Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творчество Василия Поленова (1844 - 1927)Стр 1 из 17Следующая ⇒
Васи́ лий Дми́ триевич Поле́ нов (20 мая [1 июня] 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926). Жанр: пейзаж, историческая живопись. Стиль: ???? В произведениях «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», Биография и творчество: Родился 1 июня 1844 г. в усадьбе Борок (ныне Поленово в Тульской области) в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. После получении среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств (1863 г.), а чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете. В 1872 г. окончивший оба курса с отличием Поленов награждается поездкой за границу за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже. Визит домой был недолгим; в 1876 г. художник отправился добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну. В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881—1882, 1899, 1909 гг.), Италии (1883—1884, 1894— 1895 гг.). В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882—1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В признание заслуг Поленова в 1893 г. избрали действительным членом Академии художеств. С 1910 г. он занимался развитием провинциальных театров, став через три года руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов. Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886—1887 гг.), «На Тивериадском озере» (1888 г.), «Среди учителей» (1896 г.); в 1877 г. создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат; в разное время делал театральные декорации. По его эскизам были построены церкви в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой (1906 г.). Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Лето» (оба 1879 г.), «Заросший пруд» (1880 г.), «Золотая осень» (1893 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы. Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Здесь с 1927 г. действует музей-усадьба В. Д. Поленова. В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы самой живописи, способной передавать и самые великие замыслы, и все то, чем была полна душа художника, его впечатления, настроение, он заговорил на живописном языке, завораживающем своей чистотой и богатством, умело сочетая в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами. Поленов имел незаурядный дар архитектора, музыканта и композитора, пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера, был талантливым педагогом, театральным и общественным деятелем. Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большого мастера живописи - книжной иллюстрации, сценическому оформлению, прикладному искусству, преодолев тем самым стереотипы отношения к художественному творчеству. Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов. Фактурные решения произведений В.Д.Поленова отличаются красотой и четкостью. Для его работ характерно определенное соотношение холста, грунта, красочного слоя. Отсутствует излишняя перегруженность красочного слоя. Тонкие грунт и красочный слой сохраняют зерно холста, слегка искажая узор его плетения. Это вносит дополнительный эффект вибрации воздуха, переливов цвета зелени и бликов на воде. На изображении неба плотность красочного слоя небольшая. Работа ведется жесткой кистью вязкой краской. Картины: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Лето», «Заросший пруд», «Больная», «Христос и грешница», «Золотая осень»
14. Творчество В.А. Серова
Русский живописец и график, мастер портрета. Родился в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова и пианистки Валентины Бергман. Начал своё образование в классической гимназии, но пройдя в ней только три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству. С 1871 года Бергман с сыном живет в Мюнхене, а с 1874 года — в Париже. С 1878 по 1879 г. в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 г. В 1880 г. поступил в Императорскую Академию Художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909), воспитал плеяду крупнейших художников-экспериментаторов. Член Абрамцевского кружка (с 1875), член Товарищества передвижных художественных выставок (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1900), Союза русских художников (с 1903) и других объединений. Академик (с 1898) и действительный член ИАХ (с 1903). Вышел из Академии в знак протеста после расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года. Был членом Попечительского Совета Третьяковской галереи, сыграл значительную роль в формировании ее коллекции. Серов – величайший русский портретист. В своем творческом методе он блестяще соединял традиции и новаторство. Современным течениям импрессионизму и модерну сумел придать неповторимое авторское своеобразие. Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой, 1887 г., ГТГ Картина передает атмосферу артистизма царившую в Абрамцеве. В ней воплотился идеал «отрадного», определивший дальнейший путь русского импрессионизма. Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой «музы» Абрамцевского кружка. Вокруг портретного изображения девочки Серов «собирает» фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. Помещенную против света фигуру модели, Серов написал в теплых тонах – контрастных холодным тонам пространства. Эти импрессионистические открытия, а также цветовые рефлексы, дробные мазки наполняют изображение внутренним движением, организованным вокруг центрального композиционного треугольника. Картина обладает особой притягательностью благодаря «обратной композиции», развернутой на зрителя. Мика Морозов, 1901 г., ГТГ Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова. Портрет выполнен в импрессионистической манере. Подвижность модели рождается из композиции, построенной на контрасте вертикально расположенной фигуры ребенка и диагональных линий подлокотников кресла. Серов совмещает взгляд сверху и снизу.
Похищение Европы, 1910 г., ГТГ Европа – дочь финикийского царя Агенора. Царь богов Зевс похитил красавицу Европу, приняв вид быка. Произведение создано под впечатлением поездки художника в Грецию. Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры, используя в образном строе картины ритон в виде головы быка из малого дворца в Кноссе на острове Крит, фрески Кносского дворца с мотивом летающих рыб и другие памятники архаического периода. Академическому образу античности Серов противопоставляет архаическую Античность. Европа Серова, в отличие от испуганных героинь произведений старых мастеров, невозмутима. У нее идеально симметричное лицо греческой Коры, она воплощает торжествующее совершенство.
15. Творчество К.А. Коровина
Коровин, Константин Алексеевич — живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. Его отец — Алексей Михайлович, окончил университет, мать — Аполлинария Ивановна, урожд. Волкова, происходила из дворянского рода. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова, с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием. Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова; последний оказал на Коровина большое влияние. Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания. В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. В результате появляются пейзажи: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние.», «Мурманский берег.». Он путешествует в Париж в 1887, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 К. А. Коровин оформляет павильон «Крайний Север», построенный по его проекту в Нижнем Новгороде. Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ). В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ). Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии. Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 г.
Самые известные работы.
В лодке. 1888
Северная идиллия. 1886 Парижское кафе. 1890-е
16. Творчество М.А. Врубеля
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа xix=xx века. Он проявлял свое мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы