенное и субъективное, они забывают обобъективном, общем, едином.

 

2.Сущность и основные свойства сознания (активность, свобода, универсальность, интенциональность, субъективность, целенаправленность). Самосознание.

Сознание - это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, формирования своего «Я». Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, самоформирования своего «Я». В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, наделяет переживания смыслом. В истории философии сложились идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание понимается как субстанция, все остальное лишь её производное. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность (Платон, Н. Бердяев, Г. Гегель). Субъективный идеализм, представленный трансцендентальной концепцией сознания (И. Кант), понимает его как специфическую общечеловеческую идеальную активность. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция материи, ее производное. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бухнер) сводит содержание сознания к физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

Современное представление о сознании характеризует его посредством выделения следующих свойств: Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в них предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникают. Интенциональность характеризуется направленностью сознания на предмет. Рефлексивность есть способность сознания делать предметом изучения свое собственное содержание. Активность сознания проявляется в его возможности отражать мир целенаправленно и избирательно, конструировать теоретические модели, объясняющие действия, явления, мир в целом. Целеполагание заключается в способности сознания человека ставить цель и планировать последовательность действий, тем самым, направлять деятельность, прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор методов, форм, видов деятельности, направленных на достижение целей. Свобода сознания заключается в том, что оно может выбирать, действовать по- другому, чем в предыдущие разы, перебирает варианты, делает выбор, останавливаясь на том, что будет важным, лучшим, значимым. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает человека существом универсальным. Субъективность сознания выражается в принадлежности сознания субъекту, индивиду, как проявление его индивидуальности. Сознание человека обладает свободой, которая проявляется в способности располагать множеством возможных вариантов действия, преодолевать пространственно-временные ограничения, строгую причинно-следственную связь. Именно свобода сознания есть основа свободы воли. Сознание выполняет следующие важные функции: 1. Познавательная функция заключается в адекватном отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. 2.Оценочная (или аксиологическая) функция проявляется в субъективном отношении к действительности, в оценке получаемой о ней информации (например, степени адекватности и полноты знания). 3.Аккумулятивная функция реализуется в накоплении знаний, полученных из непосредственного, личного опыта, а также добытых современниками или предшествующими поколениями. 4. Функция постановки цели осуществляется в способности человека ставить цель и планировать в соответствии с ней свои действия. 5.Конструктивно-творческая функция обнаруживается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. 6.Управленческая функция сознания заключается в регулировании действии человека и общества (общественное сознание). 7.Коммуникативная функция состоит в способности человека общаться с другими людьми посредством языка.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10

 

1. Этический рационализм Сократа.

2. Сознание и мышление. Сознание и язык.

 

1.Этический рационализм Сократа.

*Я знаю, что ничего не знаю

-В центр своей философии ставит непроблему натурфилософии, а проблемы человека, морали и познания.

-Диалектика, как искусство спора, метод заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

-Применял повивальное искусство, именуемое майевтикой. (Сократ – «повивальная бабка»). Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

-Первым указал, что знание носит понятийный характер. Материальный мир познать невозможно (агностицизм), душа доступна для познания.

-Сократ тесно связываетпонятия добродетели и знания - этический рационализм. Ведь только человек, знающий, чтотакое справедливость и имеющий представления о добродетели вообще, может поступать согласно справедливости и быть счастливым. Поэтому необходимо, прежде всего, познатьсамого человека: «Познай самого себя», – эти слова часто повторял Сократ. (познать себя, значит найти общие для всех людей нравственные качества). Знание идобродетель – всегда одно, они носят абсолютный, а не относительный (как у софистов) характер.

-Центром внимания Сократа был человек, человек познающий. Сократ обратил внимание на проблемы, касающиеся человеческой жизни и, преждевсего, на нравственные принципы людей. Философ должен размышлять не о природе, а очеловеке, и разрабатывать учение о том, как следует жить и поступать одновременно и целесообразно, и нравственно.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 8. Русская философия XVIII-XX веков
  2. Аналитическая философия: основные области исследования, методология
  3. Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.
  4. Античная философия. Милетская школа. Гераклит, Пифагор, Демокрит.
  5. Арабо-мусульманская философия
  6. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  7. Билет 1. Философия как разновидность мировозрения.
  8. Билет 1.Философия. Ее роль в жизни общества.
  9. Билет 2. Античная философия.
  10. В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
  11. Вопрос 15: Сознание как предмет философского осмысления. Многомерностьи полифункциональность сознания, философия и когнитивные науки о структуре и функциях сознания
  12. Вопрос 1: Философия, мировоззрение, культура.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2388; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь