Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение: сущность, структура, функции.



Мировоззрение: сущность, структура, функции.

Мировоззрение – система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, с помощью которых человек оценивает мир и своё место в мире. Это ядро самосознания личности.

Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. Посвоей сущности мировоззрение - это такая форма общественного сознания, котораянеобходима индивиду для повседневной ориентации в жизнедеятельности.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют 2 уровнямировоззрения:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Если на жизненно-практическом уровне мировоззрение формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то нарационально-теоретическом оно складывается сознательно и целенаправленно.

Структура мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственные составляющиемировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальная составляющая мировоззрения, на уровнерационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно историческиконкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых ииндивидуальных вариантов.

 

Структура мировоззрения (по Кузнецовой):

-Познавательный компонент – знания (совокупность знаний – бытовых, обыденных, профессиональных и т.п.

-Эмоционально-волевой – личные взгляды и убеждения (убеждение – твердая уверенность человека в правоте и истинности)

-Ценностный – ценности, идеалы и нормы (ценность – свойство удовлетворять потребностям человека)

-Практический – действия (реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах)

Функции мировоззрения:

1. Познавательная (мировоззрение формирует знания человека о мире);

2. Ценностная (мировоззрение определяет ценности человека);

3. Социальная (мировоззрение помогает человеку ориентироваться в обществе).

 

Проблема бытия в философии. Формы бытия. Значение проблемы бытия для медицины.

Бытие - понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее - онтология.

Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - тождественные понятия. Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Что же существует? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.


Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.
Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная - созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня.

Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).
Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного).

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2

 

1. Мифология и религия - первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходство и различие).

2. Движение и его свойства. Классификация форм движения материи.

 

Мифология и религия – первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходства и различия).

 

Исторически первой формой мировоззрения была мифология. В первобытномобществе мифология - основной способ понимания и объяснения действительности, это -господствующее мировоззрение. Происхождение мира, Вселенной, человека, вопросысоциального устройства, отношения между людьми и другие проблемы миропонимания – вотхарактерный круг вопросов, которые находят свое специфическое отражение в мифах.

 

Миф – особый вид мироощущения, образно-эмоциональное, синкретическое знание о мире и своём месте в этом мире.

 

Особенности мифа: антропоморфизм (подобный человеку) – перенесение человеческих переживаний, эмоций на окр.мир.; миф всё отождествляет- синкретизм (предмет и образ предмета, естественное и сверхъестественное; предмет – объективное, существующее вне зависимости от нашего сознания, образ предмета- то, как предмет субъективно существует в нашем сознании)

 

Положительные черты:

-миф выдаёт желаемое за действительное

-создает обнадёживающую картину мира, даёт надежду, учит преодолевать проблемы вместе

-функция мифа – социализация – миф передает человеку знания о нормах, правилах, традициях, ценностях и идеалах, с помощью которых человек вписывается в коллектив.

 

Недостатки:

-Человек в мифе познает себя, а не мир

-Миф не критичен, он отождествляет субъективное и объективное

-Миф обезличивает личность, требует, чтобы человек жил как все

-Миф – повествование, не требует разрешения вопросов, аргументации ответов, постановки проблемы

-В мифе воспроизводится статичная картина мира, которая требует полноты изложения, не терпит изменений. Миф построен по контрасту, существует бинарная позиция: «абсолютное добро» - «абсолютное зло»

 

 

Религия – форма духовно-практического освоения человеком мира, в которой естественным (земным) силам придается статус сверхъестественных.

 

Особенности:

 

-Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.В религии отсутствует размышлениечеловека над своими взглядами, психическими состояниями, отсутствует их оценка. (Есть представление о должном и егоследует придерживаться)

-Четко делит мир на естественный и сверхъестественный, возможность обратной связи- культ (обряды, ритуалы, с помощью которых существует обратная связь)

-Культ и вера – важнейшие атрибуты религии. Вера – способ осознания мира религиозным сознанием, убежденность человека в чём-либо, не требующая доказательств

-Догматизм

-Основные функции – иллюзорно-компенсаторная, воспитательная, нормативная

-Возвращает нас к себе, напоминает о стыде, религия имеет этическую направленность. В религиозном мировоззрениибольшое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. Врелигиозном мировоззрениикультивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

 

 

Общее Различия
Вера в сверхъестественное Деятельность фантазий и воображения Миф отождествляет, а религия разделяет мир естественный и сверхъестественный

 

Фалес

Фалес как ученый:

1. принес в Элладу из Египта геометрию(установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник)

2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев

3. объяснил причину солнечного затмения

Фалес как философ:

Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес.

Фалес считал первоосновой воду (архэ) - " все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это " физис" (жидкое состояние вещества).

Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем.

С другой стороны, это не просто вода, а вода " разумная", божественная.

Мир - изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением»

Первопричина мира – соотношение противоположностей.

 

Анаксимандр

Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

• первоначалом всего сущего считал " апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится

«апейрон» содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени)

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы" ) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина)

Анаксимен

-первопричиной всего сущего считал воздух

Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. " Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную"

-выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)

-проводил параллели между душой человека (" психэ" ) и воздухом (" пневмой" ) - " душой космоса"

- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами

 

Гераклит

• первоначалом всего сущего считал огонь

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (" в одну и ту же реку нельзя войти дважды", «всё течёт, всё изменяется»)

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории

• признавал относительность окружающего мира (" морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим)

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум

• выступал за материальность человеческой и мировой души

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности

движущей силой всех процессов считал борьбу: " война (борьба) есть отец всему и мать всему"

 

Парменид и Зенон

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.

-Поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же)

(Мысль и то, что я мысль – одно и то же)

-Полностью исключает движение (По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).

-В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.

Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.

Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.

 

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.

-Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.

-Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

-Из не подвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания

-Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем

-Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может закончиться, так как оно не может начаться

-Второй - АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его.

-Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.

2.Проблема сознания в истории философии: основные концепции.

Сознание – это особое состояние духовной активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Каждая эпоха имела свои представления о сознании. Античная культура открыла одну сторону сознания – направленность на объект, на мир. Философия античности космоцентрична, античный человек живет космосом, вещами, нет навыка сосредоточения на самом себе. Христианство породило потребность во внутреннем сосредоточении на собственных переживаниях. Теоцентризм средневековой культуры, необходимость общения с Богом породили новую практику общения – молитву, исповедь. В ней человек должен отключиться от потока жизни, сосредоточиться на себе

Плотон выделял 3 уровня духовности: 1)высший – связь человека с Богом; 2)уровень рефлексии и разрушений, связанных с мирской жизнью; 3)господство инстинктов и страстей.

Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше обозначил словами: «Бог умер! ». Переосмысление проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и небесному. Сознание теперь понимается как чисто интеллектуальная деятельность. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем победили правила логики.

Маркс утверждает, что сознание есть субъективный образ объективного мира. В структуре внутреннего опыта сознания стали доминировать материальные интересы и сознание стало ничем иным как осознанием этих интересов. Морально все, что приносит материальный успех.

В философии условно можно выделить следующие подходы к пониманию сознания: 1. монистический; 2. дуалистический.

Дуализм признает равноправное существование двух субстанций: материи и сознания, каждая из которых развивается по своим собственным законам и существует независимо от другой.

Материалистическая и идеалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание есть особая нематериальная свободная по своей сущности духовная активность. Материя в рамках этого понимания представляет собой деградирующее сознание, потерявшее свою активность.

Объективный идеализм – сознание абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность. (Платон, Бердяев, Гегель). Идеи первичны, а действительность, в которой живет человек – вторичны. Идеи не являются продуктом человеческого разума, напротив, идеи существуют вне и независимо от человеческого разума.

Субъективный идеализм: трансцендентальная концепция сознания – Кант – сознание есть специфическая общечеловеческая идеальная активность. При всех различных вариантах в идеализме сознание понимается как субстанция, все остальное лишь еѐ производное. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция, субстанция, сознание есть производное материи.

Вульгарный материализм – вульгарными их знания считали из-за примитивного понимания психики: мозг так же вырабатывает мысль, как печень – желчь. Содержание сознания сводится к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9

 

1.Философия софистов: гносеологический и этический релятивизм.

2.Сущность и основные свойства сознания (активность, свобода, универсальность, интенциональность, субъективность, целенаправленность). Самосознание.

 

Творчество и познание.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности - творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.

 

Вопрос о сущности творчества как такового всегда был одним из центральных в философии и ставился и решался этот вопрос по-разному в разные исторические эпохи и в разных философских направлениях и школах.

В эпоху Возрождения творчество осознается, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. В XVIII в. Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной силе воображения, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа - высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.

 

В философии XIX-XX вв. наиболее развернутая концепция творчества дана видным французским представителем философии жизни А. Бергсоном - особенно в работе " Творческая эволюция". Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту как " механически-технической деятельности". Французский мыслитель понимает творчество как непрерывное рождение нового, оно составляет сущность жизни. Оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде новых образов, переживаний, идей) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.

Большое внимание проблемам творчества уделяли русские философы XIX-XX вв., в частности Н. А. Бердяев - в работе " Смысл творчества". Центральным стержнем этой работы становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения. Основной принцип названной работы - принцип " антроподицеи" - оправдание человека в творчестве и через творчество.

 

Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального - того, чего раньше не было. В этом процессе " задействованы" все таланты и способности познающего субъекта - его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. - в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания - умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

 

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Таким образом, творческое познание - это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика - мысленное прогнозирование будущего. Тем самым творчество (в том числе в познавательной своей форме) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности - создающего новые по замыслу материальные, культурные, духовные ценности. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16

 

1. Основные проблемы и идеи философии Нового времени (гносеоцентризм, проблема метода научного познания).

2. Наука и общество. Функции науки. Роль науки в решении глобальных проблем современности.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19

 

1. Философия Просвещения (рационализм, сциентизм, деизм, теории прогресса, теории общественного договора).

2. Специфика научного знания. Понятие парадигмы, этос науки. Нравственная ответственность ученого.

1. Философия просвещения (рационализм, сциентизм, деизм, теории прогресса, теории общественного договора)

XVIII век традиционно называют веком Просвещения. В это время выдвигается претензия на полное господство разума над всей действительностью и обосновывается возможность рационального регулирования жизни. Представители: Джордж Беркли, Давида Юма, Христиан Вольф.

Просвещение определяется применением разума и самостоятельными достижениями думающего индивида. Характерным для Просвещения является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разумному решению любых вопросов. Религия подвергается проверке разумом с целью выделения из нее «суеверий» и замены более рациональной набожностью. Особой заботой просветителей является достижение взаимной терпимости (толерантности) религиозных общин. Распространяется деизм, убеждение, согласно которому Бог создал совершенный мир и не вмешивается более в его функционирование.

Существенным оказался вклад просветителей в теорию современного государства. Ими формулируются такие важные принципы, как теория договора, согласно которой господство нужно рассматривать как договор между народом и правительством; принцип народного суверенитета, по которому вся полнота государственной власти принадлежит народу; принцип разделения властей, который гласит, что власть должна быть поделена между различными взаимоконтролирующими органами с целью исключения злоупотреблений.

Идея Просвещения – это идея развития человечества на основе расширяющегося применения разума и связанного с ним нравственного порядка. Просвещение учит человека быть хозяином своих действий, опираться на собственный разум. Вносит перспективную идею: идеалы – не позади, а впереди. Идеал – регулятивная идея. Разрываются бытие и ценность (ценность – идея, ее еще нет). Светлое будущее начинает обожествляться, вытесняя Бога (ценностная альтернатива религии). Бог уже не столь необходим. Становится возможным атеизм. Отсюда – энциклопедизм: словари, журналы, брошюры, нравоучительные романы.

Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. Тогда он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития.

Сциентизм —концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования.

Теории прогресса. Идея прогресса была одним из главных достижений философии истории XVIII в. трактуется как бесконечное поступательное развитие.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20

 

1. Философия И. Канта: гносеология и этика.

2. Закономерности развития науки (традиции, новации, научные революции).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21

 

1. Метод и система философии Г.В.Ф. Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип тождества бытия и мышления, диалектика).

2. Методы научного познания.

1.Метод и система философии Гегеля (понятие абсолютной идеи, принцип бытия и мышления, диалектика).

Гегель - нем. философ, объективный идеалист. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

 

Полож-я:

1) действительность есть Дух

2) форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез).

3) св-ва Духа: активность, бесконечность, постоянное самопознание.

4) из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действительное – разумно, а всё разумное действительно.

5) система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.

Логика (дух в себе) Природа (дух в ином) Чистый дух (дух в себе и для себя)
Бытие (качество, количество, мера) Механика (время/пространство, материя/движение, всемирное тяготение) Субъективный дух (феноменология, антропология, психология)
Сущность (чистая сущ-ть явление, действит-ть) Физика (магнетизм, электричество, химизм) Объективный дух (этика, право, нравственность)
Понятие (субъективное объективное, идея) Органика (геология, ботаника, зоология) Абсолют дух (искусство, религия, фил-я)

Метод Гегеля это последовательность и способ самопознания духа называющийся диалектикой. Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

 

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

 

Методы научного познания.

Научная деятельность реализуется через методы. Учение о методах, принципах, средствах и процедурах научного познания называется методологией. Это учение имеет в целом философский характер, хотя и использует подходы теории систем, логики, семантики, информатики и др Философский характер методологии определяет то обстоятельство, что никакая конкретная наука, оставаясь в рамках своих познавательных задач, не может сделать предметом познания те методы, которые сама же использует (например, физика использует разного рода измерения, но процедура измерения не может быть предметом физического знания).

Методы классифицируются по степени общности:

– частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи (например, методы механики, физики, химии и т.д.);

– общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук (например, структурный, вероятностный, системный и др.);

– философские – универсальные методы, наиболее древними из которых являютсядиалектика и метафизика.

По уровням научного исследования можно классифицировать:

1.методы эмпирического исследования 2. методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования 3. методы сугубо теоретического исследования
наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент; абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация.

I. Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования, присутствует не только при реальном контакте с объектом, но и в нашем воображении (знаковое наблюдение – чтение, математика). Итогом наблюдения является описание.

В структуру наблюдения включают: объект, наблюдатель, условия наблюдения, приборы (инструменты), базисные знания. Научное наблюдение требует протоколирование всех явлений (чтобы учёного могли проверить).

Наблюдения: прямые (объект доступен) и косвенные (объект не доступен, доступны только его следы и т.п., которые он оставил).

Требования, предъявляемые к научным наблюдениям:

· четкая постановка цели наблюдения;

· выбор методики и разработка плана;

· системность;

· контроль за надежностью и корректностью результатов наблюдения;

· обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных;

Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины к другой однородной величине, принятой за единицу.

Описание – фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте.

Эксперимент – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаться и контролироваться самим исследователем.

II. Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.

Анализ и синтез - разложение целого на составные части/объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

Индукция и дедукция - формы умозаключения, посредством которых осуществляется переход а) от единичных фактов к общим положениям; б) движение познания от общего к частному

Моделирование - реальная система заменяется абстрактной системой

III. Восхождение от абстрактного к конкретному – научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, которое отталкивается от чувственного многообразия конкретного и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному. Конкретное – совокупность всех определений предмета, целостное систематизированное знание о предмете. Абстрактное знание – это знание одностороннее, фиксирующую ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире

Формализация – отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованный язык). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), отношение знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

Научное знание, получаемое с помощью данных методов, - это логически организованная система знаний, отражающая существенные, необходимые закономерности действительности.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22

 

1. Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

2. Понятие общества в истории социально-философской мысли.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23

 

1. Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.

2. Общество как система, его свойства как системы: целостность, устойчивость, самодостаточность.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25

 

1. Иррационализм А. Шопенгауэра (воля к жизни, жизнь как страдание).

2. Политическая сфера жизни общества. Правовое государство и гражданское общество.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26

 

1. Философия Ф. Ницше (понятие воля к власти, концепция сверхчеловека).

2. Духовная сфера общества. Общественное сознание и его структура (теоретический и обыденный уровень общественного сознания, общественная психология и идеология, формы общественного сознания).

1.Ницше (понятие о воли к власти, концепция сверхчеловека).


Поделиться:



Популярное:

  1. Абсолютные и относительные ссылки. Стандартные формулы и функции. Логические функции
  2. Банковская система и предложение денег. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Создание денег банковской системой. Банковский мультипликатор. Денежная база.
  3. Вопрос №2: Служба закупок, ее цель задачи и функции. Формы построения службы закупок.
  4. Вопрос №2: Служба сбыта, ее цель, задачи и функции. Организационное построение службы сбыта.
  5. Глава 1. Общая характеристика подчиненной функции.
  6. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции.
  7. Государство и его функции. Методы государственного регулирования экономики.
  8. Гражданско-правовой договор: понятие, значение, функции.
  9. График функции. Свойство монотонности функции
  10. Деньги и их функции. Виды денег.
  11. Деньги и их функции. Основные агрегаты денежного предложения
  12. КРОВЬ. СОСТАВ КРОВИ И ЕЕ ФУНКЦИИ. ПЛАЗМА.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 4247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь