Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современные проблемы философии человека (сущность и существование, телесное и духовное).



Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании. В истории развития науки о человеке ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. Итак, вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком.

Вместе с тем, человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. Данная целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек представляет собой единство трех основных структур — биологического, социального и психического

после создания Ч. Дарвином эволюционной теории получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека.

По мнению Э. Кассирера человек не столько рациональное животное, сколько животное, сколько животное символическое. Древний человек проявил себя как искатель смысла, творец видений, нежели как создающий орудия труда. Еще не было никаких орудий труда, но уже была магия. Мистические песнопения и танцы составляли сущность человеческой природы и определяли его предназначение еще до того, как первый булыжник был обтесан для топора.

Льюис Мэмфорд считает, что что человек, главным образом, использующим ум, производящим символы, самосовершенствующимся животным и основной акцент его деятельности - его собственный организм. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало, что мог сделать в окружающем мире.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека.

Понятие «личность» достаточно богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, то есть совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.

телесность - категория современной философии, понимающая тело человека как продукт культуры, то, что всегда изготавливается, формуется, включая не только внешние, но и внутренние характеристики (способы жестикуляции, формы сексуальности).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №31

 

1. Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).

2. Биологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.

 

1.Герменевтика: основные идеи (понимание как метод, принцип герменевтического круга).

Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым.Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: " герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; " герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский ), которые занимались " расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу современных философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера, М, Г. Гадамера, П. Рикера.

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода — грамматический и психологический. С помощью первого выявляется " дух языка", с помощью второго — " дух автора".

Толкование текста имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации — искусственного " вчувствования", " вживания" в душу автора произведения; сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: • положенность — человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале " положен", то есть он есть, а уже затем мыслит); • понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпретация (человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).

Исходной для герменевтики является ситуация непонимания - неясности смысла целого текста или его фрагментов. Понимание предстает как процесс обретения или восстановления смысла текста. Понимание становится проблемой тогда, когда нарушается взаимопонимание и возникает рефлексирующий вопрос о том, как другой, которого нужно понять, пришел к своей точке зрения. Для понимания другого важно исключить предрассудки, предвзятость, быть открытым для принятия иной точки зрения. Поэтому понимание есть не столько поиск истины, сколько раскрытие смысла непонятного текста.

2.Б иологическое и социальное в человеке. Проблема антропосоциогенеза.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие«Человек» - родовое, выражает общие черты человеческого рода, социализированного человека. Индивидуальность – самобытные неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду. Личность – социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействием с обществом. Подлинная личность динамична, это всегда творчество. Современный человек – освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. По природе своей, человек существо активное, деятельное. В ходе деятельности человек изменяет не только окружающий мир, но и собственную природу.
Социальное наследование осуществляется в ходе социализации.
Социализация – процесс становления личности, происходящий прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Человеку присущ коллективный образ жизни. Человек – биосоциальная проблема –соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретенного и унаследованного, культурного и дикого в человеке. Под биологическим принято понимать анатомию человеческого тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа, сказывается на индивидуальности человека, развитии его способностей. Под социальным понимают способность мыслить и практически действовать, духовность, отношение к внешнему миру, гражданскую позицию и т.д.

Существует три точки зрения на проблему биологического и социального в человеке:
1. биологизаторская трактовка человека (Фрейд);
2. социализаторская трактовка человека (Мор, Кампанелла);
3. синтез биологического и социального: признает, что человек живет и в природном и в социальном мире, но основные качества человека – мыслить и практически действовать имеют социальное происхождение.
Суть биосоциальной проблемы в том, что человек должен сохранять биологическуюприроду как основу существования. Задача – совместить природное и социальное в человеке, привести в состояние согласия и гармонии.

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №32

 

1. Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст).

2. Личность и социальные ценности. Проблема свободы и ответственности личности.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь