Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема свободы и ответственности в жизнедеятельности личности. Детерминизм и фатализм.



Одним из основополагающих понятий в человеческой истории выступает понятие «свобода». Это понятие многогранично, многоаспектно. Свободу можно понимать как смысл и цель человеческого существования и как ересь, тягчайшие преступления; как пустую функцию и как путь к божественному благу, спасению души; как средство восстановления человеческого достоинства и как путь к социальному равенству. Диапазон этого понятия включает также спектр социальных проявлений (свобода «от») и многообразие положительного (свобода «для»).

В истории философской мысли свобода трактуется двойственно: во первых, как последствие природной и надприродной детерминации (Бог - Абсолют), во-вторых, как самодостаточная сила, которая определяет весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше).

Свобода характеризует сущность человека и его существование, состоящее в возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Свобода – это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своей цели, которая имеет для него определенную ценность.

Свободу может иметь только человек, наделенный волей. Это позволяет ему реализовать свои внутренние потенциальные силы и возможности. Сила воли – понятие, которое означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных заданий и целей личности.

Свобода воли должна быть осознанной, соизмеренной с волей других людей, общностей, с правовыми нормами. Волевая деятельность, волевые отношения людей в целом детерминируются экономически и политически, но лишь обобщенно. Реально они настолько самостоятельны, что являются относительно автономной сферой человеческой деятельности. Свобода воли – это реальный фактор человеческого существования, общественной жизни, это есть свобода выбора.

Волевые качества человека отчасти определяются генетически, отчасти воспитываются внешней средой, составляя структуру характера личности. Волевой акт имеет характер духовного явления, который выражает ответственность. Свобода противоположна импульсивным желаниям и устремлениям, а также в ряде ситуаций, и жизненным потребностям человека (в случаях самоубийства).

Свобода человека проявляется в его творчестве. Без свободы творчества нет нового, нет жизни (М. Бердяев). Без свободы творчество заканчивается. В то же время следует учитывать, что в развитии природы и общества господствует необходимость. Она первична. В природе и обществе необходимость существует в форме объективных знаков. Человек, не познавший их, остается не свободным. Чем глубже и полнее человек познал их, тем свободнее и осознаннее является его деятельность.

В этом плане, свобода – есть познание необходимости и действие в соответствии с этими знаниями.

Применительно к личности, живущей и действующей в обществе, свобода есть право делать все, что дозволено законами, выражающими познанную необходимость. Если человек познал необходимость и знает, как поступать, чтобы достичь поставленной цели, то он утрачивает зависимость от нее. Необходимость становится внутренним содержанием его знаний и умений. Человек как бы освобождается от внешнего проявления необходимости и получает возможность действовать свободно. Проявление воли в соответствии с необходимостью обуславливает достижение желаемой свободы, т.к. человек поступает так, как диктует ему воля, а не по принуждению.

О свободе можно говорить только тогда, когда у человека есть выбор не только целей деятельности, но и выбор средств, необходимых для ее осуществления. Объективным условием свободы выбора является существование спектра возможностей. В этом случае мера возможности прямо пропорциональна мере необходимости: возможно то, что не противоречит объективным законом и имеет для реализации соответствующие условия. Кроме этого, человек должен влиять на создание соответствующих условий, с помощью которых он может реализовать желаемую возможность. Каждый выбор связан с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от других.

Определение общего понимания свободы позволяет выделить и ее конкретные аспекты. Среди них на первом плане выдвигается экономическая свобода, предполагающая свободу принятия экономических решений, действий; политическая свобода, состоящая, в первую очередь, в наборе гражданских прав, которые гарантирую человеку участие в управлении общественными делами; духовная свобода – свободный выбор мировоззрения, идеологии, системы нравственных ценностей, свобода совести.

Свобода личности всегда предполагает ее ответственность. Если свобода означает для личности возможность выбора той или иной формы действия в конкретной ситуации на основе познанной необходимости, то ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановки решения, предвидеть последствия своих действий и наконец личность должна отвечать перед кем-то: перед обществом, перед судом, руководителем, Богом или своей собственной совестью. Отвечать (отсюда термин «ответственность») приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят человека в положение обвиняемого. Этика ответственности – это этика поступка; если поступок не состоялся, нет и ответственности.

Люди, у которых отсутствует свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственными за последствия своей деятельности, ибо это не ими обусловленные и потому не их поступки. Поэтому их нельзя судить и осуждать. Также человек конформистской склонности, т.е. склонную подчиняться, принимать разные навязанные ей позиции, только с определенной натяжкой можно охарактеризовать как личность.

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорционально: чем больше свободы человеку предоставляет общество, тем более и его ответственность за использование этой свободы. Боязнь ответственности, готовность принять ее на себя – черта личности, лежащая в основе доверия к ней.

Социальная ответственность личности проявляется в различных формах: политической, правовой, моральной, административной. Существует еще индивидуальная, коллективная и различные виды профессиональной ответственности. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В обществе не может быть личности, свободной от ответственности в какой-либо форме.

60. Роль личности в истории. У. Джеймсь соч. «Личность». Критика волюнтаризма и фатализма.

Важно иметь в виду, что история как бы суммирует не толь­ко активность людей, но и их пассивность, выжидание лучшего, свойственную многим надежду на то, что-де и без меня все образуется. Чем бы ни была вызвана к жизни такая позиция, она вхо­дит в историю в качестве отрицательной величины. Прекрасного завтра может и не быть, если не бороться активнейшим образом за его осуществление.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти современников и их потомков. Роль таких личностей, которых принято называть выдающимися илиисторическими, столь велика и очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу и двигатель истории.

В теоретическом плане основой этих взглядов было идеалистическое понимание истории. Такая методологическая установка вела к недооценке деятельности народных масс и преувеличению

роли тех личностей, которые были связаны с производством идей: идеологов, политиков, законодателей и т. д.

Создавая материалистическое понимание истории, основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что деятельность исторической личности зависит от объективных условий.

Личность не может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может сделать чрезвычайно много.

Социальная определенность личности находит свое выражение в категориях социального статуса и социальных ролей. Эти понятия, определяют место индивида в социальной системе, конкретизируют его образ жизни и социальные функции личности.

Понятия социального статуса и социальных ролей связаны между собой как возможность и действительность, как потенциальное иактуальное бытие. Их взаимная связь означает, что всякий статус может быть реализован в той или иной совокупности ролей, обусловленных как этим статусом, так и индивидуальными особенностями личности.

Соотношение социального статуса и социальных ролей является одним из аспектов свободы. Тот общественный строй является болеесвободным, который, устраняя жесткую фиксированность статуса личности, вместе с, тем допускает большее число ролевых проявленийличности в пределах каждого статуса.

Границы ролевого поведения личности в обществе четко определены, поскольку смещение разлых функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Для обеспечения границ ролевого поведения используется целая система социального контроля.

Многоплановость жизни общества предопределяет и разнообразие социальных ролей личности. Студент должен уяснить исходную, базисную роль личности, которая состоит, во-первых, в том, что личность является тружеником. Во-вторых, личность всегда стремится выступать в роли собственника, используя для этого результаты своего физического или интеллектуального труда. В-третьих, личность всегда проявляет себя как потребитель производимых обществом ценностей. В-четвертых, личность выполняет роль семьянина, состоящую в хозяйственно-бытовой деятельности и воспитании своих детей. В-пятых, личность выполняет роль гражданина в соответствии с предоставленными ему правами и обязанностями. В-шестых, личность играет решающую роль в защите своей страны от любых форм внешней агрессии.

Перечисленные основные социальные роли все взаимосвязаны и выполняются личностью в зависимости от социальной зрелости ипрофессиональной подготовленности.

Степень этой зрелости и уровень активности определяют роль индивида в обществе, являются убедительным основанием для разделения личностей на рядовые и выдающиеся, а, следовательно, определяет и их роль в историческом процессе.

В связи с этим следует уяснить существующие представления о роли личности в истории.

Волюнтаризм отрицает объективный характер законов общественного развития и утверждает, что развитие общества зависит от воли «героев» ведущих за собой «толпу». Здесь провозглашается идея об определяющей роли личности в историческом процессе.

Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.

Ведущим тезисом современной социально-философской науки в понимании роли личности в истории является тезис о том, что развитие общества есть закономерный процесс, осуществляемый благодаря деятельности людей. Если вся история слагается из деятельности народных масс и личности, то каждый человек вносит свой вклад в общий поток общественной жизни. Этот вклад зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных качеств личности. А отсюда вывод: наиболее выдающиеся из них оказывают и более глубокое и масштабное воздействие на ход исторических событий.

61. Роль народных масс в историческом процессе.

Следует различать употребление понятия «народ» в социально-философском и в этическом смысле. Этический смысл часто придается этому понятию в художественной и исторической литературе, устной речи. Например, говорят: русский, болгарский, американский народы, имея в виду, главным образом этническую общность.

В социально-философском смысле народ как творец истории — это широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общества. Народ, конечно, состоит из классов. Но понятие «народ» несет в себе и особую методологическую нагрузку: с его помощью отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ — это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Но понятием «народ» охватываются и те эксплуататорские классы, которые на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения и потому являются представителями большинства. Такой была, например, буржуазия, возглавившая в XVII —- XIX веках антифеодальные революции.

Ни один класс не может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и широкие общественные слои. И чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. Но справедливо и обратное: чем большая масса участвует в общественном движении, тем основательнее его результаты. Применительно к нашей действительности это теоретическое положение объясняет всю важность поддержки идей перестройки широкой массой народа. Ее осуществление и тем самым судьбастраны, а во многом и мира в целом определяются степенью практического участия в этом процессе широких масс трудящихся, всех и каждого на своем месте. Как никогда прежде, в XX веке возросла роль и масс и каждой отдельной личности в историческом творчестве.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь