Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экономическая и социальная сферы общественной жизни.
Материальная сфера об щества - сфера функционирования материального производства. Представляет собой единство производительных сил общества и производственных отношений (К.Маркс). материальное производство - конкретно-историческая целостность, системное единство производительных сил и производственных отношений, продуктом функционирования и развития которых являются средства к жизни, сам человек как общественное существо, их постоянное воспроизводство. производительные силы общества - это объективные отношения людей к природе, возникающие в процессе производства материальных благ. Производительные силы - это силы общества, которые воплощены в воздействии человека как совокупного работника производства с помощью и посредством средств труда на предмет труда в целях получения необходимого продукта. производственные отношения - это объективные отношения между людьми по поводу владения, использования и распоряжения средствами производства и продуктами человеческой деятельности, которые складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. деятельность - субстанция общественной жизни, специфически человеческая форма активного отношения к миру, содержание которой составляет его целесообразное осмысление, изменение и преобразование. Она - есть единство объективного и субъективного. Социальная сфера - сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей. К выделению социальной структуры общества существуют следующие подходы: классовый подход, теория материальной стратификации, теория социальной мобильности. социальная структура общества - совокупность исторически сложившихся социальных общностей и отношений между ними. страта - термин в социологии, используемый для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками (величина дохода, фактор власти, отношение к собственности, занятость, образование и др.). Этот термин позволяет провести различия между формами социального ранжирования и неравенства, характеризующими любое общество и зачастую употребляется в значении, близком по смыслу понятию " класс". В зависимости от сферы, в которой осуществляется стратификация, можно говорить о различных её видах: профессиональная (рабочий – мастер – начальник цеха – руководитель предприятия; учитель – завуч – директор школы; медсестра – врач – зав. отделением – главврач и т.д.); политическая (член партии – лидер партии); экономическая (бедные – средний класс – богатые). В философии марксизма " классы" – это большие группы людей, объединённые по их месту в процессе производства и отношению к собственности на средства производства. Отношения между классами в данном случае имеют антагонистический характер (например, буржуазия и пролетариат в капиталистическом обществе). Стратификация может быть дополнена описанием социальных общностей, объединённых не по принципу иерархии, а на основании следующих существенных социальных признаков: • сфера приложения труда (рабочие, крестьяне, бизнесмены, а также представители профессиональных общностей: учителя, врачи, продавцы и т.д.); • этническая и национальная принадлежность (народы и этносы); • половозрастные характеристики индивидов (демографические общности: дети, подростки, пенсионеры и т.д.); • место проживания (территориальные общности: сельские жители, горожане, жители столицы, население Дальнего Востока и т.д.).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25
1. Иррационализм А. Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание). 2. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество. Иррационализм Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание). Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля - это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных - это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира - «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом.
Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество. Политическая сфера общества включает в себя следующие элементы: государство, партии и общественные организации, участвующие в политической власти, политическое сознание и политические отношения. Политические отношения - это отношения между социальными общностями по поводу государственной власти и ее устройства. Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление в пределах определенной территории. Признаки государства: На первых порах развития государственности все силы направлены на развитие господствующей социальной общности. С развитием товарно-денежных отношений происходит гражданская переориентация государства. Теперь целью государства является обеспечение условий развития нового гражданского общества, центральная фигура которого - собственник. Гражданское общество предполагает правовое государство. В правовом государстве достигается первенство правового закона, и государство признает это первенство. В гражданское общество государство не входит, это негосударственная часть общества, основанная на автономии индивидов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26
1. Философия Ф. Ницше (понятие воля к власти, концепция сверхчеловека). 2. Духовная сфера общества. Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания). 1.Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека). Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов - это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир - это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя - самоутвердиться.
«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которой еще не было в мире - плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы